Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1509
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никеров Дмитрий Михайлович, Хорошев Иннокентий Александрович

Актуальность проблемы в области нормативно-правового регулирования социального обеспечения граждан охарактеризована особой значимостью правовых норм в данной области. В статье проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту населения, при наступлении значимых событий: выход на пенсию, оформление инвалидности, рождение детей и получение для них соответствующих выплат и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Сделан вывод о том, что проблема нормативного закрепления социальных норм в российском законодательстве охарактеризована проблематикой хаотичности принятия федеральных законов, а так же недостаточной урегулированностью данной проблемы на уровне субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никеров Дмитрий Михайлович, Хорошев Иннокентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS

The relevance of the problem in the field of regulatory and legal provision of citizens is characterized by the special social significance of legal norms in this area. The article analyzes legal framework regulating the protection of the population in this area occurs when: retirement, disability, the birth of children and the receipt of appropriate payments for them and in other cases provided for by current legislation. The problem of normative consolidation of social security of citizens in the Russian Federation is characterized by the problems of chaotic adoption of the Federal Law at the federal level, and the insolvability of many problems at the regional level.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_28 УДК 342.25

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН REGULATORY AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS

НИКЕРОВ Дмитрий Михайлович,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности

Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: 009501@bgu.ru;

ХОРОШЕВ Иннокентий Александрович,

аспирант кафедры конституционного и административного права

Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: khoroshev-97@mail.ru;

NIKEROV Dmitry Mikhailovich,

Senior Lecturer of the Department of Legal Support of National Security Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: 009501@bgu.ru;

KHOROSHEV Innokenty Alexandrovich,

Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: khoroshev-97@mail.ru

Краткая аннотация. Актуальность проблемы в области нормативно-правового регулирования социального обеспечения граждан охарактеризована особой значимостью правовых норм в данной области. В статье проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту населения, при наступлении значимых событий: выход на пенсию, оформление инвалидности, рождение детей и получение для них соответствующих выплат и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Сделан вывод о том, что проблема нормативного закрепления социальных норм в российском законодательстве охарактеризована проблематикой хаотичности принятия федеральных законов, а так же недостаточной урегулированностью данной проблемы на уровне субъектов Федерации.

Abstract. The relevance of the problem in the field of regulatory and legal provision of citizens is characterized by the special social significance of legal norms in this area. The article analyzes legal framework regulating the protection of the population in this area occurs when: retirement, disability, the birth of children and the receipt of appropriate payments for them and in other cases provided for by current legislation. The problem of normative consolidation of social security of citizens in the Russian Federation is characterized by the problems of chaotic adoption of the Federal Law at the federal level, and the insolvability of many problems at the regional level.

Ключевые слова: социальная защита населения, источники права, нормативно-правовое обеспечение, федеральный закон, региональное законодательство, Конституционный Суд РФ.

Keywords: social protection of the population, sources of law, regulatory support, federal law, regional legislation, Constitutional Court of the Russian Federation.

Дата направления статьи в редакцию: 20.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах устанавливают права граждан на осуществление своих жизненных интересов. Все вышеперечисленные документы регламентируют права человека в области социального обеспечения.

Первостепенное значение для решения проблем в области социальной защищенности граждан в России является детальная проработка нормативной базы на различных уровнях. Разработка правовых актов в данной области должна отвечать как основным критериям социального государства, так и нормам международного права [3, С. 16]. Сегодня одной из главных ошибок российского законодателя является борьба с бедностью как таковой, а не детальная и адресная помощь для российских граждан. Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин отметил тенденцию к снижению уровня социальной защиты граждан, которую он относит к концептуальным недостаткам законодательства в социальной сфере. Социальные права человека недостаточно обеспечены также в масштабе всей страны [1, C. 1]. Также сегодня нет однозначного, законодательно закрепленного определения социальной политики. Вместе с тем это понятие является основополагающим, поскольку от его направленности зависит благосостояние и социальная стабильность как общества в целом, так и его отдельных членов [2, С. 91].

Базовым источником правового регулирования в области социального обеспечения выступает Конституция РФ. Согласно действующей Конституции (ч.1.ст.7) «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Таблица 1. Принципы права социального обеспечения согласно ФЗ-№442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Всеобщность Дифференциация условии и уровня обеспечения Гарантированность

Граждане РФ По субъектам Старость

Иностранные граждане По уровню труда Инвалидность

Лица без гражданства По природно-климатическим зонам Потеря кормильца

Беженцы По иным признакам Прочие социальные риски

Конституция РФ закрепляет широкий спектр социальных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, создавая единую си-

стему конституционных прав в России. Развитие социальных прав подчиняется общей диалектике общественного развития. При этом Конституция РФ представляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не защищёнными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке.

На сегодняшний день, говоря о социальной политике в Российской Федерации и анализируя структуру разных устройств «социального государства» зарубежных стран (ФРГ, Франция, США) нельзя не отметить, что в нашей законодательной базе закреплены все те положения, которые предусмотрены в международных актах. Но при этом динамика государственно-правового развития приводит к значительному накоплению нормативно-правовой базы в данной области, как для граждан так и для государства.

