Научная статья на тему 'Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина'

Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / THE CONSTITUTION / THE RULE OF LAW / HUMAN RIGHTS / QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзотов Чермен Александрович

Автор статьи утверждает право человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи в конституционно-правовом поле современной России. Выделены актуальные в теоретико-методологическом и практическом планах вопросы, связанные с развитием и гарантией прав человека в государстве переходного периода в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right to qualified legal aid in the constitutional rights system and freedoms of person and citizen

In the article the human and civil right to qualified legal assistance in constitutional and legal framework of modern Russia. The author has identified and examined the latest in theoretical-methodological and practical plans for issues related to development and the guarantee of human rights in a State of transition at the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Право на получение квалифицированной юридической помощи в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина»

Квалифицированную юридическую помощь как конституционный институт (а на это указывает сам факт фиксации данного права в Конституции РФ, его развитие и конкретизация в иных отраслях действующего законодательства) следует рассматривать в качестве комплексного феномена. Такой подход представляется нам весьма продуктивным, поскольку позволяет изучать данное конституционное право как комплексное явление, учитывая различные стороны его проявления в национальной правовой реальности.

Этот теоретико-методологический ракурс исследования проблемы, во-первых, позволяет использовать феноменологический метод описания правового явления как целостного феномена (от греч. рЬатошепоп - являющее себя) в ряде других правовых и иных социальных явлениях, достаточно активно используемых как в общей теории государства и права [1], так и в рамках конституционно-правовых исследований [2]. Феноменологический метод позволяет проанализировать явление как базовое, основополагающее, наличествующее в правовой реальности; объяснить то, какова его природа, в чем состоят его смысл и содержание.

Во-вторых, рассмотрение квалифицированной юридической помощи как конституционноправового феномена ориентирует на познание последнего, с одной стороны, как «организующего принципа» (институционально-нормативного, социально-правового, интенционального), а с другой -как устойчивое отношение. В этом плане «наибольший интерес для феноменологического правоведения представляют не формы реального поведения людей (что исследуется, прежде всего, в юридической социологии. - Ч.Д.), а чистые нормативные структуры, подчиняющие себе человеческое сознание (например, ориентируя и стимулируя развитие правосознания и правовой культуры определенного типа. - Ч.Д.) и социальную деятельность» [3, с. 937].

В-третьих, исследование квалифицированной юридической помощи как правового явления ориентирует на рассмотрение этой помощи в качестве частного выражения сущности конституционного права*, самой Конституции как комплексного юридического, социального, политического, экономического и духового феномена, различающихся только на «уровне научной абстракции», а в действительности выступающих в целостном, «спаянном виде» [4, с. 40].

Итак, квалифицированную юридическую помощь следует анализировать в трех взаимосвязанных измерениях: ценностно-нормативном, социально-правовом и институционально-нормативном.

В ценностно-нормативном аспекте квалифицированная юридическая помощь выступает необходимым ценностно-нормативным принципом функционирования правового и социального государства, а также неотъемлемым условием жизнеобеспечения человека, социально-правовым ориентиром развития отношений в системе личность-общество-государство. Так, например, эта помощь выступает и как механизм защиты и охраны прав и свобод человека, т.е. элементом, частью общего механизма реализации конституционных ценностей; и в качестве формы социальной поддержки, социальной защиты и социального просвещения населения (развитие уровня правосознания), выражая такую конституционно-правовую ценность, как социальное государство (ст. 7 Конституции РФ); а также связана с ценностями равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), приоритет прав и свобод человека и т.д. (ст. 2 Конституции РФ), обеспечивая личностно-центрированную модель конституционно-правового устройства.

Справедливо в этом плане, пишет В.Д. Мазаев, считающий, что «...нормальный процесс пользования своим правовым статусом требует постоянной правовой поддержки с целью ориентации, просвещения, общего направления человека в массиве конкретных правовых норм. В этом смысле юридическая помощь является самостоятельной конституционной ценностью и важнейшей функцией государства, а также институтов гражданского общества по обеспечению надлежащего процесса реализации конституционных прав личности» [5].

В связи с этим квалифицированную юридическую помощь нельзя изучать в отрыве от общей конституционно-правовой модели государства, вне связи ее с конкретными социально-правовыми ценностями, зафиксированными в Основном законе, и доминирующими интересами в обществе (имеющими устойчивый, воспроизводящийся и институционализированный характер, а также соответствующими общепризнанным ценностям). Справедливы в этом плане сущностные характеристики Конституции как социально-юридического феномена, поясняет В.Е. Чиркин, они могут быть охарактеризованы «.как закрепление Основным законом совпадающих жизненных

интересов народа при приоритете интересов доминирующего социального слоя, юридическое выражение достигнутого в обществе компромисса или консенсуса на базе признания общечеловеческих ценностей» [4, с. 49].

