ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCE)
УДК 34
Магаева Т.А.
студент Самарский университет (Россия, г. Самара)
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация: в предлагаемой вниманию читателя статье автор, обращаясь к нормам международного права, а также конституционному законодательству современных европейских государств, путём сравнительно-правового метода исследования определяет содержание права на жизнь. Он также проводит анализ различных трактовок понятия права на жизнь, встречающихся в российской юридической науке, в результате чего выводит авторскую концепцию понимания права человека на жизнь.
Ключевые слова: право на жизнь, неприкосновенность жизни, смертная казнь.
Право на жизнь является естественным и фундаментальным правом человека. В первоочерёдном порядке оно нашло отражение в актах международного значения, которые позволили уяснить его сущность. Рассмотрим их.
Так Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 3 определяет: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность», что позволяет сделает вывод о том, что данные права взаимосвязаны друг с другом, так как провозглашают ценность человеческой личности.
Более подробно право на жизнь регламентировано в ч. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право
охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни». По мнению В. С. Иваненко, указание на неотъемлемость основного права человека уточняет и подчёркивает его суть, а также «безусловно усиливает и психологическое восприятие этого права, и юридическое обязательство по его соблюдению».
Однако самую широкую трактовку право на жизнь получило в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Так ч. 1 ст. 2 предусматривает: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишён жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». В свою очередь, ч. 2 ст. 2 Конвенции устанавливает перечень правомерных оснований для лишения жизни.
В ст. 6 Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. закреплено: «Государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь». Данная норма в очередной раз подчёркивает такой признак права на жизнь, как «неотъемлемость».
Благодаря международному признанию права на жизнь, оно получило регламентацию в качестве субъективного права в конституциях практически всех государств, что является разумным объяснением именовать данное право «конституционным», а равно основополагающим правом человека.
Обратимся к конституциям европейских стран. Так, например, Конституция ФРГ в ст. 2 констатирует право на жизнь, а Конституция Республики Словения в ст. 17 провозглашает неприкосновенность жизни человека и также указывает на отсутствие смертной казни в своей стране. Полный запрет данного вида наказания содержится и в Конституции Республики Хорватия. Конституция Испании в ст. 15 закрепляет право на жизнь, устанавливает запрет пыток и жестокого обращения, а также отменяет смертную
казнь, «за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами во время войны».
В свою очередь, Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 20 закрепляет: «Каждый имеет право на жизнь», а в ч. 2, сохраняет смертную казнь в качестве вида наказания и фиксирует условия её назначения: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Рассмотренные нами документы международно-правового характера и конституции современных государств позволяют сделать вывод о том, что многие из них и вовсе не определяют содержание права на жизнь, а сводят лишь к его констатации. И всё же содержание самого значимого конституционного права можно проследить в нормах тех правовых источников, в которых идёт указание на его неприкосновенность и неотъемлемость, и, как следствие, на недопустимость произвольного лишения жизни (либо о возможном лишении жизни путём смертной казни, применяемой в качестве исключительной меры наказания).
Но в российской юридической науке нет однозначного понимания того, что является содержанием права на жизнь, а равно отсутствует и единое мнение относительно самого понятия данного конституционного права, ведь, как и любое другое определение, оно выводится благодаря признакам и элементам, составляющих его содержание. Рассмотрим и проанализируем несколько точек зрения, а также обозначим авторское понятие права на жизнь, выведенное исходя из наиболее удачных на наш взгляд научных позиций.
Г. Б. Романовский придерживается традиционного подхода к пониманию содержания субъективного права. В своей работе он раскрывает его составные правомочия применительно к праву на жизнь.
Так право-поведение следует рассматривать, как любую деятельность гражданина, направленную на нормальное обеспечение своей жизнедеятельности. Однако стоит отметить, что человек не просто биологическое существо, а существо социальное. Поэтому здесь речь идёт не только об удовлетворении материальных потребностей, выраженных достойным уровнем жизни, включая питание, одежду, жилище и др., но и потребностей духовных, заключающихся в занятии физическим трудом, промыслом, образованием и т. д.
Право-требование представляет собой право одного субъекта требовать совершения действий определённого характера от другого субъекта, обязанной стороны, либо, наоборот, требовать воздержаться от их совершения (в частности, не причинять вред жизни и здоровью другому лицу). В качестве примера можно привести Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который в ч. 1 ст. 7 закрепляет право потребителя на безопасность товара (работы, услуги): «Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя».
