УДК 34
Т. Н. Балашова
доктор юридических наук, доцент заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Экологические права человека были и остаются в зоне пристального внимания юридической науки, поскольку относятся к числу фундаментальных, естественных прав, включающих и право на жизнь. Одной из ключевых проблем в современном экологическом праве является проблема реализации экологических прав человека. На эффективность реализации экологических прав граждан влияют различные факторы, начиная от политической и экономической ситуации в государстве и заканчивая экологическим образованием и правосознанием каждого конкретного гражданина.
В представленной статье рассмотрены проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации. Автором проанализированы основные источники, закрепляющие право на благоприятную окружающую среду. На основе сложившейся практики реализации права на благоприятную окружающую среду обоснована необходимость последовательной реализации мероприятий, направленных на решение накопившихся проблем в реализации рассматриваемого права.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, экологические права человека, экологическая безопасность, экологическая обстановка.
T. N. Balashova
Doctor of law, associate professor Head of department of civil and business law Yelets State University of I.A. Bunin, Yelets, the Russian Federation
CONSTITUTIONAL RIGHT ON HEALTHY ENVIRONMENT AND ITS REALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. Ecological human rights were and remain in a zone of close attention of jurisprudence as are among the fundamental, natural rights including and the right for life. One of key problems in the modern ecological right is the problem of realization of ecological human rights. Efficiency of realization of the ecological rights of citizens is influenced by various factors, beginning from a political and economic situation in the state and finishing with ecological education and sense of justice of each specific citizen.
In the presented article, problems of realization of a constitutional right on healthy environment in the Russian Federation are considered. The author analysed the main sources affirming the right on healthy environment. Based on established practices of realization of the right on healthy environment need of consecutive realization of the actions directed on the decision the collected problems in realization of the considered right is proved.
Key words: Constitution of the Russian Federation, ecological human rights, ecological safety, ecological situation.
Экологические права человека были и остаются в зоне пристального внимания юридической науки, поскольку относятся к числу фундаментальных, естественных прав, включающих и право на жизнь. Одной из ключевых проблем в современном экологическом праве является проблема реализации экологических прав человека. На эффективность реализации экологических прав граждан влияют различные факторы, начиная от политической и экономической ситуации в
государстве и заканчивая экологическим образованием и правосознанием каждого конкретного гражданина. По свидетельствам различных обзоров судебной и правоприменительной практики, различных научных исследований и публикаций, реализация экологических прав граждан в России менее эффективна, чем в большинстве стран-членов Евросоюза. При этом необходимо отметить, что законодательное закрепление экологических прав граждан находится на достаточно высоком уровне, осуществляется как в Конституции РФ, так и других нормативных правовых актах, закрепляющих не только сами права, но и иные элементы института экологических прав граждан.
Конституция РФ [2] в ст. 2 провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы. Реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности базируются на положениях, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.02. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [9], указах Президента РФ, Экологической доктрине Российской Федерации [6] и других нормативно-правовых актах.
Права человека в экологической сфере по уровню правового регулирования можно разделить на две большие группы. В первую группу входят права, закрепленные в Конституции РФ. Их принято называть конституционными, основными правами. В свою очередь, в числе основных (конституционных) прав человека в экологической сфере также можно выделить две группы прав. К первой группе относятся собственно экологические права, среди которых:
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее содержании и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст.42);
- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36), поскольку земля является основополагающим природным объектом и выполняет не только экономическую, но и экологическую функцию.
Вторую группу конституционных прав составляют права, не относящиеся непосредственно к экологической сфере, но способствующие реализации экологических прав граждан. Среди этих прав можно выделить:
- право каждого на объединение для защиты своих интересов (ст. 30);
- право граждан собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);
- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);
- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45);
- право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) [2].
Помимо конституционных прав в экологической сфере существует большое
количество иных экологических прав, закрепленных в различных нормативно-правовых актах и, в первую очередь, в Федеральном законе от 10.01.02. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 11) [9], который предусматривает помимо права каждого на благоприятную окружающую среду целый ряд значимых полномочий, направленных на обеспечение этого права.
Ряд важных прав человека в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности закреплен в Федеральном законе РФ от 30.03.99. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.8) [3]; Федеральном законе РФ от 09.01.96. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст.ст.22,23,26) [5]; Федеральном законе РФ от 21.11.95. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 13-15) [7]; Федеральном законе РФ от 21.12.94. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) [4]; Федеральном законе РФ от 21.11.11. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (ст. 18) [8]; Федеральном законе РФ от 23.11.95. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст.19) [10]; Федеральном законе РФ от 14.03.95. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 5) [10] и др.
