and printing center «Scientific book», 2019. — P. 30—35.
10. Gulina D. S. Key Diaspora in the migration system of modern Russia / D. S. Gulin // Sociology. — 2019. — No. 6. — Pp. 55—62.
11. Popkov V. D. «Classic» Diaspora: the question of definitions of the term / V. D. Popkov // the Diaspora. — Moscow, 2002. — No. 1. — P. 6—22.
12. Implementation of the state national policy: the experience of the city of Moscow and the regions of Russia : [collection] / Government
УДК 351.84
of Moscow. — Moscow : GBU «MDN», 2019. — 400 p.
13. Alikhanov V. L. Preservation of ethno-cultural identity in the conditions of diasporas (on the example of the activity of the diasporas of Voronezh) / V. L. Alikhanov // Philosophy and culture in the humanitarian discourse : Materials of the international Scientific and Methodological Conference: Voronezh Central Research Institute-branch of the Federal State Budgetary Institution «REA» of the Ministry of Energy of Russia, 2018. — Pp. 63—66.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИИ
Коды JEL: J18, O18, Z13
Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 5622-8777
Юсупова Т. В., заместитель директора по экономике ООО «Свой дом», г. Воронеж, Россия,
E-mail: [email protected] SPIN-код: отсутствует
Черников А. Н., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: отсутствует
Поступила в редакцию 09.03.2021. Принята к публикации 15.03.2021 Аннотация
Предмет. Понятийный аппарат, используемый в сфере государственного регулирования социальной защиты населения.
Цель. Обзор существующих подходов в отечественной науке к значениям основных понятий, используемых в сфере государственного регулирования социальной защиты населения.
Методология. Исследование основано на системном подходе с применением сравнительного и логического анализа.
Результаты. Охарактеризован понятийный аппарат, используемый в сфере государственного регулирования социальной защиты населения. Раскрыты существующие в отечественной науке подходы к значениям ключевых терминов.
Область применения. Результаты исследования могут быть применены в процессе совершенствования государственного регулирования социальной защиты населения на региональном уровне.
Выводы. В действующем .законодательстве закреплены основные понятия, принципы и приоритеты социальной политики. Часть из них нормативно урегулированы, часть являются предметом изучения и научной дискуссии. Речь идет о таких основополагающих терминах как «социальное государство», «социальная политика», «социальная защита», «социальное развитие». Социальная защита населения находится под влиянием различных процессов, оказывающих воздействие как на приоритеты реализуемых мероприятий, так и на принципы государственного регулирования отрасли. Для понимания корреляции действующих приоритетов в сфере соцзащиты необходимо подобрать терминологию, которая обусловливает направления текущего развития системы и проследить их взаимосвязь.
Ключевые слова: социальное государство, социальная защита, социальная политика, социальное обеспечение, цифровизация.
UDC 351.84
BASIC CONCEPTS AND ESSENCE OF STATE REGULATION OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN RUSSIA
JEL Codes: J18, O18, Z13
Syroizhko V. V., doctor of economics, professor of the department of economics finance and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 5622-8777
Yusupova T. V., Deputy Director for Economics, Svoy Dom LLC, Voronezh, Russia,
E-mail: [email protected]
SPIN-code: none
Chernikov A. N., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: none
Annotation
Subject. The conceptual apparatus used in the sphere of state regulation of social protection of the population.
Goal. Review of existing approaches in Russian science to the meanings of the main concepts used in the sphere of state regulation of social protection of the population.
Methodology. The study is based on a systematic approach using comparative and logical analysis.
Results. The article describes the conceptual apparatus used in the sphere of state regulation of social protection of the population. The existing approaches to the meanings of key terms in Russian science are revealed.
Scope of application. The results of the study can be applied in the process of improving the state regulation of social protection of the population at the regional level.
Conclusions. The current legislation sets out the basic concepts, principles and priorities of social policy. Law regulates some of them; some are the subject of study and scientific discussion. We are talking about such fundamental terms as» social state»,» social policy»,» social protection», social development». Various processes that affect both the priorities of implemented measures and the principles of state regulation of the industry influence social protection of the population. To understand the correlation of current priorities in the field of social protection, it is necessary to choose the terminology that determines the direction of the current development of the system and trace the relationship.
Keywords: social state, social protection, social policy, social security, digitalization.
