Научная статья на тему 'ПРАВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ: ПРОЯВЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ СОЦИУМА ИЛИ ФРАГМЕНТ РИЗОИДНОЙ СТРУКТУРЫ'

ПРАВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ: ПРОЯВЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ СОЦИУМА ИЛИ ФРАГМЕНТ РИЗОИДНОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / ПРАВО / СУБСТАНЦИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / РИЗОМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жданкин Владимир Александрович, Зверков Евгений Андреевич, Кузнецов Вадим Вадимович

Статья посвящена праву как одному из основных регуляторов общественной жизни. Право рассматривается в контексте классических и постклассических философских концепций социального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жданкин Владимир Александрович, Зверков Евгений Андреевич, Кузнецов Вадим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AS A FORM OF SOCIAL INFLUENCE: A MANIFESTATION OF THE SUBSTANCE OF SOCIETY OR A FRAGMENT OF THE RHIZOID STRUCTURE

The article is devoted to law as one of the main regulators of public life. Law is considered in the context of classical and post-classical philosophical concepts of the social.

Текст научной работы на тему «ПРАВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ: ПРОЯВЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ СОЦИУМА ИЛИ ФРАГМЕНТ РИЗОИДНОЙ СТРУКТУРЫ»

В. А. Жданкин,

кандидат философских наук

Е. А. Зверков,

кандидат исторических наук

В. В. Кузнецов,

кандидат исторических наук

ПРАВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ: ПРОЯВЛЕНИЕ СУБСТАНЦИИ СОЦИУМА ИЛИ ФРАГМЕНТ

РИЗОИДНОЙ СТРУКТУРЫ

LAW AS A FORM OF SOCIAL INFLUENCE: A MANIFESTATION OF THE SUBSTANCE OF SOCIETY OR A FRAGMENT OF THE RHIZOID STRUCTURE

Статья посвящена праву как одному из основных регуляторов общественной жизни. Право рассматривается в контексте классических и постклассических философских концепций социального.

The article is devoted to law as one of the main regulators of public life. Law is considered in the context of classical and post-classical philosophical concepts of the social.

Социальное влияние определяется как поведение одного человека, которое имеет своим следствием — или целью — изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема [1].

Очевидно, что в данной трактовке влияние есть прямое изменение, вносимое в систему понятий и ценностей личности внешним субъектом, осуществляемое силами этого субъекта, выступающего здесь в качестве причиняющего начала.

Психологический словарь ^^аге.Мо) определяет социальное влияние как общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов [2].

Очевидно, что в качестве агента социального влияния может выступать как индивидуальный, так и коллективный субъект.

Очевидно также и то, что акт социального влияния связан с передачей актором социального влияния субъекту, на которого направлено воздействие, определенной информации. Социальное взаимодействие есть взаимодействие смысловое. Соответствующие смыслы могут быть транслированы как непосредственно, так и через объективированные смысловые структуры. К числу таких структур, несомненно, относится право.

Русский философ И. А. Ильин в своей работе «Понятия права и силы (опыт методологического анализа)» отметил, что «первой и главной обязанностью» общей теории права «является дать чисто "юридическое" определение права как нормы и суждения с известными видовыми специфическими признаками» [3]. Здесь право очевидным образом

оказывается принадлежащим интеллектуальной, смысловой сфере социального взаимодействия1.

Нормативистское понимание права (как совокупности правил общественной жизни, установленных государством и защищаемых им) является исторически первичным по отношению к либертарному пониманию (как естественной свободы человека в плане своего самоопределения). Оно обнаруживается уже в текстах античных мыслителей, занимавшихся осмыслением феномена права (Сократ, Гиппий и др.).

Окончательно нормативистская теория права сформировалась в XX веке. Её основоположником считается австрийско -немецкий юрист и философ Г. Кельзен. Кельзен предлагал рассматривать право как иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Конечным основанием действительности нормативной системы является основная (суверенная) норма, уполномочивающая на установление первой конституции тех, кто её создал после последней революции [4].

