DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _375
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ STATE PROPERTY OF THE RUSSIAN FEDERATION The right of state property of the Russian Federation
МАРТЫНОВ Аким Александрович,
аспирант, Российская академия адвокатуры и нотариата. 107120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., 3/5, етр. 1. E-mail: aspirant8381@mail.ru;
MARTYNOV Akim Alexandrovich,
PhD student, Russian Academy of Law and Notary. 107120, Russia, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3.5, p. 1. E-mail: aspirant8381@mail.ru
Краткая аннотация. В статье рассматривается право государственной собственности, ее роль в государстве. Анализируется классификация государственной собственности. Дается разграничение муниципальной и государственной форм собственности.
Abstract. The article discusses the concept of state property, its role in the state. The classification of state property is analyzed. The differentiation of municipal and state forms of ownership is given.
Ключевые слова: собственность, государственная собственность, федеральная собственность, субъекты РФ, муниципальная собственность.
Keywords: property, state property, federal property, subjects of the Russian Federation, municipal property.
Для цитирования: Мартынов А.А. Право государственной собственности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 375-377. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_375.
For citation: Martynov A.A. The right of state property of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 375377. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_375.
Статья поступила в редакцию: 15.11.2023
За последнее столетие Россия прошла сложный путь. От частной собственности к приоритету государственной, а затем к плюрализации форм собственности, где сосуществовали частная, государственная и муниципальная.
Каждому этапу формирования производительных сил соответствует уникальная экономическая система, основанная на определенной форме собственности. Наибольшее влияние происходит тогда, когда форма соответствует содержанию объекта, а объект находится в постоянном движении и изменении. Форма собственности изменяется в историческом аспекте. Это может происходить как спонтанно, так и с помощью общественных институтов, в частности современного государства. Процессы приватизации и реприватизации, происходившие во многих странах мира во второй половине ХХ века, были результатом специфической государственной политики в каждой стране. Эффективное существование любой формы собственности зависит от того, насколько она дает простор развитию производительных сил общества, и поэтому постоянно изменяется.
Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции РФ1, согласно ч. 2 ст. 8 которой в России равным образом признаются и защищаются частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность и иные формы собственности. Аналогичные положения содержатся в ст. 212 ГК РФ2, но не ограничиваются ею, а наименование собственности дополнительно разделяется в зависимости от того, принадлежит ли имущество гражданам и юридическим лицам, Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям. Следует отметить, что перечень форм собственности, указанный в Конституции РФ и ГК РФ, не является исчерпывающим, иные формы собственности поддерживаются оговорками, признанными в России.
Жилищный кодекс РФ 2004 г.3 дает определение жилищного фонда и подразделяет его на различные виды. В соответствии со ст. 19 Закона под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, расположенных на территории России. В зависимости от формы собственности жилищные фонды подразделяются следующим образом
1) частные жилищные фонды - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации (Жилищный фонд РФ) и субъектов федерации (Жилищный фонд субъектов федерации); и
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих муниципальным образованиям на праве собственности.
В зависимости от целевого назначения жилищные фонды подразделяются следующим образом
- Социальный жилищный фонд - все жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, предоставленные гражданам по договорам социального найма;
- специальные жилищные фонды - ряд жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
2 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) : принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
3 СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)
для проживания отдельных категорий граждан, предоставляемых в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ. ЖК РФ IV Жилые дома государственного и муниципального жилищных фондов;
- Индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых домов индивидуального жилищного фонда, используемых гражданином, которому принадлежит дом, для собственного проживания, проживания своей семьи или проживания других граждан, при условии безвозмездного пользования этими помещениями;
- Коммерческий жилищный фонд - совокупность жилых домов. используемых для проживания граждан на условиях возмездного пользования и предоставляемых гражданам по иным договорам, а также предоставляемых собственником таких зданий тем, кто занимает и (или) использует эти помещения.
В России собственность подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В составе частной собственности различают имущество гражданских и юридических лиц. В составе государственной собственности выделяются федеральная собственность и собственность субъектов федерации; в составе муниципальной собственности - собственность городских и сельских поселений и иная муниципальная собственность. Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, является имуществом государственной казны, если оно не было распределено между государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями1.
