Научная статья на тему 'Право на безопасную окружающую среду как общегосударственная ценность: управленческие возможности обеспечения'

Право на безопасную окружающую среду как общегосударственная ценность: управленческие возможности обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамалюк Б. М.

В статье рассматриваются вопросы экологической безопасности как социально-политического явления. Анализируются проблемы осуществления государственной политики по реализации права на безопасную окружающую среду как общегосударственной ценности и управленческие возможности его обеспечения. Особое внимание уделяется осуществлению управления в сфере обеспечения права на безопасную окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на безопасную окружающую среду как общегосударственная ценность: управленческие возможности обеспечения»

УДК 349.6:342.7:35:502/504

Гамалюк Б.М.,

старший преподаватель кафедры хозяйственно-правовых дисциплин Львовского государственного университета внутренних дел

(Украина, г. Львов)

ПРАВО НА БЕЗОПАСНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы экологической безопасности как социально-политического явления. Анализируются проблемы осуществления государственной политики по реализации права на безопасную окружающую среду как общегосударственной ценности и управленческие возможности его обеспечения. Особое внимание уделяется осуществлению управления в сфере обеспечения права на безопасную окружающую среду.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, природопользование, государственное управление, властные полномочия, экологическая культура, экологическая безопасность, права человека.

В основе государственного

управления преобладают процессы, касающиеся социального существования человека. Человек неотделим от природы ни материально, ни духовно. Поэтому понятно, что среди прав и свобод человека особое место занимают экологические права, которые являются физической, естественной составляющей социального существования человека и предметом изучения теории государственного управления. Право на безопасную окружающую среду развивалось объективно, отнесено к общечеловеческим ценностям и рассматривается как составляющая современной концепции государства.

Постановка проблемы. Масштабные экологические катастрофы, которые в последнее время произошли как на национальном, так и на международном уровне, кризис в финансовой системе стали толчком к потребительскому использованию природных ресурсов, по сути, демонстрируют нам несогласованность процессов как в человеческой деятельности, так и в системе государственного управления. В настоящее время ни одно из

государств в мире не обеспечивает 100-процентной гарантии по реализации и защите права на безопасную окружающую среду. В таких условиях актуальность и значимость обеспечения государственных гарантий по реализации права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду приобретает особую остроту. Сохранение и восстановление окружающей среды как общей системы жизнеобеспечения человека превращается в задачу первостепенной важности с точки зрения государственного управления, а также перспектив экономического и социального развития.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследование проблем гарантий государственного управления при реализации права на безопасную окружающую среду исследовали Андрейцев, А.П. Гетман,

B.Л. Бредихина, Н.Р. Кобецкая, В.В. Ко-стицкий, С.М. Кравченко, М.М. Бринчук, М.В. Краснов, Н.Р. Малышев, Н.В. Илькив,

C.Г. Грицкевич и ряд других. Одновремён-но их наработки требуют дальнейшего развития теории государственного управления в области экологии и природных ресурсов и адаптации к требованиям времени и возникающим новым проблемам современности.

Цель статьи заключается в исследовании понятия, содержания и сущности права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду в системе государственного управления. Какими путями и средствами можно обеспечить совершенствование форм, содержания и реализации права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду в системе государственного управления?

Обоснование полученных научных результатов.

Обеспечение безопасности при управлении — это одна из функций любой организованной системы для сохранения её обусловленной структуры, поддержания режима деятельности, реализации ее программ и целей. Публичное управление не является исключением. На современном этапе почти каждое государство имеет собственную национальную концепцию безопасности страны, где особое место занимает экологическая безопасность, которая включает в себя безопасность функционирования окружаю-

щей среды, анализ угроз для его существования и их устранение, попытки регулирования воздействий экологических факторов на жизнедеятельность человека и т.д.

