ТЕПЛОВА Дарья Олеговна,
кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия 664074, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, д. 23-а
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
УДК - 347 ББК - 67.404
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты в конституционном механизме защиты. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть - органически взаимосвязанные явления. Государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними.
Ключевые слова: защита, свободы и интересы личности, защитная функция государства, самозащита.
TEPLOVA Daria Olegovna,
candidate of legal Sciences, Deputy head of the Department of state and legal disciplines of the East Siberian branch of the Russian state University of justice
TO THE QUESTION OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN MODERN RUSSIA
Abstract. State protection of the rights and freedoms of man and citizen is the main form of protection in the constitutional protection mechanism. This is because the identity and state power are organically interrelated phenomena. The state government directly affects the situation of the individual, rights and freedoms, and the personality is involved in the formation of the government. So it is a mistake to oppose the rights and freedoms of the idea of the state and, especially, to prevent the violation of balance between them.
Keywords: protection, freedom and interests of the individual, the protective function of the state, self-defense.
В научной литературе термины «охрана» и «защита» обрели различные толкования, что актуализирует уточнение их содержания. Родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита» является понятие «обеспечение» [8, с. 13, 14]. Им объединяется вся система правовых, экономических, политических, социальных, духовных, иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личностью социальными
благами. Понятия «охрана» и «защита» исследователи рассматривают или как тождественные [3, с. 95; 25, с. 77-92]; или «защита» — более узкое понятие по сравнению с «охраной» [5], или каждое из них наделяется самостоятельным содержанием [7, с. 111; 13, с. 18—22; 28, с. 15]. Так, А.М. Ларин отмечает, что в наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреж-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
дения этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось [14, с. 169]. Подобное определение, по мнению М.В. Мархгейм, «дано в контексте сложившегося подхода, когда защита рассматривается частью правоохранительной деятельности, что не способствует специальной разработке и углублению собственно правозащитного направления во всех его проявлениях» [17, с. 17, 18]. Необходимо говорить о противодействии не «незаконным», а «противоправным» нарушениям и ограничениям. Такое уточнение обусловлено тем, что право и закон не тождественны. Например, В.Н. Бутылин под защитой понимает принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права [5]. Однако это определение, по справедливому замечанию М.В. Мархгейм, не учитывает такого конституционного института, как самозащита, который не всегда сопряжен с правозащитной деятельностью компетентных органов [17, с. 19].
Традиционно защита рассматривается в качестве направления правоохранительной деятельности, выражающейся в установлении и охране правопорядка; в деятельности по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными (муниципальными) органами [5]. Самостоятельность защитной функции государства обосновывается посредством выявления ее специфических свойств, что достигается путем сравнения ее с охранительной [20, с. 82-85]. В центре и охранительных, и защитных действий государства, исходя из конституционных приоритетов, находится в первую очередь человек и гражданин, а также само государство и его структуры. И охранительная, и защитная функции государства призваны обеспечить установление режима законности как системного состояния правового государства, как условия защиты прав и свобод человека. Это — общий знаменатель названных функций [17, с. 22].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
В специальной литературе различается защита и охрана субъективного права или охраняемого законом интереса. Охраняются права и свободы перманентно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают [18, с. 131]. Охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права и свободы человека нарушены или оспорены [6].
Защита прав и свобод человека представляет собой правовое явление. Применение мер защиты, которые, как правило, преследуют право-восстановительные цели, не обусловлено фактическим состоянием вины. Как правильно отметил А.С. Мордовец, меры охраны и меры защиты не совпадают ни по времени, ни по субъектам реализации, ни по содержанию, ни по форме [21, с. 223].
Понятие «<меры защиты» раскрывается в литературе неоднозначно. Например, С.С. Алексеев считает, что защита права -это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности [1, с. 280]. А.С. Мордовец включает в понятие «меры защиты» и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения [21, с. 223]. О.Э. Лейст полагает, что данное понятие, если из мер защиты исключить меры пресечения, по существу, тождественно понятию «правовосстанови-тельные санкции» [15, с. 113]. А.М. Ларин считает синонимами понятия «защита», «охрана», «юридическая помощь», «устранение опасности» [22, с. 171], с чем, ввиду приведенных выше доводов, согласиться нельзя. Считаем, что следует различать данные понятия уже потому, что меры защиты являются правовыми последствиями правонарушений.
