НАУКА МОЛОДЫХ Дорожко И.В.
Научный руководитель:
Ст. преподаватель КозакМ.А.
ПРАВО НА ОРУЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Ключевые слова: оружие, право, хранение, ношение, владение, обращение, законодательство, Республика Беларусь.
Keywords: weapons, right, storage, carrying, possession, usage, legislation, the Republic of Belarus.
Аннотация: В данном материале рассмотрены основные характеристики законодательства об оружии Республики Беларусь. Рассматривается вопрос права на оружие, его хранения, ношения, применения и использования в современных условиях. Автором обозначены основные нормативные акты государства, на основании которых осуществляется правовое регулирование владения оружием и его оборота на территории Республики Беларусь. Представлены современные тенденции и принципы взаимодействия государственных органов и организаций с населением.
Abstract: This material describes the main characteristics of the legislation on weapons of the Republic of Belarus. The issue of the right to weapons, their storage, carrying, usage in modern conditions is considered. The author outlines the main regulatory acts of the state, on the basis of which the legal regulation of possession of weapons and its circulation on the territory of the Republic of Belarus is carried out. Current trends and principles of interaction between government bodies and organizations with the population are presented.
На сегодняшний день в мире по данным Организации Объединенных Наций насчитывается около 620 млн. единиц огнестрельного оружия разного рода классификаций и разновидностей. Анализируя статистику совершения преступлений с использованием огнестрельного оружия по всему миру, эксперты делают вывод о том, что приблизительно 40-45% от всего вышеупомянутого количества находится в незаконном обороте. Именно с помощью этой части оружия, которое нигде не учтено, совершаются всевозможные преступления. Так называемый «черный
рынок оружия» ежегодно пополняется на несколько десятков тысяч огнестрельных видов. К числу наиболее распространенных методов появления нелегальных видов оружия у того или иного человека относят противозаконную торговлю и транзит из одного государства в другое, факты кражи с военных государственных складов и другие.
Для большинства стран современного мира характерно наличие законодательства в сфере оружия, которое взаимодействует вместе с различными запретами или разрешениями на ношение огнестрельных видов оружия. Несмотря на это, наличие строгого или либерального законодательства не всегда влияет на криминальную статистику этих стран по количеству совершенных убийств. В то же время необходимо учитывать тот факт, что законодательство, различные ограничения и разрешения в одних странах конкретно или, в общем, направлены на правовое регулирование ситуации с оружием в стране, а в других и вовсе не представляют какого-нибудь рода преграды для правонарушителей. Поэтому следует согласиться с утверждением М.Н. Алексашиной, что «...более высокий процент граждан, владеющих оружием, необязательно приведет к снижению уровня преступности.» [1].
Для Республики Беларусь и большинства европейских стран применение огнестрельного оружия преступниками при совершении убийств и иных насильственных преступлений является весьма редким явлением. Такая ситуация сложилась ввиду действующего уголовного запрета. Например, во Франции основным документом в данной области является подписанный президентом Франсуа Олландом в 2013 году Закон «Об оружии», в Германии на протяжении исторического периода развития законодательства в сфере оружия сформировался действующий Федеральный закон 2016 года, охватывающий широкий спектр вопросов, связанных с оружием.
В Республике Беларусь известно применение разрешительной системы предоставления санкции на использование оружия, которая была успешно унаследована ею после распада СССР. Такая система действовала с 60-х годов прошлого века не только в Беларуси, но и в России и Украине. Следует отметить, что в Республике Беларусь Закон «Об оружии» является основополагающим правовым актом в области законодательства об оружии. Наряду с ним центральную правовую базу современной Беларуси, касательно вопроса об оружии, составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, указы Президента Республики Беларусь. Именно эти нормативные правовые акты считаются
важнейшими в системе правового регулирования ношения, хранения, применения и использования оружия в Республике Беларусь.
Необходимо подчеркнуть, что основной Закон Беларуси в области оружия подкреплен ранее принятыми международными правовыми актами, поэтому данный вопрос рассматривается на основе правовой ситуации государства, международного права и опыта. Отметим, что данный факт объясняется основным законом государства -Конституцией Республики Беларусь, который определяет приоритет принципов международного права и их применение в законодательстве страны [2, ст. 8].