Объективным условием обеспечения данной составляющей является новая система управления, которая в равной степени учитывает интересы как простых граждан так и экономические приоритеты. Поэтому в большинстве стран мира для достижения указанной цели в составе публичной власти создают органы особой компетенции, которые непосредственно осуществляют управление охраной окружающей среды и обеспечивают экологическую безопасность. Тем не менее достижение абсолютной экологической безопасности граждан является очень сложным и обычно невозможным заданием, поскольку безопасность зависит от немалого числа явлений и факторов, которые количественно и качественно постоянно изменяются. Развитие экономики, техники, науки способствует обеспечению экологической безопасности человечества. Вместе с тем эти направления развития стимулируют новые вызовы безопасности, подчеркивая нереальность создания идеальной системы защиты окружающей среды. Управленческие проекты и решения не могут гарантировать 100-процентной экологической безопасности. Даже при высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно. Поэтому ценность управления состоит в том, чтобы свести эту опасность к минимуму и одновременно максимально обеспечить выполнение поставленных экономических, социальных, политических и других задач. Исходя из вышеупомянутого, большинство ученых в основе экологической безопасности рассматривают и проблемы экологического риска. Иначе говоря, в балансе между стратегиями экологического и экономического развития должен присутствовать социально приемлемый риск. В этом случае можно получить ответ на ключевой вопрос — какой уровень риска гарантирует экологическую безопасность. Рассматривая теорию экологического риска в управлении охраной окружающей среды и использовании природных ресурсов, мы, очевидно, должны задать вопрос, кто испытывает этот риск. Поскольку теоретически

любое управленческое решение по развитию экономического потенциала, использованию природных ресурсов несёт в себе угрозу нарушения права граждан на чистую среду, особую ценность приобретает то решение, которое принято совместно с общественностью, когда население разделяет возможные экологические риски с властью. Во время совместного принятия решений население и каждый гражданин в частности получают право требования от власти определенной компенсации за возможные нарушения права на чистую окружающую среду. Эти компенсации население получает в виде создания дополнительных рабочих мест, развития социальной сферы, инфраструктуры и т.д. Кроме того, особенно важным в этом процессе является возможность аннулирования неверно принятых решений и восстановления нарушенного права.

Обеспечение права на безопасную окружающую среду зависит от многих действий со стороны власти, среди которых — комплексность и эффективность прогнозов опасных ситуаций, своевременное планирование и выполнение предупредительных и защитных мер и т.д. Таким образом, экологическая безопасность — это состояние, которое общество может обеспечить, учитывая политические, технико-экономические и социальные возможности на каждом этапе развития. Поэтому понятно, что среди механизмов со стороны государства по осуществлению прав и свобод человека особое место занимают осознанные процессы управленческой деятельности в противовес нерегулируемому принятию решений, оптимально обеспечивая право на безопасную окружающую среду.

Исторически правовой институт «безопасной окружающей среды» как общегосударственная ценность и экологическая составляющая при принятии управленческих решений на общегосударственном и на международном уровне реализовывается относительно недавно. Причиной введения этого права явились события с вопиющими нарушениями экологической безопасности. Так, к осознанию качества окружающей среды как категории субъективного права привело учащение в прошлом столетии ситуаций, когда исчерпание природных ресурсов или их загрязнение создавали непреодолимые препятствия для нормальной жизнедеятель-

ности человека. Окружающая природная среда отдельных регионов стала превращаться в экологический опасный объект, то есть создавалась ситуация, требовавшая от публичного управления предписания специального правового статуса для пострадавших лиц и особого режима территорий, ограничивающего или запрещающего вообще проживание на загрязненных территориях населения, осуществление добычи полезных ископаемых и производства и т.д. Экологические проблемы одного государства нередко становились проблемами другого. Так, чрезмерное осуществление рубок лесов в Карпатах (Украина) стало одной из причин наводнений в соседней Венгрии, авария на Чернобыльской АЭС загрязнила немалые территории Белоруссии.

К середине двадцатого века право на безопасную окружающую среду как юридическая категория не было закреплено ни в отечественных, ни в международных актах [1, с. 3]. При этом государственным управлением указанное право раньше частично обеспечивалось через систему общих оздоровительных и санитарных норм.

Во второй половине двадцатого века правительства государств как на международном уровне, так и в национальных правовых системах начали декларировать среди фундаментальных прав человека право на безопасную окружающую среду.

Впервые на международном уровне в 1972 г., на Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде, обсуждались проблемы, касающиеся экологического права. На Конференции была принята Декларация по окружающей среде [2, с. 682 — 687], в которой фактически закреплено право человека на благоприятную окружающую среду, а именно: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

На научном уровне тема эколого-право-вых начал в системе прав человека впервые была рассмотрена в 1976 году О.С. Колбасо-вым в монографии [3]. Эта тема нашла своё дальнейшее развитие в научных исследованиях В.В. Петрова [4, с. 6 — 37].