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-52-1-97-107
Введение
Российская Федерация является социальным государством, что декларируется в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика страны направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Президент России Владимир Путин, говоря о приоритетах государственной политики, неоднократно подчеркивал значимость социальной защиты как важнейшей функции государства, без которой оно не может существовать как институт.
В период активной цифровизации деятельности органов управления, которая уже введена в критерии оценки эффективности деятельности исполнительной власти, неизбежна модернизация регулирования этой отрасли. Для определения направлений совершенствования необходимо понимание действующей организационной модели системы, и в первую очередь, основных понятийных определений, используемых для описания процессов, находящихся в сфере регулирования социальной защиты. В настоящее время мы наблюдаем применение терминологии, которая только частично закреплена в законодательных актах, что приводит к широкой трактовке ключевых понятий.
Для того, чтобы очертить границы исследования, в статье будет рассмотрено нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в России, а также непосредственно связанные с ним понятия: «социальное государство», «социальная политика», «социальная защита» и «социальное обеспечение».
Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в России
В сложившейся системе нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль социальной защиты населения, отражены пути реализации социальных прав граждан, функции государства в социальной сфере, полномочия органов власти разных уровней и муниципальных образований.
Пакет ключевых законов был принят еще в 90-х годах: «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «О про-
житочном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ, «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ, «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Большое влияние на развитие сферы социального обслуживания оказал Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который разграничил полномочия органов власти разных уровней, а также ввел «монетизацию» услуг. Некоторые ученые полагают, что закон не только не способствовал модернизации социальной сферы в России, но привел к заметному торможению, однако в числе преимуществ исследователи отмечают появившееся теоретическое обоснование современных региональных моделей социального обслуживания.
Вопросы финансового обеспечения социальных служб получили нормативное закрепление в Федеральном законе от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3, где также был закреплен их статус.
В 2013 году утверждены важнейшие законы «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, основной смысл которых — повышение адресности социальных услуг, а значит меньшее размывание денежных средств. Этому послужило определение в Законе оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, принципов, условий и порядка предоставления услуг, их состав и содержание. Впервые были даны определения основных понятий: «государственная социальная помощь», «социальное пособие», «субсидия», «набор социальных услуг», «социальная доплата к пенсии», «социальный контракт», «программа социальной адаптации», «трудная жизненная ситуация», «социальное обслуживание», «социальная услуга», «получатель и поставщик социальных услуг», «стандарт социальной услуги», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».
Этим перечнем круг терминов, нормативно закрепленных в российском законодательстве, практически исчерпывается. Что означают понятия «социальное государство», «социальная политика», «социальное развитие» и «социальная защита» — пред-
мет дискуссии зарубежных и отечественных авторов. Единая точка зрения к пониманию природы, принципов и функций этих сущностей в научном сообществе отсутствует. Можно говорить о том, что сложились группы ценностей, определяющих их восприятие, которыми можно руководствоваться при формировании социальных программ и практических предложений по модернизации системы управления.
Социальное государство
Автор термина «социальное государство» (Sozialstaat) — немецкий философ Лоренц фон Штейн, который полагал, что оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо «...в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого» [2]. Важнейшей функцией при этом является «.поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов» [2].
Теория социального государства стала своеобразным ответом немецкой консервативной мысли на возникшую в 19 веке в Европе опасность революционных преобразований. Ученый полагал, что путем создания государственного устройства, при котором труд приводит к приобретению собственности, возможно разрешение существующих противоречий и ухода от опасности революционных преобразований. При этом должен соблюдаться баланс интересов, так как перекос в сторону создания системы попечительства для нуждающихся может спровоцировать иждивенчество.
Эти идеи, несомненно, оказали влияние на современные представления о роли и функциях социального государства. В современном обществе речь идет не столько о том, что государство должно гарантировать каждому полный спектр социальных благ, оно скорее должно оказывать содействие в решении проблем нуждающимся, предоставлять равные возможности для труда и заработка.
Многие ученые на первый план выдвигают равенство возможностей, как важный критерий, определяющий социальное государство. Например, П. Е. Кричинский отмечает, что оно «.в идеале гарантирует примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации личности
в обществе» [3, С. 6]. Схожие позиции мы встречаем у Е. В. Охотского, утверждающего, что «.социальное государство — это правовое демократическое государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого» [4, С.3].
