Научная статья на тему 'Особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации и Республике Беларусь'

Особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации и Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2853
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИСК / ВРЕД / ОБЩЕСТВО / САМОЗАЩИТА ПРАВА / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕТЕНЗИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОКУРАТУРА / CIVIL CODE / THE LAW ON CONSUMER PROTECTION / LAWSUIT / HARM / SOCIETY''S SELF-DEFENSE RIGHTS / RIGHTS OF CONSUMERS / ENTREPRENEUR / CLAIM / THE CONSUMER PROSECUTOR''S OFFICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаджанян А.В., Маюров Н.П., Аресова О.С.

В статье исследуются нормативно установленные способы защиты прав и законных интересов потребителей в РФ и Республики Беларусь. Рассматриваются гражданско-правовые способы защиты гражданских прав и законных интересов потребителей в судебной и внесудебной форме. Изучаются административно-правовые способы защиты прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of consumer protection in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Examines the normative established ways of protection of rights and legitimate interests of consumers. Discusses civil-law ways of protection of civil rights and legitimate interests of consumers in the judicial and extrajudicial form. Examined legal and administrative methods of protection of consumer rights.

Текст научной работы на тему «Особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации и Республике Беларусь»

УДК 347.451.031(470+476)

А. В. Агаджанян, Н. П. Маюров, О. С. Аресова

Особенности защиты прав потребителей в Российской Федерации и Республике Беларусь

В статье исследуются нормативно установленные способы защиты прав и законных интересов потребителей в РФ и Республики Беларусь. Рассматриваются гражданско-правовые способы защиты гражданских прав и законных интересов потребителей в судебной и внесудебной форме. Изучаются административно-правовые способы защиты прав потребителей.

The article discusses the issue of consumer protection in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Examines the normative established ways of protection of rights and legitimate interests of consumers. Discusses civil-law ways of protection of civil rights and legitimate interests of consumers in the judicial and extrajudicial form. Examined legal and administrative methods of protection of consumer rights.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, иск, вред, общество, самозащита права, права потребителей, предприниматель, претензия, потребитель, прокуратура.

Key words: The civil code, the law on consumer protection, lawsuit, harm, society's self-defense rights, rights of consumers, the entrepreneur, the claim, the consumer Prosecutor's office.

Формирование единого таможенного пространства и общего рынка в рамках Евразийского экономического союза приводит к необходимости унификации норм, регулирующих гражданский оборот и защиту участников гражданских правоотношений. В этой связи актуальностью обладает сопоставление законодательства о защите прав потребителей в государствах Евразийского экономического союза и Союзном государстве России и Республике Беларусь.

Защита прав потребителей представляет собой совокупность мер, направленных на регулирование правоотношений между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, которые включают установление

© Агаджанян А. В., Маюров Н. П., Аресова О. С., 2017

100

основных прав потребителей, определение вариантов возможных правонарушений и механизма защиты. Подобный механизм главным образом осуществляется благодаря гражданско-правовым способам защиты прав. При этом потребитель может использовать и иные способы защиты своих прав.

Вопросы изучения проблематики защиты прав потребителей были рассмотрены в трудах многих учёных как нашего времени, так и прошлого. В их числе необходимо отметить: В. Н. Платонова, В. Ф. Егорова, Н. С. Виноградову, О. В. Пигунову, С. П. Гурскую, Л. П. Дашкова, В. К. Памбухчиянца и др.

Существует судебная и внесудебная формы защиты гражданских прав. Нормы ГК РФ и ГК Белоруссии закрепляют перечень гражданско-правовых способов защиты прав. Потребитель вправе прибегнуть к самозащите права, обратиться за судебной защитой своих нарушенных гражданских прав в рамках гражданского судопроизводства путём подачи искового заявления или обратиться в органы исполнительной ветви власти, которые обладают контрольными и надзорными функциями, защищая свои права, используя нормы административного права. Гражданин может обратиться и в правоохранительные органы - полицию (милицию), прокуратуру и др., если считает, что в отношении него имел факт нарушения закона, за которое предусмотрены меры административной или уголовной ответственности.

