Научная статья на тему 'Право и теория систем'

Право и теория систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право и теория систем»

КРАВИТЦ В.

ПРАВО И ТЕОРИЯ СИСТЕМ KRAWITZ W.

Recht und Systemtheorie / / Vernunft und Erfahrung in Rechtsdenken der Gegenwart / Hrsg. von Eckhoff T. et al. -B.: Duncker u. Humblot, 1986. - S. 281-309.

Профессор Мюнстерского университета (ФРГ) Вернер Кравитц рассматривает системный подход как условие формирования интегральной теории права, объединяющей философское, юридико-социологическое и теоретико-догматическое знание о праве. В реферируемой статье обсуждается социологический аспект теории права.

С точки зрения интегральной теории право - это социальная система. Она состоит не просто из словесных правил, смысл которых определяется структурой и случаями использования языковых выражений, а из норм, обладающих собственным бытием, социальной действительностью. Глубинная нормативная структура права выражена в системе общественных отношений.

По мнению автора, в традиционной теории права преобладает позитивистское правопонимание, что затрудняет ее интеграцию с теорией социальных систем. Юридический позитивизм ограничивает понятие права формально корректно установленной нормой, сводит правовую систему к системе таких норм, а систему научного знания о праве - к системе высказываний о нормах. Подобный подход препятствует уяснению зависимости права от социальных факторов, восприятию правовой системы в качестве элемента общественной системы, отрицает ценность социологического познания права.

В так называемой "аналитической теории права", сложившейся на базе кельзеновского нормативизма, продолжает В.Кравитц, системно-социологический подход к праву вообще невозможен. Пример чрезмерной социологизации дает "реалистическая юриспруденция", в которой общая теория права по существу подменяется социологией. Если Г.Кельзен видел "собственно юридическую" действительность права исключительно в его формально-логическом аспекте, то "реалисты", впадая в другую крайность, отрицают действительность права вне реальных правоотношений. По мнению автора, действительность права - это качество государственно организованной системы норм, обладающих собственными социальным бытием.

Правовая система, указывает В.Кравитц, это не просто мысленный образ, зафиксированный в структуре юридических текстов, но прежде всего - социальная реальность, включающая в себя и вещи, и людей; например, это здания законодательных, административных и судебных учреждений, чиновники, прокуроры и судьи, действия сторон по выполнению вытекающих из договоров обязательств и т.д. Правовая система - это социальное образование, существующее относительно независимо от ее символической структуры, выраженной посредством языка. Ее нельзя отождествлять с системой юридических норм, т.е. нормативно-правовых предписаний или установлений, символически воспроизводящих правовую систему. Она складывается из юридических норм и соответствующих действий, включая условия их совершений (с.291).

Правовая система включает в себя также все социальные связи, установление которых имеет отношение (хотя бы имплицитное) к праву, в том числе и такие, подчеркивает В.Кравитц, которые складываются в повседневной жизни без участия правотворческих и правоприменительных органов (с.292).

Формирование и изменение права, отмечает автор, происходит в рамках развития общественной системы. В ходе социокультурной эволюции право приспосабливается к складывающимся или уже установившимся формам жизни и поведения. При этом юридические нормы возникают не столько как рациональные умозаключения, сколько как результат не вполне осознаваемых социально-исторических процессов, которые нельзя вызвать искусственным путем и можно лишь отчасти смоделировать (с.293).

В объяснении истории общества и права В.Кравитц придерживается "теории общественной дифференциации". Согласно последней, в ходе социокультурной эволюции в обществе происходят радикальные структурные изменения. Так, "архаичное общество" было лишь "сегментарно дифференцированным", т.е. состояло из равнозначных элементов (семьи и роды). В "предсовременном обществе", предшествовавшем высокоразвитым культурам Нового времени, в результате социальной стратификации сложились формы общественной жизни, основанные на взаимодействии классов, или страт, т.е. неравнозначных структурных элементов общества (например, повелевающие и подчиняющиеся классы). В "современном обществе" неравнозначность структурных элементов "снята" его разделением на функционально дифференцированные подсистемы (политика, экономика, культура и т.д.).

