Научная статья на тему 'ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО'

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
собственность / государственная собственность / федеральная собственность / субъекты РФ / муниципальная собственность / property / state property / federal property / subjects of the Russian Federation / municipal property

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Аким Александрович

В статье рассматривается право государственной собственности, на недвижимое имущество. Анализируется классификация права государственной собственности. Дается разграничение муниципальной и государственной форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартынов Аким Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right of state ownership of immovable property

The article discusses the concept of state property, its role in the state. The classification of state property is analyzed. The differentiation of municipal and state forms of ownership is given.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_185

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО The right of state ownership of immovable property

МАРТЫНОВ Аким Александрович,

аспирант, Российская академия адвокатуры и нотариата. 107120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., 3/5, стр. 1. E-mail: aspirant8381@mail.ru;

MARTYNOV Akim Alexandrovich,

PhD student, Russian Academy of Law and Notary. 107120, Russia, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3.5, p. 1. E-mail: aspirant8381@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается право государственной собственности, на недвижимое имущество. Анализируется классификация права государственной собственности. Дается разграничение муниципальной и государственной форм собственности.

Abstract. The article discusses the concept of state property, its role in the state. The classification of state property is analyzed. The differentiation of municipal and state forms of ownership is given.

Ключевые слова: собственность, государственная собственность, федеральная собственность, субъекты РФ, муниципальная собственность.

Keywords: property, state property, federal property, subjects of the Russian Federation, municipal property.

Для цитирования: Мартынов А.А. Право государственной собственности на недвижимое имущество // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 185-187. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_185.

For citation: Martynov A.A. The right of state ownership of immovable property // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 185-187. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_185.

Статья поступила в редакцию: 29.11.2023

Особым видом государственного имущества является недвижимое имущество, на которое Российская Федерация имеет монопольное право собственности. Монопольные права государства установлены также на все виды земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и объектов экономики.

Официальная статистическая информация о наличии и распределении земель формируется на основе сведений о земельных участках (землепользованиях) и землях, ранее учтенных в документах Государственного земельного кадастра и Государственного реестра недвижимости, претерпевших изменения при применении Государственного реестра прав и Государственного земельного кадастра в течение отчетного года и учтенных в едином Реестре государственного имущества.

По данным Федеральной статистической отчетности, площадь земельного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2023 года составляет 1 723 399,1 тыс. га без учета внутренних и территориальных вод. Информация о наличии земельного фонда Российской Федерации и его распределении по субъектам включает характеристики земель 85 субъектов Российской Федерации, без учета площади земель Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (рисунок 1)1:

Рисунок 1 - Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

Ггосударственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году. - Москва, 2023. - 189 с.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 11(227)

В России, в соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ, государственное имущество передается государственным органам во владение, пользование и распоряжение1.

Установление государственной собственности обеспечивает централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ путем правильного выделения необходимых ресурсов. Это создает предпосылки для обеспечения равных возможностей для различных субъектов экономики.

В то же время государственная собственность имеет и некоторые недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, выделяемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, безразличие к использованию новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов и повышению качества продукции. По этой причине государственные организации, как правило, менее эффективны, чем аналогичные частные организации.

Государственная собственность имеет два номинальных субъекта: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ2 Местное самоуправление в Российской Федерации отделено от государственной власти и основано на другой форме собственности - муниципальной. Теоретически государственная и муниципальная собственность составляют публичную собственность, основанную на одних и тех же принципах, но, к сожалению, понятие публичной собственности в нашем законодательстве не используется.

К муниципальной собственности относятся городские и сельские поселения, а также имущество, находящееся в муниципальной собственности. Субъектом муниципальной собственности является орган местного самоуправления. Субъектами муниципальной собственности являются местные бюджеты, жилищные, торговые и бытовые предприятия, транспортные, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы. Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

Статья 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса РФ устанавливают, что субъектами государственной собственности и муниципальной собственности в РФ являются соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъекты РФ (государственная собственность субъектов РФ) и органы местного самоуправления (муниципальная собственность). Закон устанавливает, что субъектами являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъекты Российской Федерации (государственная собственность субъектов Российской Федерации) и муниципальные образования (муниципальная собственность). Причем понятия федеральной собственности не существует, хотя оно широко используется в правовых нормах и публикациях.

Каждый из этих уровней собственности представлен в имущественном праве отдельной организацией, независимой друг от друга. В России насчитывается более 80 организаций государственной собственности и тысячи организаций муниципальной собственности (Таблица 1).

