Научная статья на тему 'Административно-правовое обеспечение экологических прав граждан в Украине'

Административно-правовое обеспечение экологических прав граждан в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ГРАЖДАНИНА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CITIZEN RIGHTS / ENVIRONMENTAL RIGHTS / ENVIRONMENTAL SAFETY / ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROVISIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабиров Захар Федорович

На основании изучения положений действующего законодательства осуществлен анализ юридической природы экологических прав граждан и особенностей их административно-правового обеспечения в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal support of environmental rights of citizens in Ukraine

On the basis of current laws study the article gives the analysis of legal nature of environmental rights and the features of their administrative and legal support in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое обеспечение экологических прав граждан в Украине»

Сабиров Захар Федорович

преподаватель кафедры гражданских и административно-правовых дисциплин Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко __________________________________________________________________(тел.: 80642351142)

Административно-правовое обеспечение экологических прав граждан в Украине

На основании изучения положений действующего законодательства осуществлен анализ юридической природы экологических прав граждан и особенностей их административно-правового обеспечения в Украине.

Ключевые слова: права гражданина, экологические права, экологическая безопасность, административно-правовое обеспечение.

Z.F. Sabirov, Teacher of a Chair of Civil and Administrative and Legal Disciplines of Lugansk State University of the Ministry of Interior of E.A. Didorenko; tel.: 80642351142.

Administrative and legal support of environmental rights of citizens in Ukraine

On the basis of current laws study the article gives the analysis of legal nature of environmental rights and the features of their administrative and legal support in Ukraine.

Key words: citizen rights, environmental rights, environmental safety, administrative and legal provisions.

Конституция Украины провозглашает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека, их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства [1].

В условиях становления в Украине правового государства и гражданского общества важное научное и практическое значение приобретает проблема прав человека и гражданина, их законодательного закрепления и надлежащего обеспечения. Среди определенных в Конституции Украины экономических, политических, культурных и социальных прав человека экологические права занимают значительное место.

Проблемам института экологических прав граждан, их административно-правовому обеспечению посвящены научные работы: В.И. Ан-дрейцева, М.М. Бринчука, С.Г. Грицкевича,

Н.Р. Кобецкой, О.С. Колбасова, М.В. Костицкого,

М.В. Красновой, Е.А. Лапия, Н.Р. Малышевой,

Б. Г. Розовского, Ю.С. Шемшученка и др. Признание и регулирование экологических прав граждан является одной из наиболее существенных новелл украинского законодательства. Впервые в Украине термин «экологические права» появился с принятием 25 июня 1991 г. Закона Украины

97

«Об охране окружающей природной среды» [2], где в ст. 9 предоставляется перечень экологических прав граждан. Стремясь развивать и укреплять демократическое и правовое государство, принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. Конституция Украины [1] признала и закрепила экологические права, впервые выведя их в ранг конституционных.

М.М. Бринчук оценивает широкое признание и законодательное закрепление экологических прав человека и гражданина как одно из наиболее существенных достижений отечественного права и важнейшую тенденцию его развития на современном этапе [3, с. 16].

Экологические права граждан как одни из важнейших неотъемлемых и неотчуждаемых прав прямо или опосредованно охраняются практически всеми областями права: конституционного, экологического, административного.

Чтобы проследить данную связь, необходимо обратиться к предмету административного права. Им является широкий комплекс общественных отношений, которые возникают в процессе формирования и реализации функций государственного управления в связи с осуществлением органом исполнительной власти или должностным лицом, которое представляет этот орган, широкой исполнительной и распорядительной деятельности [4, с. 60].

Как справедливо указывает Е.А. Лапий, такими являются отношения, которые возникают во время деятельности органов государственной власти и их должностных лиц в сфере реализации гражданами своих экологических прав. Они включают в себя управленческую деятельность в области охраны, использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, защиты жизни и здоровья населения от негативного влияния, обусловленного загрязнением окружающей среды. Реализация данных отношений охраняется именно нормами административного права [5, с. 75].

Данная охранная деятельность заключается в том, что органы государственной власти или их должностные лица должны оказывать содействие в реализации гражданами их экологических прав, выявлять и прекращать нарушение этих прав и привлекать виновных к ответственности.