Основными постулатами нормативистской теории права являются следующие положения: во-первых, право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах; во-вторых, нормы права издаются государством, являются выражением его воли; в-третьих, нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; в-четвертых, право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; в-пятых, от норм зависят возникновение и формирование правосознания и правовое поведение.

В системе понятий идущего от Фалеса классического типа философии, и в частности философии права, норма, установленная государством и защищаемая им, есть проявление фундаментальных оснований мироздания. Так, у Сократа и представителей сократических школ философии (киниче-ской, киренской, мегарской, элидо-эритрейской, школы Платона) право есть проявление Мирового Логоса, как, впрочем, все остальные онтологические формы, в своей бытийной основе являющиеся смыслами, эйдосами, неразрывным образом связанными с Мировым Разумом.

В системе понятий классической философии право как форма социального влияния (то есть как регулятор общественной жизни) в сущностном смысле сродна с другими регуляторами (религией, моралью, экономикой, политикой), поскольку все они, в конечном счете, восходят к единому основанию.

В социально-философском плане этот тезис может быть конкретизирован в плане различения

1 В частности, у Ильина: «Понятие права и другие юридические понятия не должны определяться здесь через признак силы; для юриста в тесном смысле этого слова право есть норма и суждение и не есть ни в каком отношении сила».

трех субстанциалистских концепций социальной реальности — идеалистической, натуралистической и деятельностной [5, 6].

Первый опыт идеалистического истолкования общественной жизни дает древнегреческая философия, в частности философия Платона. В системе понятий социального идеализма даже материальный мир в известной степени оказывается причастным к духовному первоначалу. Право, способ бытия которого очевидно идеальный, тем более может рассматриваться в качестве феномена (явления) духовной первосущности.

В более системной социально-философской концепции Блаженного Августина, также относимой историками философии к социальному идеализму, социальная жизнь, разделенная на «град Божий», то есть сообщество людей, живущих в соответствии с богоустановленными законами (физическими, биологическими, этическими, духовными), и «град земной» — сообщество людей, живущих вопреки этим законам, есть пространство проявления Промысла Божия (Бог же, согласно христианскому учению, есть чистое духовное Бытие) и реальность, реальная постольку, поскольку Бог удерживает её в бытии своими энергиями (онтосозидающими действиями) [7]. Право же здесь — одна из форм проявления промысла Божия в социальном мире («Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» 13:1) [8].

Модификацией идеалистической модели социальной реальности является картина общества, сложившаяся в русской религиозно-философской традиции конца XIX — первой половины ХХ века. Её наиболее существенные моменты получили отражение в сочинении С. Л. Франка «Духовные основы общества». В качестве первичного начала общественной жизни Франк рассматривает связь между индивидами, понимаемую как соединённость индивидуальных сознаний. Критикуя органическую теорию общества за её натуралистическую направленность, русский философ замечает, что единство общества, как и само общество, носит именно духовный характер, что связь между членами общества, из которой слагается или в которой выражается это единство, есть связь духовная [9].

Очевидно, что способы прояснения фактичности этой связи (имеющей онтологический характер) для участвующего в ней субъекта, к числу которых относится право, также носят духовный характер.

В номиналистических (основанных на идее со-ставленности объективного среза социальной реальности исключительно из вещей (единичных сущностей) концепциях общественных отношений также наличествует общий субстанциальный стержень. В натуралистической концепции (Э. Уилсон, К. Лоренц, З. Фрейд) это единство биологической природы человека, онтологически фундирующее пространство социального. В деятель-ностной модели (К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Белл, Д. Гэлбрейт) — континуум актов деятельности,

направленных на обеспечение биологического существования членов общества.

В первой из них право (как и мораль) есть замещающая биологические инстинкты торможения агрессии структура, долженствующая блокировать избыточные проявления в целом доброкачественного биологического инстинкта агрессии (у Фрейда эта ситуация рефлексируется как антагонизм «оно» и «сверхЯ»).

Во второй — продукт интеллектуального труда человека (как и все остальные формы регуляции общественных отношений), призванный обеспечить наилучшие либо приемлемые условия осуществления трудовой деятельности и, как следствие, воспроизводство возникающих на её основе общественных отношений.