Таким образом, выведение защитной функции государства за содержательные границы его охранительной функции представляется нам объективным, поскольку она имеет специфическое субъектное обеспечение и актуализируется в связи нарушениями норм права. Самостоятель-
ное развитие защитной функции государства будет способствовать разработке системы правозащитных механизмов. Выделение защитной функции государства видится востребованным в связи с необходимостью укрепления системы защиты прав и свобод человека, что конституировано в качестве приоритетной обязанности государства.
Значимость принципов в концепции защиты прав и свобод человека обусловлена и тем, что они могут быть отнесены к докт-ринальным источникам права [4]. Они выполняют задачу основных направляющих векторов правового воздействия. Обратимся к их выявлению и рассмотрению. Поскольку современная концепция защиты прав и свобод человека не может быть охарактеризована как завершенная теория, претендовать на освещение исчерпывающего и непреложного перечня принципов, лежащих в ее основе, контрпродуктивно [17, с. 29, 30].
Конституция РФ термин «защита» использует применительно к различным «субстанциям»: к самой Конституции (ст. 82), основам конституционного строя (ст. 55, 56), к стране, Отечеству (ст. 59), национальным меньшинствам и малочисленным этническим общностям (п. «б» и «м» ст. 72), одной из форм осуществления власти народа — местному самоуправлению (ст. 133), денежной единице (ст. 75), формам собственности (ч. 2 ст. 8), к правам и свободам человека и гражданина, его чести, доброму имени, нравственности, здоровью, законным интересам (ст. 2, 23, 30, 37, 45, 61, 71, 72) [11, с. 128]. Отметим, что Конституция РФ впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но значительно повысила значимость и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция, учитывая теоретические основы естественно-правовой доктрины прав человека, исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основополагающие права и свободы: они принадлежат людям от рождения и неотчуждаемы (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Согласно распоряжению Президента РФ от 4 апреля 1998 г., к 2000 г. был разра-
ботан проект Федеральной Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека — первый в отечественной истории развернутый документ, формулирующий основные направления внутренней и внешней политики России в сфере прав человека и содержащий предложения о совершенствовании механизмов и процедур защиты. Однако, при всей востребованности такого документа, Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина до сих пор не принята.1
Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:
1) государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);
2) защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);
3) защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);
4) самозащиту прав гражданина, включающую следующее:
- гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);
- публичные выступления граждан (ст. 31);
- обращения в СМИ (ст. 29);
5) международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты в конституционном механизме защиты. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть — органически взаимосвязанные явления. Государственная власть непосредственным об-
1 Концепция защиты прав и свобод человека имеет корни во многих, если не во всех, культурах и цивилизациях. Не требуется специальных доводов в поддержку позиции, что система защиты прав и свобод человека и гражданина любой страны зависит от исторического развития ее государственности, характера общественного уклада и политического режима, от культурных, национальных, религиозных, правовых традиций, от уровня интегрированности страны в мировое сообщество и состояния международных отношений.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
разом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними.
Важную роль в защите прав и свобод личности играют органы местного самоуправления. В статье 130 Конституции РФ устанавливается самостоятельность местных органов при решении вопросов местного значения. Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют довольно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Формирование в местных сообществах единой системы защиты прав и свобод, которая базировалась бы на сочетании государственных и муниципальных институтов, имеет для России большое значение. Органы местного самоуправления из всех органов власти являются наиболее приближенными к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные как на недопущение нарушений прав граждан (превентивная защита), так и на защиту и восстановление нарушенных прав. На наш взгляд, превентивная защита имеет наибольшее значение, так как позволяет не только не допустить нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и ненарушаемость прав граждан всего муниципального образования.
Следующим звеном в цепи конституционного механизма защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами и правозащитными организациями. В части 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее,
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
которая закрепляется в уставах общественных объединений. Например, применительно к профессиональным союзам это право записано в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 11 которого предусматривает, что профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.
