Научная статья на тему 'Нормативно-правовые и организационные основы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан'

Нормативно-правовые и организационные основы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
696
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PREFERENTIAL MEDICINAL PROVISION / REGULATORY FRAMEWORK / ORGANIZATION OF PREFERENTIAL MEDICINAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Феоктистова Ю. В., Поддубный Е. А., Манеева Е. С., Елисеева Е. В.

В работе представлены результаты изучения нормативно-правовых и организационных основ льготного лекарственного обеспечения Российской Федерации и Приморского края. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единого, научно обоснованного алгоритма принятия решений в области предоставления дополнительной бесплатной лекарственной помощи. Проведен контентанализ содержания текстовых юридических массивов для изучения текущего состояния льготного лекарственного обеспечения и его регулирования. Современное льготное обеспечение, позволяющее пациентам получить доступ к современным препаратам для лечения серьезных хронических заболеваний, базируется на целом ряде законодательных, нормативно-правовых и организационных документов. В настоящее время существует ряд правовых коллизий в области регулирования мер социальной поддержки, порождающих проблемы в остальных сферах медицинской, экономической, социальной, политической. Установлен ряд несоответствий между нормами законодательства и реальными условиями организации и финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, включая пациентов с диагнозами орфанных болезней. Алгоритм обеспечения бесплатной лекарственной помощи пациентам из числа льготополучателей, способствующий назначению им рациональной фармакотерапии, до сих пор отсутствует. Результатом исследования явилось определение круга актуальных вопросов гармонизации нормативно-правовых аспектов, а также описание основных положений по созданию алгоритма принятия решений в области предоставления дополнительной бесплатной лекарственной помощи, что будет способствовать назначению рациональной фармакотерапии пациентам, имеющим право на социальную поддержку, а значит, повысит доверие граждан к государственной системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Феоктистова Ю. В., Поддубный Е. А., Манеева Е. С., Елисеева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE AND ORGANIZATIONAL FUNDAMENTALS OF PREFERENTIAL MEDICI- NAL PROVISION OF CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS

The article presents the results of a study of the regulatory and organizational foundations of preferential medicinal coverage of the Russian Federation and Primorsky Region. The relevance of the study is due to the lack of a unified, scientifically based decision-making algorithm in the field of the provision of additional free medicinal care. The content of textual legal files was studied. The Programme of Providing Certain Categories of Citizens with Essential Medicines, allowing patients to gain access to modern medicines for the treatment of serious chronic diseases, is based on a number of legislative, regulatory and organizational documents. Currently, there are a number of legal conflicts in the field of regulation of measures of social support, causing problems in medical, economic, social, political areas. A number of inconsistencies between legislation and the actual conditions of organization and financing of medicinal provision for patients suffering from severe orphan diseases, have been identified. The result of the study was to determine the range of topical issues of harmonization of regulatory aspects, as well as a description of the main provisions for creating a decision-making algorithm, which will contribute to the prescription of rational pharmacotherapy to citizens eligible for social support.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые и организационные основы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан»

УДК: 615.03:340

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Феоктистова Ю. В., Поддубный Е. А., Манеева Е. С., Елисеева Е. В.

Кафедра общей и клинической фармакологии, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 690002, проспект Острякова, 2, Владивосток, Россия.

Для корреспонденции: Манеева Елена Сергеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей и клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, е-mail: alena_nice_ [email protected]

For correspondence: Elena S. Maneeva, Assistant of the Department of Basic and Clinical Pharmacology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pacific State Medical University», е-mail: [email protected]

Information about authors

Feoktistova Yu. V. https://orcid.org/0000-0003-4070-984 Poddubny E. A. https://orcid.org/0000-0003-0075-303Х Maneeva E. S. https://orcid.org/0000-0002-2582-0705 Eliseeva E. V. https://orcid.org/0000-0001-6126-1253