После Стокгольмской Декларации ряд положений о месте человека в природе, о роли и принципах деятельности государства по обеспечению безопасной окружающей среды нашли своё отражение и в других международных актах, в частности во Всемирной хартии природы (1982) [5], в докладе Комиссии ООН под руководством Г.Х. Брутланд «Наше общее будущее», в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию «Забота о Земле: стратегия сбалансированной жизни», «Повестка дня на XXI век» (1992), в Европейской хартии по окружающей природной среде и охране здоровья (1989), в Конвенции ООН по окружающей среде и развитию (1992, Бразилия) [6] и во многих других актах.

Например, Декларация, которая принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, что проходила в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, провозглашает право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Кроме этого, в ней были сформулированы права на доступ к информации о состоянии окружающей среды, участие в принятии решений, доступ к правосудию в области окружающей среды. Следует заметить, что до сих пор на международном уровне отсутствует общепризнанная система терминов, понятий, стандартов, механизмов экологической безопасности. В настоящее время единого подхода к определению безопасной окружающей среды нет. В эколого-правовой литературе высказываются различные мнения по вопросу понятия безопасной окружающей среды. По мнению Ю.С. Шемшученка, безопасность — это качество окружающей среды, которое определяется в правовом порядке экологическими нормативами [7, с. 123]. В.И. Андрейцев указывает, что безопасная окружающая среда характеризуется наличием химических, физических, биологических и других элементов, которые не нарушают естественного баланса физической связи человека и окружающей среды, не снижают его природные возможности к самовосстановлению и не превышают установленных законодательством нормативов экологической безопасности [8, с. 10]. В других работах ученый среди признаков безопасной окружающей среды называет также её стабильность, качество и благоприятность [9, с. 36]. А.В. Анисимова включает в понятие

безопасности среды элементы благоприятности (чистоту, ресурсоемкость, стабильность, видовое разнообразие и т.д.) [10, с. 55]. Таким образом, признаки «безопасной среды» могут охватывать различные критерии безопасности, среди которых выделяют физико-биологический подход (характеризуется наличием химических, физических, биологических и других элементов, которые не нарушают естественного баланса), технологический подход (характеризуется состоянием развития техники и технологий, которые исключают или уменьшают уровни опасности), экономический подход (характеризуется состоянием экономического обеспечения экологической безопасности), социальный подход (характеризуется состоянием развития отношений экологической безопасности, предусматривающей создание социальной инфраструктуры системы экологической безопасности в широком смысле), государственно-правовой подход (характеризуется состоянием защищенности экологических интересов личности, общества и государства, а также экологических прав граждан, в частности права на экологическую безопасность, гарантированного законами государства).

С юридической точки зрения право экологической безопасности рассматривается в двух основных аспектах: как объективно существующая система законодательного и подзаконного правового обеспечения экологической безопасности и как субъективное право граждан на экологическую безопасность.

Следует подчеркнуть, что эффективность реализации управления в области экологической безопасности напрямую зависит от качества его правового обеспечения. На государство возлагается прежде всего обязанность установления основных принципов, правил и норм в сфере обеспечения экологической безопасности. Стабильность экологического законодательства, издание достаточного количества совершенных нормативно-правовых актов по вопросам безопасности окружающей среды, отсутствие пробелов и комплексность охвата предмета правового регулирования являются весьма важным залогом эффективного управления по поводу решения существующих экологических проблем и предотвращения возникновения новых. В

настоящее время многие страны провозгласили безопасность человека высшей ценностью, а право на безопасную окружающую среду отнесли к основным правам, которые должны обеспечиваться государством.

Так, право на безопасную окружающую среду многие страны задекларировали в своих конституциях, чем признали особое место указанного права в системе прав человека. В частности, провозглашено право человека и гражданина: «на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду» в Конституции Украины [11], «на здоровую окружающую среду» в Конституции Португалии [12], Бельгии [13], «окружающая среда способствует развитию личности» в Конституции Испании, «на здоровую и благоприятную окружающую среду» в Конституции Бельгии [14], Болгарии [15], «на экологическую безопасность» в Конституции Польши [16] и т.д.