Не менее важную роль в системе защиты прав граждан играют профессиональные сообщества адвокатов.
Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Она не является предпринимательской и направлена на защиту прав, свобод и интересов граждан, на обеспечение их доступа к правосудию.
Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, финансируют деятельность адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время при защите бесплатно оказывается помощь только гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины в установленных законом случаях. Право на самозащиту выступает одним из основных способов защиты прав и свобод в конституционном механизме защиты прав граждан. Конституция РФ закрепила положение, согласно которому каждый вправе защищать свои пра-
ва и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита — один из способов защиты нарушенных или ограниченных прав. В законодательстве выделяются различные формы самозащиты: уголовно-правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав.
Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе:
- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [31];
- Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» [30];
- Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [9] и др.
В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности [21, с. 124], как общественное отношение и государственную функцию [2, с. 225]. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием [2, с. 226] или рассматривается как гарантия доступа к нему [19, с. 135]. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» [18, с. 8, 9].
В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства [29, с. 46]. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводит к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда-
нина (ст. 2). Согласно Конституции РФ, каждому предоставлено право:
1)защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45);
2) обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46);
3) обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое [26, с. 150-160], поскольку общепризнанно, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства [16, с. 35]. Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (одобренной Советом по судебной реформе РФ от 11 января 1995 г.), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти» [10, с. 16]. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти); с 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения; с 1 июля 1990 г. до
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
17 сентября 1991 г. — все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения; с 17 сентября 1991 г. — все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.
Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность, или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность [23, с. 187— 192].
Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция РФ применительно к субъекту, чьи права и свободы обеспечиваются судебной защитой, употребляет слово «каждый», что подчеркивает неперсони-фицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам (апатридам).
Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
В-третьих, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любо-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
му лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда [27, с. 60, 61], имеет принципиальное значение.
В-четвертых, судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению [12, 24], поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией-РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [32, с. 139, 140].
Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность вышеприведенных правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида.
Список литературы:
[1] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.
[2] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — М., 2003.
[3] Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.
[4] Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1.
[5] Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод // Журнал российского права. 2001. № 12.
[6] Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. № 1.
[7] Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.
[8] Григорян Л.А. Конституция СССР — правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1982.
[9] Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
[10] Чернявский А.Г. Теоретико-методологические основы закрепления и практической реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина // Вестник Академии права и управления. 2014. № 34.
[11] Кабышев В.Т. Защита прав человека -главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. № 1.
[12] Конституция РФ, ч. 3 ст. 56.
[13] Корешкова И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1981.
[14] Ларин A.M. Защита прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве // Общая теория прав человека / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма, 1996.
[15] Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1962.
[16] Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. М., 1990.
[17] Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов-на-Дону, 2003.
[18] Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
[19] Мешкова О.Е. Роль функций государства в формировании предметного и функционального критериев выделения отраслей в системе права // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 3.
[20] Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
[21] Общая теория прав человека. М., 1996.
[22] Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад.
B.В. Лазарева. М., 1994.
[23] Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 5 статьи 209 УПК РСФСР.
[24] Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
[25] Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права: Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991 г. Вып. 9.
[26] Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.
[27] Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1972.
[28] Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990.
[29] Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
[30] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
[31] Международная жизнь, 1990 г. № 9.
C. 135.
[32] Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
Spisok literatury:
[1] Alekseev S.S. Obshhaya teoriya prava. T. 1. M., 1981.
[2] Baglaj M.V., Gabrichidze B.N. Konstitu-cionnoe pravo Rossijskoj Federacii. Uchebnik. -M., 2003.
[3] Bobrova N.A. Garantii realizacii gosudar-stvenno-pravovy'x norm. Voronezh, 1984.
[4] Boshno S.V. Doktrinal'ny'e i drugie netradicionny'e formy' prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2003. № 1.
[5]Buty'lin V.N. Institut gosudarstvenno-pravovoj oxrany' konstitucionny'x prav i svobod // Zhurnal rossijskogo prava. 2001. № 12.
[6] Vedyaxin V.M., Shubina T.B. Zashhita prava kak pravovaya kategoriya // Pravo-vedenie. 1998. № 1.
