Научная статья на тему 'ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА'

ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ИНСТИТУТ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТЕ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуксина Валентина Валерьевна, Бондаренко Ольга Валентиновна

В настоящее время права и свободы человека и гражданина признаны идеологическим мейнстримом национального и международного права. Сегодня для многих современных государств совершенно очевидно, что современное общество не может обеспечить конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина без участия государства. В статье проанализированы проблемы обеспечения эффективности государственной защиты прав и свобод человека. Показано, что российская система обеспечения и защиты прав человека во многом схожа с общемировой и имеет аналогичные проблемы, связанные с созданием многоступенчатого и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRAJUDICIAL PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AS AN ELEMENT OF THE RUSSIAN SYSTEM OF ENSURING AND PROTECTING HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

In present time, human and civil rights and freedoms are recognized as the ideological mainstream of national and international law. Today for many modern states it is quite obvious that modern society cannot ensure the constitutionally proclaimed rights and freedoms of man and citizen without the participation of the state. The article analyzes the problems of ensuring the effectiveness of state protection of human rights and freedoms. It is shown that the Russian system of ensuring and protecting of human rights is in many ways similar to the global one and has similar problems associated with the creation of multi-stage and effective control over the activities of executive authorities.

Текст научной работы на тему «ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_230 УДК 342.7

ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА EXTRA-JUDICIAL PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AS AN ELEMENT OF THE RUSSIAN SECURITY SYSTEM AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

ЧУКСИНА Валентина Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правового обеспечения национальной безопасности Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: v-chuksina@yandex.ru;

БОНДАРЕНКО Ольга Валентиновна,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и истории ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского». Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, п. Молодежный, 1/1. E-mail: ov-bond@yandex.ru;

CHUKSINA Valentina V.,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Legal Support of National Security Institute of State Law and National Security of the Baikal State University. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: v-chuksina@yandex.ru;

BONDARENKO Olga V.,

Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy, Sociology and History Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Yezhevsky. Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Molodezhny settlement, 1/1. E-mail: ov-bond@yandex.ru

Краткая аннотация. В настоящее время права и свободы человека и гражданина признаны идеологическим мейнстримом национального и международного права. Сегодня для многих современных государств совершенно очевидно, что современное общество не может обеспечить конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина без участия государства. В статье проанализированы проблемы обеспечения эффективности государственной защиты прав и свобод человека. Показано, что российская система обеспечения и защиты прав человека во многом схожа с общемировой и имеет аналогичные проблемы, связанные с созданием многоступенчатого и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов власти.

Abstract. In present time, human and civil rights and freedoms are recognized as the ideological mainstream of national and international law. Today for many modern states it is quite obvious that modern society cannot ensure the constitutionally proclaimed rights and freedoms of man and citizen without the participation of the state. The article analyzes the problems of ensuring the effectiveness of state protection of human rights and freedoms. It is shown that the Russian system of ensuring and protecting of human rights is in many ways similar to the global one and has similar problems associated with the creation of multi-stage and effective control over the activities of executive authorities.

Ключевые слова: права человека, внесудебная защита прав человека, институт по содействию правам человека и их защите, правовой механизм, правоприменительная деятельность.

Keywords: human rights, extrajudicial protection of human rights, institute for the promotion and protection of human rights, legal mechanism, law enforcement activities.

Дата направления статьи в редакцию: 26.10.2021

Дата публикации: 30.12.2021

Многие государства Европы и Америки практически веками продвигались к современной модели прав человека - признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, равенство и соблюдение других демократических принципов. Совершенно очевидно, что в России исторически складывался совершенно иной подход. Характеризуя состояние с правами человека в России, очень часто используют понятие «нарушение прав человека», которое возникло в принципиально ином обществе. В России (дореволюционной и советской) нередко имело место фактическое бесправие граждан; в России постсоветской несмотря на значительные успехи в области политических прав, существовали серьёзные нарушения в социально-экономической сфере. И если в развитых странах в разряд бедных попадают безработные, мигранты, многодетные семьи, то в России основная масса бедных - это работающие по найму или пенсионеры. Положение усугубляется отсутствием механизмов, позволяющих защитить свои права в условиях нарушения прав потребителей, мошенничества при банкротстве, прав дольщиков при строительстве и др. Кроме того, пандемия коронавируса также внесла негативный вклад в благосостояние людей как в России, так и по всему миру.

Для многих современных государств совершенно очевидно, что современное общество не может обеспечить конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина без участия государства [1, с.156-157]. Однако для действенной защиты необходим целый ряд специальных ресурсов - властных, административных и материальных. Поэтому в Российской Федерации вопрос о поддержании нормативных предписаний о правах человека системой практических мер до сих пор является актуальным.