Под действие Закона попадает оружие самообороны, спортивное, сигнальное, охотничье оружие и боеприпасы. Прописаны все нормы и требования приобретения оружия и боеприпасов к нему. Так в Республике Беларусь порядок предоставления права на оружие определен только для совершеннолетних граждан, имеющих специальное разрешение, полученное в органах внутренних дел. Также необходим документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за выдачу данного разрешения. Гражданам, претендующим на получение права на оружие, следует пройти медицинскую комиссию на выявление противопоказаний владения оружием. Одновременно контролируется факт прохождения проверки по знанию правил безопасности обращения с оружием. В дальнейшем проводится регистрация оружия специалистами на соответствие заявленных параметров документации действительности. Лицам с судимостью, привлекавшихся к административной ответственности, без постоянного места жительства, которое соответствует требованиям безопасного хранения оружия, будет отказано в предоставлении данного права [3, ст. 14].
Кроме совершеннолетних граждан Республики Беларусь в Законе «Об оружии» право ношения, хранения, применения и использования оружия закрепляется за должностными лицами государственных органов, а именно: военные органы, прокуратура, Государственная инспекция и другие учреждения. При этом оружие необходимо использовать только в рамках исполнения служебных обязанностей или в случаях самообороны [2, ст. 6].
В довершение к основным легальным способам обретения права на оружие в Беларуси выделим наградное оружие, получение которого также определяется Законом «Об оружии», а контролируется Уголовным кодексом. Ношение либо хранение наградного оружия распространяется только на граждан Беларуси и осуществляется только на основании полученного разрешения, выдаваемого
Президентом Республики Беларусь. Такое оружие необходимо хранить в сопровождении с наградными документами, подтверждающими законное владение определенным видом оружия [3, ст. 22].
В итоге, Закон «Об оружии» является ключевым звеном в системе законодательства об оружии белорусского государства. Хоть и нормативный правовой акт датирован 2001 годом, его актуальность не подлежит сомнению. Практически ежегодно происходили различные изменения и дополнения к Закону. Последние поправки касались охотничьего оружия и были внесены летом 2019 года.
Через год после принятия базисного законодательного акта республики по вопросу оружия был подписан указ главы государства, направленный на совершенствование регулирования процедур оборота такого оружия в Республике Беларусь как боевое, служебное, гражданское оружие и боеприпасов к нему. Это доказывает существенность и значимость вопроса оружия в стране, и необходимость его правового укрепления во всей структуре законодательства. Действие данного указа распространяется на государственные военизированные организации и воинские формирования. Обозначены задачи и цели органов по направлениям производства оружия, его передачи, приобретения и транспортировки, ношения и хранения оружейных стволов. Установлен контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему на территории Беларуси, а также указаны положения по вопросам ввоза и вывоза оружия и боеприпасов в Беларуси [4].
Как и вся система законодательства Республики Беларусь область законодательства в сфере оружия не находится в стадии стагнации. Данный факт обосновывается, к примеру, подписанным в июне 2020 года Президентом Республики Беларусь указом № 227 «Об оказании охранных услуг». В соответствии с указом главы государства сотрудникам частной охранной компании ООО «ГардСервис» предоставляется право ношения, хранения, применения и использования оружия, а именно служебного и гражданского, для осуществления охранной деятельности. К тому же сотрудники имеют право применять специальные средства и физическую силу. При этом необходимо учитывать тот факт, что работники данной компании приравниваются к работникам военизированной охраны, а значит, должны соответствовать требованиям к работникам сферы военизированной охраны, обязаны действовать в соответствии с Законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь». Помимо этого обязательным требованием является гражданство Республики
Беларусь и прохождение проверки в органах внутренних дел и госбезопасности [5], [6].
Отсюда следует, что компании при условии соблюдения законодательства государства разрешается покупка, хранение и передача сотрудникам служебного либо гражданского оружия, а также боеприпасов к нему для осуществления охранной деятельности. В то же время при ненадлежащем исполнении и полном неисполнении требований и норм указа полученные разрешения на владение оружием аннулируются [5].
