Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВО / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ЛЕГИТИМНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / MINORS / LAW / CRIME PREVENTION / LEGITIMATE COERCION / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданкин Владимир Александрович

В статье раскрывается антропологическое содержание правоприменительной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жданкин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL DIRECTION OF LEGAL INTENTION IN THE ACTIVITIES OF THE INSPECTOR FOR MINORS

The article reveals the anthropological content of the law enforcement activities of the inspector of juvenile Affairs.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

В. А. Жданкин,

кандидат философских наук

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАВОВОЙ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ANTHROPOLOGICAL DIRECTION OF LEGAL INTENTION IN THE ACTIVITIES OF THE INSPECTOR FOR MINORS

В статье раскрывается антропологическое содержание правоприменительной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.

The article reveals the anthropological content of the law enforcement activities of the inspector of juvenile Affairs.

Важнейшим фактором, характеризующим состояние современной общественной жизни, является высокий уровень информатизации, благодаря которому многие информационные сегменты, закрытые ранее от широкой публики, сегодня характеризуются существенной степенью открытости. Очевидно, что в этих информационных пространствах присутствуют не только люди со сложившейся системой ценностей, но и те, чьё мировоззрение находится в стадии формирования, то есть несовершеннолетние.

В дискурсе российского права термином «несовершеннолетние» обозначаются граждане, не достигшие 18 лет [3]. Здесь же имеет место понятие частичной дееспособности, которой обладают несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет [1].

Следует отметить, что широкое распространение мобильных средств связи при высокой степени открытости информации позволяет молодому человеку в существенной степени ускорить процесс своего взросления и, как следствие, ставит вопрос о том, насколько российское право и правоприменительная практика соответствуют современным жизненным реалиям.

В этом контексте важное значение приобретает вопрос о характеристике антропологической направленности современных правовых инсти-

туций, деятельность которых связана с применением правовой нормы в отношении несовершеннолетних, в частности подразделений полиции по делам несовершеннолетних.

Профессиональная деятельность сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних является одной из форм государственной защиты (поддержки) детства, осуществляемой в Российской Федерации на основании статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации. Профессиональная деятельность инспектора по делам несовершеннолетних представляет собой один из элементов системы государственной защиты прав несовершеннолетних, имеющей важное значение для реализации положений концепции национального развития России.

Правовые основания профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних закреплены несколькими нормативными правовыми актами. К их числу относится Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».

Согласно статье 12 данного закона в число обязанностей полиции входит:

- участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в пропаганде правовых знаний (п. 4);

- осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализиро-

ванных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (п. 12);

- исполнять решения суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (п. 14);

- доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (п. 15) [2].

Даже без обращения к содержанию нормативных актов, непосредственно регулирующих деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, в частности к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и приказу МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», очевидно, что деятельность сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних включает в себя два компонента — профилактический и принуждающий.

Профилактический компонент профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних имеет в своей основе ожидание свободной положительной реакции субъекта, ставшего в данном случае объектом информационного воздействия со стороны инспектора, однако по-прежнему воспринимаемого именно в качестве субъекта, коль скоро инспектор ожидает от него добровольной легалистской реакции на транслируемый смысл. Даже наличие формальной стороны вроде документального подтверждения того, что получено предупреждение, по большому счету, сути дела не меняет, поскольку реальное наказание здесь не налагается и базы данных полиции тоже не пополняются. Согласно п. 5 ст. 17 ФЗ «О полиции», в банк данных заносятся сведения о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или

иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Всякое из данных состояний как минимум подтверждается составлением протокола административного правонарушения, что не делается при проведении профилактических мероприятий [2]. Даже с учетом социально-этической (в узком смысле, в данном случае речь идет о практике ответственного существования человека в его отношениях с другими людьми и природой не в непосредственной форме, а в форме опосредованной общественными институтами [5]) нагруженно-сти официального статуса инспектора по делам несовершеннолетних, являющегося представителем общества и власти в целом и органов внутренних дел в частности, диалог здесь носит скорее межличностный характер (Безличная система не может напрямую обратиться к свободе личности, даже посредством других, по природе свободных, но встроившихся в систему личностей, она может её только проигнорировать. Этот тезис может быть проиллюстрирован знаменитой сентенцией Блеза Паскаля о том, что человек есть лишь тростник, слабейшее из творений природы, хотя и «тростник мыслящий». Человек у Паскаля велик вследствие присущего ему самому осознания своего (хотя и ничтожного) положения, а не вследствие некого разумного взаимодействия с безличной природой, даже в плане указания ею человеку на его ничтожество [8]). Кроме того, чисто функционально инспектор по делам несовершеннолетних является лицом, закрепленным за определенными людьми и определенной территорией.