Обеспечение национальной безопасности России от внешних и внутренних угроз настоятельно требует модернизации уже существу-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ющих и создания новых механизмов обеспечения прав и свобод человека и их защиты. Для эффективной реализации данного процесса можно и даже необходимо использовать позитивный опыт других государств. Во многих государствах достаточно давно и успешно функционируют десятки и сотни различных специализированных правозащитных органов, действующих как внутри государства, так и осуществляющих взаимодействие с международными структурами.

Российская Федерация еще в 1993 году подтвердила приверженность международным стандартам, признав общепризнанные принципы международного права в области осуществления прав и свобод человека составной частью российской правовой системы. Тем не менее, данное обстоятельство является всего лишь одним из первых шагов на пути к реализации в России общепризнанных прав и свобод человека и созданию системы их защиты.

Сегодня среди всех механизмов защиты прав человека наиболее распространенным и эффективным признается судебная защита. В цивилизованном обществе именно суду принадлежит центральное место в системе национальной правозащитной деятельности государства. Очевидно, что эффективность государственной защиты прав человека, демократия и уровень законности фактически в любой стране мира напрямую зависит от авторитета правосудия, его реальной независимости и самостоятельности судов во взаимоотношениях с другими ветвями власти.

Россия не является исключением, одной из главных конституционных гарантий прав человека является именно правосудие, осуществляемое как в рамках системы судов общей юрисдикции, так и Конституционным Судом России. Процесс реформирования судебной системы с 1991 года идет фактически перманентно. За это время приняты новые кодексы и законы, закрепившие принципиально новые подходы к судебному производству [3, с.288-290]. Долгосрочные федеральные целевые программы по развитию судебной системы России призваны решить принципиальные задачи - задачи обеспечения на практике независимости судей и надлежащего исполнения ими своих обязанностей, информационной открытости правосудия, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства.

Для усиления гарантированности конституционных прав и свобод необходимо эффективное сочетание судебного и внесудебного способов защиты, именно поэтому институт внесудебной защиты практически повсеместно дополняет суды. Основные тенденции развития институтов внесудебной защиты прав человека практически идентичны в большинстве государств, тем не менее, встречаются и отхождения от классической модели.

В современном мире для всех стран характерно конституционное (законодательное) закрепление обязанности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти уважать, соблюдать и охранять права человека. А в государствах, имеющих федеративное устройство, обязанность защищать права, а также меры и ответственность за их ущемление и нарушение определяются соответствующими конституциями и законами штатов, провинций, регионов, областей и т.д. В соответствии с принципом разделения властей законодательные органы государств, как правило, не наделяются функциональными прерогативами по реализации прав и свобод человека и гражданина. Их деятельность по формированию действующего законодательства только создает необходимые правовые условия и предпосылки для реализации прав и свобод человека в соответствии тому, как они закреплены в конституции, во внутреннем законодательстве и соответствуют международным стандартам. К тому же несовершенства законодательства (примеров того, как законотворческие акты обсуждаются общественностью до их внесения в Государственную Думу на начальном этапе очень мало), абстрактность некоторых законов можно постепенно исправить путем внесения изменений и дополнений [2, с.16].

Международная и отечественная практика подтверждает, что хотя разработка правовой основы прав человека имеет огромное значение, защиту прав человека нельзя обеспечить лишь законодательными мерами, большую лепту в этот процесс вносит правоприменительная деятельность, которая более тесно связана с общим состоянием общества, с широким социально-культурным контекстом. Так, важную роль в исполнении законов и оперативном управлении жизнью общества играют органы исполнительной власти. Именно поэтому создание условий для осуществления и реализации прав и свобод происходят именно в данной сфере. К сожалению, во многих государствах, в том числе позиционирующих себя как демократические, процесс реализации прав и свобод нередко сопряжен с их нарушениями из-за административного усмотрения. Поэтому так важен внутренний и внешний контроль за органами исполнительной власти.

Данный контроль чаще всего осуществляется специальными органами по рассмотрению обращений при главах исполнительной власти (например, бюро Президента США по обращениям граждан), в органах исполнительной власти - специальные подразделения, а также назначаются инспекторы или ревизоры по апелляциям [4, р.79]. В России в соответствии со статьей 33 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Естественно, административный порядок рассмотрения жалоб граждан требует четкого правового регулирования, и в настоящее время он регламентирован федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, можно сказать, что административный контроль как важная составляющая государственного внесудебного правозащитного механизма в первую очередь все же направлен на совершенствование управленческой деятельности административных органов, т.е. акцент делается на практических управленческих целях, а не на защите прав и свобод человека. Более того, защита прав и свобод в рамках административных органов носит опосредованный характер.