Далее перейдем к исследованию видов экологических прав гражданина и их правовому обеспечению нормами административного права. Чтобы упростить этот процесс, попробуем классифицировать их по следующим группам:

1. Основное (неотчуждаемое) право, а именно право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

Оно обеспечивает само существование человека как социально-биологического существа, т.е. возможность субъекта проживать в среде, которая не причиняет вреда здоровью, пользоваться для удовлетворения своих жизненно необходимых физических и духовных потребностей безопасными естественными благами, требовать от государства, а также других физических и юридических лиц осуществления требований экологической безопасности, а в случае их нарушения обращаться за защитой нарушенного права к компетентным органам [6, с. 10]. К таким органам принадлежат государственные правоохранительные и природоохранные органы, ведущее место среди которых занимают органы внутренних дел Украины, основной составляющей которых является милиция. В соответствии с Законом Украины «О милиции» на нее возложены обязанности относительно защиты окружающей среды, прав, свобод и законных интересов граждан [7].

К признакам права на безопасную окружающую среду мы относим: а) стабильность; б) качество; в) благоприятность безопасной окружающей среды. Юридическими критериями такой среды являются нормативы экологической безопасности, которые содержат показатели предельно допустимых уровней концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде. Нарушения таких нормативов являются

юридическими фактами, которые свидетельствуют о наличии признаков состава правонарушения и одновременно нарушения прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

2. Права, связанные с общественной деятельностью, содержание которых направлено на выявление субъектами данных общественных отношений гражданской инициативы и активности.

Право на объединение в общественные природоохранные формирования. Правовой механизм реализации права на объединение в общественные природоохранные формирования закреплен, прежде всего, в Законе Украины «Об объединениях граждан» [8]. В ст. 21 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [2] определены полномочия общественных объединений в области охраны окружающей природной среды, среди которых мы можем выделить следующие права: образовывать общественные фонды охраны природы; принимать участие в разработке планов, программ, связанных с охраной окружающей среды, разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы; выступать с инициативой проведения республиканского и местных референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, использованием естественных ресурсов и обеспечением экологической безопасности; принимать участие в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий и др.

Возможность реализации указанных прав является очень важной для населения определенных территорий. Ведь они способны намного быстрее и более качественно реагировать на отдельные изменения в состоянии окружающей среды своей территории. Также необходимо заметить, что население лишено довольно распространенного среди органов государственной власти элемента коррумпированности и бюрократизма.

Право на участие в обсуждении и внесение предложений в проекты нормативных правовых актов, материалов относительно размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей среды, внесение предложений органам государственной власти, местного самоуправления и юридическим лицам, которые принимают участие в решении данных вопросов.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины «О растительном мире» [9] граждане и их объединение имеют право принимать участие в

98

рассмотрении органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, связанных с охраной, использованием и воспроизведением растительного мира, оказывать содействие этим органам в осуществлении мероприятий по охране, не истощающему использованию и воспроизведению объектов растительного мира, а также инициировать соответствующие мероприятия.

Также необходимо отметить, что в нормативно-правовом регулировании сферы градостроительства предусмотрена возможность принятия гражданами участия в обсуждении градостроительной документации во время планирования и застройки определенных территорий. Так, согласно п. 4.3. Типовых региональных правил застройки [10] на исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации возложена обязанность осуществлять мероприятия в сфере обеспечения участия граждан в обсуждении и решении вопросов, связанных с принятием и утверждением градостроительной документации местного уровня и местных правил застройки.

Право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов.

Для надлежащей реализации указанного права граждане могут принимать участие в осуществляемых озеленениях населенных пунктов, очищать определенные территории от мусора, восстанавливать и воссоздавать природные ресурсы в случаях их бесхозяйственного использования, которое может привести к их полной или частичной деградации и т.п. Таким образом, согласно ст. 6 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [2] с целью проведения эффективной и целенаправленной деятельности по организации и координации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, на перспективу разрабатываются и принимаются государственные целевые, межгосударственные, региональные, местные и другие территориальные программы. Центральные и местные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления во время разработки экологических программ привлекают общественность к их подготовке путем обнародования проектов экологических программ для их изучения гражданами, подготовки общественностью замечаний и предложений относительно предложенных проектов, проведения публичных слушаний относительно экологических программ.

Право на участие в публичных слушаниях или открытых заседаниях по вопросам влияния запланированной деятельности на окружаю-

щую среду на стадиях размещения, проектирования, строительства и реконструкции объектов и в проведении общественной экологической экспертизы.