В число экологических прав граждан входит и право на использование природных объектов и ресурсов для удовлетворения различных потребностей человека (или право природопользования): бытовых, культурных, оздоровительных, рекреационных, эстетических и др. Право природопользования закреплено в Водном, Лесном и Земельном кодексах, Федеральных законах «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «О недрах», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Анализ указанных нормативно-правовых актов показывает, что право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, а также некоторые другие, закреплены одновременно в нескольких правовых источниках.
Можно отметить, что право на благоприятную окружающую среду представляет собой основу конституционного экологического статуса субъекта, представляющего собой совокупность закрепленных в законодательстве прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Наличие эколого-правового статуса субъекта предполагает «возможность функционирования в условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, а также возможность требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов власти поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии» [13, с. 247].
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.02. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») под благоприятной окружающей средой понимается среда, «качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [9]. Понятие «благоприятная окружающая среда» можно найти и в других правовых источниках. Так, в преамбуле Федерального закона РФ от 23.11.95. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») закреплено, Закон «направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» [10]. В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» говорится о «благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека» [6]. При этом, несмотря на многократное упоминание понятия «благоприятная окружающая среда», в действующем экологическом законодательстве отсутствуют какие-либо критерии определения ее качества, что существенно затрудняет установление правовых аспектов «обеспечения устойчивого функционирования естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов, включенных в ФЗ «Об охране окружающей среды, без какого-либо пояснения из естественных наук» [9].
Ученые-правоведы по-разному определяют критерии благоприятности окружающей среды. Так, М.М. Бринчук полагает, что окружающая среда тогда является благоприятной, когда ее состояние отвечает требованиям и нормативам «чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства» [3, с. 233], закрепленным в экологическом законодательстве. Такой же точки зрения придерживается и М.В. Светличная, добавляя к критериям благоприятности окружающей среды, предложенным М.М. Бринчуком, критерий сохранения естественных экосистем [12]. М.И. Васильева полагает, что даже если критерии качества окружающей среды и соответствуют существующим нормативам, но существование в
которой представляет собой высокую степень экологического и техногенного риска, определяемого по методикам, отличным от действующих нормативов и стандартов, не может быть признана благоприятной. По мнению А.Ю. Хворостова, в качестве универсального критерия благоприятности окружающей среды необходимо принимать уровень здоровья населения, проживающего на соответствующей территории [13, с. 248]. При этом содержание права на благоприятную окружающую среду будет включать в себя возможность каждого потреблять и использовать безопасные для здоровья естественные природные блага.
В качестве базовых критериев благоприятной окружающей среды в настоящее время признается отсутствие химических, физических, биологических и иных факторов вредного воздействия окружающей среды на человека, которые влияют или могут повлиять на его здоровье или здоровье будущих поколений.
По качеству реализации права на благоприятную окружающую среду можно с уверенностью судить об отношении государства к личности и о положении личности в конкретном обществе и государстве. Право на благоприятную окружающую среду определяет критерии качества жизни человека, является составной частью предпринимаемых в государстве мер, направленных на повышение качества жизни граждан. Эффективная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления иных прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации реализуется полноценно и эффективно? Для ответа на этот вопрос обратимся к Обзору состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2016 г., подготовленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Результаты регулярных наблюдений за загрязнением окружающей среды, осуществляемые Росгидрометом, свидетельствуют, что на ряде территорий и акваторий Российской Федерации по-прежнему сохраняются повышенные уровни загрязнения, обусловленные поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления.
Так, по результатам наблюдений за 2016 г. качество атмосферного воздуха городов остается по-прежнему неудовлетворительным. В 44 городах (21% городов) наблюдается высокий или очень высокий уровень загрязнения; наибольшее количество городов с очень высоким и высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (24 города, в которых проживает 50% городского населения округа) расположено в Сибирском федеральном округе, на территории которого сосредоточены крупные предприятия черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, топливной, нефтехимической и нефтегазодобывающей, химической промышленности. В 38 городах с населением 12,9 млн. человек отмечены максимальные концентрации примесей выше 10 ПДК, за год отмечено 166 случаев превышения 10 ПДК загрязняющих веществ. В 147 городах (60% городов, где проводятся регулярные наблюдения) с населением 56,2 млн. человек средняя за год концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК. В 54 городах (29% городов, где проводятся наблюдения) воздух загрязнен бенз(а)пиреном, поступающим в атмосферу при сгорании топлива, средние за год концентрации примеси превышают 1 ПДК. В 49 городах (27%) максимальные из среднемесячных концентрации бенз(а)пирена превышают 5 ПДК. Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения в 2016 г. включает 20 городов с населением 4,1 млн. человек, что на 9 городов больше, чем в 2015 г. [11, с.188].
