Научная статья на тему 'Проблемы реализации прав граждан в сфере лекарственного обеспечения'

Проблемы реализации прав граждан в сфере лекарственного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1761
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ЛЕЧЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕКАРСТВА / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / БЕДНОСТЬ / ЛЬГОТЫ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Орлов Константин Олегович

В статье проводится анализ нормативных правовых актов, устанавливающих гарантии по бесплатному и льготному лекарственному обеспечению граждан в России. Рассматриваются как гарантии отдельных категорий граждан, так и гарантии, связанные с определенными нозологиями или условиями оказания медицинской помощи. Указывается на бессистемность правового регулирования данного вопроса, что порождает проблемы в правоприменении, которые также рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Орлов Константин Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXECUTION OF RIGHTS TO DRUGS SUPPLY

The article dwells on the analysis of regulation setting the garanties of free or discounted drugs supply in Russia. Garanties of certain social groups, of people with certain deseases and patients receiving medical care on specific terms are examined in the article. A lack of integrity in legal regulation of the drugs supply sphere is revealed, which also creates problems when applying that regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации прав граждан в сфере лекарственного обеспечения»

10. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)

10.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Орлов Константин Олегович, аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Место учебы: Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»

[email protected]

Аннотация: в статье проводится анализ нормативных правовых актов, устанавливающих гарантии по бесплатному и льготному лекарственному обеспечению граждан в России. Рассматриваются как гарантии отдельных категорий граждан, так и гарантии, связанные с определенными нозологиями или условиями оказания медицинской помощи. Указывается на бессистемность правового регулирования данного вопроса, что порождает про-блемы в правоприменении, которые также рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: медицинская помощь и лечение, лекарственное обеспечение, бесплатные лекарства, право социального обеспечения, государственная социальная помощь, бедность, льготы, лекарственные средства, изделия медицинского назначения.

PROBLEMS OF EXECUTION OF RIGHTS TO DRUGS SUPPLY

Orlov Konstantin O., PhD student of the labour law and social security law department Study place: National Research University «Higher School of Economics»

[email protected]

Abstract: the article dwells on the analysis of regulation setting the garanties of free or discounted drugs supply in Russia. Garanties of certain social groups, of people with certain deseases and patients receiving medical care on specific terms are examined in the article. A lack of integrity in legal regulation of the drugs supply sphere is revealed, which also creates problems when applying that regulation.

Keywords: medical care and treatment, drug provision, free medicines, social security law, state social assistance, poverty, benefits, medicines, medical.

Как справедливо отмечает Челнокова Г.Б., одной из гарантий права граждан на медицинскую помощь выступает развитие лекарственной помощи1. Поэтому первостепенное значение имеют, во-первых, система закрепленных в законодательстве льгот, которые касаются обеспечения населения лекарственными средствами и препаратами, и, во-вторых, реализация этих льгот на практике, то есть исполнение соответствующих правовых предписаний. Система льгот в России достаточно широка, она более развита, чем та, которая действовала в СССР2 Несмотря на то, что льготное лекарственное обеспечение - одна из наиболее важных и одновременно дорогостоящих социальных программ3, в реализации льгот на практике есть существенные сбои4 Например, при наличии медицинских показаний допускаются отказы в выписке рецептов на льготные лекарственные препараты, в то время как они списываются по причине истечения срока годности5.

Бесплатное лекарственное обеспечение в Российской Федерации реализуется на основе Федерального закона

1 Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009. С. 81.

2 Там же. С. 83.

3 Васильев А.Ю., Крылов А.А., Майдыков А.А. и др. под ред. Максимова С.В. Фальсификация лекарственных средств в России. М.: Юрайт, 2008. С. 87.

4 Челнокова Г.Б. Указ. соч. С. 83.

5 Росздравнадзор выявил в Мурманской области ряд наруше-

ний законодательства в сфере здравоохранения // «Фармвест-

ник», 18.03.2014.

«О государственной социальной помощи», гарантирующим обеспечение по рецептам в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов6. Право на получение государственной социальной помощи в таком виде распространяется на следующие категории граждан7:

- инвалиды войны;

- участники Великой Отечественной войны;

- некоторые другие категории граждан, связанные с ВОв (подробнее - см. в указанной в сноске статье) и некоторые категории ветеранов боевых действий (подробнее - см. пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» в редакции от 2 января 2000 года8);

- инвалиды;

- дети-инвалиды.

В целях реализации приведенных выше норм и обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными средствами9 Ми-

6 П. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12.03.2014) // «Российская газета», №142, 23.07.1999.

7 Ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12.03.2014) // «Российская газета», №142, 23.07.1999.