РЕЗЮМЕ

В работе представлены результаты изучения нормативно-правовых и организационных основ льготного лекарственного обеспечения Российской Федерации и Приморского края. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единого, научно обоснованного алгоритма принятия решений в области предоставления дополнительной бесплатной лекарственной помощи. Проведен контент-анализ содержания текстовых юридических массивов для изучения текущего состояния льготного лекарственного обеспечения и его регулирования. Современное льготное обеспечение, позволяющее пациентам получить доступ к современным препаратам для лечения серьезных хронических заболеваний, базируется на целом ряде законодательных, нормативно-правовых и организационных документов. В настоящее время существует ряд правовых коллизий в области регулирования мер социальной поддержки, порождающих проблемы в остальных сферах - медицинской, экономической, социальной, политической. Установлен ряд несоответствий между нормами законодательства и реальными условиями организации и финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, включая пациентов с диагнозами орфанных болезней. Алгоритм обеспечения бесплатной лекарственной помощи пациентам из числа льготополучателей, способствующий назначению им рациональной фармакотерапии, до сих пор отсутствует. Результатом исследования явилось определение круга актуальных вопросов гармонизации нормативно-правовых аспектов, а также описание основных положений по созданию алгоритма принятия решений в области предоставления дополнительной бесплатной лекарственной помощи, что будет способствовать назначению рациональной фармакотерапии пациентам, имеющим право на социальную поддержку, а значит, повысит доверие граждан к государственной системе здравоохранения.

Ключевые слова: льготное обеспечение, нормативно-правовая база, организация льготного лекарственного обеспечения

LEGISLATIVE AND ORGANIZATIONAL FUNDAMENTALS OF PREFERENTIAL MEDICINAL PROVISION OF CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS

Feoktistova Yu. V., Poddubny E. A., Maneeva E. S., Eliseeva E. V.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pacific State Medical University», Vladivostok, Russia

SUMMARY

The article presents the results of a study of the regulatory and organizational foundations of preferential medicinal coverage of the Russian Federation and Primorsky Region. The relevance of the study is due to the lack of a unified, scientifically based decision-making algorithm in the field of the provision of additional free medicinal care. The content of textual legal files was studied. The Programme of Providing Certain Categories of Citizens with Essential Medicines, allowing patients to gain access to modern medicines for the treatment of serious chronic diseases, is based on a number of legislative, regulatory and organizational documents. Currently, there are a number of legal conflicts in the field of regulation of measures of social support, causing problems in medical, economic, social, political areas. A number of inconsistencies between legislation and the actual conditions of organization and financing of medicinal provision for patients suffering from severe orphan diseases, have been identified. The result of the study was to determine the range of topical issues of harmonization of regulatory aspects, as well as a description of the main provisions for creating a decision-making algorithm, which will contribute to the prescription of rational pharmacotherapy to citizens eligible for social support.

Key words: preferential medicinal provision, regulatory framework, organization of preferential medicinal support

Основной целью социальной политики в Российской Федерации является повышение доступности и качества медицинской помощи для всех слоев населения. Доля лекарственной терапии в лечебных мероприятиях составляет до 95%, в связи с чем применение лекарственных препаратов рассматривается как важнейшая составляющая лечебного процесса [1].

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), позволяющая пациентам получить доступ к современным лекарственным препаратам (ЛП), базируется на целом ряде законодательных, нормативно-правовых и организационных документов [2]. В настоящее время существует ряд правовых коллизий в области регулирования мер социальной поддержки, порождающих проблемы в остальных сферах - медицинской, экономической, социальной, политической. Льготное обеспечение лекарственными препаратами основано на международных и конституциональных правах пациента [3]. Государство разрабатывает и осуществляет финансирование программ бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, которые постоянно совершенствуются [4]. Алгоритм обеспечения бесплатной лекарственной помощи пациентам из числа льготополучателей, способствующий назначению им рациональной фармакотерапии, до сих пор отсутствует.

Целью данной работы явилось изучение юридических основ льготного лекарственного обеспечения для определения круга актуальных вопросов гармонизации нормативно-правовых аспектов, а также описание основных положений по созданию алгоритма принятия решений в области предоставления дополнительной бесплатной лекарственной помощи.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен контент-анализ содержания текстовых юридических массивов в области предоставления бесплатной медикаментозной помощи гражданам Российской Федерации и Приморского края.

Результаты.

Основным документом, регламентирующим отношения, связанные с областью здоровья и здравоохранения, является 323-ф3 от 21.11.2011 г., в котором присутствует ряд положений, касающихся обеспечения ЛП. В пунктах 4 и 5 статьи 10 настоящего закона указано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается на основе порядков, стандартов и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [5].