Тенденция изменения загрязнения воздуха показывает, что в период с 2011-2016 гг. увеличилось количество городов, в которых среднегодовая
концентрация формальдегида превышает 1 ПДК. Отмечается рост уровня загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном в городах на Азиатской части территории России, которая характеризуется особо неблагоприятными метеорологическими условиями для рассеивания примесей [11, с. 189]. Атмосферные выбросы загрязняющих веществ в городах и на дорогах федерального значения приводят к образованию вокруг них ареалов с загрязнением почв токсикантами промышленного и транспортного происхождения. К опасной категории относятся обследованные почвы вокруг городов Свердловской области.
В Сибирском федеральном округе в последние годы отмечается тенденция к накоплению в почвах фтора в районе города Братск. В Дальневосточном федеральном округе опасная категория загрязнения почв в 2016 г. была зарегистрирована в г. Свирк (свинец).
Загрязненные участки почв пестицидами выявляются на территории Российской Федерации ежегодно, при этом до 2014 г. наблюдалась тенденция снижения доли загрязненных почв. В 2015-2016 гг. доля загрязненных почв на выборочно обследованной территории увеличилась [11, с.189].
В настоящее время антропогенные изменения качества поверхностных вод на территории Российской Федерации не носят повсеместного характера, однако в районах нефтегазопромысловых комплексов Юго-Западной Сибири и Кузбасса, на территории которого наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как угольная (особенно открытая добыча), черная и цветная металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная и др., сложилась напряженная экологическая ситуация.
Не уменьшается количество случаев высокого (ВЗ) и экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) поверхностных вод. Максимальное количество случаев приходится на Центральный и Уральский регионы. Две трети всех зарегистрированных случаев приходятся на водные объекты Московской и Свердловской областей. Всего по Российской Федерации в 2016 г. было зарегистрировано 2990 случаев ВЗ и ЭВЗ поверхностных вод [11, с. 190].
Наиболее высоким уровнем загрязненности воды «грязная» - «экстремально грязная» характеризуются реки на территории Ямало-Ненецкого Автономного округа - Надым, Пур, Таз. Продолжают характеризоваться как «грязные» воды рек: Мурманской области - р. Роста; Архангельской области - р. Онега, р. Мезень; Ненецкого Автономного округа - р. Печора.
Анализ всего массива данных, полученных в результате регулярных наблюдений Росгидромета за загрязнением окружающей среды в Российской Федерации, свидетельствует, что на ряде территорий и акваторий страны по-прежнему сохраняются повышенные уровни загрязнения, обусловленные поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления.
Значимого улучшения качества атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвенного покрова в городах и промышленных центрах, где проживает большая часть населения страны, в 2016 г., по сравнению с предшествующим периодом, не произошло. Это обусловлено отсутствием эффективного экономического механизма предотвращения загрязнения, стимулирующего субъекты хозяйствования сокращать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также ограниченными ресурсами, сдерживающими перевод объектов на работу по наилучшим доступным технологиям, а также внедрение современного пыле-газо- и водоочистного оборудования, установок и сооружений.
В этой связи приоритетное значение имеет последовательная реализация мероприятий, предусмотренных утвержденным Президентом РФ В.В. Путиным от 24.01.2017 перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2016 г. по вопросу «Об экологическом развитии
Российской Федерации в интересах будущих поколений». В частности, в число таких мероприятий входит:
- внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиционных проектов, в том числе в части, касающейся определения мест размещения объектов планируемой хозяйственной деятельности; стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления;
- разработка плана действий, направленных на усиление позиций России при формировании международной природоохранной повестки, а также при обсуждении вопросов, касающихся формирования системы компенсаций (платежей) за экосистемные услуги, исходя из понимания роли России как экологического донора;
- принятие мер по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь, с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности);
- внесение в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учётом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды;
- проведение проверки соблюдения положений законодательства Российской Федерации в части, касающейся безопасного обращения с отходами I и II класса опасности;
- осуществление работы по обобщению судебной практики в части, касающейся применения норм законодательства в области охраны окружающей среды, и выработка рекомендаций для нижестоящих судов относительно унификации применения норм в этой области.
- реализация мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населённых пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных систем управления пассажирским транспортом.
- оказание поддержки волонтёрской деятельности и реализации других гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем регионов.