Споры относительно «основного вопроса философии» (вопроса об онтологической первичности сознания либо материи), которые велись на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет, в конечном счете убедили философов ХХ века в неразрешимости «основного вопроса философии» и сподвигли их сконцентрировать свое внимание не на непостижимых объективных основаниях бытия а на субъективном восприятии того, что человек осознает как объективную реальность. На основе феноменологического учения немецкого философа Э. Гуссерля возникает феноменологическая концепция социальной реальности (А. Шюц).

В основе взгляда постклассической социальной философии лежит принципиальный отказ от поиска социальной субстанции, которой либо нет, либо она не является известной. Поэтому необходимо воздержаться от суждения на данный счет.

Представление о социальном влиянии в постклассической философии отражено, в частности, в философии Э. Гуссерля [10].

Другой есть тот, кто конструируется моим сознанием в качестве субъекта, так же как и я непосредственно воспринимающего действительность, которая в этом интеллектуальном акте становится для меня и для него чем-то общим. Другой здесь тот, кто находится за пределами непосредственного повседневного опыта переживания действительности. Иными словами, Другой как субъект представляется мне по аналогии со мной.

Метод феноменологической редукции, предложенный Гуссерлем, предполагает абстрагирование мыслящего субъекта от непосредственной опытной данности объективного мира субъекту и концентрацию внимания на чистом сознании, в том числе и на тех его базовых структурах, которые Гуссерль именует термином «жизненный мир», задающий основные темы для поведенческих вариаций и служащий базисом направленности сознания на объекты (интенциональности).

В данном контексте Другой есть тот, кто мыслится субъектом как похожий на субъекта и доступен субъекту не непосредственно, а через его сознание, а значит, он не может быть причиной тех

изменений, которые происходят в субъекте, являясь чистым условием реализации субъектом и всецело принадлежащих ему, и обусловленных базовыми структурами «жизненного мира» интенций.

Радикальный отказ от суждения по поводу существования объективного фундамента общественной жизни, связанный с верой в отсутствие такового, характерен для философии постмодернизма.

Одним из ключевых понятий постмодернистской философии является понятие ризомы. Термин «ризома» введен в философию Ж. Делёзом и Ф. Гваттари, получил характеристику в одноименной совместной работе исследователей и продолжал рассматриваться в ряде других работ [11].

Поскольку «мир потерял свой стержень», остается признать, что «абсолютно необходимы неточные выражения, дабы обозначить что-либо точно» [12]. Ризома вошла в число понятий (концептов), с помощью которого оказалось возможным анализировать и понимать мир, который «потерял стержень».

Ризома (от французского rhizome — корневище) имеет ботаническое происхождение. Неботаническая информация о ризоме в справочной и научной литературе сводится к следующему. Ризома — понятие философии постмодерна, фиксирующее нелинейный способ организации целостности, оставляющий возможность для подвижности и самоконфигурирования. Подчеркивается, что ризома является радикальной альтернативой замкнутым и статичным линейным структурам, которые в классической европейской культуре соотносятся с метафорой корня. Ризома отвергает корневую организацию, представляя собой клубень, луковицу со скрытым стеблем, который может развиваться в любом направлении. Ризома помогает умножить грани реальности, так как не имеет непересекаемых границ (постмодернизм).

Право в пределах постклассической философии, во-первых, конституируется в качестве регулятора постольку, поскольку оно воспринимается гражданами государства в качестве права, во-вторых, спектр обязательных положений права зависит от собственных нормативных самоустановок субъекта, мыслящего позитивное право по типу имеющегося у него индивидуального набора нормативных предписаний и поведенческих установок, и, в-третьих, существует как самостоятельная регулирующая инстанция, образующая систему с другими регуляторами общественных отношений исключительно симбиоти-ческим способом и совершенно ситуативно. Аналогичная ситуация самоуправляемого хаоса характеризует отношения внутри правовой системы, нормативные элементы которой совершенно не обязательно находятся в строгой логической корреляции друг с другом, что имеет многочисленные эмпирические подтверждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние [Электронный ресурс]. — URL: https:// stavroskrest.ru (дата обращения: 30.09.2019).

2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. — URL: https://vslovare.info (дата обращения: 15.05.2021).