Пункт 12 части 1 статьи 14 указывает на то, что Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечить граждан донорской кровью и ее составляющими, диетическим питанием и из-

делиями медицинского назначения при наличии показаний. Пункт 10 части 1 статьи 16 обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать пациентов с диагнозами орфанных болезней лекарствами и специальной продукцией для лечебного питания, соответствующей диетическим рекомендациям при соответствующих нозологиях [5]. Дополнительно в соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 14, на Федеральные органы государственной власти возложена обязанность организации бесплатного обеспечения пациентов с диагнозами редких (орфанных) болезней, рассеянным склерозом и пациентам после трансплантации органов и тканей лекарственными средствами (пункт 21 введен Федеральным законом N 112-ФЗ от 26.04.2016 г.) [5].

С 1 января 2017 года часть 1 статьи 14 Федерального закона N 323-ф3 от 21.11.2011 г. дополнена новыми пунктами 19 и 20. На Федеральные органы государственной власти дополнительно возложены обязанности по реализации бесплатной медикаментозной помощи пациентам, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, и в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ от 12 апреля 2010 года лиц, страдающих туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью штаммов микобактерий [5,6].

Кроме того, статья 44 323-ФЗ говорит о том, что бесплатное обеспечение лекарственными средствами предоставляется лицам, страдающими редкими (орфанными) заболеваниями по перечню и в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета [5].

323-ФЗ в статье 52 гарантирует получение сбалансированного питания беременными женщинами, кормящими матерями и детьми до трех лет при наличии заключения врача [5].

Вопросы, связанные с недостаточной правовой и экономической поддержкой льготного сегмента лекарственного обеспечения, берут свое начало в 1990-х гг., когда в результате кризиса финансирования бесплатной медикаментозной помощи возник целый ряд проблем с организацией отпуска препаратов пациентам, имеющим право на социальную поддержку [6].

30.07.1994 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 890 и утвердило обязательный ассортиментный перечень лекарств и перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на получение лекарственных средств, назначенных врачом и регламентированных приложением N 1 данного Постановления, и перечень групп населения, отпуск лекарств которым осуществляется согласно приложению N 2 с 50-процентной скидкой [7].

В настоящее время данное постановление порождает ряд проблем по вопросам его правоприменения в части источников финансирования льготного сегмента лекарственного обеспечения [8,9].

Следует отметить, что в настоящее время многие указания в обоих приложениях к постановлению N 890, устарели. Для целого ряда отдельных категорий граждан объем лекарственного обеспечения прописан неконкретно, размыто. Не до конца ясно, какими лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения должны обеспечиваться лица, имеющие I группу инвалидности, инвалиды II группы (неработающие), дети-инвалиды до 18 лет, а также пациенты, страдающие шизофренией и эпилепсией.

Препараты для обязательного обеспечения пациентов, имеющих право на льготу, часто не входят в перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и стандарты медицинской помощи. Кроме того, некоторые гарантированные лекарственные препараты исключены из Государственного реестра Российской Федерации. Например: фосфаден, аденил - для больных острой перемежающейся порфирией. Для детей с преждевременным половым развитием указаны конкретные торговые наименования лекарственных препаратов: парлодел, андрокур, что противоречит Федеральному закону N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и Приказу Минздрава России N 1175н от 20.12.2012 г. [10,11].

17.07.1999 г. Государственной Думой Российской Федерации учрежден 178-ФЗ, регламентирующий помощь социально незащищенным гражданам. В соответствии с Федеральным Законом N 178-ФЗ (статья 4.1, часть 1, пункты 1 и 3) на органы государственной власти субъектов РФ, возложены обязанности по обеспечению социальной помощи граждан из числа льготных категорий, в том числе предоставление необходимых лекарственных средств [12].

С 1.01.2005 г. вступил в силу N 122-ФЗ, согласно которому оплата мер социальной поддержки осуществляются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации [13].

Регулирование льготного лекарственного обеспечения в Приморском крае началось с принятия Закона Приморского края от 20.01.1999 г. N 32-КЗ, в котором определены группы граждан, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение [14].

