DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_68 УДК 342.25
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА LOCAL SELF-GOVERNMENT AS AN ELEMENT OF THE LEGAL MECHANISM REALIZATION AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS
ШАСТИНА Анжелика Размиковна,
старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности Института государства и права ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», г. Иркутск. 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail:[email protected];
БАРАНОВА Светлана Анатольевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», г. Иркутск. 664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: [email protected];
SHASTINA Angelika Razmikovna,
Senior Lecturer of the Department of Legal Support of National Security Institute of State and Law of the Baikal State University, Irkutsk. 11 Lenin Street, Irkutsk, Irkutsk Region, 664003, Russia. E-mail:[email protected];
BARANOVA Svetlana Anatolyevna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity Department of Internal Affairs of FGKOU VO "East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Irkutsk. 110 Lermontov str., Irkutsk, Irkutsk region, 664074, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Авторы рассматривают правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, который включает в себя не только деятельность органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, что естественным образом связано с единством публичной власти в Российской Федерации, провозглашенным в Конституции РФ в 2020 г. Позиция авторов подтверждается научной классификацией и примерами реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной муниципальной практике. Авторами сформулировано предложение о повышении эффективности правового механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина с помощью принятия специального документа, консолидирующего соответствующие полномочия органов публичной власти.
Abstract. The authors examine the legal mechanism for the protection of human and civil rights and freedoms, which includes not only the activities of state authorities, but also local authorities, which is naturally associated with the unity of public authority in the Russian Federation, proclaimed in the Constitution of the Russian Federation in 2020. The position of authors is confirmed by the scientific classification and examples of the implementation of constitutional guarantees of human and civil rights and freedoms in modern municipal practice. The authors have made a proposal to improve the efficiency of the legal mechanism for the implementation and protection of human and civil rights and freedoms through the adoption of a special document consolidating the relevant powers of public authorities.
Ключевые слова: местное самоуправление, правовой механизм, защита прав и свобод, конституционные гарантии.
Keywords: local government, legal mechanism, protection of rights and freedoms, constitutional guarantees.
Дата направления статьи в редакцию: 11.03.2021
Дата публикации: 31.05.2021
Права человека и гражданина - высшая ценность для российского государства, о чем заявлено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. К тому, что декларативных заявлений недостаточно для того, чтобы личность действительно пользовалась всеми полагающимися ей правами и свободами, не оспаривается ни зарубежной, ни российской наукой [2, c.156-157; 3, c.152; 5, c.16; 6, с. 27]. Таким образом, права человека и гражданина естественным образом связаны с правовым механизмом их реализации и защиты.
Согласимся с Э. Рузвельт, которая считала, что человек, прежде всего, должен находить свои права там, где живет, во дворе своего дома, потому что, если их там нет, то значит, их нет, несмотря на все законы и международные соглашения.1 Очевидно, что, хотя среди полномочий органов местного самоуправления, нашедших отражение в Главе 8 Конституции Российской Федерации, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина не названы, нет оснований считать, что местное самоуправление не должно рассматриваться в качестве одного из элементов механизма реализации и защиты прав и свобод человека.
Учитывая конституционные новеллы 2020 г., и последовавшее за ними принятие Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации»2, в котором, в качестве главной цели консолидированной деятельности органов публичной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, можно с уверенностью утверждать, что органы местного самоуправления, являясь частью публичной власти, согласованно функционируют с органами государственной власти и занимают свое место в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, которая включает в себя обязанности государства и его органов создавать совокупность способов, условий и средств
1 Comprendre les droits de l'homme. https://www.coe.mt/fr/web/œmpass/what-are-human-nghts-#Key%20values
2 О Государственном Совете Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-Ф3// Российская газета. № 280. 11.12.2020
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
обеспечения прав человека, закрепленных в конституции государства.
У гарантий прав и свобод есть вполне конкретные задачи: обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина; обеспечить исполнение нормативных актов, соблюдение законности в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина; обеспечить получение определенного эффекта от осуществления прав и свобод. Отметим, что наступление соответствующего эффекта и степень участия органов публичной власти в реализации прав и свобод не всегда связаны. Например, большинство личных прав имеют естественную природу и гарантией государства для их реализации человеком будет максимальное невмешательство в их осуществление. Совершенно противоположная ситуация с теми правами, которые закрепляются государством и обладание ими гражданином зависит именно от государственной воли, от действий публичных государственных институтов, направленных на соблюдение и защиту прав и свобод.
Для социальных, экономических и культурных прав государственные гарантии носят позитивный характер. Так, чтобы обеспечить реализацию конституционного права на труд, государство обязано принять целый комплекс мер, связанных, как и с непосредственным созданием рабочих мест, содействию занятости населения, так и с созданием условий субъектов предпринимательской деятельности, которые позволят уже им, в свою очередь, создавать рабочие места. То есть, государство обязано создать материальные условия для реализации прав и свобод граждан. Органы местного самоуправления не могут быть в стороне, и также осуществляют собственные муниципальные программы, способствующие реализации права на труд.