В расширительном понимании социально-этической стороны деятельности инспектора по делам несовершеннолетних его действия направлены на удержание (на добровольной основе) несовершеннолетнего либо его родителей в системе отношений носителей доминирующей культуры, проявлением которой, собственно, и является правовая норма. То есть субъект или субъекты, в отношении которых осуществляются профилактические действия, призываются к сохранению не только своего статуса агента индивидуального этического действия, но и агента коллективного этического действия, нравственного деятеля, представляющего доминирующую в культурном отношении социальную группу.

Терминологические сложности, возникающие при осмыслении действия, ориентированного на свободную волю личности, в субъект-объектных категориях, связаны с картезианской установкой, в соответствии с которой первичной реальностью для субъекта является реальность

его собственного сознания. Акцент на очевидности для субъекта фактичности его собственного сознания в некоторой оппозиции к рациональной очевидности фактичности бытия (фактичности объективной реальности) дает субъект-объектную оппозицию, в которой противостоящий субъект есть не вполне субъект, а субъект со свойствами объекта.

В персоналистической перспективе данная интенция может быть осмыслена через категории Я и Другого.

В контексте философии Ж.-П. Сартра с её исходной интуицией о постижении себя пред лицом Другого внимание со стороны Другого (даже выраженное в репрессивной форме) является условием самоопределения и самосозидания человека [9]. Очевидно, что тот уровень, на котором Другой осуществляет передачу своего внимания, есть уровень межличностный (ипостасный).

Онтологическим же основанием передачи дара внимания от человека к человеку является наличие фундаментальной соединенности человеческих личностей, являющей собой тот канал, благодаря которому, собственно, и приобретается информация об узнавании Другого (вопреки даже мысли Сартра о Другом как о кошмаре для меня).

Эта соединенность в социальной философии выражается категорией «мы» (С. Л. Франк) и восходит к учению восточных Отцов Церкви о единстве Творения и, соответственно, связанности всех человеческих личностей как между собой, так и со своим (и всемирным) душевным и телесным [10].

Что касается принуждающего компонента деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, то, как и профилактический компонент, он имеет нормативное закрепление, а значит, и здесь можно говорить об антропологической направленности правовой интенции в отношении несовершеннолетних.

Принуждающий компонент проявляет себя через разрушение господствующего положения свободы человека (его духовного) по отношению к естественным человеческим силам и способностям (его телесному). Воздействуя на тело человека (или угрожая таким воздействием), принуждение стремится заблокировать свободу личности (в данном случае направленной в сторону разрушения её социальных связей), спровоцировав её временное пленение безличной человечностью, как бы обретающей независимость по отношению к человеку и как бы обосновывающей его пригодность для отчуждения.

Порождаемое принуждением состояние отличает в том числе и его субъекта, социум которого стремится к превращению в совокупность

безличностных реалий, а сам он — за отсутствием достойных собеседников — в молчащую личность.

Говоря языком феноменологической философии, интенциональная установка инспектора по делам несовершеннолетних характеризуется таким антропологическим представлением о несовершеннолетнем или его родителях, которое предполагает известную заблокированность их «свободы для» то есть способности к добровольному легалистскому изменению их поведения (Интенциональность в феноменологии (Э. Гуссерль) — первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету [6]). Объект принуждения, который в действительности есть субъект, в данном отношении выступает именно как объект, а если быть точнее, как безличный предмет, подлежащий изменению. Очевидно, что «точкой приложения» энергии принуждающего действия здесь является не душа с её свободой, а тело, через ограничение потребностей которого достигается необходимый результат.

Принуждающее действие в обыденном языке нередко ассоциируется с насилием, действием, устойчиво ассоциируемым со злом. Примечательно, что аксиологический аспект входит в определение понятия насилия, отличая его от случаев нравственно оправданного принуждения. Русский философ И. А. Ильин для разграничения нравственно-оправданного принуждения и насилия ввел родовое понятие заставления — то есть наложения воли на внутренний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность [7].

Всецело оправданное принуждение — это, очевидно, такое принуждение, которое имеет санкцию со стороны обладателя принуждаемой воли. Здесь существует четыре основных линии нравственного оправдания принуждения.

Первая из них связана с признанием положительного влияния внешнего принуждения на процесс высвобождения внутренней свободы человека (свободы от собственных жизненных привычек телесного порядка).

Вторая линия основана на ожидании от принуждаемого позитивного отношения к ограничению своей внешней свободы по причине осознания им того облегчения, которое почувствуют окружающие его люди вследствие этого события.

Третий путь делает акцент на самом факте внимания к личности принуждаемого, которое несет в себе всякое неравнодушно осуществляемое принуждающее действие.

Четвертая линия предполагает согласие обладателя принуждаемой воли на применение к нему принуждения вследствие одобрения через, в частности, законодательную процедуру возможности аналогичного принуждения по отношению к другому субъекту.