29.12.2004 г. Департамент здравоохранения Администрации Приморского края издал Приказ N 1082. В Приказе прописан порядок лекарственного обеспечения данных категорий граждан, установлен Федеральный регистр льготополучателей. Регламентирован факт финансирование ДЛО за счет

средств федерального бюджета. Определены медицинские организации, врачи которые имею допуск к выписке льготных рецептов и аптеки, обеспечивающие лекарственными препаратами отдельные категории граждан. Важным шагом информационного сопровождения программы явилась разработка единой электронной базы, доступ к которой предоставлен всем участникам льготного лекарственного обеспечения. [15].

Постановлением Администрации Приморского края от 29.01.15 г. N 22-па регламентирована организация обеспечения граждан лекарствами, донорской кровью и ее составляющими, лечебными продуктами питания при наличии показаний [16].

Прогрессивным событием в области льготного лекарственного обеспечения стала реализация краевой программы «Развитие здравоохранения Приморского края на 2013-2020 гг.», утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 г. N 397-па. В рамках программы льготными лекарственными препаратами обеспечиваются жители Приморского края из числа отдельных категорий. Федеральный сегмент включает пациентов, оформивших инвалидность; данной категории граждан лекарственные препараты предоставляются за счет федерального бюджета [17].

Финансовое обеспечение, выделяемое в рамках федерального бюджета на 2017 год на 1 льго-тополучателя утверждено Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2016 г. N 422-ФЗ составляет 807,2 рублей в месяц или 9686,40 рублей в год [18].

Получателю набора социальных услуг предоставлено право 1 раз в год выбирать способ получения льготы в натуральном виде или в виде денежной доплаты к пенсии [12].

Перечень лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются получатели набора социальных услуг, указанные в Федеральном законе N 178-ФЗ, утвержден в Приложении 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р [19]. Данный перечень содержит 335 международных непатентованных наименований, причем существенная часть из них имеет стоимость месячного курса лечения, превышающую выделяемый норматив в 2 и более раза.

Такое соотношение стоимости лекарственных препаратов и выделяемого финансирования, вкупе с возможностью льготополучателей проводить монетизацию льготы приводит к существенным трудностям обеспечения льготополучателей дорогостоящими лекарственными препаратами.

По данным Департамента здравоохранения Приморского края, дополнительно, за счет средств краевого бюджета лекарственными препаратами обеспечиваются более 50 тысяч пациентов, кото-

2018, том 21, № 4

рые страдают социально значимыми заболеваниями. За счет средств краевого бюджета происходит обеспечение пациентов препаратами инсулина, препаратами для лечения онкологических заболеваний, туберкулеза; обеспечивается сегмент по вакцинопрофилактике.

В последнее время особую остроту приобретает проблема обеспечения дорогостоящими препаратами пациентов, страдающих редкими жизнеугрожающими орфанными заболеваниями. В течение последних двух лет расходы, связанные с оказанием лекарственной помощи вышеуказанным пациентам, увеличились более чем в 10 раз

Динамика показателей среди пациентов с диа

[20]. Обязанности по организации и финансированию лечения данных пациентов возложены на субъекты Российской Федерации [5].

На 02.06.2017 г. в Приморском крае зарегистрировано 227 пациентов с диагнозами орфан-ных болезней. При этом отмечается значительный ежегодный прирост числа пациентов с данными заболеваниями. Так, только с 01.12.2013 года по 02.06.2017 года, число пациентов внесенных в регистр, увеличилось на 92,4% [21]. Динамика показателей среди пациентов Приморского края с диагнозами орфанных болезней представлена в таблице 1.

Таблица 1

>зами орфанных болезней в Приморском крае

Год 2013 2014 2015 2016 2017

Количество пациентов с диагнозами орфанных болезней 118 153 184 219 227

Прирост относительно 2013 года, % - 29,7 55,9 85,6 92,4

Пациентам с диагнозами орфанных заболеваний необходима современная рациональная фармакотерапия, которая разработана и позволяет сохранить и продлить жизнь, а также значительно повысить ее качество. Основная проблема заключается в том, что лекарственные средства являются крайне дорогостоящими, а финансовых средств для их закупки у большинства регионов нашей страны не хватает.

В целях соблюдения права граждан на охрану здоровья независимо от наличия заболеваний и места жительства, как государственной гарантии, предусмотренной частью 2 статьи 5 Федерального закона N 323-ФЗ, Псковским областным Советом депутатов 09.03.2017 г. разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой проект Федерального закона N 118705-7 [22]. Проект Федерального закона призывает закрепить финансирование приобретения лекарств и диетической продукции, показанной пациентам орфанными болезнями, за бюджетом Российской Федерации, что улучшит социальную поддержку данных категорий граждан [22].