Право граждан на безопасную окружающую среду как субъективное право является естественным правом. Источник его формирования содержится в самой человеческой природе и проявляется в природных индивидуальных интересах и потребностях человека в безопасной для его жизни и здоровья окружающей среде, без которой он не может существовать как биологический, социальный индивид. Естественность права (как его характеристика) предполагает совокупность требований, основанных на объективных условиях жизнедеятельности человека, и формируется естественным ходом вещей [17, с. 418]. Сохранение качественной окружающей среды является для человека абсолютной жизненной необходимостью, объективно обусловленной требованием жизни. Этому праву свойственны основные черты, присущие как и другим естественным правам: возникновение с момента рождения; неотъемлемость; выражение наиболее существенных возможностей развития человека; непосредственный характер реализации [18, с. 15]. Естественное право человека на безопасную окружающую среду формируется на основе природной (биологической) и социальной сути человека с учетом условий жизни общества, которые постоянно меняются, ставя новые требования к экологической безопасности. Исходя из общегосударственных интересов

и приоритетности безопасности окружающей среды, необходимо обратить внимание на то, что при осуществлении государственного управления допускается ограничение других прав для реализации права на безопасную окружающую среду.

Возникновение указанного правового института стало предпосылкой для создания экологической концепции, которая предусматривает привлечение всех уровней управления (государственного, регионального, местного и общественного) и функционирования отдельной системы органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая безопасность как управленческая категория является разноплановым и полифункциональным интегрированным объектом регулирования, отражает реальные биолого-физические, технологические, экономические и социально-правовые явления, которые в рамках общегосударственной доктрины составляют отдельное направление деятельности и частично охватываются понятием «экологическая политика». В современных условиях экологическая безопасность существования человека в основном зависит от управленческих возможностей государства, а именно форм управленческой деятельности, и от соответствующих стандартов и механизмов. Государственная деятельность обеспечения этого права осуществляется на основе административно-территориального и отраслевого разделения. Как уже отмечалось, безопасность среды определяется совокупностью нормативов качества различных природных компонентов окружающей среды, где по каждому виду природных ресурсов есть своя система оценки со специфической хозяйственной деятельностью и системой управления. Отраслевой раздел предполагает управление по видам природных ресурсов. В современных условиях такая дифференциация привела к образованию автономных специализированных направлений управления (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли, водное хозяйство, лесное хозяйство и т.д.).

Анализируя государственные гарантии по реализации права на безопасную окружающую среду, необходимо обратить внимание на то, что государство как властный

субъект должно обеспечивать это право путем создания эффективной системы управления с ее институциональными и функциональными возможностями, где человек рассматривается не только как активный пользователь природы, но и как объект государственной защиты, как биологическое существо, находящееся в окружающей среде с определенными минимальными критериями потребностей для своего существования. Центральным звеном в этих отношениях является развитие демократических институтов гражданского общества, которые предусматривают: свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, её сбор, хранение, использование и распространение; общественный экологический мониторинг; финансово-кредитную и инвестиционную поддержку экологических проектов; социальную защиту при экологически обусловленных заболеваниях; обжалование в суде решений, действий или бездеятельность органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц; защиту от экологических правонарушений любыми не запрещенными законом средствами; возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием; возможность восстановления нарушенного права и т.д.

Для обеспечения права на безопасную среду в публичном управлении важно предусмотреть четкие критерии, на основе которых можно было бы определить безопасность или опасность окружающей среды. Механизмом экологической безопасности с управленческой точки зрения является система экологических нормативов и стандартов. Нормативы и лимиты устанавливаются для каждого природного ресурса и вида деятельности отдельно и являются обязательными для выполнения. Можно выделить следующие группы нормативов: 1) нормативы, характеризующие качество окружающей среды (нормативы экологической безопасности; нормативы качества различных компонентов окружающей среды; нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в воде, почве, воздухе и других природных ресурсах; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, маг-

нитных полей, предельно допустимые уровни радиации и ионизирующего излучения; нормативы предельно допустимого содержания вредных веществ в продуктах питания); 2) предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; лимиты изъятия из окружающей среды определенного количества природных ресурсов); 3) санитарно-гигиенические нормативы. Превышение этих нормативов и будет нарушением права на безопасную окружающую среду.