Кроме того, исследование квалифицированной юридической помощи в «ценностно-нормативном единстве» позволяет понять не только ее юридическую природу и содержание, но и органичную взаимосвязь с конституционными принципами и иными конституционными правами, поскольку полное воплощение указанных принципов и реализация многих конституционных прав и свобод в полном объеме невозможны без оказания квалифицированной юридической помощи. Особенно это обстоятельство проявляется в гарантированности государством предоставления бесплатной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). В этом конституционном положении: во-первых, выражается приоритет прав и свобод человека; во-вторых, он выступает необходимым элементом правового государства; в-третьих - в безвозмездности проявляется социальная ценность государства.

В институционально-нормативном аспекте квалифицированная юридическая помощь рассматривается в качестве совокупности норм позитивного права. Причем чаще всего анализируются именно нормы конституционного права, поскольку обладают всеми присущими нормам этой отрасли права характеристиками и признаками. В частности:

а) специфическим содержанием, связанным с правовым статусом человека и гражданина;

б) источниками, в которых эти нормы выражены, т.е. в Конституции РФ, что придает ей высшую юридическую силу по отношению к иным нормам действующего законодательства;

в) общерегулятивным характером, т.е. распространяют свое юридическое действие на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (прежде всего, данная норма регламентирует уголовно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и другие правоотношения);

г) учредительным характером содержащегося в этой норме правового предписания, т.е. она устанавливает обязательный для создания всех иных норм законодательства порядок, а также механизм реализации данного права и формы его защиты;

д) особая структура изложения конституционной нормы, для которой нехарактерна традиционная трехэлементная структура, смысл и толкование которой раскрываются в ее взаимосвязи с иными конституционными нормами (нормами-началами, нормами-принципами, дефинитивными конституционными нормами) [6, с. 9-10].

В этом аспекте конституционное право на квалифицированную юридическую помощь следует рассматривать в качестве одной из основополагающих норм позитивного права. Отнесение данного права к естественным неотчуждаемым правам если и возможно, то на уровне теоретической абстракции, т.е. в рамках философско-правовой дискуссии. Например, отмечается, что право на юридическую помощь относится ко второму поколению прав человека и с середины ХХ в. является универсальным и общеобязательным.

Так, оно уже, наряду с другими политическими и гражданскими правами, было институционализировано в качестве универсального в ч. 3 ст. 14 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах», где отмечается, что «.каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения, как минимум, на следующие гарантии на основе равенства. иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае».

Здесь важно подчеркнуть, что речь идет о праве на юридическую помощь как о принципе, обеспечивающем правосудие. И, как уже отмечалось выше, это узкое понимание юридической помощи, не отражающее ее конституционно-правового и социального назначения, согласно действующей Конституции РФ.

Итак, в юридической практике, с одной стороны, помощь по своему содержанию шире, чем гарантированная правовая помощь в защите прав и свобод человека и гражданина в сфере судопроизводства; а с другой - такая узкая трактовка не учитывает социальной ориентированности государства (ст. 7 Конституции РФ), а также гарантированности этого права именно государством.

В том же контексте право на юридическую помощь как феномен, связанный исключительно с правосудием, фиксируется во многих международно-правовых актах. Однако обратим внимание, что

во всех них речь об этом праве заходит в случае фиксации правовых форм и механизмов защиты естественных прав и свобод человека, т.е. больше относится к обязанностям государственной власти по гарантированности правового режима защиты и охраны этих прав и свобод.

На этих основаниях, например, обеспечивается развитие национальных правовых систем и на постсоветском пространстве - «.принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к этому последнему пакту, а также международные обязательства по правам человека, принятые в рамках ОБСЕ (СБСЕ), принимая во внимание, что упомянутые документы имеют целью обеспечение всеобщего и эффективного признания и соблюдения провозглашенных в них прав», государства обязуются гарантировать права (п. «в» ст. 6) «.иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, а также пользоваться в случаях, определенных национальным законодательством, бесплатной помощью адвоката» [7].

Следует подчеркнуть и то, что «право на адвоката» или «юридическую помощь адвоката» не является базовым, основополагающим, т.е. не является ни конституционным правом, а также -учредительной ценностно-нормативной ценностью. Очевидно, что как право на адвоката, так и гарантии охраны прав человека в судопроизводстве являются производными от конституционной нормы о квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), ее

конституционное, социально-правовое и ценностно-учредительное значение и назначение более широкое [8, с. 132].