Возможность привлечения общественности к обсуждению вопросов планирования, строительства или реконструкции определенных объектов, в том числе тех, которые представляют повышенную опасность и могут негативно повлиять на состояние окружающей среды, определяются Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» [11]. Право на проведение общественной экологической экспертизы реализуется в Законе Украины «Об экологической экспертизе» [12], согласно положениям которого предусмотрена возможность осуществления государственной, общественной и других видов экологической экспертизы, приведены примеры видов деятельности, осуществление которых является основанием для обязательного проведения экологической экспертизы. Согласно ст. 27, 30 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [2] конкретизируется перечень объектов экологической экспертизы и определяется правовой механизм реализации указанного права.

3. Природоресурсные права: право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов.

В соответствии с действующим законодательством гражданам гарантировано право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых нужд, например, эстетичного, оздоровительного и материального характера. Оно предоставляется безвозмездно, без закрепления ресурсов за определенными лицами или предоставления любых разрешений. Таким образом, в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О растительном мире» [9] предусмотрено, что в порядке общего использования естественных растительных ресурсов граждане могут собирать врачебное и техническое сырье, цветы, ягоды, плоды, грибы и другие пищевые продукты для удовлетворения собственных нужд, а также использовать эти ресурсы в рекреационных, оздоровительных, культурно-образовательных и

воспитательных целях, но торговля врачебными и декоративными видами растений и их частями (корни, стебли, плоды и т.п.), собранными в порядке общего использования пририродных растительных ресурсов, запрещается.

В порядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установ-

99

ленном порядке, за плату для осуществления производственной и другой деятельности.

4. Права информационно-образовательного характера.

Право на свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация) и свободное получение, использование, распространение и хранение такой информации, за исключением ограничений, установленных законом.

Административно-правовое регулирование реализации этого права осуществляется согласно положениям законов Украины «Об информации» [13], «Об охране окружающей природной среды» [2]. В них содержится перечень тех сведений, которые обозначают понятие экологической информации: состояние объектов окружающей среды; биологическое многообразие и его компоненты; факторы, которые влияют на состояние окружающей среды и здоровье людей, и т.п.

Основными источниками экологической информации являются данные мониторинга окружающей среды, реестры, автоматизированные базы данных, архивы, кадастры природных ресурсов, а также информация, которая распространяется уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Административно-правовое обеспечение права на экологическую информацию осуществляется путем подготовки и опубликования ежегодного Национального доклада о состоянии окружающей среды в Украине; ежегодного информирования органами государственной власти местных советов и населения о состоянии окружающей среды соответствующих территорий; своевременного информирования населения о чрезвычайных экологических ситуациях; доведения до населения информации, которая была получена в результате проводения мониторинга окружающей среды с помощью каналов информационных связей органами, уполномоченными принимать решения относительно такой информации.

Право на получение экологического образования.

Реализация права на получение экологического образования определяется в положениях законов Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании» и др. Право на экологическое образование может быть реализовано на формальном (в дошкольных воспитательных учреждениях, институтах, университетах, академиях и т.п.), неформальном (путем самообразования, через средства массовой информации, библиотеки, клубы, кружки и т.п.) и на контрактном уровне. В ч. 2 ст. 7 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [2]

также указывается, что экологические знания представляют собой обязательное квалификационное требование для должностных лиц, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и может отрицательно повлиять на состояние окружающей среды. Таким образом, экологическое образование и воспитание граждан являются важными средствами улучшения экологической культуры общества и необходимым условием для решения экологических проблем.

5. Права процессуального характера, к которым принадлежат следующие права гражданина:

на подачу исковых заявлений в суд в отношении государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую среду;

на обжалование в судебном порядке решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц относительно нарушения экологических прав граждан в порядке, предусмотренном законом.

Данные права содержатся в положениях Конституции Украины [1], в частности, ст. 55 предусматривает, что каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц. Механизм реализации указанных прав регламентируется процессуальным законодательством, а именно - Гражданским процессуальным кодексом Украины и Кодексом административного судопроизводства Украины.

Следует отметить, что особым видом вреда является вред, причиненный здоровью лица, или антропогенный вред, в свою очередь, он делится на имущественный и неимущественный. Особые трудности в определении размера и возможности возмещения вызывает именно неимущественный (генетический, физиологический и моральный) вред. Утрата жизни, здоровья человека, изменения в его генетическом коде и возможные следствия для будущих поколений тяжело подвергаются денежной оценке.