Аналогичная трактовка присутствует в работе Е. И. Холостовой, дополнительно конкретизирующей константы социального государства:
1) доступность социальной поддержки для всех членов общества;
2) право контроля и регулирования социальных процессов;
3) наличие бюджетных социальных выплат;
4) наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;
5) признание ответственности за уровень благосостояния своих граждан [5, С. 17].
Два из перечисленных признаков — доступность и контроль — могут быть выведены на новый более высокий уровень благодаря использованию цифровых инструментов, что вполне укладывается в концепцию классики социального государства, обеспечивающей равенство возможностей граждан.
Социальная политика
В соответствии с принципами социального государства выстраиваются приоритеты государственной социальной политики. Различают несколько ее разновидностей: модель государства всеобщего благосостояния, модель социального рыночного хозяйства, модель демократического государства, в зависимости от реализуемой концепции выстраиваются стратегические приоритеты государственной политики в стране.
В отечественной науке подходы к определению понятия «социальная политика» различны. Наиболее распространенные среди них:
— помощь в достижении целей общества;
— вид деятельности, нацеленный на социально незащищенные слои;
— вид деятельности для смягчения классового неравенства через систему перераспределительных мероприятий.
Ряд ученых, в том числе их позицию формулирует В. Д. Капицын, понимают социальную политику как совокупность «...разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования» [6]. В подобном подходе вызывает сомнение обозначенная целевая аудитория (группы, подверженные рискам), а также стабильность политической власти в качестве основной цели социальной политики.
Позицию апологетов противоположного подхода выражает П. Д. Павленок, по мнению которого «.социальная политика — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей» [7].
Действительно, социальная политика должна обеспечивать интересы не только потенциально уязвимых социальных групп, это инструмент, создающий создать условия самореализации всех граждан страны, чему отвечает приведенная широкая трактовка термина.
Именно приоритеты социальной политики ложатся в основу государственных документов программного характера, где формулируются актуальные проблемы, цели, задачи, конкретные мероприятия, критерии эффективности и объемы финансирования, фактически определяется путь социального развития на достаточно длительный период времени.
Одним из таких документов в Российской Федерации является государственная программа «Социальная поддержка граждан» (срок действия 1.01.2013 — 31.12.2024 г.) [8], где в качестве целей указаны:
— повышение доступности социального обслуживания населения;
— создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, отнесены:
— повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
— обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
— повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет);
— модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
— обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
— развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;
— создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства;
— совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
В целом по государственной программе «Социальная поддержка граждан» установлены целевые индикаторы, среди которых:
— доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением — фактический показатель на 2016 год 100 %, плановый на 2024 год — 100 %.
— доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социаль-
ного обслуживания населения — фактический показатель на 2016 год 98,7 %, на 2024 — 99,9 %.
Цели программы во многом сводятся к необходимости сохранить контуры системы на существующем уровне (в части получения социальной поддержки и социальных услуг). Также в приоритетах указаны создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рост коэффициента рождаемости, увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите -лей, переданных на воспитание в семьи, создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения, увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями. Эти приоритеты свидетельствуют о том, что спектр государственных задач в реализации социальной политики достаточно широк, направлен на обеспечение интересов различных категорий населения, то есть отвечает в целом заявленной концепции социального государства.
Социальная защита
Сформулированные в программных документах цели и задачи социальной политики осуществляются через инструменты государственного регулирования социальной защиты населения. В связи с тем, что законодательно утвержденное понятие «социальная защита» отсутствует, ее часто рассматривают в отечественной науке либо как совокупность социально-экономических отношений, которые возникают при распределении общественного дохода — это первый подход, либо как систему мер, при которой государственные средства распределяются самым нуждающимся слоям населения — это второй подход.
Впервые термин «социальная защита» был использован в США в Законе о социальном обеспечении, который установил систему пособий по старости для рабочих, жертв несчастных случаев на производстве, страхования от безработицы, помощи матери и ребенку, слепым и инвалидам [9]. С тех пор его часто используют как синоним термина «социальное обеспечение» (который также законодательно не кодифицирован). З. П. Замараева в исследовании, посвященном толкованию смыслового и со-
держательного значения указанных понятий, приходит к выводу, что они отнюдь не являются тождественными. По мнению автора, социальное обеспечение отражает «... одну из форм социальной защиты, где преобладают принципы государственной организации с очень ограниченным ее использованием» [10].