Поэтому утверждение о том, что юридическую помощь, даже при беглом анализе, следует трактовать в качестве неотъемлемого права человека, не является настолько очевидной, как это иногда представляется в научной литературе [9].

В связи с этим анализ конституционной нормы, фиксирующей это право на квалифицированную юридическую помощь, в рамках институционально-правового измерения с очевидностью предполагает отнесение данного права к системе позитивного права, поскольку право на квалифицированную юридическую помощь фиксируется, гарантируется и конкретизируется в нормах различных отраслей права и законодательства, но именно государством. И поэтому социум вправе требовать от него, прежде всего, позитивных действий по его обеспечению, формированию адекватных юридических механизмов и социально-правовых условий реализации данного права. Причем особенно ярко это проявляется в гарантированности и обеспечении бесплатной юридической помощи. Следовательно, это право «относится не к естественным, а к позитивным правам» [10, с. 17].

В социально-правовом аспекте квалифицированная юридическая помощь анализируется в качестве социально-правовой деятельности, которая реализуется в определенных социокультурных условиях, и их функционирование во многом обусловливается правовой культурой общества, уровнем и стилем юридического мышления. Причем эта активность хотя и выступает в качестве свободной деятельности субъектов, в то же время она имеет общие (социальные) и специальные (юридические) ограничения таковой. Это обстоятельство не позволяет согласиться с точкой зрения авторов, указывающих на то, что право на квалифицированную юридическую помощь является абсолютным, а право на бесплатную юридическую помощь - относительным. Поясним это подробнее.

Во-первых, конституционное право не может быть, с одной стороны, абсолютным, а с другой -относительным. Если «.бесплатная юридическая помощь выступает частным случаем права на квалифицированную юридическую помощь», т.е., как мы отмечали выше, первое является видовым второго; то не совсем понятно как родовая категория является абсолютным, а ее видовые -относительным. С этой точки зрения считаем некорректно выводить юридическую природу правовой помощи (ее различных видов) из совершенно разных логических и правовых оснований. Рассмотрение данной помощи в качестве целостного конституционно-правового феномена не позволяет согласиться с утверждением: «конституционное право на бесплатную квалифицированную помощь является относительным» и, что самое главное - «этим оно принципиально отличается от конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, которое относят к абсолютным правам» [10, с. 9, 17; 11]. Получается, содержание целостного правового феномена

основано на внутренне не совпадающих характеристиках, где видовые элементы «принципиально отличны» от родовых, исходят из разных оснований.

Во-вторых, считаем, что выделение абсолютных и относительных прав достаточно условно, и если данная классификация имеет эвристическую ценность, то только в «узких» исследовательских рамках, а, как известно, любая классификация относительна и служит определенным, конкретным исследовательским задачам. В целом же, абсолютной свободы не существует ни в природе, ни в социально-правовом нормировании отношений. Например, данная классификация уместна при анализе юридической природы прав человека и их разделении на те, которые абсолютны и неизменны, и те, которые, напротив, подлежат ограничению, изменению [12, с. 149-150].

Кроме того, эта классификация позволяет выделить и те права, которые неотчуждаемые, т.е. естественные права человека, и те, которые могут быть изменены, ограничены, расширены, сужены и т.п. В любом случае при рассмотрении права квалифицированной юридической помощи как целостного конституционного феномена и анализ его юридической природы с помощью «расчленение» этого права на абсолютное и относительное достаточно спорно. Хотя можно согласиться, что это право относится к группе абсолютных конституционных прав, поскольку не может быть ограничено; однако выделение, в сущности, рассматриваемого правового феномена двух принципиально отличительных оснований, разделение его на разнопорядковые величины представляется неоправданным.

Литература

1. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права: В 2 т. Ростов н/Д, 2010. Т. 1.

2. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

3. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.

4. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной Конституции. М., 2007.

5. Мазаев В.Д. Бесплатная юридическая помощь в России как конституционная ценность: законодательная модель // URL: http://www.ilpp.ru/files/01-01_Mazaev.pdf

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

7. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // Информационно-правовая система «Гарант Эксперт».

8. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005.

9. Шумилов Ю.И. Юридическая природа квалифицированной юридической помощи // Образование и право. 2009. № 9.

10. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.

11. Мельниченко Р.Г. Право на юридическую помощь: конституционные аспекты: Монография. Волгоград, 2003.

12. Алексеев С.С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека: история, теория и практика. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.