УДК 342.7
ПРАВО НА ЛЕКАРСТВЕННУЮ ПОМОЩЬ И ЛЕКАРСТВЕННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Н.С. Бессараб
Раскрыто одно из самых важных прав граждан в сфере социального обеспечения Российской Федерации - право на лекарственную помощь и предоставление бесплатных лекарств. Изучена нормативно-правовая база, которая дает право гражданам на получение такого вида социальной помощи; рассматривается круг граждан, которые имеют право на получение лекарственных средств; дана оценка действующему законодательству в этой области.
Ключевые слова: граждане, социальное обеспечение, государство, помощь, лекарства, лекарственное обеспечение, медицина, закон.
Становление социального государства невозможно без развития такого института, как медицина. Медицина есть залог благосостояния и здоровья не только ныне существующего населения страны, но и будущих поколений россиян, что делает ее важнейшим направлением государственной социальной политики на сегодняшний день. Продолжают существовать определенные проблемы в данной сфере, однако государство в последние годы взяло курс на совершенствование отрасли здравоохранения, повышение качества и продолжительности жизни граждан. На данный момент продолжает быть актуальным вопрос обеспечения населения бесплатными жизненно важными лекарствами. Лекарства - это основа современного лечения, которая позволяет поддерживать уровень здоровья на стабильном уровне и бороться с заболеваниями вне медицинских учреждений. Поэтому столь важно раскрыть тему права граждан на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение.
В первую очередь необходимо дать краткую характеристику понятиям «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение». Лекарственную помощь можно рассматривать как элемент медицинской помощи в рамках государственного социального обеспечения, который подразумевает в более широком плане предоставления на льготных или бесплатных условиях лекарств, а также иных необходимых для этого получения услуг (выдача рецепта, доставка лекарства больному и т. д.) [1, с. 19; 2]. Лекарственное обеспечение связано непосредственно с комплексом различных мер, позволяющих предоставлять гражданам и медицинским учреждениям фармацевтическую продукцию, разрешенную к применению на территории страны [1, с. 19; 2; 3]. То есть эти два понятия, с одной стороны, имеют общее основание - это виды социального обеспечения, которые базируются на предоставлении лекарственных средств, с другой стороны - имеют разную
подоплёку и суть. Более правильно будет не разделять данные понятия, так как они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Лекарственная помощь гарантирована Конституцией РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). В данной статье прямо не говорится о лекарственной помощи и лекарственном обеспечении граждан, однако, как мы уже выяснили, лекарственная помощь входит в состав медицинской помощи, поэтому данное право граждан закреплено конституционно-правовой нормой и должно обеспечиваться на безвозмездной основе.
Данные права гарантированы россиянам и другими нормативными актами: как законными, так и подзаконными. Во-первых, отметим Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает основы оказания государственной социальной помощи, социальные услуги, оказываемые в порядке социального обслуживания и др. Можно сказать, что данный акт лежит в основе системы социального обеспечения Российской Федерации. Лекарственная помощь и лекарственное обеспечение являются видами социальной помощи, которые данный закон определяет, как натуральную помощь [4, ч. 1 ст. 12]. Вместе с тем, данный закон раскрывает полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие: по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов [4, ч. 1 ст. 4.1].
Во-вторых, следует отметить Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который создает базу для реализации прав граждан на охрану здоровья, закрепляет порядок предоставления лекарственной помощи населению, права и обязанности человека и гражданина в сфере предоставления лекарственной помощи и лекарственного обеспечения, а также определяет положения о бесплатном обеспечении лекарственными средствами населения [5]. В соответствии с данным федеральным законом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления этих бланков, их учета и хранения.
В-третьих, раскрывает понятие лекарственных средств, регламентирует порядок обращения лекарственных средств в РФ Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Настоящий
федеральный закон устанавливает приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении [6]. Чем важен данный нормативно-правовой акт? Дело в том, что не все лекарственные средства разрешены на территории страны, что создает сложность в продаже и применении жизненно важных лекарств, которые не внесены в реестр разрешенных. Закон закрепляет процедуру регистрации жизненно важных лекарств, устанавливает приоритет государственного контроля и регулирования цен на необходимые для жизни лекарственные средства [7, с. 97-112]. Цены на препараты медицинского назначения, которые имеют статус жизненно необходимых и важнейших устанавливаются Правительством РФ. Правила регистрации жизненно важных препаратов, установление пределов цен отпуска таких препаратов регулируются соответствующим постановлением Правительства РФ [2].