3. Ильин И. А. Понятия права и силы (опыт методологического анализа) // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 4. — М : Русская книга, 1994. — 624 с.

4. Кельзен Г. Чистое учение о праве и аналитическая юриспруденция / пер. с англ. А. А. Краев-ского // Российский ежегодник теории и права. — 2009. — № 2. — С. 432—453.

5. Очерки социальной философии : учеб. пособие / под ред. К. С. Пигрова. — СПб. : Изд. С.-Петербургского университета, 1998. — 292 с.

6. Пигров К. С. Социальная философия : учебник. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 295 с.

7. Августин Блаженный. О граде Божьем. — Мн. : Харвест ; М. : АСТ, 2000. — 1296 с.

8. Послание к Римлянам святого апостола Павла [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru (дата обращения: 15.05.2021).

9. Франк С. Л. Духовные основы общества. — Нью-Йорк : Посев, 1988. — 280 с.

10. Гуссерль Э. Картезианские размышления [Электронный ресурс]. — URL: https://padaread.com (дата обращения: 30.09.2019).

11. Постмодернизм : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — М. : Интер-пресссервис; Книжный дом, 2001. — 1040 с.

12. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. — Екатеринбург, 2010. — 895 с.

REFERENCES

1. Zimbardo F., Lyayppe M. Sotsialnoe vliyanie [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://stavroskrest.ru (data obrascheniya: 30.09.2019).

2. Psihologicheskiy slovar [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://vslovare.info (data obrascheniya: 15.05.2021).

3. Ilin I. A. Ponyatiya prava i silyi (opyit metodo-logicheskogo analiza) // Sobranie sochineniy : v 10 t. T. 4. — M : Russkaya kniga, 1994. — 624 s.

4. Kelzen G. Chistoe uchenie o prave i analitich-eskaya yurisprudentsiya / per. s angl. A. A. Kraevskogo // Rossiyskiy ezhegodnik teorii i prava. — 2009. — # 2. — S. 432—453.

5. Ocherki sotsialnoy filosofii : ucheb. posobie / pod red. K. S. Pigrova. — SPb. : Izd. S.-Peterburgskogo uni-versiteta, 1998. — 292 s.

6. Pigrov K. S. Sotsialnaya filosofiya : uchebnik.

— SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2005. — 295 s.

7. Avgustin Blazhennyiy. O grade Bozhem. — Mn. : Harvest ; M. : AST, 2000. — 1296 s.

8. Poslanie k Rimlyanam svyatogo apostola Pavla [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://pravoslavie.ru (data obrascheniya: 15.05.2021).

9. Frank S. L. Duhovnyie osnovyi obschestva.

— Nyu-York : Posev, 1988. — 280 s.

10. Gusserl E. Kartezianskie razmyishleniya [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://padaread.com (data obrascheniya: 30.09.2019).

11. Postmodernizm : entsiklopediya / sost. A. A. Gri-tsanov, M. A. Mozheyko. — M. : Interpressservis; Knizhnyiy dom, 2001. — 1040 s.

12. Delez Zh., Gvattari F. Kapitalizm i shizofreni-ya. Tyisyacha plato. — Ekaterinburg, 2010. — 895 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Жданкин Владимир Александрович. Кандидат философских наук. E-mail: zhdankin.v@yandex.ru Тел. 8 (952) 540-34-38.

Зверков Евгений Андреевич. Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-65.

Кузнецов Вадим Вадимович. Доцент кафедры теории и истории государства и права. Кандидат исторических наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: vvk.vspu@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-55.

Zhdankin Vladimir Aleksandrovich. Candidate of Philosophical Sciences. E-mail: zhdankin.v@yandex.ru Tel. 8 (952) 540-34-38.

Zverkov Evgeny Andreevich. Senior lecturer of the chair of Sociohumanitarian Disciplines. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: ZverkovPhD@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-65.

Kuznetsov Vadim Vadimovich. The associate Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: vvk.vspu@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-55.

Ключевые слова: социальное влияние; право; субстанция; феноменология; ризома. Key words: social influence; law; substance; phenomenology, rhizome. УДК 340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.