Если принять во внимание научное разделение гарантий прав и свобод человека на социальные, экономические, политические и юридические, правозащитная функция местного самоуправления становится еще более очевидной. Например, к социальным гарантиям можно отнести все те условия, которые должны быть созданы социальным государством для своих граждан. Как известно, ст. 7 Конституции Российской Федерации объявляет Россию социальным государством, где обеспечиваются возможности для достойной жизни и свободного развития человека. Действие социальных гарантий проявляется через уравнение общества, причем уравнение должно пониматься именно с позитивной точки зрения, как предоставление равных возможностей для всех социальных групп, особенно, в силу обстоятельств, находящихся в уязвимом положении (например, на местном уровне, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района отнесено выравнивание бюджетов финансово слабых поселений).
К экономическим гарантиям относят такие факторы, как соответствующую среду и материальную основу, способные обеспечивать свободное использование прав и свобод, в первую очередь можно назвать социальную стабильность, устойчивую государственную экономику, стабильная национальная валюта и т.д. (в этом аспекте можно рассматривать развитие частно-муниципального партнерства).
Под политическими гарантиями понимается соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан. Важную роль в политических гарантиях играют стабильные демократические институты, пользующиеся поддержкой граждан: органы публичной власти, формируемые путем прямых и равных выборов, свободная деятельность различных общественных организаций, диалог власти и граждан при помощи форм непосредственной демократии. К сожалению, отсутствие соответствующих политических условий, как правило, сводит на нет все законодательные установления в области прав и свобод, и постепенно приводит к ухудшению и иных сфер, например, экономической, что подтверждают и соответствующие тенденции в организации местного самоуправления (повсеместный отказ от прямых выборов главы муниципального образования, участие государства в определении муниципальных моделей организации управления и, собственно, в процедуре избрания на должность главы муниципального образования).
Местное самоуправление в настоящий момент оказалось в непростом положении: тут и извечная нехватка материальных ресурсов для решения вопросов местного значения, закрепленных в Федеральном законе № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 для каждого муниципального образования, и сомнительная реальность конституционных положений о самостоятельности органов местного самоуправления, их независимости от государственной власти (конституционная норма 2020 года о единстве публичной власти говорит и о дальнейшем стирании этой самостоятельности). На этом фоне в научной литературе нашли отражение различные позиции по оценке действенности и эффективности законодательно закрепленных гарантий реализации и защиты прав и свобод человека на территории муниципального образования [7, с.122; 8, с. 18-21; 9, с. 57].
Хотя правозащитная деятельность не является прямой компетенцией органов местного самоуправления, тем не менее, они могут способствовать реализации и защите прав и свобод. Задача местного самоуправления - это решение вопросов местного значения, которые обеспечивают непосредственную жизнедеятельность населения муниципального образования, а, следовательно, и каждого жителя по отдельности. Таким образом, можно утверждать, что от эффективного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий зависит степень реализации прав человека, а сама их деятельность может рассматриваться в качестве одной из гарантий конституционных прав и свобод. Напомним, что свою роль органы местного самоуправления играют в реализации избирательного права, права на обращение, а также широкого круга социальных и экономических прав - права на образование, права на труд, права на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Как указывает Н.А. Мошкина, «в целом ответственность за обеспечение и защиту конституционных прав и свобод возложена на государство, а соответствующие функции по обеспечению и защите прав человека - на органы местного самоуправления, которые посредством при-
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
сущих их специфике методов, процедур и средств должны плодотворно содействовать государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности по обеспечению и защите прав человека» [4, с. 1019]. Так, например, в Уставе г. Шелехова среди вопросов местного значения указано создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Шелехова, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.1
Итак, можно прийти к выводу, что вся система публичной власти в Российской Федерации участвует в реализации прав и свобод человека и гражданина, воплощая смысл заложенных в Конституции гарантий прав и свобод. Для каждого из органов публичной власти существует собственная правовая база, на основании которой ими реализуются правозащитные функции. Возможно, следующим шагом, после конституционного признания единства органов публичной власти и законодательного закрепления принципа согласованного функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц в сфере содействия реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина могло бы стать создание единого нормативно-правового акта, закрепляющего, в виде общей системы, приоритеты защиты прав граждан в государстве, а также функции органов публичной власти в этой сфере, их цели и задачи.