Также правительством определяется круг граждан, которые получают в рамках амбулаторного лечения бесплатную медицинскую помощь. К ним относятся: участники гражданской и Великой Отечественной войн; инвалиды боевых действий; родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; герои СССР и герои РФ, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и другие категории [2].
Помимо бесплатного лекарственного обеспечения постановлением Правительства РФ предусмотрен отпуск медицинских препаратов лицам, находящимся на амбулаторном лечении с 50-процентной скидкой. Например, право на такую скидку имеют: работники тыла в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года; лица, подвергшиеся политическим репрессиям; работающим инвалидам II группы, инвалидам III группы, признанным в установленном порядке безработными; пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах и другие [2]. Таким образом, мы можем наблюдать достаточно широкий перечень лиц, которые имеют право на получение лекарств как бесплатно, так и со скидкой. Это говорит о заинтересованности государства в том, чтобы доступ населения к лекарствам был более свободным [8, с. 97-102].
Давая оценку действующему законодательству в сфере обеспечения конституционного права граждан на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение, следует отметить наличие достаточно широкого спектра нормативных актов, которые так или иначе затрагивали бы данное право россиян. Каждый из законных и подзаконных актов дополняет эту сферу общественных отношений, конкретизирует и регламентирует те или иные вопросы правоприменения. Правительством РФ представлен исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение и обеспечение медикаментами со скидкой. В случае необходимости данный круг лиц может быть расширен.
Помимо действующих нормативных актов каждый год принимается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая также нацелена на реализацию прав граждан РФ в данном направлении.
Список литературы
1. Путило Н.В., Волкова Н.С. и др. Право граждан на лекарственное обеспечение. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2017. 214 с.
2. О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от
08.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 45. Ст. 5851
3. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1791
4. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 1999. 23 июля. № 142.
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с
31.01.2019) // Парламентская газета. 2011. 24 ноября. № 50.
6. Об обращении лекарственных средств: федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 2010. 14 апреля. № 78.
7. Миронова Т. К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение // Вопросы российского и международного права. 2016. № 5. С. 97-112.
8. Гаранжа А. П. К вопросу совершенствования правового регулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 1. С. 97-102.
Бессараб Наталия Сергеевна, канд. юрид. наук, доц., Россия, Тула, Тульский государственный университет
RIGHT TO MEDICAL AID AND MEDICAL SUPPORT N.S. Bessarab
This article reveals one of the most important today the rights of citizens in the field of social security of the Russian Federation - on drug assistance and the provision of free medicines.
The article studies the regulatory and legal framework that gives citizens the right to receive this type of social assistance. A circle of citizens who have the right to receive medicines is considered, an assessment is given to the current legislation in this area.
Key words: citizens, social security, state, aid, drugs, drug provision, the medicine, law.
Bessarab Natalia Sergeevna, cand. legal sc., Associate Professor, Tula, Tula State University, Russia.
УДК 343.98
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ДОСТУПОМ К КОМПЬЮТЕРНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
В.О. Давыдов, Е.Д. Малахвей
На основании общих теоретических положений криминалистической методики расследования преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, рассмотрены особенности значимых элементов криминалистической характеристики как информационной основы процесса расследования преступных деяний данной категории.
Ключевые слова: компьютерная информация, криминалистическая характеристика преступления, преступления в сфере компьютерной информации, место совершения, виртуальные следы.
Современный научный прогресс не оставляет без внимания ни одну сторону жизни мирового сообщества, детерминируя, в том числе, развитие все новых и более совершенных способов информационной коммуникации.
В то же время на фоне протекания процессов всеобщей глобальной информатизации отчетливо прослеживается тенденция формирования криминальных угроз принципиально нового плана, затрагивающих сферу компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных технологий. Так, например, согласно данным официальной статистики МВД России, только в 2018 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2500 преступных деяний подобного рода, из которых раскрыто лишь 574 преступления [1].
Коренным образом переломить складывающуюся ситуацию и нейтрализовать преступную деятельность в киберпространстве возможно лишь посредством формирования и последовательной реализации системы социально-экономических, организационно-правовых, научно-технических и иных мер.