Мирзоева Сабина Фархад гызы,
диссертант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку)
ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Право на жизнь закреплено в международных правовых актах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 3), Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (ст. 6), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. 2), а также в конституциях большинства государств.
Знакомство с новыми конституциями постсоветских республик показывает, что они все без исключения (в соответствии с современными международными правовыми нормами) отдали предпочтение детальному описанию основных прав и свобод человека и гражданина. Кроме известной инерции сохраняющегося тоталитарного сознания, дело состоит и в том, что правовое государство и гражданское общество не возникают сами по себе, а представляют собой результат длительных процессов политического, экономического и социального развития, укладывающихся в так называемый переходный период от тоталитаризма к демократии, при котором конституционные принципы наполняются практическим содержанием и становятся нормой общественной жизни. Так, нормы правового общества: разделение властей, равенство субъектов права, презумпция невиновности, политический и идеологический плюрализм и др. начинают проводиться в жизнь разнообразными законодательными актами, закрепляющими их в соответствующей сфере общественных отношений. Несмотря на существование большого количества противоречий, особенно в области философского и культурного контекстов прав человека, права человека становятся неотъемлемой частью жизни общества, наций и мира в целом.
Что касается фундаментального права на жизнь, то оно нашло свое полное, хотя и разнообразное отражение в Основных законах стран СНГ и Балтии. Обратимся к конкретным статьям Конституций этих стран.
Конституция Республики Беларусь статьей 24 провозглашает: «Каждый имеет право на жизнь.
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие престу-
пления и только согласно приговору суда» [1].
Конституция Республики Казахстан, ст. 15: «Каждый имеет право на жизнь.
Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании» [2].
Конституция Кыргызской Республики, ст. 21: «Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь запрещается» [3].
в Конституции Республики Молдова специальная статья 24 названа: «Право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность»:
«Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность.
Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению.
Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такому наказанию или казнен» [4].
Конституция Российской Федерации ст. 20: «Каждый имеет право на жизнь.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» [5].
Конституция Республики таджикистан ст. 18: «Каждый имеет право на жизнь.
Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление.
Неприкосновенность личности гарантируется государством.
Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются» [6].
Конституция Туркменистана ст. 22: «Каждый человек имеет право на жизнь и свободу ее
№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
осуществления. Ни один человек не может быть лишен права на жизнь. Право каждого человека на свободную жизнь охраняется государством на основании закона.
Смертная казнь в туркменистане отменена» [7].
Конституция Республики Узбекистан ст. 24: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением» [8].
в Конституции Украины статья 27 предусматривает право на защиту жизни: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.
Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства - защищать жизнь человека.
Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств» [9].
Конституция Эстонской Республики, ст. 16: «Каждый имеет право на жизнь. Это право защищается законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [10].
Наиболее лаконично право на жизнь дано в ст. 93 Конституции Латвийской Республики: «Право каждого на жизнь защищается законом» [11] и в ст.19 Конституции Литовской Республики: «Право человека на жизнь охраняется законом» [12].
Интересно отметить, что если возникает вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, такой конфликт квалифицируется как международный, даже в том случае, если воюющие стороны не признают состояния войны. в случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол.
Запрещение пыток и негуманного или унижающего достоинство обращения входит в неизменяемые права человека, отменить которые нельзя ни при каких условиях. Пытки, военные преступления и негуманное обращение представляют собой серьезные нарушения международного гуманитарного права. Лица, ответственные за них, должны в обязательном порядке подвергаться уголовному преследованию со стороны своего государства. Государства должны ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее эффективные меры пресечения и наказания за совершение военных преступлений. Согласно Статуту Международного уголовного суда (1998 г.), пытки и негуманное обращение также представляют собой военные преступления и должны подвергаться международному преследованию.
Итак, отметим: «Целью прав человека, прежде всего, является обеспечение отдельному лицу возможности развития как личности, для
осуществления личных, социальных, политических и экономических прав. Эта отрасль права предохраняет лиц от преград и помех, которые в силу государственного произвола или ужесточения отношения к личности со стороны государства, могут возникнуть у него на пути.
в какой-то мере можно говорить о праве, «благоприятствующем» развитию человеческой личности.
Когда же говорится о гуманитарном праве, нельзя забывать, что нормы этой отрасли в качестве высшей цели ставят создание таких условий, чтобы человек, не теряя своего достоинства, смог преодолеть полные опасности и насилия военные конфликты, во время которых применяется это право. Оберегая человека и, в определенной мере, его социальную среду (семью, дом, профессию и т.д.), это право не открывает новых перспектив развития.
Следовательно, было бы трудно представлять его как право, способствующее развитию человеческой личности. Наоборот, вполне очевидно, что речь идет о праве выживания, о системе, стремящейся сохранить человека, а не предложить ему больше возможностей для того, чтобы жить лучше.
Несомненно, что обе отрасли права служат защите человеческой личности, но внешне не имеют одинаковой цели, и это позволяет нам констатировать, что их сферы применения на практике различны» [13, с. 61].
Прямое отношение к защите права на жизнь имеет ликвидация геноцида - пагубной политики, совершаемой с намерением уничтожения, полностью или частично, какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. в этой связи в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Примером проведения такой политики являются события в Руанде, Боснии, Косово.
С целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, был учрежден Международный трибунал по Руанде, а позднее подобный орган был учрежден в связи с событиями в бывшей Югославии.
Другим распространенным способом нарушения права на жизнь в современных условиях является терроризм во всех его формах и проявлениях. Сегодня, к сожалению, нет еще общепризнанного понятия международного терроризма. в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества он определяется как совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направ-
лены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом. Как видно из этого определения, объектом посягательства в данных преступлениях является человеческая жизнь.
Права и свободы личности, право человека на жизнь неразрывно связаны с окружающей средой и охраной, которой отводится целый ряд международных документов. Без решения общих вопросов устойчивого экологического развития, без сохранения окружающей среды при современных темпах и масштабах промышленного производства бессмысленно говорить о праве человека на жизнь. Не случайно международным правом этой отрасли последнее время отводится столь большое значение, которое, несомненно, будет возрастать еще большими темпами.
Еще во всеобщей декларации прав человека были зафиксированы права человека на охрану жизни и здоровья. За годы, прошедшие с ее принятия, основными международно-правовыми документами в области охраны окружающей среды стали многочисленные международные конвенции, договоры, соглашения и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Так, резолюция 1968 г. впервые взаимосвязала роль благоприятной окружающей среды и проблему соблюдения основных прав человека.
Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г., представившей 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего - права человека на жизнь в такой окружающей среде, «качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни».
Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы (1982 г.). Напомним, что резолюции не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер.
В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-
Жанейро. Остановимся на некоторых принципах этой Декларации, имеющей непосредственное значение для права на жизнь.
По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на ряд групп, во главу которых положены принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Главные принципы - это закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие, предоставляющее людям право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. В свою очередь, защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Не менее важны принципы, обеспечивающие право на получение информации. Каждый гражданин не только должен иметь соответствующий доступ к информации по состоянию окружающей среды, имеющейся в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных для жизни человека материалах и производствах, но и обладать возможностью влиять на процесс принятия решений. Государства обязаны обеспечивать участие населения в обсуждении проблем защиты окружающей среды путем широкого предоставления информации, способствовать защите его интересов, как и интересов отдельного человека в судебных и административных органах.
На международном уровне отказ от военного пути разрешения проблем считается важнейшим условием охраны окружающей среды. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, направленных на дальнейшее развитие международного права в области устойчивого развития.
В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята так называемая «Повестка дня на XXI век», ставшая основой для национальных законодательств многих стран мира. Этот документ представляет собой стратегию развития мирового сообщества на будущее, основанную на сохранении окружающей среды и создании рациональной экономики, учитывающей принципы экологической безопасности.
Список литературы
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1995 года. http://www.belarus.net/conendru. Мт#РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. http://www.edu.gov.kz/ru/ zakonodatelstvo/konstitucija_respubliki_kazakhstan/
3. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года. http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=31497
4. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 года. http://lexjustice.md/viewdoc.php?actio n=view&view=doc&id=311496&lang=2
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/
6. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года. http://www.cawater-info.net/bd/ pdf/const_taj.pdf
7. Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 года. http://www.turkmenistan.gov.tm/_ru/ laws/?laws=01dw
8. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года. http://fmc.uz/legisl.php?id=konst
9. Конституция Украины от 28 июня 1996 года. http://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Украины/Раздел_П
10. Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 года. http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/EESTI_W.HTM
11. Конституция Латвийской Республики от 6 июля 1993 года. http://web.cvk.lv/pub/public/29171.html
12. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 года. http://www3.lrs.lt/home/ Konstitucija/Konstitucija_RU.htm
13. Свинарски К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. - М.: МККК, 19977 - 72 с.
Мацалада OMip суру цуцыгы, зацмен цоргалатын адамныц ажырамас цуцыгы екенд1г1 айтыла-ды. Сонымен цатар, зац шецбертде шыгарылган сот уюмтен тыс адам eMipiH цасацана циюга ешюмнщ цуцыгы жоц екендтне назар аударылады.
Туйт свздер: Конституция, Республика, вмiр, цуцыц, конвенция.
В статье указывается, что право на жизнь - неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни, иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение особо тяжкого преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Ключевые слова: Конституция, Республика, жизнь, право, конвенция.
The article states that the right to life - is the inalienable right of every person protected by law. Its content is that no one can be deprived of his life but execution of a sentence, verdict of a court for a particularly serious crime stipulated by the law.
Keywords: Constitution, Republic, life, right, convention.
Мирзоева Сабина Фархад к;ызы,
Азербайжан ¥лттьщ Fbrnbrn Академиясыньщ философия, элеуметтану жэне кдоык; Институтыньщ диссертанты (Баку
вмiр CYPУ К¥КЬ№ын корFау мэселелерi
Мирзоева Сабина Фархад гызы,
диссертант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку)
Вопросы защиты права на жизнь
Mirzoyevа Sabina Farhad gizi,
Author of the thesis, Institute of Philosophy, Sociology and Law of the National Academy of Sciences of Azerbaijan (Baku)
The protection of the right to life