Е. И. Холостова отмечает, что «социальная защита» в свое время пришла на смену «социального обеспечения» времен существования Советского Союза [11]. Е. Е. Ма-чульская рассматривает социальную защиту как комплексную функцию государства, гарантирующего трудовое право, защиту частной собственности, поддержку институтов семьи и брака [12, С. 439].
Представляет интерес трактовка Г. И. Осадчей, которая понимает социальную защиту как систему социальных отношений, мер и правовых гарантий, направленных на защиту любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Представляя другую точку зрения, З. П. Замараева делает вывод о том, что социальная защита в условиях современности отражает такое качество социальных отношений, при котором любой член общества не только гарантированно защищен государством от снижения жизненного уровня, но и имеет возможность реализовать ресурсный потенциал, повышающий его социальный статус в обществе. Таким образом, разные группы исследователей придерживаются полярных точек зрения: одни рассматривают социальную защиту как помощь нуждающимся, другие — как возможность, ресурс, развитие.
Наиболее точным и емким представляется определение Т. К. Мироновой: «.социальная защита — деятельность государства по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе, права на достойный уровень жизни, необходимого для нормального воспроизводства и развития личности» [13, С. 54].
В течение долгого времени содержание процесса «социальная защита» ассоциировалось с закрепленным в Законе 1999 года понятием «социальная помощь» — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Нормативные правовые акты, принятые впоследствии, дали импульс развитию терминологии в этой области. В 2013 году федеральным законом № 442-ФЗ дано определение социальному обслуживанию как «. деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам» [14]. В свою очередь социальная услуга стала пониматься как «.действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, граж-
Наиболее интересной и перспективной представляется еще одна классификация российской системы социальной защиты населения по отдельным клиентским группам, предложенная З. П. Замараевой, которая существующую систему социальной защиты «прикладывает» к категориям граждан с различным уровнем ресурсного потенциала. Предлагается разделение всех потребителей на 3 категории:
данину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [14].
Таким образом, в понятийном аппарате, охватываемом социальной защитой, уверенно можно оперировать законодательно закрепленными понятиями: «социальная помощь» (помощь нуждающимся) и «социальная услуга» (расширение возможности граждан по самостоятельному решению возникающих проблем).
Систематизация же внутреннего наполнения главного для понимания вопросов управления отраслью термина «социальная защита» остается многовариантной. Ученые включают в область регулирования социальной защиты разные виды страхования и частично отрасли. Приведем несколько наиболее устойчивых классификаций в таблице.
— Граждане с низким уровнем ресурсных потенциалов: инвалиды 1-й и 2-й степени, пожилые граждане, дети с ограниченными физическими и умственными способностями.
— Граждане со средним уровнем ресурсных потенциалов: малообеспеченные и бедные слои населения, многодетные и неполные семьи, инвалиды 3-й степени.
Таблица
Систематизация понятия «социальная защита»
Автор Определение
З. П. Замараева — различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, в связи с безработицей); — социальная помощь в виде разных форм вспомоществования; — национальная система охраны труда; — помощь государства в получении образования; — система социальной защиты на уровне предприятий [15].
О. А. Снежко — социальное обеспечение; — часть проблем трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда); — часть проблем семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака); — некоторые проблемы гражданского права (охрана и защита частной собственности) [16].
В. П. Галаганов — государственное социальное страхование; — государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); — частное социальное страхование; — общественная благотворительность [17].
— Граждане с высоким уровнем ресурсных потенциалов: трудоспособные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Безусловным достоинством этой классификации, на наш взгляд, является ее потенциальная гибкость и возможность на этой основе формировать направления совершенствования государственного регулирования системы управления социальной защитой. В настоящее время наиболее распространенным, является понимание социальной защиты как функции государства по реализации права гражданина на социальное обеспечение в случаях возникновения рисков бедности, нищеты и социальной изоляции за счет государственного и муниципальных бюджетов, а также обязательного и добровольного социального страхования, однако логичной представляется более широкая трактовка данного термина с учетом основных принципов социального государства — предоставление гражданам равных возможностей для роста и развития.
Социальное обеспечение и социальная поддержка
Термин «социальное обеспечение» получил распространение после принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека ООН, где в ст.22 было закреплено право каждого на «.социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания достоинства и свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства» [18].