Государственная собственность - одна из многочисленных форм собственности, отличающаяся характеристиками присеваемого объекта. Это ситуация, при которой владение, пользование и распоряжение присвоенным объектом принадлежит исключительно государственно-подобному образованию в лице государственного органа. От других форм собственности ее отличает то, что субъектом является не отдельное частное лицо или его объединение, а государственный орган, обладающий политической, юридической и экономической властью. Контроль над производством осуществляется управляющими (директорами), назначаемыми государством2.
В статье 214 Гражданского кодекса РФ дается следующее определение государственной собственности: государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)3.
В соответствии с законодательством Российской Федерации под государственной собственностью можно понимать имущество, находящееся в собственности Российской Федерации. Право на государственную собственность следует рассматривать с двух точек зрения: объективной и субъективной. С объективной точки зрения право представляет собой совокупность правовых норм, включающих право собственности субъектов Российской Федерации на материальную собственность Российской Федерации и регулирующих отношения между физическими лицами и компетентными государственными органами по поводу владения, пользования и распоряжения материальной собственностью. С субъективной точки зрения оно также представляет собой юридически обоснованную возможность отдельных субъектов государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в рамках установленных законом норм. При этом собственники государственной собственности действуют в отношении своего имущества таким образом, чтобы это не противоречило закону, не нарушало права и охраняемые законом интересы других лиц и не противоречило Закону "Об охране природы", Закону "Об охране окружающей среды" и Закону "Об использовании природных ресурсов".
Ограничение государственной собственности - это ограничение объектов собственности в рамках союза между юридическими лицами публичного права. Это объясняется тем, что в других странах объем государственной собственности не так велик, как в России; в других странах процесс государственного строительства осуществляется на прочной законодательной основе, а в России существенные изменения неизвестны; в современном мире в целом преобладает тенденция к интеграции, а не к разделению.
Роль государственной собственности заключается в обеспечении государства средствами производства и выполнении им своих функций. Государственная собственность позволяет государству влиять на экономику, регулировать внутренние и внешние дела, обеспечивать социальную защиту населения и поддерживать общественный порядок.
Государственная собственность играет важную роль в развитии экономики. Она позволяет государству контролировать ключевые отрасли экономики, развивать инфраструктуру и обеспечивать национальную безопасность. Государственная собственность также важна для обеспечения социальной справедливости и равных возможностей.
Е. С. Жилинский предлагает следующую классификацию федеральной собственности4:
A) По видам: недвижимое имущество, движимое имущество, федеральная собственность, информация, результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них) (интеллектуальная собственность) и другие категории имущества.
Б) По отраслевому признаку: объекты федеральной собственности, находящиеся в определенных секторах экономики, например, ТЭК, транспорт, телекоммуникации, АПК и т.д. с определенными отраслевыми характеристиками (в каждом основном секторе есть подсектор, содержащий объекты ФС с определенными характеристиками).
B) по размеру государственного пакета акций (госпакета): 75% + 1 акция - государство владеет большинством акций; 50% + 1 акция -
1 Тарасов, Д. А. Формы права собственности в Российской Федерации : политико правовой аспект // Образование и право. - 2014. - № 5-6. - С. 8-30.
2 Пашков, В. П. К содержанию понятия «Государственная собственность» // Россия : тенденции и перспективы развития. - 2016. - С. 51-55.
3 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51 -ФЗ (ред. от 24.07.2023) : принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
4 Жилинский, Е.С. Государственная собственность в РФ: конституционно-правовая основа разграничения. - М. : Норма, 2010. - 128 с.
государство является контролирующим акционером; 25% + 1 акция - блокирующий пакет акций государства; "золотая акция" - исключительное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров.
Г) По степени участия государства в акционерном капитале (государственный пакет): государственные казенные компании, компании с государственным пакетом акций (не подлежат продаже), компании с частичным государственным пакетом акций (продажа по постановлению Правительства РФ), компании с нефиксированным государственным пакетом акций (продажа обычными способами: аукцион, закрытый аукцион, фондовая биржа и т.д.).
Д) По степени индустриализации: промышленные объекты, топливно-энергетические комплексы, агропромышленные комплексы, культурные ценности и т.д.