Возможность осуществления централизованных закупок, предусмотрена статьей 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ [10]. Таким образом, закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномочен-

ным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением). Смысл таких закупок состоит не только в экономии бюджетных средств, но и в снижении административной нагрузки на заказчиков [23]. Централизация закупок ЛП для пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, будет способствовать выравниванию обеспеченности граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами вне зависимости от обеспеченности региона, а также позволит сэкономить денежные средства за счет укрупнения лотов.

ОБСУЖДЕНИЕ

В основе льготного лекарственного обеспечения лежат продуманные и взвешенные подходы к механизмам правового сопровождения льготного лекарственного обеспечения, однако отмечается ряд вопросов, решение которых поможет создать стройную систему доступной лекарственной помощи отдельным категориям граждан. Это создание прозрачных обновляемых перечней препаратов, отпускаемых в рамках федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения; включение в них высокоэффективных и безопасных рецептурных препаратов; выведение препаратов, обладающих сомнительной доказательной базой; формирование механизмов, способствующих сохранению пациентами лекарственной льготы; решение проблемы преемственности лечения пациентов-льготополучателей в стационаре и на амбулаторном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный контент-анализ нормативно-правовых и организационных основ льготного лекарственного обеспечения позволит в будущем создать алгоритм обеспечения бесплатной медикаментозной помощи пациентам из числа льготопо-лучателей, поможет назначению им рациональной фармакотерапии и будет способствовать повышению степени доверия граждан Российской Федерации к государственной системе здравоохранения.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юргель Н.В., Тельнова Е.А. ДЛО-ОНЛС, «7 нозологий», а что дальше? Вестник Росздравнадзо-ра. 2008;5:4-21.

2. Отчет о результатах мониторинга системы лекарственного обеспечения населения Российской Федерации. 29 октября 2014 г. Москва: Экстра М.; 2015.

3. Стаховская Л.В., Иванова Г.Е., Репьев А.П. Медицинское право и правовые основы медицинской реабилитации. Тихоокеанский медицинский журнал. 2015;1:30-34.

4. Ягудина Р.И., Голоенко Н.Г. Анализ результатов социологического опроса специалистов по оценке организации лекарственного обеспечения населения. Современная организация лекарственного обеспечения. 2015;4:12-18.

5. Федеральный закон Российской Федерации N 323-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Доступно по: http://www.rosminzdrav.ru/documents/70 25-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21noyabrya-2011-g. Ссылка активна на 05.01.2019.

6. Юргель Н.В., Тельнова Е.А. Совершенствование лекарственного обеспечения населения (история вопроса, зарубежный опыт, перспектива совершенствования системы. Ремедиум. 2009;4:35-44. Доступно по: http://www.remedium-journal. ru/arhiv/detail.php?ID=24561&num=%B93&sec_ id=3520/. Ссылка активна на 05.01.2019.

7. Постановление Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4208/. Ссылка активна на 05.01.2019.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (редакция от 03.08.2018 г., с изменениями от 11.10.2018 г.). Доступно по:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬЛШ_19702/. Ссылка активна на 05.01.2019.

9. Постановление Правительства Российской Федерации N 584 от 15 августа 2001 г. «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33042/. Ссылка активна на 05.01.2019.

10. Федеральный закон Российской Федерации N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/. Ссылка активна на 05.01.2019.

11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1175н от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://base.garant.ru/70404898/. Ссылка активна на 05.01.2019.

12. Федеральный закон Российской Федерации N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_23735/. Ссылка активна на 05.01.2019.

13. Федеральный закон Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_49025/. Ссылка активна на 05.01.2019.

14. Закон Приморского края N 32-КЗ от 20 января 1999 г. «О лекарственном обеспечении на территории Приморского края (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://base.garant. ш/30100029/. Ссылка активна на 05.01.2019.

15. Приказ Департамента здравоохранения Администрации Приморского края N 1082 от 29 декабря 2014 г. «Об организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг». Доступно

по: http://primorski-krai.narod.ru/data02/tex13223. htm. Ссылка активна на 05.01.2019.

16. Постановление Администрации Приморского края N 22-па от 29.01.15 г. «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Доступно по: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base= RLAW020&n=79103#05365370822086784. Ссылка активна 05.01.2019.