Применительно к профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних этическое обоснование принуждения через ранее полученное согласие принуждаемого применено быть не может, поскольку несовершеннолетний не имеет избирательных прав, а значит, не может выразить свое согласие или несогласие с существующим политическим порядком. Да и государство юридически закрепляет факт незрелости его воли, относя к категории несовершеннолетних и наделяя особым правовым статусом.

Таким образом, принуждение, осуществляемое в ходе реализации инспектором по делам несовершеннолетних своих силовых полномочий, легитимируется не на основе предварительного согласия принуждаемой воли, а патерналистским образом.

Однако повышение уровня зрелости несовершеннолетних, отмечаемое в современных условиях, позволяет говорить о некоем «схождении» антропологических «точек приложения» профилактической и принуждающей форм деятельности инспектора по делам несовершеннолетних.

Субъект-субъектная конфигурация, ориентированная на свободу того, кто подвергается воз-

действию, в чистом виде возможна только при работе с родителями несовершеннолетнего, обладающими зрелой волей. Сам несовершеннолетний рассматривается как субъект с не вполне зрелой волей. Однако повышение уровня развития современной молодежи позволяет распространить вышеуказанную конструкцию на какую-то часть несовершеннолетних. Кроме того, правовое информирование, проводимое инспектором, даже будучи исходно осуществляемо на патерналистских установках, тем не менее имеет целью воспитание у несовершеннолетнего таких качеств, которые необходимы ему для жизни в демократическом обществе. В результате в ходе профилактической деятельности инспектора по делам несовершеннолетних происходит парадоксальная смена типа этического обоснования принуждения — с патерналистского на договорный. Сам инспектор в ходе профилактической работы выводит несовершеннолетнего из пространства патерналистского принуждения и готовит к вхождению в пространство договорное. А это значит, что данный процесс ведет к смене «антропологической» точки приложения, в том числе и принуждающей формы деятельности сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних, с чисто телесной на духовно-телесную, поскольку принуждение все-таки вызывает некоторое понимание его в плане реализации человеческой свободы даже в «санкционной» части правовой нормы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.11.2020).

2. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.11.2020).

4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (с изменениями и дополнениями)

[Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 20.11.2020).

5. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. — 2006. — № 5. — С. 3—17.

6. Гуссерль Э. Логические исследования [Электронный ресурс]. — URL: https://рlatona.net (дата обращения: 20.11.2020).

7. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. — М., 1993. — С. 6—132.

8. Паскаль Б. Мысли о религии и других предметах [Электронный ресурс]. — URL: https://predanie.ru (дата обращения: 20.11.2020).

9. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто [Электронный ресурс]. — URL: https://librebook.me (дата обращения: 20.11.2020).

10. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. — Мн. ; М., 2000. — С. 247—796.

REFERENCES

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii 31.07.2020) [Elektronnyiy resurs]. — URL: (chast pervaya) ot 30 noyabrya 1994 # 51-FZ (red. ot https://base.garant.ru (data obrascheniya: 20.11.2020).

2. O politsii : federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. # 3-FZ [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.ga-rant.ru

3. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : federalnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. # 120-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.garant.ru (data obrascheniya: 20.11.2020).

4. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 15 oktyabrya 2013 g. # 845 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://base.garrant.ru (data obrascheniya: 20.11.2020).

5. Apresyan R. G. Ponyatie obschestvennoy morali (opyit kontseptualizatsii) // Voprosyi filosofii. — 2006. — # 5. — S. 3—17.

6. Gusserl E. Logicheskie issledovaniya [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://rlatona.net (data obrascheniya: 20.11.2020).

7. Ilin I. A. O soprotivlenii zlu siloy // Put k ochevidnosti. — M., 1993. — S. 6—132.

8. Paskal B. Myisli o religii i drugih predmetah [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://predanie.ru (data obrascheniya: 20.11.2020).

9. Sartr Zh.-P. Byitie i Nichto [Elektronnyiy resurs]. — URL: https://librebook.me (data obrascheniya: 20.11.2020).

10. Frank S. L. Nepostizhimoe // Frank S. L. So-chineniya. — Mn. ; M., 2000. — S. 247—796.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жданкин Владимир Александрович. Доцент кафедры социально-гуманитарых дисциплин. Кандидат философских наук.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: zhdankin.v@yandex.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. 8 (952) 540-34-38.

Zhdankin Vladimir Aleksandrovich. Associate Professor of Social and Humanitarian Disciplines. Candidate of Philosophical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: zhdankin.v@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8 (952) 540-34-38.

Ключевые слова: несовершеннолетние; право; профилактика правонарушений; легитимное принуждение; философская антропология.

Key words: minors; law; crime prevention; legitimate coercion; philosophical anthropology.

УДК 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.