Мировая практика показывает, что без эффективных структур гражданского общества невозможна полноценная защита прав человека. Законодательство, регулирующее их деятельность, обязательно должно быть основано на общепризнанных принципах и нормах международного права - изложенных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской

Конвенции прав человека и основных свобод, Европейской конвенции по признанию международных неправительственных организаций как юридических лиц, Основных принципах Совета Европы о статусе организаций гражданского общества, Декларации ООН 1998 г. о правозащитниках и др. Одним из новых институтов взаимодействия гражданского общества и государства стала Общественная палата.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года, Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания1. Вышеизложенное позволяет отнести Общественную палату РФ, аналогично и общественные палаты субъектов Федерации, к элементам системы внесудебной защиты прав человека. Аналогичные органы существуют и в зарубежных государствах, но чаще всего именуются социально-экономическими советами, их основной задачей является диалог между обществом и государственными органами.

Рассмотренные выше органы и структуры являются достаточно «старыми» с точки зрения времени их существования. Относительно же молодыми институтами внесудебной защиты прав человека являются так называемые национальные институты по содействию правам человека и их защите. Ключевым отличием от всех остальных институтов является их специализированный характер - они занимаются только и исключительно защитой всех поколений прав и свобод человека и гражданина.

Общемировая практика деятельности таких институтов демонстрирует наличие различных моделей, типов и форм их деятельности. Данные институты, несмотря на небольшую (по сравнению с другими) историю их деятельности, показали высокую эффективность в решении различного рода проблем, возможности адаптации к конкретным историческим условиям и правовой системе, кроме того, очень часто они выполняют функцию медиатора. Это в свою очередь способствует как профилактике нарушений в сфере прав человека и сокращению обращений граждан в судебные инстанции, так и решению многих неправовых внутрикорпоративных проблем.

По сравнению с зарубежными государствами, история становления внесудебных правозащитных институтов в России достаточна короткая и непосредственно связана с вступлением в Совет Европы. В отличие от мирового опыта, в нашей стране наибольшее развитие первоначально получили коллегиальные органы - институты комиссий по правам человека, впоследствии трансформированные в институт омбудсмена.

Таким образом, сегодня институты по содействию правам человека и их защите являются специализированными на защите прав человека (в широком смысле - как проспективная и ретроспективная деятельность). Остальные внесудебные органы выполняют различные функции, помимо защиты прав.

Сегодня российская система обеспечения и защиты прав человека во многом схожа с общемировой и имеет аналогичные проблемы -создания многоступенчатого и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов власти. Создание и эволюция различных институтов внесудебной защиты прав человека повышает эффективность и гарантированность конституционных прав граждан нашей страны. Некоторые отличительные особенности внесудебной защиты прав человека в Российской Федерации, равно как и любой другой страны, обусловлены многими политико-правовыми, экономическими, социальными, культурными причинами и традициями.

Библиогра фия.

1. Либанова С.Э. Механизм неизбежности обеспечения прав человека как высшей ценности, народовластия и верховенства права / С.Э. Либанова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 155-158.

2. Приходько Т.В., Рожкова А.К. Концепция устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности в правовом регулировании Российской Федерации / Т.В. Приходько, А.К Рожкова // Baikal Research Journal. - 2020. - Т. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).16.

3. Якимова Е.М. Международное сотрудничество в борьбе с экологическими преступлениями / Е.М. Якимова, и др. // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т. 12, № 2. - С. 288-298. - DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2). 288-298.

4. Snyder G.S. Human Rights / G.S. Snyder. - USA: Franklin Watts, 2009. - 89 p.

References (transliterated):

1. Libanova S.E. Mekhanizm neizbezhnosti obespecheniya prav cheloveka kak vysshej cennosti, narodovlastiya i verhovenstva prava / S.E. Libanova // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. - 2012. - № 1. - S. 155-158.

2. Prihod'ko T.V., Rozhkova A.K. Koncepciya ustojchivogo razvitiya i obespechenie nacional'noj bezopasnosti v pravovom regulirovanii Rossijskoj Federacii / T.V. Prihod'ko, A.K Rozhkova // Baikal Research Journal. - 2020. - T. 11, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).16.

3. YAkimova E.M. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v bor'be s ekologicheskimi prestupleniyami / E.M. YAkimova, i dr. // Vserossijskij kriminologi-cheskij zhurnal. - 2018. - T. 12, № 2. - S. 288-298. - DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2). 288-298.

4. Snyder G.S. Human Rights / G.S. Snyder. - USA: Franklin Watts, 2009. - 89 p.

1 Об Общественной палате Российской Федерации : Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277; 2006. № 1. Ст. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.