В результате гражданин вправе прибегнуть к мерам охраны своих прав и привлечения к юридической ответственности, предусмотренной нормами гражданского, административного и уголовного права. Продажа товаров, оказание услуг и выполнение работ, которые не отвечают требованиям безопасности, могут привести к тяжким последствиям по отношению к потребителю и иным лицам. Например, обрушение здания вследствие нарушения требований по безопасности выполнения работ, в результате чего произошла утрата имущества, а также гибель людей, автоматически влечёт необходимость привлечения к мерам уголовной ответственности виновных и взысканию убытков в рамках подачи гражданского иска. Привлечение к уголовной и административной ответственности не освобождает от гражданской ответственности и возмещения убытков, включая и компенсацию, связанную с моральным вредом. Нормы, определяющие правила осуществления гражданского, административного и уголовного процесса, значительно отличаются по своему характеру друг от друга.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы

местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно [7, ст. 2; 10, ст. 3].

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) предоставлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; и др. [7, ст. 5]. Потребитель вправе отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу, получать ответы (уведомления) на обращения и др. [10, ст. 7].

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату [7, ст. 7]. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации [7, ст. 12]. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее месяца, если иной срок не установлен законом [10, ст. 17].

Важнейшим органом в области защиты прав потребителей в РФ является Роспотребнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических

нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей [11, п.1 ст.1]. Министерство торговли Республики Беларусь и иные государственные органы осуществляют государственную защиту прав потребителей в пределах своей компетенции [10, ст. 45].

Существуют и другие контрольные и надзорные органы, в которые гражданин может обратиться за защитой своих прав в качестве потребителя. Например, Рособрнадзор осуществляет контрольные и надзорные функции в области оказания услуг, связанных с образованием. Федеральная служба по надзору в области здравоохранения, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения РФ, надзирает за соблюдением нормативных правил при наказании медицинских услуг. Координацию деятельности в области защиты прав потребителей осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [4, с. 48].

При этом важнейшим органом по надзору за соблюдением законности является прокуратура. Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ [9, п. 2 ст. 1]. Прокуратура Республики Беларусь - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами [8, п. 2 ст. 1].

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: 1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; 2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) [6, ст. 44]. В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны: рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц; организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суд с иском о защите прав потребителя; и др. [5, ст. 43].

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Для осуществления своих

уставных целей они вправе: 1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; 3) осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей [6, ст. 45]. Общественные объединения потребителей имеют право: 1) участвовать в разработке проектов нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 2) изучать потребительские свойства товаров (работ, услуг), спрос на них, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг); 3) обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя (неопределенного круга потребителей) и др. [5, ст. 47].

Нормы гражданского законодательства устанавливают следующие способы защиты гражданских прав: 1) путем признания права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 3) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; 4) признания недействительным решения собрания; 5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; 6) самозащиты права; 7) присуждения к исполнению обязанности в натуре; 8) возмещения убытков; 9) взыскания неустойки; 10) компенсации морального вреда; 11) прекращения или изменения правоотношения; 12) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом [2, ст. 12; 10, ст. 11].

Самозащита права потребителем предполагает непосредственное обращение к субъекту предпринимательской деятельности с претензией о защите своих нарушенных прав. Но именно судебная форма защиты является важнейшей гарантией защиты прав потребителя. Условие об отказе или невозможности обращения за судебной защитой является неправомерным [2, ст. 3].

Обращаясь к гражданско-правовым способам защиты прав, потребитель должен составить претензию по отношению к продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю). Потребитель обязан сообщить о факте нарушения прав и требованиях, которые были с этим связаны. Только в случае полного или частичного отказа от удовлетворения требований он обращается за судебной защитой. Обращение в суд без предварительного предъявления претензии на практике лишено смысла, поскольку может отсутствовать необходимость прибегнуть к судебной защите.

Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца: 1) по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства; 2) по месту жительства или пребывания истца; 3) по месту заключения или исполнения договора; 4) если иск к организации исходит из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины [6, ст. 17]. Защита прав потребителей в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательными актами. При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100 % суммы, присужденной судом в пользу потребителя [5, ст. 44]. Исковое заявление передаётся лично на приеме у судьи или может быть отправлено в суд почтой. Дела о защите прав потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции. В РФ это могут быть районные суды или мировые, что определяется суммой искового заявления [3, ст. 23]. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено ГПК РФ и федеральным законом [3, ст. 3]. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица,

обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов [3, ст. 4].

Следует отметить, что существует возможность защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей [6, ст. 46].