На современном этапе в Республике Беларусь и многих соседних странах существует множество мнений касательно вопроса о праве на свободное ношение и владение оружием, то есть общество далеко от единства в этом вопросе. Точка зрения А.И. Василевского описывает одну из множества сторон современной дискуссии общественного мнения по вопросу ношения оружия: «Противники разрешения на скрытое ношение огнестрельного оружия, которые как будто хотят разоружить наш народ перед лицом врага (преступности), зачастую манипулируют цифрами, стараясь повлиять на общественное мнение» [7]. В частности, по данным опроса Фонда «Общественное мнение» в России 82% россиян выступают против свободной продажи оружия. Но при этом около 16% респондентов купили бы себе оружие. В Беларуси некоторая часть, в основном профессиональные стрелки, охотники и владельцы тиров, выступает за предоставление гражданам такого права, но с важной и обязательной оговоркой. Такое свободное владение оружием возможно только в случае его свободного обращения среди людей, обученных, умеющих должным образом, а главное безопасно пользоваться этим оружием, имеющих навыки и определенный опыт владения оружием. Однако, согласно социологическим опросам и статистике в целом таких грамотно обученных людей в Беларуси немного. Решением данной проблемы может стать создание специальных курсов по подготовке с правилами, приемами и методами обращения с оружием. Отчасти подходящая база для организации такого рода курсов в Беларуси уже имеется, но при этом ее значение номинально. Речь идет о получении права на владение и пользование охотничьим оружием после прохождения обучения и экзаменационной формы контроля в УП «Белгосохота», которое является единственной структурой Республики Беларусь, имеющее право на выдачу удостоверения на право приобретения и дальнейшего использования первого вида гладкоствольного оружия в целях охоты. Следовательно, свободное ношение и владение оружием возможно только при осознании значимости и практической
необходимости образования серьезных курсов либо другой формы подготовки специалистов и мастеров среди простых граждан в сфере оружия. Тем не менее, эта возможность может не вписаться в современную реальность, ведь пока в мире происходит противозаконная торговля оружием и боеприпасами, пока терроризм уносит жизни людей в разных странах, внедрение полной санкции на свободное владение оружием всеми гражданами даже при условии прохождения подготовки не представляется возможным.
Таким образом, в заключение можно сделать вывод о том, что современная ситуация в мире и в Республике Беларусь делает актуальным вопрос о праве граждан на оружие, его использовании в качестве средства против преступных посягательств. Существование дискуссии по данному вопросу позволяет выходить за рамки и решать более глубокие проблемы. Как в Беларуси, так и за рубежом выступают за право граждан на оружие некоторые политические силы и простые люди. С другой стороны находятся их оппоненты, приводящие им противоположные доводы, основанные на непринятии таких изменений и нововведений. Что касается сегодняшней обстановки в Республике Беларусь, то в государстве существует крепкая правовая база нормативных актов, на основании которых государственные органы, организации и граждане действуют в рамках закона. Постоянно проводится совершенствование законодательной базы, которая соответствует реальным условиям. В государстве продолжает действовать разрешительная система органов внутренних дел, что является одним из факторов адекватной статистики совершения правонарушений с использованием оружия. В целом мировой потенциал и опыт в области регулирования права граждан на оружие представляет собой большой исследовательский и практический фундамент для последующего достижения наиболее благоприятной обстановки в мире касаемо вопроса оружия и права на оружие гражданам каждого цивилизованного государства.
Список литературы
1. Алексашина М.Н. Право граждан на ношение оружия как государственная мера обеспечения безопасности личности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. №18. С. 147-151.
2. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2018. - 64 с.
3. Закон Республики Беларусь «Об оружии» от 13.12.2001, № 61-З : принят Палатой представителей 17 окт. 2001 г.: одобрен Советом Республики 25 окт. 2001 г. - Доступ из информ.-правовой системы «ЭТАЛОН-ONLINE».
4. О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 авг. 2002 г., № 473 - Доступ из информ.-правовой системы «ЭТАЛОН-ONLINE».
5. Об оказании охранных услуг : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 июн. 2020 г., № 227 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.06.2020, 1/19078.
6. Закон Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» от 08.11.2006, № 175-З : принят Палатой представителей 11 окт. 2006 г. : одобрен Советом Республики 20 окт. 2006 г. - Доступ из информ.-правовой системы «ЭТАЛОН-ONLINE».
7. Василевский А. И., Никонов А. П. Не бойся! / А. И. Василевский, А. П. Никонов. - Москва: ООО «Лаборатория креатива и дизайна», 2011. - 17 с.
Побежимов Е.В.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Шаталов М.А.
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: субсидии, развитие субъектов, межбюджетные субсидии, бюджетная система.
Keywords: subsidies, development of subjects, interbudgetary subsidies, budget system.
Аннотация: В условиях централизации бюджетной системы Российской Федерации особую роль при формировании муниципальных бюджетов приобретают межбюджетные трансферты. С учетом существенных социально-экономических различий территорий выравнивание бюджетной обеспеченности представляется обязательным на региональном и муниципальном уровнях. Применение механизмов межбюджетного регулирования, ориентированных на обеспечение сбалансированности местных