В.В. Касаткин к собственности субъектов Российской Федерации относит1:
а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; и
б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным и казенным предприятиям, некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; и
в) другие земли и угодья, предусмотренные федеральным законодательством; и
в) иные земельные участки и земли, предусмотренные Федеральным законом. В отношении отдельных объектов устанавливается исключительная собственность государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительная собственность государства распространяется на следующие виды объектов
1. природные объекты, такие как воды, воздушное пространство, недра, террасы, земельные участки и леса;
2. оборонное имущество, включая имущество Вооруженных Сил РФ и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных Сил РФ;
3. промышленные объекты, имеющие важное инфраструктурное значение для Федерации. К таким объектам относятся железные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач;
4. объекты стратегического назначения. К таким объектам относятся гидроэлектростанции, атомные электростанции, объекты военно-промышленного комплекса и объекты, характеризующиеся уникальностью. В отношении объектов, указанных в пунктах 3 и 4, допускается частная долевая собственность в размере до 25%;
5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К таким объектам относятся заказники, памятники культуры, заповедники и национальные парки федерального значения;
6. прочие объекты. К этой группе относятся объекты, не входящие в перечисленные ранее группы. Например, объекты, для которых обязательна федеральная регистрация, т.е. корабли, суда, плавающие во внутренних водах, космические объекты и т.д. К этой группе также относятся бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золото, деньги, алмазные фонды и объекты недвижимого государственного имущества, находящиеся за рубежом.
Библиография:
1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году. - М., 2023. - 189 с.
2. Жилинский, Е.С. Государственная собственность в РФ: конституционно-правовая основа разграничения / Е. С. Жилинский. - М. : Норма, 2010. - 128 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
4. Касаткин, В. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью / В. В. Касаткин. - М.: Полиграфресурсы, 2000. - 336 с.
5. Пашков, В. П. К содержанию понятия «Государственная собственность» / В. П. Пашков // Россия : тенденции и перспективы развития. - 2016. - С. 51-55.
6. Распределение предприятий по формам собственности на 01.01.2023 // Режим доступа : https://27.rosstat.gov.ru.
7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) : принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
8. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (ред. от 14.11.2023) : принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года. - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система (дата обращения: 11.11.2023).
9. Табольская, В. В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В. В. Табольская. - Набережные Челны : Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиал) К(П)ФУ, 2019. -79 с.
10. Тарасов, Д. А. Формы права собственности в Российской Федерации : политико правовой аспект / Д. А. Тарасов // Образование и право. - 2014. - № 5-6. -
С. 8-30.
References:
1. State (national) report on the state and use of lands in the Russian Federation in 2022. - M., 2023. - 189 p.
2. Zhilinsky, E.S. State property in the Russian Federation: the constitutional and legal basis of differentiation / E. S. Zhilinsky. - M. : Norm, 2010. - 128 p.
3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020). - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).
4. Kasatkin, V. V. Problems of reforming the state property management system / V. V. Kasatkin. - M.: Polygraph Resources, 2000. - 336 p
. 5. Pashkov, V. P. On the content of the concept of "State property" / V. P. Pashkov // Russia: trends and prospects of development. - 2016. - pp. 51 -55.
6. Distribution of enterprises by ownership forms on 01.01.2023 // Access mode : https://27.rosstat.gov.ru .
7. The Russian Federation. Laws. The Civil Code of the Russian Federation : Federal Law No. 51-FZ of November 30, 1994 (as amended on 07/24/2023) : adopted by the State Duma on October 21, 1994. - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).
8. The Russian Federation. Laws. Housing Code of the Russian Federation : Federal Law No. 188-FZ of December 29, 2004 (as amended on 11/14/2023) : adopted by the State Duma on December 22, 2004. - Text : electronic // Consultant Plus : legal reference system (date of application: 11.11.2023).
9. Tabolskaya, V. V. Management of state and municipal property: a textbook / V. V. Tabolskaya. - Naberezhnye Chelny : Publishing and Printing Center of Naberezhnye Chelny Institute (branch) K(P)FU, 2019. -79 p.
10. Tarasov, D. A. Forms of property rights in the Russian Federation : a political and legal aspect / D. A. Tarasov // Education and law. - 2014. - № 5-6. - pp. 8-30.
1 Касаткин, В. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью - М.: Полиграфресурсы, 2000. - 336 с.