Не существует принципиальных различий в законодательстве, регулирующем правоотношения, связанные с защитой прав потребителей в РФ и Республике Беларусь, что следует из интеграционных процессов по формированию общего рынка и создания Евразийского экономического союза. Потребители вправе избирать различные формы, способы и виды защиты своих прав и законных интересов. Защита может осуществляться в судебной и внесудебной форме, путём непосредственного обращения с претензией к субъекту предпринимательской деятельности. Потребитель вправе избрать гражданско-правовые способы защиты своих прав или прибегнуть к административным мерам защиты. Потребитель вправе обратиться в контрольные или надзорные органы с заявлением, жалобой, обращением и т. д., указывая на незаконность совершённого в отношении него деяния. Он может обратиться в органы не только государственной власти, но и местного самоуправления. Потребитель может обратиться в общества защиты прав потребителей, которые вправе выступать в защиту неограниченного круга лиц. Но судебная форма защиты в РФ и Белоруссии является основной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан. Суд, вынося решение, вправе удовлетворить любое законное требование потребителя по существу возникших правоотношений. Он обязан защитить потребителя и привлечь субъекта предпринимательской деятельности за совершённое гражданское правонарушение. В суде можно обжаловать любое неправомерное действие в отношении потребителя со стороны организаций, предпринимателей, а также органов и должностных лиц государства и муниципальных образований.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З / Принят Палатой представителей 28.10.1998 г., одобрен Советом Республики 19.11.1998 г.

2. Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ.

- 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ.

- 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.

4. Гурская С.П. Правила торговли и защита прав потребителей. - Мн.: Выш. шк., 2007.

5. О защите прав потребителей: закон Республики Беларусь 9.01.2002 г. № 90-З (в ред. от 2.09.2012 г. № 353-З) / Принят Палатой представителей 5.12.2001 г., одобрен Советом Республики 20.12.2001 г.

6. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // СЗ РФ. -15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.

7. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // СЗ РФ. - 08.05.2006. - № 19. - Ст. 2060.

8. О прокуратуре Республики Беларусь: закон Республики Беларусь 8.05.2007 г. № 220-З / Принят Палатой представителей 11.04.2007 г., одобрен Советом Республики 20.04.2007 г.

9. О прокуратуре РФ: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ. -20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.

10. Об обращениях граждан и юридических лиц: закон Республики Беларусь 18 июля 2011 года № 300-З (в ред. от 15.07.2015 г. № 306-З) / Принят Палатой представителей 24.06.2011 г., одобрен Советом Республики 30.06.2011 г.

11. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 // СЗ РФ. - 12.07.2004. - № 28. - Ст. 2899.

УДК 347.214.2:347.132.6

Н. Н. Булышева

Правовой режим недвижимого имущества и особенности сделок с ним

В статье рассмотрены критерии понятия правового режима недвижимого имущества. Выявлены негативные последствия пробелов в гражданском законодательстве, проанализированы проблемы правового режима сделок с недвижимым имуществом.

The article examines the criteria and developed the concept of the legal regime of real estate, revealed the negative consequences of gaps in civil law, examined the legal regime of transactions with real estate.

Ключевые слова: недвижимое имущество, собственность, правовой режим, механизм правового регулирования, сделки с недвижимым имуществом, право собственности, критерии правового режима недвижимого имущества.

Key words: real estate, property, legal regime, mechanism of legal regulation, transactions with real estate, ownership, criteria of the legal regime of real estate.

Вопросы правового режима недвижимого имущества как одного из объектов гражданского права в настоящее время приобрели особую актуальность. С одной стороны, вызвано это тем, что постоянно расширяется рынок недвижимости, с другой - данные правоотношения со стороны государства недостаточно урегулированы. Бесспорно, высшие судебные инстанции Российской Федерации - Конституционный и Верховный суды, устраняют в законодательстве неточности и пробелы, однако прописанные в них правовые нормы фактически не поспевают за темпами развития рассматриваемых правоотношений.

Многообразие и сложность объектов недвижимого имущества (земля и ее недра, леса, водные объекты, жилые и нежилые строения и т. д.), определение и трактовка самого понятия недвижимого имущества, определение занимаемого им места в объектах гражданских прав, а также анализ законодательства, которое регламентирует правоотношения, связанные с недвижимым имуществом, и присутствие «пробелов» в данном законодательстве

© Булышева Н. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.