8 Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // «Российская газета», №19, 25.01.1995.

9 Ст. 6.2, Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

Орлов К. О.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

нистерство здравоохранения и социального развития утвердило Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи10 (далее - Перечень 2006 года).

Помимо Перечня 2006 года с указанием на лекарственные средства, отпускаемые бесплатно отдельными аптечными учреждениями для обозначенных выше категорий населения, существуют и другие льготы. Так, Правительством Российской Федерации в 1994 году были утверждены11:

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень 1994 года);

Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с Перечнем 1994 года, к примеру, СПИД, ВИЧ-инфицированным (категория заболеваний) полагаются все лекарственные средства; инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет (группа населения) - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Помимо этих двух критериев (категория заболевания и группа населения), бесплатное лекарственное обеспечение также предполагается при лечении в стационарных условиях (больницах, клиниках, госпиталях, диспансерах и т. д.), вне зависимости от вида заболевания, продолжительности лечения и каких-либо иных обстоятельств12

Также в качестве государственных гарантий доступности медицинской (в данном случае - лекарственной) помощи выступает приказ Министерства здравоохранения и социального развития, устанавливающий минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений13 Составной частью этого ассортимента является перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств14, в

10 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 №665 (ред. от 10.11.2011) «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2006 N 8322) // «Российская газета», №220, 03.10.2006.

11 Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // «Собрание законодательства РФ», 08.08.1994, №15, ст. 1791.

12 Челнокова Г.Б. Указ. соч. С. 85.

13 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 №805н (ред. от 26.04.2011) «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 №18612) // «Российская газета», №231, 13.10.2010.

14 Распоряжение Правительства РФ от 07.12.2011 №2199-р (с

изм. от 19.12.2013) «Об утверждении перечня жизненно необхо-

отношении которого государством осуществляется регулирование максимальных отпускных цен15.

Наконец, повышению доступности лекарственной помощи (в первую очередь - онкологическим больным16) поспособствовали недавние рекомендации Минздрава по обезболиванию, в которых руководителям органов управления здравоохранением в регионах рекомендовано17:

- разъяснить необходимость упрощения процедуры назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов путем предоставления права всем медицинским работникам (как врачам-специалистам, так и участковым терапевтам (педиатрам)) осуществлять назначение и выписывание указанных препаратов;

- разъяснить необходимость своевременного и безотказного оформления всех реквизитов рецепта на наркотические лекарственные препараты, включая подпись руководителя медицинской организации, оттиск круглой печати медицинской организации, а также отметки врачебной комиссии (в случае принятия решения руководителем медицинской организации о согласовании назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных препаратов с врачебной комиссией);

- организовать постоянное наличие в уполномоченной организации, осуществляющей распределение наркотических и психотропных лекарственных средств, аптечных и медицинских организациях неинвазивных лекарственных форм наркотических препаратов для обезболивания пациентов (таблетки пролонгированного действия, трансдермальные терапевтические системы, таблетки подъязычные или защечные);

- исключить случаи, препятствующие своевременному обеспечению пациентов обезболивающими препаратами, такие как требование возврата пустых ампул, блистеров, использованных трансдермальных терапевтических систем для выписывания нового рецепта на наркотическое лекарственное средство.

Если же мы обратимся к судебной практике, то найдем множество дел, в которых уполномоченные органы отказывались обеспечивать граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами со ссылкой на то, что они не входят в Перечень 2006 года. При этом во всех делах судебное решение выносилось в пользу граждан. Так, в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 28.08.2013 судом обоснованно был отклонен довод Министерства здравоохранения Волгоградской области о том, что оно не несет обязательства по обеспечению граждан лекарственными препаратами, не входящими в Перечень 2006 года. Суд указал, что это не единственный перечень, устанавливающий льготное лекарственное обеспечение, и согласился с судом первой инстанции, обязавшим в силу Перечня 1994 года обеспечить лекарством инвалида I группы18. В аналогичном деле (истцом был ребенок-инвалид, интересы которого представлял его родитель) суд указал, что невключение лекарственного препарата в Перечень 2006 года не может исключать права несовершеннолетней на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, по-

димых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» // «Российская газета», №284, 16.12.2011.

15 Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 №865 (ред. от 04.09.2012) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // «Российская газета», №249, 03.11.2010.

16 Минздрав направил в регионы рекомендации по обезболиванию // «Фармвестник», 07.03.2014.

17 Письмо Минздрава России от 27.02.2014 №25-4/10/2-1277 «Об обезболивающей терапии нуждающимся пациентам при оказания им медицинской помощи».

18 Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 28.08.2013 по делу №33-9402/2013.