Нельзя не отметить тот факт, что на сегодняшний день происходит развитие и формирование Российской Федерации как социального государства, социальная сфере охватывает практически все сферы деятельности человека. Так, помимо Конституции РФ, выделяют следующие правовые источники в социальном обслуживании граждан:

• По степени их важности и субординации

• По сфере их действия

• По органам, принявшим нормативный правовой акт

• По форме акта

• По правовым институтам

• По источникам финансирования

• По содержанию нормативных правовых актов и др.

Мы можем говорить не только о источниках, которые урегулированы и закреплены в Конституции РФ и федеральных законах, но и о международных правовых актах, которые необходимо учитывать при принятии законодательства в данной сфере. Основные международные правовые акты в сфере социального обеспечения следующие: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская социальная хартия (с изменениями 1996), Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства» (пересмотренная, 1952)

Безусловно, никто не отрицает определяющую значимость экономических факторов для реализации прав и свобод человека [4, С. 220]. Реализация социальных прав в Российской Федерации, а также и в зарубежных странах (Германии, Италии, Великобритании), напрямую зависит от экономического развития государства. Конституционные нормы в данной области не содержат четко предписанных положений, которые мы могли бы отнести к экономико-правовым гарантиям реализации данной группы прав, в тоже время любое государство, позиционирующее себя как социальное, обязано содействовать и регламентировать данный вид прав для каждой группы лиц, проживающих на территори и страны. В связи с чем мы можем говорить о более качественной проработке законодательной базы в социальной защите граждан.

Рассматривая нормативные источники на региональном уровне, можно привести пример Иркутской области, где на сегодняшний день детально рассмотрен каждый вид социальной защиты граждан.

Таблица 2. Региональное социальное законодательство (на примере Иркутской области)

1 Закон Иркутской области от 1 декабря 2014 г. №144-оз «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Иркутской области»

2 Постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2019 г. N 55-пп «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Иркутской области от 8 мая 2015 года № 229-пп»

3 Постановление Правительства Иркутской области от 15.12.2014 N 654-пп "Об утверждении Положения об определении порядка и размера компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)"

4 Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 09.11.2018 N 53-406/18-мпр "Об утверждении величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг на 2018-2019 годы в стационарной форме социального обслуживания"

5 Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 18.10.2018 N 53-386/18-мпр "Об утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг на 2018-2019 годы, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому"

6 Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 11.12.2014 N 193-мпр "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания"

Следует отметить, что нормативно-правовые источники в области защиты прав граждан на региональном уровне проработаны и за-

креплены более детально и можно говорить о том, что для защиты граждан на региональном уровне сегодня существует больше возможностей нежели на федеральном уровне.

Анализируя и выделяя значительные недостатки в законодательстве в области социального обеспечения можно сделать вывод о том, что реальность нужных мер и принимаемых норм несоизмерима, это касается и выплат на детей, отдельных видов пособий для граждан пожилого возраста, и др. проблем, данные акты не создают той источниковой базы для социальной защищенности граждан, проживающих в Российской Федерации, что прямо противоречит действующей Конституции РФ. В настоящее время мы можем говорить о том, что принимаемые законы - это во многом переработанные и отредактированные ранее принятые федеральные законы, без учета современных реалий. На практике это можно охарактеризовать следующим высказыванием «давайте примем закон, а потом внесем в него необходимые изменения».

Для упорядочения законодательства в сфере социального обеспечения населения и повышения эффективности организации защиты прав граждан, представляется необходимым разработка и принятие Социального кодекса Российской Федерации, отдельная глава которого должна быть посвящена вопросам защиты прав граждан в сфере социальной защиты.

Библиогра фия:

1. Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защиты социальных прав граждан в конституционном правосудии / В. Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - № 3. - С. 1-2.

2. Метелева Е.Р. Определение ключевых терминов в социальной сфере / Е. Р. Метелева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26. - № 1. - С.90-98.

3. Приходько Т.В., Рожкова А.К. Концепция устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности в правовом регулировании Российской Федерации / Т.В. Приходько, А.К Рожкова. // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3) 16.

4. Чуксина В. В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В. В. Чуксина, О. В. Бондаренко // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т 27, № 2. - С. 218-230. - DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).218-230.

References (transliterated):

1. Zor'kin V.D. Obespechenie social'noj spravedlivosti i zashchity social'nyh prav grazhdan v konstitucionnom pravosudii / V. D. Zor'kin // ZHurnal konstitucionnogo pravosudiya. - 2009. - № 3. - S. 1-2.

2. Meteleva E.R. Opredelenie klyuchevyh terminov v social'noj sfere / E. R. Meteleva // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. -2016. - T. 26. - № 1. - S.90-98.

3. Prihod'ko T.V., Rozhkova A.K. Koncepciya ustojchivogo razvitiya i obespechenie nacional'noj bezopasnosti v pravovom regulirovanii Rossijskoj Federacii / T.V. Prihod'ko, A.K Rozhkova. // Baikal Research Journal. - 2020. - T. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).16.

4. CHuksina V. V. Prava cheloveka v kontekste politiko-pravovoj turbulentnosti / V. V. CHuksina, O. V. Bondarenko // Izvestiya Bajkal'skogo gosu-darstvennogo universiteta. - 2017. - T 27, № 2. - S. 218-230. - DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).218-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.