О том, что правозащитная деятельность органов власти действительно нуждается в едином программном документе, свидетельствуют достаточно давние попытки его принятия. Так, в 1996 г. об этом было сказано в Указе Президента России № 864 от 13 июня 1996 г. «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации»,2 в 1998 г. также по инициативе Президента РФ разрабатывалась федеральная Концепция обеспечения и защиты прав человека [1, с. 77] (которая в дальнейшем не была утверждена). И в некоторых регионах, были примеры реализации такого подхода к правовому регулированию правозащитной деятельности (например, Концепция содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области на 2009-2011 год; Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы3).
Считаем необходимым вернуться к разработке государственного программного документа - Концепции, которая на федеральном уровне утвердит формы осуществления конституционных гарантий и позволит консолидировать деятельность органов публичной власти, объединённых общими целями и задачами, направленными на реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, что, без всякого сомнения, приведет к совершенствованию правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.
Библиография:
1. Беляева Г.С., Антонова Ж.Д. К вопросу о структуре механизма защиты прав и свобод граждан / Г.С. Беляева, Ж.Д. Антонова // Юридические исследования. -2017. - № 6. - С. 26-37.
2. Либанова С.Э. Механизм неизбежности обеспечения прав человека как высшей ценности, народовластия и верховенства права. / С.Э. Либанова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 155-158.
3. Мелконян А.Г. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме: законодательная трактовка / А.Г. Мелконян // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 4. - С. 172-174.
4. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека / Н.А. Мошкина // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 12. - С. 1019-1025.
5. Приходько Т.В., Рожкова А.К. Концепция устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности в правовом регулировании Российской Федерации / Т.В. Приходько, А.К Рожкова. // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3) 16.
6. Самигуллин В.К., Казамиров А.И. Правовая защита: конституционно-правовой аспект // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. -2019. - № 4 (91). - С. 25-33.
7. Тепляшин И.В., Власов В.А. Общественный контроль в сфере реализации алкогольной продукции: состояние, проблемы, предложения / И.В. Тепляшин, В.А. Власов // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2018. - № 4(77). - C. 22-27.
8. Холопов В.А. Направления модернизации правовых механизмов реализации непосредственной муниципальной демократии в РФ / В.А. Холопов // Российская юстиция. - 2014. - № 11. - С. 18 - 21.
9. Щепачев В.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления как форма общественного контроля / В.А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 57-61.
References (transliterated):
1. Belyaeva G.S., Antonova ZH.D. K voprosu o strukture mekhanizma zashchity prav i svobod grazhdan / G.S. Belyaeva, ZH.D. Antonova // YUridicheskie is-sledovaniya. -2017. - № 6. - S. 26-37.
2. Libanova S.E. Mekhanizm neizbezhnosti obespecheniya prav cheloveka kak vysshej cennosti, narodovlastiya i verhovenstva prava. / S.E. Libanova // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. - 2012. - № 1. - S. 155-158.
3. Melkonyan A.G. Garantii izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume: zakonodatel'naya traktovka / A.G. Melkonyan // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. - 2011. - № 4. - S. 172-174.
4. Moshkina N.A. Rol' organov mestnogo samoupravleniya v zashchite prav i svobod cheloveka / N.A. Moshkina // Administrativnoe i municipal'noe pravo. -2016. - № 12. - S. 1019-1025.
5. Prihod'ko T.V., Rozhkova A.K. Koncepciya ustojchivogo razvitiya i obespechenie nacional'noj bezopasnosti v pravovom regulirovanii Rossijskoj Federacii / T.V. Prihod'ko, A.K Rozhkova. // Baikal Research Journal. - 2020. - T. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).16.
6. Samigullin V.K., Kazamirov A.I. Pravovaya zashchita: konstitucionno-pravovoj aspekt // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2019. - № 4 (91). - S. 25-33.
7. Teplyashin I.V., Vlasov V.A. Obshchestvennyj kontrol' v sfere realizacii alkogol'noj produkcii: sostoyanie, problemy, predlozheniya / I.V. Teplyashin, V.A. Vlasov // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Seriya obshchestvennyh nauk. - 2018. - № 4(77). - C. 22-27.
8. Holopov V.A. Napravleniya modernizacii pravovyh mekhanizmov realizacii neposredstvennoj municipal'noj demokratii v RF / V.A. Holopov // Rossijskaya yusticiya. - 2014. - № 11. - S. 18 - 21.
9. SHCHepachev V.A. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya kak forma obshchestvennogo kontrolya / V.A. SHCHepachev // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2017. - № 2. - S. 57-61.
1 Устав города Шелехова (принят решением Думы г. Шелехова от 26.12.2005 № 15) (ред. от 18.06.2020)// Шелеховский вестник. № 2. 21.01.2011.
2 Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2998.
3 Вестник Правительства Ленинградской области. 29.05.2009. № 26.; Смоленская газета. 6 марта 2013 г. № 8.