Таблица 1 - Распределение предприятий (организаций) по формам собственности (по данным государственной регистрации, на 1 января 2023 года)3

Количество организаций В % к количеству организаций на 1 января 2022 года

Федеральная собственность 640 95,7

Собственность субъектов Российской Федерации 409 92,5

Муниципальная собственность 1678 98,1

В. В. Табольская указывает следующие отличия муниципальной собственности от государственной собственности4:

1) По субъектам: субъектами государственной собственности являются граждане Российской Федерации и органы государственной власти; субъектами муниципальной собственности являются жители муниципальных образований и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти;

2) По объектам: субъектом государственной собственности является любое имущество; субъектом муниципальной собственности является любое имущество, за исключением имущества, которое может находиться только в государственной собственности;

3) По основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения государственной собственности не могут быть основаниями приобретения муниципальной собственности (например, национализация, международные договоры)

4) по содержанию: практически невозможно разграничить содержание права владения и пользования соответственно государственным и муниципальным имуществом. Что касается права распоряжения, то в отношении муниципального имущества соответствующие права собственника ограничиваются органами государственной власти. Например, государственные субсидии, поступающие в местный бюджет, являются частью муниципальной казны и, соответственно, муниципальной собственностью, однако право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.

1 Российская Федерация. Законы. Гоажданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) : принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Текст : электронный //Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный //Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).

3 Распределение предприятий по формам собственности на 01.01.2023 // Режим доступа : https://27.rosstat.gov.ru.

4 Табольская, В. В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие. - Набережные Челны : Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиал) К(П)ФУ, 2019. -79 с.

Несмотря на существенные различия в правовых положениях о государственной и муниципальной собственности, объединяющим элементом этих концепций является то, что на всех уровнях системы управления государственные органы исполнительной власти и муниципальные органы уполномочены распоряжаться только тем имуществом, которое передано в их собственность. Права собственников имущества по владению, пользованию и распоряжению им осуществляются государством и муниципальными образованиями непосредственно или через уполномоченные юридические лица.

Подведем итог:

Государственная собственность в России - это имущество, находящееся в государственной собственности, использование которого регулируется соответствующим законодательством. Она является одной из основных форм собственности, используемой для обеспечения развития экономической и социальной сферы страны.

Государственная собственность в России может иметь несколько форм - федеральную, региональную и муниципальную. К федеральной государственной собственности относятся такие объекты, как природные ресурсы, федеральные предприятия и учреждения, государственные программы и проекты.

Региональная государственная собственность относится к собственности субъектов Российской Федерации и включает в себя землю, природные ресурсы, предприятия и инфраструктуру на их территории. К региональной государственной собственности относятся объекты, находящиеся в собственности местных органов власти, такие как жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт.

Государственная собственность является важной основой для реализации государственной политики в различных сферах жизни общества. Ее использование и управление направлено на достижение важных социальных целей, таких как развитие экономики, социальная защита и поддержка населения, охрана природы и окружающей среды, обеспечение национальной безопасности и обороны.

Библиография:

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году. - М., 2023. - 189 с.

2. Жилинский, Е.С. Государственная собственность в РФ: конституционно-правовая основа разграничения / Е. С. Жилинский. - М. : Норма, 2010. - 128 с.

3 .Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).

4. Касаткин, В. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью / В. В. Касаткин. - М.: Полиграфресурсы, 2000. - 336 с.

5. Пашков, В. П. К содержанию понятия «Государственная собственность» / В. П. Пашков // Россия : тенденции и перспективы развития. - 2016. - С. 51-55.

6. Распределение предприятий по формам собственности на 01.01.2023 // Режим доступа : https://27.rosstat.gov.ru.

7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) : принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).

8. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (ред. от 14.11.2023) : принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).

9. Табольская, В. В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В. В. Табольская. - Набережные Челны : Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиал) К(П)ФУ, 2019. -79 с.

10. Тарасов, Д. А. Формы права собственности в Российской Федерации : политико правовой аспект / Д. А. Тарасов // Образование и право. - 2014. - № 5-6. -

С. 8-30.

References:

1. State (national) report on the state and use of lands in the Russian Federation in 2022. - M., 2023. - 189 p.

2. Zhilinsky, E.S. State property in the Russian Federation: the constitutional and legal basis of differentiation / E. S. Zhilinsky. - M. : Norm, 2010. - 128 p.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020). - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).

4. Kasatkin, V. V. Problems of reforming the state property management system / V. V. Kasatkin. - M.: Polygraph Resources, 2000. - 336 p

. 5. Pashkov, V. P. On the content of the concept of "State property" / V. P. Pashkov // Russia : trends and prospects of development. - 2016. - pp. 51 -55.

6. Distribution of enterprises by ownership forms on 01.01.2023 // Access mode : https://27.rosstat.gov.ru .

7. The Russian Federation. Laws. The Civil Code of the Russian Federation : Federal Law No. 51 -FZ of November 30, 1994 (as amended on 07/24/2023) : adopted by the State Duma on October 21, 1994. - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).

8. The Russian Federation. Laws. Housing Code of the Russian Federation : Federal Law No. 188-FZ of December 29, 2004 (as amended on 11/14/2023) : adopted by the State Duma on December 22, 2004. - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).

9. Tabolskaya, V. V. Management of state and municipal property: a textbook / V. V. Tabolskaya. - Naberezhnye Chelny : Publishing and Printing Center of Naberezhnye Chelny Institute (branch) K(P)FU, 2019. -79 p.

10. Tarasov, D. A. Forms of property rights in the Russian Federation : a political and legal aspect / D. A. Tarasov // Education and law. - 2014. - № 5-6. - pp. 8-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.