скольку это противоречит нормам Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающем принцип приоритета охраны здоровья детей, а вышеуказанный Перечень фактически сужает объем прав детей-инвалидов19. Однако надо также учитывать, что требовать бесплатного лекарственного обеспечения препаратами, не входящими ни в Перечень 2006 года, ни в стандарты медицинской помощи, можно только в случае его назначения лечащим врачом или врачебной комиссией в установленном порядке20 Также судами не признается допустимость взыскания средств за лекарственные препараты, приобретенные самостоятельно в отсутствие соответствующих предписаний21.

Таким образом, в случаях отказа в обеспечении лекарственными средствами судом хоть и восстанавливается нарушенное право, абсолютно позитивным данный момент считать нельзя. Во-первых, далеко не все граждане, имеющие право на социальную помощь в виде бесплатного обеспечения лекарствами, которым отказывают в этом праве, имеют представление о том, что их права нарушены. Во-вторых, даже те из них, которые знают о нарушении своих прав, не всегда готовы обращаться в суд за их защитой.

В контексте лекарственного обеспечения бессистемность правового регулирования (существование множества перечней льгот по разным основаниям, иногда даже пересекающихся друг с другом) породило острую проблему по реализации бесплатного и льготного обеспечения лекарственными препаратами на практике. Так, наблюдаются нарушения и со стороны аптечных учреждений, и со стороны государственных (в том числе региональных) органов, осуществляющих управление бюджетными средствами, за счет которых должно производиться лекарственное обеспечение. Решение правоприменительных проблем в сфере лекарственного обеспечения должно быть найдено не через восстановление нарушенных прав судами в каждом случае, а нужно,

во-первых, устранить бессистемность нормативно-правовых актов в рассматриваемой нами области -например, посредством кодификации (либо другой формы систематизации) уже имеющихся нормативных правовых актов, что позволит устранить имеющиеся противоречия между различными нормами, а также послужит на благо принципу правовой определенности;

во-вторых, изменить практику предоставления льгот в сторону обеспечения ими граждан в каждом случае, когда они имеют на это право (а не только тогда, когда это право будет доказано ими в суде).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 61,86%.

Список литературы:

1. Васильев А.Ю., Крылов А.А., Майдыков А.А. и др. под ред. Максимова С.В. Фальсификация лекарственных средств в России. М.: Юрайт, 2008.

2. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

3. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.

19 Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 11.09.2012 по делу №33-6186.

20 Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.09.2013 по делу №33-7830/2013.

21 Апелляционное определение Курского областного суда от 13.08.2013 по делу №33-1710-2013.

4. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» // «Российская газета», №19, 25.01.1995.

5. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // «Российская газета», №142, 23.07.1999.

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // «Собрание законодательства РФ», 08.08.1994, №15, ст. 1791.

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 №665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2006 № 8322) // «Российская газета», № 220, 03.10.2006.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 №18612) // «Российская газета», №231, 13.10.2010.

9. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 №865 (ред. от 04.09.2012) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // «Российская газета», №249, 03.11.2010.

10. Распоряжение Правительства РФ от 07.12.2011 №2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» // «Российская газета», №284, 16.12.2011.

11. Письмо Минздрава России от 27.02.2014 №25-4/10/21277 «Об обезболивающей терапии нуждающимся пациентам при оказания им медицинской помощи».

12. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 11.09.2012 по делу №33-6186.

13. Апелляционное определение Курского областного суда от 13.08.2013 по делу №33-1710-2013.

14. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 28.08.2013 по делу №33-9402/2013.

15. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.09.2013 по делу №33-7830/2013.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Орлова К.О. на тему: «Проблемы реализации прав граждан в сфере лекарственного обеспечения»

Представленная к рецензированию статья, написана на актуальную и малоизученную тему современного права социального обеспечения. В льготном лекарственном обеспечении сегодня первостепенное значение имеют не только система закрепленных в законодательстве льгот, которые касаются обеспечения населения лекарственными средствами и препаратами, но и успешная реализация этих льгот на практике, то есть исполнение соответствующих правовых предписаний. анализ нормативных правовых актов, Автор проводит анализ нормативных актов, устанавливающих гарантии по бесплатному и льготному лекарственному обеспечению граждан в России. При этом рассматриваются как гарантии отдельных категорий граждан, так и гарантии, связанные с определенными нозологиями или условиями оказания медицинской помощи. Определены проблемы правового регулирования этих отношений и предлагаются пути их решения.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Орлова К.О. к публикации в научной печати.

Рецензент:

Д-р юрид. наук, профессор

НИУ ВШЭ

Буянова М. О.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.