Проведенный анализ дает нам возможность сделать вывод о надлежащем административно-правовом обеспечении экологических прав граждан в Украине, в том числе и на законодательном уровне. Тем не менее, данный факт не следует переоценивать. Даже отсутствие конституционного закрепления экологической функции в развитых зарубежных государствах полностью компенсируется за счет эффективного взаимодействия органов власти в интересах человека и гражданина, что на сегодняшний день

100

в Украине осуществляется недостаточно. Вместе с тем, сложившаяся экологическая ситуация в Украине остается довольно сложной, а нагрузка на окружающую природную среду возрастает. В дальнейшем это может создать предпосылки для появления угроз экологической безопасности и экономической стабильности государства.

1. Конституция Украины: закон Украины от 28 июня 1996 г. № 254к/96-ВР // Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. № 30. Ст. 141.

2. Об охране окружающей природной среды: закон Украины от 25 июня 1991 г. № 1264-ХІІ // Ведомости Верховной Рады Украины. 1991. № 41. Ст. 546.

3. Бринчук М. М. Экологические права человека и гражданина. М.: Экое. 2004. № 3. 223 с.

4. Административное право Украины: учеб. / под. общ. ред. А. М. Бандурки. Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2004. 480 с.

5. Лапий Е.А. Экологические права граждан как объект административно-правовой охраны // Право и Безопасность. 2011. № 2 (39). С. 74-78.

6. Кобецкая Н.Р. Экологические права граждан Украины: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. К., 1998. 20 с.

7. О милиции: закон Украины от 20 дек. 1990 г. № 565-ХІІ // Ведомости Верховной Рады УРСР. 1991. № 4. Ст. 20.

8. Об объединениях граждан: закон Украины от 16 июня 1992 г. № 2460-ХІІ // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 34. Ст. 504.

9. О растительном мире: закон Украины от 9 апр. 1999 г. № 591-ХІУ // Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. № 22, 23. Ст. 198.

10. Типовые региональные правила застройки: приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 10 дек. 2001 г. № 219 // Официальный вестник Украины. 2002. № 3. Ст. 138.

11. О регулировании градостроительной деятельности: закон Украины от 17 февр. 2011 г. № 3038-УІ //Ведомости Верховной Рады Украины. 2011. № 34. Ст. 343.

12. Об экологической экспертизе: закон Украины от 9 февр. 1995 г. № 45/95-ВР // Ведомости Верховной Рады Украины. 1995. № 8. Ст. 54.

13. Об информации: закон Украины от 19 июня 1992 г. № 2657-Х11 // Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 48. Ст. 650.

1. Constitution of Ukraine: law of Ukraine from

June 28, 1996. № 254k/96-VR // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1996. № 30.

Art. 141.

2. On environmental protection: law of Ukraine

from June 25, 1991. № 1264-XII // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1991. № 41.

Art. 546.

3. Brinchuk M.M. Environmental rights of human and citizen. M.: Ekoe. 2004. № 3. 223 p.

4. Administrative law of Ukraine: textbook / under. gen. ed. A.M. Bandurka. Kharkov: Publishing House of the Nat. uni-ty of Internal Affairs, 2004. 480 p.

5. Lapiy E.A. Environmental rights as an object of administrative and legal protection // Law and Security. 2011. № 2 (39). P. 74-78.

6. Kobetskaya N.R. Environmental rights of citizens of Ukraine: autoref. dis. ... Master of law. K.: 1998. 20 p.

7. On militia: law of Ukraine from December 20, 1990 № 565-XII // Bulletin of the Verkhovna Rada URSR. 1991. № 4. Art. 20.

8. On citizens' associations: law of Ukraine from June 16, 1992 № 2460-XII // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1992. № 34. Art. 504.

9. On flora: law of Ukraine ofApril 9, 1999. № 591-XIV // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1999. № 22, 23. Art. 198.

10. Typical regional building rules: order State committee for construction, architecture and housing policy of Ukraine of Dec. 10, 2001. № 219 // Official bulletin of Ukraine. 2002. № 3. Art. 138.

11. On regulation of urban development: law of Ukraine from February 17, 2011. № 3038-VI // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 2011. № 34. Art. 343.

12. On ecological expertise: law of Ukraine from Feb. 9, 1995. № 45/95-VR // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1995. № 8. Art. 54.

13. On information: law of Ukraine from June 19, 1992. № 2657-XII // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 1992. № 48. Art. 650.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.