В российской науке существует два подхода к определению этого понятия. Первая точка зрения изложена в определении Т. К. Мачульской, которая полагает, что социальное обеспечение — это «...совокупность общественных отношений по поводу распределения внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода» [19, С. 440].
Вторая группа исследователей полагает, что социальное обеспечение — один из возможных способов распределения части ВВП путем представления гражданам ма-
териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса [20, С. 74].
Как мы видим, понимание сущности социального обеспечения практически идентично, только в первом случае речь идет о распределении средств в случае утраты заработка (дохода), а во втором введено более широкое понятие — наступление социальных рисков. Таким образом, можно сделать вывод, что в общепринятом понимании социальное обеспечение направлено на создание условий для реализации права человека на достойное существование путем обеспечения минимального уровня его жизни, гарантий защиты каждой личности от опасностей, угрожающих потерей средств к существованию.
К мерам социальной поддержки отнесены трансферты населению из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в виде денежных выплат или в форме материальных благ, товаров и услуг в целях социального обеспечения граждан, основанного на нестраховых принципах (кроме пенсионного и стипендиального обеспечения).
Заключение и выводы
Исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод о том, что существует необходимость в дальнейшей кодификации общеупотребимых терминов в такой важнейшей отрасли как социальная защита населения.
Иерархия смыслов и терминов фактически выстроена. Концептуальные основы России как социального государства закреплены в Конституции РФ, приоритеты социальной политики изложены в правительственных программных документах, обозначенные цели и задачи социальной политики осуществляются через инструменты государственного регулирования социальной защиты населения, в первую очередь через механизмы социальной поддержки и социального обеспечения.
Однако, следует отметить недостаточность и фрагментарность нормативно-правового и понятийного регулирования соцзащиты, отсутствие системных элементов
и взаимосвязей, что нуждается в исследовании и систематизации, в целях формирования единой выстроенной системы категорий и понятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс] // «Консуль-тантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 31.12.2020).
2. Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 года / Л. Штейн ; пер. со 2-го нем. изд. Т. 1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. — Санкт-Петербург : Тип. А. М. Котомица, 1872. — С. XXVIII.
3. Кричинский П. Е. Основы социального государства : учеб. пособие / П. Е. Кричинский, О. С. Морозова. — Москва : ИНФРА-М, 2015. — С. 6.
4. Охотский Е. В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е. В. Охотский, В. А. Богучарская // Труд и социальные отношения. — 2012. — № 5 (95). — С. 30—44.
5. Социальная политика : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — Москва : Юрайт, 2013. — С. 17. — (Бакалавр. Базовый курс).
6. Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости / В. М. Капицын // Российский журнал социальной работыю. — 2008. — № 8. — С. 28—30.
7. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы : учебное пособие / П. Д. Павленок. — Москва : Инфра-М, 2020. — 271 с.
8. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: постановление Правительства
Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (ред. от 13.02.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http:// base.garant.ru/70819336/ (дата обращения 26.01.2021).
9. Social Security Act (1935) [Электронный ресурс] // 100 Milestone Documents from the National Archives (2020). — URL: https://www. ourdocuments. gov/doc.php?flash=true&doc=6 8 / (дата обращения: 19.01.2020).
10. Замараева З. П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) / З. П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2017. — Вып. 36. — C. 203—209.
11. Холостова Е. И. Теория социальной работы / Е. И. Холостова [и др.] ; под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. — 474 с.
12. Мачульская Е. Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения / Е. Е. Мачульская // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения под ред. К. Н. Гусова. — Москва, 2004. — С. 439—444.
13. Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения : дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Тамара Карловна Миронова. — Москва, 2008. — 365 с.
14. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон: [принят Гос. Думой 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ, в ред. от 13 июля 2020 № 190-ФЗ] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 25.12.2020).
15. Замараева З. П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для бакалавров / З. П. Замарае-ва. — Москва : Дашков и К, 2018. — 174 c.
16. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан: теория и практика : монография / О. А. Снежко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 274 с.
17. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник / В. П. Галаганов. — Москва : КноРус, 2021. — 153 с.
18. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. — URL: https://www. un.org/ru/documents/ decl_conv /declarations/ declhr.shtml (дата обращения 06.03.2021).
19. Мачульская Е. Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения / Е. Е. Мачульская // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения / под ред. К. Н. Гусова. — Москва, 2004. — С. 439—444.
20. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. — Москва : Волтерс Клувер, 2004. — 608 с.