17. Постановление Администрации Приморского края N 397-па от 7 декабря 2012 г. «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013-2020 годы (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://base.garant. ru/30164821. Ссылка активна 05.01.2019.

18. Федеральный закон Российской Федерации N 422-ФЗ от 19 декабря 2016 г. «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год». Доступно по: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71469374/. Ссылка активна на 05.01.2019.

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 2724-р от 26 декабря 2015 г. «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Приложение N 2 «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192036/c29 b5a70a7a807e6e474a9d590e5667b5cb1d272/. Ссылка активна на 05.01.2019.

20. В Приморском крае льготными лекарственными препаратами граждан обеспечивают в полном объеме. Интервью. Замдиректора департамента здравоохранения Екатерина Елисеева рассказала все о льготном лекарственном обеспечении [архив]. Доступно по: http://deita.ru/ru/news/5100858-v-primorskom-krae-lgotnymi-lekarstvennymi-preparatami-grazhdan-obespechivayut-v-polnom-obeme/. Ссылка активна на 05.01.2019.

21. Постановление Правительства Российской Федерации N 403 от 26 апреля 2012 г. «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих

жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента (с изменениями и дополнениями)». Доступно по: http://base.garant.ru/70168888/. Ссылка активна на 05.01.2019.

22. Законопроект N 118705-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части закрепления за Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями)» (находится на рассмотрении). Доступно по: http://asozd2c. duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent& RN=118705-7. Ссылка активна на 05.01.2019.

23. Краткий обзор изменений по 44-ФЗ [архив]. Доступно по: https://otc.ru/academy/articles/ kratkij-obzor-izmenenij-po-44-fz. Ссылка активна на 05.01.2019.

REFERENCES

1. Yurgel N.V., Telnova E.A. DLO-ONLS, «7 nosologies», and what's next? Bulletin of Roszdravnadzor. 2008;5:4-21 (In Russian).

2. Report on the results of monitoring the System of Medicinal Supply of the population of the Russian Federation. October 29, 2014 Moscow: Extra M; 2015. (In Russian).

3. Stakhovskaya L.V., Ivanova G.E., Repyev A.P. Medical Law and Legal Bases of Medical Rehabilitation. Pacific Medical Journal. 2015;1:30-34. (In Russian).

4. Yagudina R.I., Goloenko N.G. Analysis of the results of sociological evaluations in specialists on medicinal providing of population. Modern Organization of Medicinal Supply. 2015;4:12-18 (In Russian).

5. The Federal Law of the Russian Federation No. 323-FZ of November 21, 2011 On Bases of Healthcare for Citizens in the Russian Federation. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/documents/70 25-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21noyabrya-2011-g. Accessed 05 January 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yurgel N.V., Telnova E.A. Improvement of medicinal providing of the population (the history, foreign experience, perspective of improvement). Remedium. 2009;4:35-44 (In Russian). Available at: http://www.remedium-journal.ru/arhiv/detail. php?ID=24561&num= % B93 & sec_id = 3520. Accessed 05 January 2019.

7. Decree of the Government of the Russian Federation №. 890 of July 30, 1994 On State Support for the Development of the Medical Industry and Improving the Provision of the Population and Health Care Institutions with Medicines and Medical Products

(with changes and additions). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4208/. Accessed 05 January 2019.

8. Budget Codex of the Russian Federation of July 31, 1998, No. 145-FZ (as amended on August 03, 2018 with changes on October 11, 2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702/. Accessed 05 January 2019.

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 584 of August 15, 2001 On the Programme for the Development of Budgetary Federalism in the Russian Federation for the Period up to 2005 (with changes and additions). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33042/. Accessed 05 January 2019.

10. Federal Law of the Russian Federation No. 44-FZ of April 5, 2013 On the Contract System in the Field of Purchase of Goods, Works, Services for State and Municipal Requirement (with changes and additions). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/. Accessed 05 January 2019.

11. Order of the Ministry of Health Care of the Russian Federation No. 1175n of December 20, 2012 On Approval of the Procedure for Appointments and Prescribing Medicines, as well as forms of Prescription Forms for Medicines, the Procedure for Registration of these Forms, their Accounting and Storage (with changes and additions). Available at: http://base.garant. ru/70404898/. Accessed 05 November 2018.