Право-притязание заключается в получении доступа к защите своего нарушенного права, путём обращения в правоохранительные органы. Примером может служить право осуждённого за преступление просить о помиловании или смягчении наказания в силу ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации. Данная конституционная норма получила развитие в отраслевом законодательстве. Так в ч. 2 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ сказано: «Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость»
Право-пользование представляет собой право воспользоваться определённым благом социального характера, а также действовать свободно, соблюдая границы, определённые правовыми предписаниями. То есть право-пользование есть не что иное, как социальное назначение права на жизнь.
Р. А. Мюллерсон, советский и эстонский правовед, исходит из широкого понимания данного конституционного права и включает в его содержание: сохранение мира и безопасности; уменьшение случаев детской смертности, а равно увеличение продолжительности человеческой жизни; своевременное пресечение убийств и снижение их количества, предотвращение исчезновений людей. Однако, на наш взгляд, такое понимание права на жизнь не выражает сущности самого права, а лишь определяет направления государственной политики по его сохранности и защите.
В. М. Танаев «конструирует» право на жизнь из трёх правомочий: собственно право на жизнь, право на риск и право на прекращение жизни (право на смерть). Стоит отметить, первое правомочие - право на жизнь слишком обширно и не может выступать в качестве составной части самого же себя. Право на риск представляет собой право на распоряжение своей жизнью и выражается в возможности подвергнуть её опасному состоянию. Право на смерть, в свою очередь, оспаривается нами, поскольку нельзя рассматривать данное право в качестве субъективного и порождающего обязанности со стороны государства.
Аналогично Н. В. Кальченко «складывает» право на жизнь из трёх элементов, но уже других по своему содержанию: правомочия на неприкосновенность жизни, на распоряжение жизнью и по спасению жизни. Такая позиция разумно объяснима. Так первый элемент, как мы уже выяснили ранее, находит отражение в диспозиции правовых норм международных актов и конституций большинства европейских стран. Второй элемент означает случаи, когда личность ставит свою жизнь в опасное положение, например, в силу своей профессии, которая предполагает наличие риска для жизни (лётчики-
испытатели, каскадёры). Автор отмечает, что правовой регламентации не подлежат некоторые формы реализации права на распоряжение своей жизнью в силу объективной невозможности (например, при самоубийстве). Не всегда лицо идёт на риск, в некоторых случаях право на распоряжение своей жизнью передаётся воле других, либо и вовсе осуществляется безвольно (ситуации стихийных бедствий, а также исполнение конституционных обязанностей гражданами Российской Федерации - прохождение срочной военной службы). В то же время, для лиц, которые выбирают контрактную военную службу, такой выбор профессии будет волевым и добровольным. Третий элемент проявляется в тех ситуациях, когда болезнь, несчастный случай, преступное посягательство угрожают жизни человека, а устранить угрозу самостоятельно не предоставляется возможным, в результате чего лицо вправе (даже вынуждено) обратиться за помощью в государственные органы, представленными в лице их сотрудников, для сохранения своей жизни (работники медицинских организаций, должностные лица правоохранительных органов).
Таким образом, резюмируя приведённые выше позиции, целесообразно представить право на жизнь в качестве сложносоставной юридической категории и обозначить два значения основополагающего права человека:
1) Право на жизнь в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между человеком как биосоциального существа с одной стороны и государством с другой в процессе осуществления первым системы прав, гарантирующих право на жизнь: права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на достойный жизненный уровень, на безопасный труд и др., которые, в свою очередь, обеспечиваются вторым субъектом путём реализации им механизма защиты и осуществления государственной политики в соответствующих областях. Иными словами, право на жизнь в объективном смысле - это государственно-правовой институт.
2) Право на жизнь в субъективном смысле - это естественное и неотъемлемое право человека, выражающееся в неприкосновенности жизни и запрете её произвольного лишения, гарантированное нормами внутреннего законодательства и международного права (абсолютное право на жизнь), либо допускающее лишение жизни в оговорённых законодательством случаях (относительное права на жизнь), а также выражающееся в возможности человека распоряжаться своей жизнью (а в некоторых случаях не исключается возможность распоряжения жизнью без воли её обладателя) и требовать её соблюдения и сохранности от других лиц, в том числе путём обращения за защитой в государственные органы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 3. - С. 3-44.
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. - Выпуск XLVI. - 1993. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. № 4 от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. - 16 января.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 295.
Иваненко В.С. Всеобщая декларация прав человека и Конституция России // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 20.
Кальченко Н.В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации. - Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 1995. - 179 с. Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. - M.: Юрид. лит., 1991. - 160 с.
Окуньков Л.А. Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001. - 823 с.
Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. СПб: Издательство «Юридический центр Пресс». - 2003. - 370 с.
Танаев В.М. Право на смерть // Вестник Гуманитарного Университета. Сер.: Право. Екатеринбург, 1999. - № 1. - С. 39.