Среди характерных механизмов гарантирования права на безопасную среду в управлении следует более тщательно предусматривать и такие требования, как: предотвращение загрязнения и сохранение природных ресурсов при реализации новых масштабных проектов; управление ресурсами и изменениями в процессах обращения с имуществом (приобретение, отчуждение и управление); внедрение новой продукции и упаковки; оперативное управление, направленное на поддержание соответствия внутренних и внешних требований, на обеспечение результативности и эффективности; стратегическое управление, направленное на прогнозирование и реагирование на предполагаемые изменения экологических требований, учет и оценка состояния природных ресурсов и охраны окружающей среды; экологическое планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение; разработка законодательных актов и организация контроля за их выполнением, организация деятельности органов управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, организация экологического мониторинга государственного контроля за состоянием окружающей природной среды; разработка нормативов и стандартов качества природной среды, организация и проведение экологической экспертизы проектов оборудования и других мероприятий, влияющих на окружающую среду; организация научно-исследовательских работ по проблемам экологии; экологическое образование, формирование, подготовка кадров, организация международного сотрудничества в сфере охраны природной среды.

В результате анализа основных положений законодательства и научной литературы по данной проблеме можно сделать вывод, что право на безопасную окружающую среду имеет исторический характер, его становление обусловлено эколого-социальным опытом и представляет собой значительный этап в эволюции отечественных и международных правовых представлений. Экологическая безопасность как управленческая категория является разноплановым и полифункциональным интегрированным объектом регулирования, воспроизводит реальное биолого-физическое, технологическое, экономическое и социально-правовое явление, которое в рамках общегосударственной доктрины составляет отдельное направление деятельности. Обеспечение экологически безопасного существования человека в современных условиях в основном зависит от управленческих возможностей государства, а именно от форм управленческой деятельности и соответствующих стандартов и механизмов, которые в системе управления должны достигать целей: 1) создание условий для реализации права на безопасную окружающую среду путем положительного влияния на формирование общесоциальных гарантий; 2) охрана права на безопасную окружающую среду путем проведения профилактики его нарушений; 3) защита права на безопасную окружающую среду — восстановление нарушенного правового статуса, привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Проведение эффективной системной государственной экополитики, безусловно, будет способствовать обогащению природных ресурсов, улучшению среды обитания людей и повсеместному утверждению конституционных прав человека на экологическую безопасность.

Библиографический список

1. Бринчук М.М. Развитие правовой охраны атмосферного воздуха // Экологическое право. - 2002. - № 4. - С. 3-9.

2. Действующее международное право.

- М.: Московский независимый институт международного права. - 1997. - Т. 3. -С. 682-687.

3. Колбасов О.С. Экология: политика-право: Правовая охрана природы в СССР.

- М.: Наука, 1976. - 277 с.

4. Петров В.В. Экология и право. — М.: Юрид. лит., 1981. - С. 6-37.

5. Мировая хартия природы, 1982 г., принята на 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. — М.: БЕК, 1996 г., С. 132—135.

6. Конвенции ООН по окружающей среде и развитию (1992, Бразилия) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. — М.: БЕК, 1996 г.

— С. 135—138.

7. Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. — 1993. — № 10. — С. 120—125.

8. Андрейцев В.1. Право громадян на еколопчну безпеку: проблеми конститу-цшно-правового забезпечення // Право Украши. — 2001. — № 4. — С. 8—11.

9. Андрейцев В.1. Еколопчне право: Курс лекцш: Навч. поаб. для юрид. фак. вузiв. — К.: Вентур^ 1996. — 208 с.

10. Анисимова А.В. Осуществление естественных прав в условиях экологической безопасности // Проблемы законности. — 2004. — № 68. — С. 52 — 60.

11. Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996. — М.: Издательство, 1996. — 80 с.

12. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы: В 3-х т. Т. 2 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001. — С. 748 — 836.

13. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года (консолидированный текст) // Конституции государств Европы: В 3-х т. Т. 1 / Под общей ред. Л.А. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001. — С. 341 — 380.

