право на информацию и процессуальные проблемы
его судебной защиты В РФ
М.А. СМИРНОВА, ассистент каф. права МГУЛ
Российская Федерация с принятием в 1993 г. Конституции РФ была провозглашена демократическим правовым государством. Это
означает, что права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед иными объектами правового регулирования.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006
23
Одним из наиболее важных, но в то же время наиболее невостребованных прав личности следует назвать право на информацию. Это связано прежде всего с отсутствием должной правовой культуры, процветанием правового нигилизма и бюрократии в российском обществе. Лишь в последнее время наблюдается актуализация проблемы предоставления и получения информации.
Правовые отношения в сфере использования информации регулируются нормами, содержащимися в Конституции РФ, Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «Об архивном деле в Российской Федерации», Законе РФ « О коммерческой тайне» и некоторых других нормативно-правовых актах.
Все правоотношения, возникающие при реализации личностью своего права на информацию, можно разделить на две большие группы: правоотношения по поводу использования общедоступной информации и правоотношения по поводу использования информации с ограниченным доступом.
Четкий объем категории «общедоступная информация» законом не определен. Однако исходя из положений Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закона) можно говорить о примерных границах данного понятия. Общедоступной является любая информация, не отнесенная к категории ограниченного доступа. Согласно норме, закрепленной в п.3 ст.10 указанного Закона, не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом следующая:
- содержащаяся в законодательных и других нормативных актах, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- о чрезвычайных ситуациях, экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объ-
ектов, безопасности граждан и населения в целом;
- о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- накапливаемая в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющая общественный интерес или необходимая для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Следовательно, информацию, подпадающую под соответствующие пункты Закона, можно однозначно считать общедоступной.
Также в бесспорном порядке гражданину должна предоставляться информация, касающаяся его увольнения (ст. 62 Трудового кодекса РФ).
Понятие информации с ограниченным доступом содержится в целом ряде нормативно-правовых актов. Таковая подразделяется на конфиденциальную и информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне.
Правовой статус последней в целом регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с последующими изменениями и дополнениями).
В области защиты и предоставления информации конфиденциального характера важными являются положения, закрепляемые ФЗ РФ № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 года № 35 (в редакции Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 года № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Общий массив конфиденциальной информации можно разделить на несколько категорий в соответствии с ее правовым статусом [7].
Персональные данные представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Однако не являются конфиденциальными сведения, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Тайна следствия и судопроизводства включает информацию об оперативно-розыскной деятельности, следственных и судебных процессуальных действиях, не подлежащую распространению, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Профессиональная тайна характеризуется как сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Коммерческая тайна представляет собой сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Во избежание нарушения права на получение информации в Закон РФ «О коммерческой тайне» был включен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Среди них информация, содержащаяся в учредительных документах, о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, о составе имущества государс-
твенного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов, о задолженностях по выплате заработной платы, о правонарушениях и ряд других. Особенный интерес представляет положение, касающееся обязанности некоммерческих организаций предоставлять информацию о размерах и структуре их доходов, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан. Это дает возможность предупреждать использование некоммерческих организаций в качестве прикрытия для неправомерной и криминальной деятельности.
В отдельную категорию выделены сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
«Процессуальная» составляющая права на информацию находится в более удручающем, с правовой точки зрения, положении, нежели «материальная».
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует судебная практика по рассмотрению споров, предметом которых является информация (иски об истребовании информации, определении порядка пользования информацией и иные). В связи с этим в процессе судебного разбирательства возникает множество вопросов и разногласий как по поводу трактовки самого понятия «информация», так и по поводу определения сторон (истца и ответчика). Согласно ст. 2 Закона под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В противоположность данному определению некоторые судьи трактуют понятие «информация», необоснованно сужая смысл и сводя его к определенному документу. Таким образом, при рассмотрении дела они обязывают истца конкретизировать исковые требования, дав четкое название документу, который истец желает получить от ответчика. Такое поведение судьи неправомерно и противоречит смыслу Закона. Истец при подаче иска может не знать, в каких конкретно документах
содержится истребуемая им информация, как именно данные документы называются. Его интересуют сведения, данные, зафиксированные на том или ином носителе.
Вторая серьезная проблема при обращении в суд с исками, предметом которых является информация, - установление надлежащего ответчика. Закон четко устанавливает, что информационные ресурсы могут быть государственными, субъектов РФ, а также частными. К государственным информационным ресурсам относятся все ресурсы, формируемые государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями. Таким образом, весь фонд государственных информационных ресурсов складывается из информации, создаваемой государственными органами, учреждениями, предприятиями и организациями и находящейся либо в их оперативном пользовании, либо в ведущихся ими архивах. Данное положение важно, поскольку позволяет определить ответчика в случае истребования информации, относящейся именно к указанной категории ресурсов. Им является владелец истребуемой информации (непосредственно государственное предприятие или учреждение) либо ее собственник (то есть государство в лице уполномоченных органов).
Еще одним важным моментом судебной защиты права на информацию служит
отсутствие обязанности пользователя информационными ресурсами обосновывать необходимость истребуемых им сведений. Это означает, что для удовлетворения исковых требований о предоставлении информации достаточно лишь доказательства того, что истребуемая информация непосредственно затрагивает права истца. Такое положение Закона справедливо, поскольку соответствует конституционному смыслу права на информацию. Оно лишает владельца и собственника информационных ресурсов права отказать в предоставлении информации по мотиву нецелесообразности и ненужности ее для пользователя.
Библиографический список
1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.
4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.
5. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.
6. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
7. Перечень сведений конфиденциального характера (в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111).