12. Federal Law of the Russian Federation No. 178-$3 of July 17, 1999 On State Social Assistance (with changes and additions). Available at: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_23735/. Accessed 05 January 2019.

13. Federal Law of the Russian Federation No. 122-FZ of August 22, 2004 On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing the Certain Laws of the Russian Federation as Expired in Connection with the Adoption of Federal Laws On Amendments and Additions to the Federal Law On General Principles Organizations of Legislative (Representative) and Authority of State Power of the Constituent Entities of the Russian Federation and On the General Principles of the Organization of local Self-government in the Russian Federation (with changes and additions). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_49025/. Accessed 05 January 2019.

14. The Law of Primorsky Krai No. 32-KZ of January 20, 1999 On Medicinal Supply in the Territory of Primorsky Krai (with changes and additions). Available at: http://base.garant.ru/30100029/. Accessed 05 January 2019.

15. The Order of the Department of Health Care of the Administration of Primorsky Krai No. 1082 of December 29, 2014 On the Organization of Medicinal Supply for Certain Categories of Citizens Eligible for

State Social Assistance in the Form of a Set of Social Services. Available at: http://primorski-krai.narod.ru/ data02/tex13223.htm. Accessed 05 January 2019.

16. The Resolution of Primorsky Regional Administration No. 22-pa of January 29, 2015, 22-pa On the Territorial Programme of State Guarantees of Free Medical Care to Citizens in the Primorsky Krai for 2015 and the planned period of 2016 and 2017. Available at: http://www.consultant.ru/region/cgi/online.cgi?req=d oc&base=RLAW020&n=79103#05365370822086784. Accessed 05 January 2019.

17. The Resolution Primorsky Regional Administration No. 397-pa of December 07, 2012 On Approval of the State Programme of Primorsky Krai «Development of Primorsky Krai Health Care for 20132020 (with changes and additions). Available at: http:// base.garant.ru/30164821. Accessed 05 January 2019.

18. The Federal Law of the Russian Federation No. 422-FZ of December 19, 2016 On the Standard of Financial Expenses per month for a Citizen Receiving State Social Assistance in the Form of a Social Service for the Provision of Medicines, Medical Products, as well as Specialized Products of Therapeutic Nutrition for Disabled Children, for 2017. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71469374/. Accessed 05 January 2019.

19. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2724-r of December 26, 2015 On Approval of the List of Essential Medicines for 2016, as well as Lists of Medicines for Medical Use and the Minimal Range of Medicines Required for Medical Care. Application No. 2. The List of Medicinal Products for Medical Use, including Medicinal Products for Medical Use, Appointed by the Decision of Medical Committees of Medical Organizations. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_192036/c29b5a70a7a807e6e474a9d590e5667b5 cb1d272/. Accessed 05 January 2019.

20. In the Primorsky Kray citizens are provided with Preferential Medicines in full. Interview. Deputy Director of the Department of Health Care Ekaterina Eliseeva told all about the Preferential Medicinal Provision [archive]. Available at: http:// deita.ru/ru/news/5100858-v-primorskom-krae-lgotnymi-lekarstvennymi-preparatami-grazhdan-obespechivayut-v-polnom-obeme/. Accessed 05 January 2019.

21. Decree of the Government of the Russian Federation No. 403 of April 26, 2012 On the Procedure for Maintaining the Federal Register of Persons suffering from Life-threatening and Chronic Progressive Rare (Orphan) Diseases leading to a reduction in the life expectancy of Citizens or their disability, and its Regional Segment (with changes and additions). Available at: http://base.garant.ru/70168888/. Accessed 05 January 2019.

22. The Federal Law Project No. 118705-7 On Amendments to the Federal Law of the Russian Federation No. 323-FZ of November 21, 2011 On Bases of Healthcare for Citizens in the Russian Federation (in terms of securing for the Russian Federation the authority to organize the provision of medicines and specialized medical nutrition products to persons suffering from Rare (Orphan) Diseases

(under consideration). Available at: http://asozd2c. duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent& RN=118705-7. Accessed 05 January 2019.

23. Summary of Changes of the Federal Law No. 44-FZ [archive]. Available at: https://otc.ru/academy/ articles/kratkij-obzor-izmenenij-po-44-fz. Accessed 05 January 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.