14. Основной Закон Финляндии от 11 июня 1999 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под общей ред. Л.А. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001. — С. 371—400.

15. Конституция Республики Болгария от 12 июля 1991 года // Конституции государств Европы: В 3-х т. Т. 1 / Под общей ред. Л.А. Окунькова. — М.: НОРМА, 2001.

— С. 394 — 422.

16. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года // Конституции государств Европы: В 3-х т. Т. 2 / Под общей

ред. Л.А. Окунькова. - М.: НОРМА, 2001. - С. 686-732.

17. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 752 с.

18. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. Учебное пособие. - СПб.: Лексикон, 2001. - 96 с.

Bibliography

1. Brinchuk M.M. (2002) The development of the legal protection of air. Environmental Law. 4, pp. 3-9.

2. The current international law (1997) Moscow: Moscow Independent Institute of International Law. 3, pp. 682-687.

3. Kolbasov O.S. (1976) Ecology: The Politics - Law: Legal Protection of Nature in the Soviet Union. Moscow: "Nauka", p. 277

4. Petrov V.V. (1981) Ecology and Law. M.: "Juridic Lit.", p. 6-37.

5. World Charter for Nature (adopted in 1982 at the 37 session of the General Assembly of the UN)(1996). Public International Law. The collection of documents. T. 2. M.: "Beck", pp. 132-135.

6. United Nations Convention on Environment and Development (1992, Brazil) (1996). Public International Law. The collection of documents. T.2. M: "Beck", pp. 135- 138.

7. Shemshuchenko Y.S. (1993) A man and his right to a safe (healthy) environment. State and law. 10, pp. 120- 125.

8. Andreytsev V.l. (2001) Citizen's right on ecological safety. Problems of constitutional and legal securement. Law of Ukraine. 4, pp. 8-11.

9. Andreytsev V.l. (1996) Ekological right. Lectures. Textbook for fac. Of law. K.: "Venturi", p. 208.

10. Anisimova A.V. (2004) Realization of the natural rights in the context of ecological safety. Problems of law. 68, pp. 52 — 60.

11. The Constitution (Adopted at the fifth session of the Verkhovna Rada of Ukraine, 28 June 1996) (1996). Moscow:" Publishing House", p.80.

12. Under the general editorship of Ok-ounkov L.A. (2001) The Constitution of the Portuguese Republic from 2 April 1976. European Constitution states. In 3 toms. T.2. M.: NORMA, pp. 748-836.

13. Under the general editorship of Ok-ounkov L.A. (2001) The Constitution of Belgium from 17 February 1994 (consolidated text). European Constitution states. In 3 toms. T. 1. M.: NORMA, pp. 341-380.

14. Under the general editorship of Ok-ounkov L.A. (2001) The Basic Law of Finland from 11 June 1999. European Constitution states. In 3 toms. T. 3. M.: NORMA, pp. 371 -400.

15. Under the general editorship of Ok-ounkov L.A. (2001) The Constitution of the Republic of Bulgaria from 12 July, 1991. European Constitution states. In 3 toms. T. 1. M. "NORMA", pp. 394-422.

16. Under the general editorship of Ok-ounkov L.A. (2001) The Constitution of the Republic of Poland from 2 April 1997. European Constitution states. In 3 toms. T. 2. M.: NORMA, pp. 686-732.

17. Alekseev S.S. (2001). Ascension to the right. Searches and solutions. Moscow: "NORMA", p.752.

18. Rasskazov L.P., Uporov I.V. (2001) Natural rights of man. Textbook. St. Petersburg:" Lexicon", p. 96.

Gamalyuk B.M., e-mail: Gamalyuk@mail.ru

Senior lecturer, chair of economic-legal disciplines of Lviv state University of internal Affairs (Ukraine, Lviv)

THE RIGHT TO A HEALTHY ENVIRONMENT AS A NATIONAL VALUE: THE MANAGERIAL

CAPACITY TO ENSURE

The article deals with the issues of environmental security as a socio-political phenomenon. The problems of implementation of the state policy on the right to a healthy environment as a national value and managerial capabilities of its software. Particular attention is paid to the implementation of management in ensuring the right to a safe environment.

Key words: environmental protection, natural resources, government, authority, ecological culture, environment, human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.