Представляется, что последовательная реализация запланированных мероприятий позволит во многом решить накопившиеся проблемы в экологической сфере и вывести на новый качественный уровень реализацию права на благоприятную окружающую среду в нашей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория пра-ва/М.М. Бринчук // Журнал российского права. — 2008. — № 9. — С. 45-47.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.10.2017).
3. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, В.К. Андреев, М.М. Богуславский и др.; ред. Ю.М. Батурин, Р.Г. Орехов, Б.Н. Топор-нин. — М. : Юрид. лит., 1994. — 624 с.
4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.94. № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. О радиационной безопасности населения: федер. закон от 09.01.96. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 141.
6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
7. Об использовании атомной энергии: федер. закон от 21.11.95. № 170-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4552.
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.11. № З23-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
9. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
10. Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 36. — Ст. 3510.
11. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2016 год / Официальный сайт Росгидромета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/ /www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/?year=2016&ID=90 (дата обращения: 16.10.2017).
12. Светличная М.В. К вопросу об определении понятия «благоприятная окружающая среда / М.В. Светличная // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». — 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2012/01/61 (дата обращения: 16.10.2017).
13. Хворостов А.Ю. Экологические права человека и гражданина: преодоление трудностей реализации / А.Ю. Хворостов // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. / сост. В.Ю. Панченко, А.А. Петров. — Красноярск: Центр информации, 2015. — С. 245-255.
REFERENSES
1. Brinchuk M.M. The healthy environment - the major category is right. Zhurnal rossi-iskogo prava = Journal of Russian Law, 2008, no. 9, pp. 45-47 (in Russian).
2. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 05.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 22.10.2017).
3. Abova T.E., Abrosimova E.B., Andreev V.K., Boguslavskii M.M., Baturin Iu.M. (ed.), Orekhov R.G. (ed.), Topornin B.N.(ed.) Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii. Kommentarii [The Constitutional of the Russian Federation. Comments]. Moscow, Iurid. lit. Publ., 1994, 624 p.
4. On protection of the population and territories against emergencies of natural and techno genic character: the federal law of 21.12.94, no. 68-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 1994, no. 35, art. 3648.
5. On radiation safety of the population: the federal law of 09.01.96, no. 3-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 1996, no. 3, art. 141.
6. On sanitary and epidemiologic wellbeing of the population: the federal law of 30.03.1999, no. 52-FZ, Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 1999, no. 14, art. 1650.
7. On use of atomic energy: the federal law of 21.11.95, no. 170-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 1995, no. 48, art. 4552.
8. On bases of protection of public health in the Russian Federation: the federal law of 21.11.11, no. 323-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2011, no. 48, art. 6724.
9. On environmental protection: the federal law from 10.01.2002, no. 7-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2002, no. 2, art. 133.
10. On the Ecological doctrine of the Russian Federation: order of the Government of the Russian Federation from 31.08.2002, no. 1225-r. Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2002, no. 36, art. 3510
11. Obzor sostoianiia i zagriazneniia okruzhaiushchei sredy v Rossiiskoi Federatsii za 2016 god (The review of a state and environmental pollution in the Russian Federation for 2016). Available at: http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/?year=2016&ID=90 (accessed 16.10.2017).
12. Svetlichnaia M.V. To a question of definition of a concept «healthy environment». Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal «Politika, gosudarstvo i pravo» = Electronic scientific & practical journal «Politics, State and Law», 2012, no. 1 (in Russian). Available at: http://politika.snauka.ru/2012/01/61 (accessed 16.10.2017).
13. Khvorostov A.Iu. Ekologicheskie prava cheloveka i grazhdanina: preodolenie trud-nostei realizatsii [Ecological human rights: overcoming difficulties of realization] Iuridicheskie prepiatstviia v realizatsii i zashchite prav i zakonnykh interesov: sb. nauch. tr. [Legal obstacles in realization and protection of the rights and legitimate interests: collection of scientific works]. Krasnoyarsk, Tsentr informatsii Publ., 2015, pp. 245-255.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Балашова Татьяна Николаевна — доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 399770, г. Елец, ул. Коммунаров д. 28, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHOR
Balashova Tat'yana Nikolaevna — Doctor of law, associate professor, Head of department of civil and business law, Yelets State University of I.A. Bunin, 28 Kommunarov Street, Yelets, 399770, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Балашова Т.Н. Конституционное право на благоприятную окружающую среду и его реализация в Российской Федерации / Т.Н. Балашова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Balashova T. N. Constitutional right on healthy environment and its realization in the Russian federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).