Современные формы общественной жизни, продолжает автор, обусловлены, во-первых, тем, что каждая из функциональных подсистем общества сложилась, обособилась и институционально закрепилась для выполнения лишь одной, только ей присущей функции. Так, в современном обществе существуют государственно организованные правовые системы, предназначенные для выработки общеобязательных решений особыми средствами - на основе и по правилам действующего права. Во-вторых, формы общественной жизни обусловлены тем, что дальнейшее развитие современного общества не порождает новых функциональных подсистем, а развитие существующих может происходить лишь в направлении их внутренней дифференциации с выделением институционально обособленных и относительно автономных субсистем. В частности, внутри государственно организованных правовых систем складываются законодательная, правительственная, административная, судебная и другие субсистемы (с.294).

Центральный тезис автора гласит: трансформация содержания функциональных подсистем достигается в процессе непрерывного самовоспроизводства и самозамещения (Selbstsubstitution). Так, трансформация действительного права происходит, с одной стороны, как простое самовоспроизводство правопорядка, т.е. применение в частных случаях уже действительного права; с другой стороны, почти в каждом случае осуществляется по меньшей мере частичное самозамещение правовой системы, т.е. замена специально предусмотренным способом "старого" права на "новое". При

этом соблюдается условие позитивности права: государственно организованные правовые системы обладают особым политико-правовым механизмом преобразования представлений о праве, складывающихся в ходе общесоциального развития, в новое право, "снимающее" старое. Самозамещение правовой системы означает, что право замещается только правом, но не заменяется, например, нормами морали или научными суждениями. Последние могут служить лишь основаниями действительного права (с.295).

В.Кравитц разделяет высказанную в новейших западных исследованиях по теории социальных систему точку зрения, что правовые системы являются "самоотражающимися", или "самосоздаю-щи-мися", "саморазвивающимися". Эти характеристики означают, что развитие правовой системы лишь отчасти связано с изменениями ее среды. Прежде всего развитие системы запрограммировано в самой системе, а изменения среды сказываются на системе так, как этого требуют функциональные особенности системы.

Автор солидаризируется с трактовкой права в качестве "самосоздающейся" системы, предложенной Н.Луманом. Согласно этой трактовке, правовая система является "нормативно закрытой" (право создается только правовыми нормами, но не воздействием социальной среды) и в то же время "когнитивно открытой" в отношениях со своей средой, способной "отбирать" внешнюю информацию и за счет этого приспосабливаться к изменениям среды, заменять в ходе самопрограммирования одни правовые нормы другими. Правовые системы пребывают в состоянии непрерывного, но почти незаметного изменения (с.299).

Саморазвитие социальной системы с необходимостью предполагает ее самоуправляющийся характер. В государственно организованных правовых системах нет такого "управляющего" элемента, на который можно было бы политически воздействовать и тем самым добиваться желаемых изменений права. Любое одностороннее внешнее воздействие на правовую систему в существенной мере нейтрализуется ее саморегулятивными свойствами. Давление на систему не только приводит к побочным результатам, но и в целом порождает последствия, не соответствующие замыслу изменений. Поэтому, подчеркивает В.Кравитц, во-первых, следует признать существенную ограниченность возможностей использовать право как средство достижения политических целей. Во-вторых, научно обоснованная правовая политика, т.е. учитывающая запрограммирован-

ные в самой правовой системе возможности ее развития, должна опираться на системное знание о всех факторах эволюции системы, учитывать относительную автономию субсистем в рамках правовой системы (с точки зрения обмена информацией между этими субсистемами каждая из них в какой-то мере представляет собой "черный ящик"; например, нельзя с достаточной вероятностью предположить, как правовая информация, идущая от законодательной субсистемы, будет трансформирована в судебной или административной субсистеме). В-третьих, из вывода о так называемой "перенапряженности" правовых систем в современном обществе отнюдь не следует необходимость его (общества) "деюридизации". "Перенапряженность" вызвана чрезмерным политическим воздействием на право, именно это воздействие следует ограничить, признав неэффективность попыток централизованного управления правовыми системами. Но право функционирует лишь в тех социальных сферах, в которых может действовать только право, и его нельзя заменить там какими-либо "альтернативными" социальными регуляторами (с.301-302).

А.А.Куликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.