21. О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102) : федеральный закон от 03.10.2018 № 349-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_308157/ (дата обращения: 30.12.2020).
LITERATURE
1. Russian Federation. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with the amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020 (taking into account the amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 №. 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ, of 14.03.2020 No. 1-FKZ) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (accessed: 31.12.2020).
2. Stein L. The history of the social movement of France since 1789 / L. Stein ; Trans. from the 2nd German edition. — Vol. 1. The basic concept of society and the social history of the French Revolution to 1830. — St. Petersburg : Type. A. M. Kotomitsa, 1872. —P. XXVIII.
3. Krichinsky P. E, Morozova O. S. Fundamentals of the welfare State: studies. manual. Moscow: INFRA-M, 2015. P. 6.
4. Okhotsky E. V. Social state and social policy of modern Russia: orientation to the result / E. V. Okhotsky, V. A. Bogucharskaya // Labor and social relations, 2012. № 5(95). — Pp. 30—44.
5. Social policy: a textbook for bachelors / ed. by E. I. Kholostova, G. I. Klimantova. Moscow: Yurayt Publishing House, 2013. - Series: Bachelor. Basic course, P. 17.
6. Kapitsyn V. M. Social policy and law: the essence and interdependence / V. M. Kapitsyn // Russian Journal of Social Work, 2008. №. 8. - Pp. 28—30.
7. Pavlenok P. D. Methodology and theory of social work: a textbook / P. D. Pavlenok. Moscow: INFRA-M, 2020 - 271 p.
8. Russian Federation. The Government of the Russian Federation. About the approval of the state program of the Russian Federation «Social support of citizens»: Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 296 (ed. of 13.02.2021) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://base. garant.ru/ 70819336/ (accessed 26.01.2021).
9. Social Security Act (1935) / [Electronic resource] / 100 Milestone Documents from the National Archives (2020). — URL: https://www. ourdocuments.gov/ doc.php?flash=true&doc=68 / (accessed: 19.01.2020).
10. Zamaraeva Z. P. On the question of defining the concepts of «social protection» and «social security» (legal aspect) / Z. P. Zamaraeva // Bulletin of the Perm University. Legal sciences. - 2017. - Issue 36. — Pp. 203—209.
11. Kholostova E. I. Theory of social work / E. I. Kholostova [et al.]; Under the general editorship of E. I. Kholostova, E. G. Studenova. — Moscow : Publishing and Trading Corporation «Dashkov i K», 2018. — 474 p.
12. Machulska E. E. Prospects for Russia's ratification of the international instruments in the field of social security / E. E. Machulskaya // the New Labour code of the Russian Federation and the problems of its application under the editorship of K. N. Husova. — Moscow, 2004. — Pp. 439—444.
13. Mironov because social security law and modern trends of legal regulation of relations in the sphere of social protection of the population dis. ... d-RA yurid. sciences': 12.00.05 / Tamara Mironova. — Moscow, 2008. — 365 p.
14. On the basics of social services for citizens in the Russian Federation: feder. Law: [adopted by the State Duma on 28 Dec. 2013 № 442-FZ, as amended. dated July 13, 2020 No. 190-FZ] [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156558
15. Zamaraeva Z. P. Social protection and social service of the population: textbook for bachelors / Z. P. Zamaraeva. — Moscow : Dashkov and K, 2018. — 174 p.
16. Snezhko O. A. Protection of social rights of citizens: theory and practice: monograph / O. A. Snezhko. — Moscow : INFRA-M, 2020. — 274 p.
17. Galaganov V. P. Organization of work of social security bodies in the Russian Federation : textbook / V. P. Galaganov. — Moscow : KnoRus, 2021. — 153 p.
18. Universal Declaration of Human Rights [Electronic resource] // United Nations. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/ declhr.shtml
19. Machulskaya E. E. Prospects for Russia's ratification of international acts in the field of social security / E. E. Machulskaya // New Labor Code of the Russian Federation and problems of its application, edited by K. N. Gusov. — Moscow, 2004. — Pp. 439—444.
20. Zakharov M. L. The law of social security of Russia / M. L. Zakharov, E. G. Tuchkova. — Moscow : Volters Kluwer, 2004. — 608 p.
21. On the ratification of the Convention on Minimum Standards of Social Security (Convention № 102). Federal Law No. 349-FZ of03.10.2018 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_308157/ (accessed: 30.12.2020).