Научная статья на тему 'Право на ин формацию и процессуальные проблемы его суде бной защиты в РФ'

Право на ин формацию и процессуальные проблемы его суде бной защиты в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова М. А.

Смирнова М.А. ПРАВО НА ИН ФОРМАЦИЮ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО СУДЕ БНОЙ ЗАЩИТЫ В РФ. В статье указывается на терминологические пробелы в законодательстве об информации и праве на нее, а также на возникающие процессуальные проблемы защиты данного права в судебном порядке. Систематизируются сведения о видах информации и дается толкование некоторых связанных с ней понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smirnova M.A. THE RIGHT FOR INFORMATION AND JUDICIAL PROBLEMS OF ITS LEGAL PROTECTION IN THE RF. Terminological gaps in legislation concerning the right for information as well as judicial problems of protection of the right by order of the Court are indicated in the article. Knowledge types of information and term interpretation related to this field are also systematized.

Текст научной работы на тему «Право на ин формацию и процессуальные проблемы его суде бной защиты в РФ»

право на информацию и процессуальные проблемы

его судебной защиты В РФ

М.А. СМИРНОВА, ассистент каф. права МГУЛ

Российская Федерация с принятием в 1993 г. Конституции РФ была провозглашена демократическим правовым государством. Это

означает, что права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед иными объектами правового регулирования.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006

23

Одним из наиболее важных, но в то же время наиболее невостребованных прав личности следует назвать право на информацию. Это связано прежде всего с отсутствием должной правовой культуры, процветанием правового нигилизма и бюрократии в российском обществе. Лишь в последнее время наблюдается актуализация проблемы предоставления и получения информации.

Правовые отношения в сфере использования информации регулируются нормами, содержащимися в Конституции РФ, Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «Об архивном деле в Российской Федерации», Законе РФ « О коммерческой тайне» и некоторых других нормативно-правовых актах.

Все правоотношения, возникающие при реализации личностью своего права на информацию, можно разделить на две большие группы: правоотношения по поводу использования общедоступной информации и правоотношения по поводу использования информации с ограниченным доступом.

Четкий объем категории «общедоступная информация» законом не определен. Однако исходя из положений Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закона) можно говорить о примерных границах данного понятия. Общедоступной является любая информация, не отнесенная к категории ограниченного доступа. Согласно норме, закрепленной в п.3 ст.10 указанного Закона, не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом следующая:

- содержащаяся в законодательных и других нормативных актах, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- о чрезвычайных ситуациях, экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объ-

ектов, безопасности граждан и населения в целом;

- о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- накапливаемая в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющая общественный интерес или необходимая для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Следовательно, информацию, подпадающую под соответствующие пункты Закона, можно однозначно считать общедоступной.

Также в бесспорном порядке гражданину должна предоставляться информация, касающаяся его увольнения (ст. 62 Трудового кодекса РФ).

Понятие информации с ограниченным доступом содержится в целом ряде нормативно-правовых актов. Таковая подразделяется на конфиденциальную и информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне.

Правовой статус последней в целом регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями).

В области защиты и предоставления информации конфиденциального характера важными являются положения, закрепляемые ФЗ РФ № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 года № 35 (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 года № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Общий массив конфиденциальной информации можно разделить на несколько категорий в соответствии с ее правовым статусом [7].

Персональные данные представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Однако не являются конфиденциальными сведения, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Тайна следствия и судопроизводства включает информацию об оперативно-розыскной деятельности, следственных и судебных процессуальных действиях, не подлежащую распространению, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Профессиональная тайна характеризуется как сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Коммерческая тайна представляет собой сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Во избежание нарушения права на получение информации в Закон РФ «О коммерческой тайне» был включен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Среди них информация, содержащаяся в учредительных документах, о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, о составе имущества государс-

твенного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов, о задолженностях по выплате заработной платы, о правонарушениях и ряд других. Особенный интерес представляет положение, касающееся обязанности некоммерческих организаций предоставлять информацию о размерах и структуре их доходов, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан. Это дает возможность предупреждать использование некоммерческих организаций в качестве прикрытия для неправомерной и криминальной деятельности.

В отдельную категорию выделены сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

«Процессуальная» составляющая права на информацию находится в более удручающем, с правовой точки зрения, положении, нежели «материальная».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует судебная практика по рассмотрению споров, предметом которых является информация (иски об истребовании информации, определении порядка пользования информацией и иные). В связи с этим в процессе судебного разбирательства возникает множество вопросов и разногласий как по поводу трактовки самого понятия «информация», так и по поводу определения сторон (истца и ответчика). Согласно ст. 2 Закона под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В противоположность данному определению некоторые судьи трактуют понятие «информация», необоснованно сужая смысл и сводя его к определенному документу. Таким образом, при рассмотрении дела они обязывают истца конкретизировать исковые требования, дав четкое название документу, который истец желает получить от ответчика. Такое поведение судьи неправомерно и противоречит смыслу Закона. Истец при подаче иска может не знать, в каких конкретно документах

содержится истребуемая им информация, как именно данные документы называются. Его интересуют сведения, данные, зафиксированные на том или ином носителе.

Вторая серьезная проблема при обращении в суд с исками, предметом которых является информация, - установление надлежащего ответчика. Закон четко устанавливает, что информационные ресурсы могут быть государственными, субъектов РФ, а также частными. К государственным информационным ресурсам относятся все ресурсы, формируемые государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями. Таким образом, весь фонд государственных информационных ресурсов складывается из информации, создаваемой государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями и находящейся либо в их оперативном пользовании, либо в ведущихся ими архивах. Данное положение важно, поскольку позволяет определить ответчика в случае истребования информации, относящейся именно к указанной категории ресурсов. Им является владелец истребуемой информации (непосредственно государственное предприятие или учреждение) либо ее собственник (то есть государство в лице уполномоченных органов).

Еще одним важным моментом судебной защиты права на информацию служит

отсутствие обязанности пользователя информационными ресурсами обосновывать необходимость истребуемых им сведений. Это означает, что для удовлетворения исковых требований о предоставлении информации достаточно лишь доказательства того, что истребуемая информация непосредственно затрагивает права истца. Такое положение Закона справедливо, поскольку соответствует конституционному смыслу права на информацию. Оно лишает владельца и собственника информационных ресурсов права отказать в предоставлении информации по мотиву нецелесообразности и ненужности ее для пользователя.

Библиографический список

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.

4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

5. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.

6. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

7. Перечень сведений конфиденциального характера (в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.