[7] Voevodin L.D. Konstitucionny'e prava i obyazannosti sovetskix grazhdan. M., 1972.
[8] Grigoryan L.A. Konstituciya SSSR - pravovaya osnova organizacii i deyatel'nosti organov vnutrennix del // Konstitucionno-pravovy'e osnovy' organizacii i deyatel'nosti organov vnutrennix del: Trudy' Akademii MVD SSSR. M., 1982.
[9] Zakon RF ot 26 iyunya 1992 g. № 3132-I «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» // Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov Rossijskoj Federacii i Verxovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 1992. № 30. St. 1792.
[10] Chernjavskij A.G. Teoretiko-metodolo-gicheskie osnovy zakreplenija i prakticheskoj realizacii konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Vestnik Akademii prava i upravlenija. 2014. № 34.
[11] Kaby'shev V.T. Zashhita prav cheloveka - glavnoe napravlenie pravovoj politiki Rossii // Pravovedenie. 1998. № 1.
[12] Konstituciya RF, ch. 3 st. 56.
[13] Koreshkova I.N. Konstitucionny'e prava i svobody' sovetskix grazhdan i ix razvitie v tekushhem zakonodatel'stve: Avtoref. diss. ...kand. yurid. nauk. M., 1981.
[14] Larin A.M. Zashhita prav cheloveka i grazhdanina v ugolovnom sudoproizvodstve // Obshhaya teoriya prav cheloveka / Pod obshh. red. E.A. Lukashevoj. M.: Norma, 1996.
[15] Lejst O.E'. Sankcii i otvetstvennost' po sovetskomu pravu. M., 1962.
[16] Luchin V.O. Konstitucionny'e instituty' // Sovremenny'j konstitucionalizm. M., 1990.
[17] Marxgejm M.V. Zashhita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: opy't sistemnogo konstitucionnogo osmy'sleniya. Rostov-na-Donu, 2003.
[18] Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost'. Saratov, 1987.
[19] Meshkova O.E. Rol' funkcij gosudarstva v formirovanii predmetnogo i funkcional'nogo kriteriev vy'deleniya otraslej v sisteme prava // Vestnik Omskogo universiteta. 1998. Vy'p. 3.
[20] Mordovec A.S. Social'no-yuridicheskij mexanizm obespecheniya prav cheloveka i grazhdanina. Saratov, 1996.
[21] Obshhaya teoriya prav cheloveka. M., 1996.
[22] Obshhaya teoriya prava i gosudarstva: Uchebnik dlya yurid. vuzov / Pod red. akad. V.V. Lazareva. M., 1994.
[23] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 13 noyabrya 1995 g. po delu o proverke konsti-tucionnosti chasti 5 stat'i 209 UPK RSFSR.
[24] Rostovshhikov I.V. Prava lichnosti v Rossii: ix obespechenie i zashhita organami vnutrennix del. Volgograd, 1997.
[25] Sinyukova T.V. Yuridicheskie garantii kak metod regulirovaniya pravovogo polozhe-niya lichnosti // Voprosy' teorii gosudarstva i prava: Mezhvuzovskij sbornik nauchny'x rabot. Saratov, 1991 g. Vy'p. 9.
[26] Socialisticheskoe pravovoe gosudarstvo: koncepciya i puti realizacii. M., 1990.
[27] Tixonova B.Yu. Sub»ektivny'e prava sovetskix grazhdan, ix oxrana i zashhita: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1972.
[28] Tolkachev X.B., Xabibullin A.G. Lichny'e konstitucionny'e prava i svobody' grazhdan SSSR: sistema, xarakteristiki, osobennosti realizacii. Ufa, 1990.
[29] Federal'ny'j zakon ot 17 dekabrya 1998 g. № 188-FZ «O mirovy'x sud'yax v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1998. № 51. St. 6270.
[30] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 31 dekabrya 1996 g. № 1-FKZ «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1997. № 1. St. 1.
[31] Mezhdunarodnaya zhizn', 1990 g. № 9. S. 135.
[32] Shopengaue'r A. Izbranny'e proizvede-niya. M., 1992.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017