Научная статья на тему 'ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ'

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / НАЦИИ И НАРОДНОСТИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василькова Евгения Андреевна

В статье рассматривается закрепление права человека на самоидентификацию на конституционном уровне в Российской Федерации. Дается понятие самоидентификации, а также затрагивается проблема межнациональных отношений в многонациональных государствах и вопрос нормативного регламентирования, с помощью которого государство налаживает и регулирует отношения между нациями и народностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василькова Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMAN RIGHT TO SELF-IDENTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL ASPECT

The article considers the consolidation of the human right to self-identification at the constitutional level in the Russian Federation. The concept of self-identification is given, as well as the problem of interethnic relations in multinational States and the issue of normative regulation by which the State establishes and regulates relations between nations and nationalities.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_63 УДК 10.15.00

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ THE HUMAN RIGHT TO SELF-IDENTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION:

CONSTITUTIONAL ASPECT

ВАСИЛЬКОВА Евгения Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики. 347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: e.vasilkova@tmei.ru;

VASILKOVA Evgeniya Andreevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Taganrog Institute of Management and Economics. Petrovskaya str., 45, Taganrog, Rostov region, 347900, Russia. E-mail: e.vasilkova@tmei.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается закрепление права человека на самоидентификацию на конституционном уровне в Российской Федерации. Дается понятие самоидентификации, а также затрагивается проблема межнациональных отношений в многонациональных государствах и вопрос нормативного регламентирования, с помощью которого государство налаживает и регулирует отношения между нациями и народностями.

Abstract: The article considers the consolidation of the human right to self-identification at the constitutional level in the Russian Federation. The concept of self-identification is given, as well as the problem of interethnic relations in multinational States and the issue of normative regulation by which the State establishes and regulates relations between nations and nationalises.

Ключевые слова: самоидентификация, права и свободы человека, Конституция РФ, нации и народности, многонациональное государство, национальная политика.

Keywords: self-identification, human rights and freedoms, Constitution of the Russian Federation, nations and nationalities, multinational state, national policy.

Дата направления статьи в редакцию: 17.02.2022

На современном этапе развития общества, все более выраженными становятся тенденции глобаплистических изменений, идет постоянная миграция населения, капиталов, технологий. Несмотря на это, государства все так же продолжают рассматривать как однонациональные (моноэтнические) - в которых на протяжении всей истории развития формировалась одна преобладающая мононация и многонациональные (полиэтническое) - в которых изначально проживали разнообразные этносы, формируя народ одного государства. К однонациональным относят Италия, Дания, Греция, Япония и др., в свою очередь к многонациональным: Российская Федерация, Бразилия, Индия, Канада, США и др.

В Преамбуле [2] Конституции нашей страны отражается, что Российская Федерация - многонациональное государство. Это же положение подкрепляется ст. 2 [2], где указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а в ст. 5 [2] устанавливается равноправие и самоопределение народов в России.

Межнациональные отношения в многонациональных государствах составляют весомый блок политических отношений. Государство обязано регулировать отношения между нациями и народностями, проживающими на ее территории, не только закрепляя и реализую основополагающие права и свободы человека и гражданина, но и отражая возможность каждой нации, народности и отдельного индивида на самоидентификацию. Реализация своих прав и свобод с учетом тех особенностей, традиций, обычаев, которые сложились у нации к которой причисляет себя индивид всегда была важна, но особенно остро это просматривается на сегодняшний день, когда многие исторические особенности жизни нивелируются.

Понятие «самоидентификации» рассматривается во многих научных дисциплинах (социология, психология, социальная философия, антропология и рядом других). Широкое использование этого понятия подчеркивают в своих трудах Р. Л. Кричевський, В. А. Ядов, Т. З. Козлова, Л. Г. Ионин, Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов, О. В. Швачко, А.Г. Здравомыслов, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, В. В. Рязанцев и др.

Самоидентификация - это социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких-либо признаков), а отдельным индивидом - своей принадлежности к определенной группе [4 С.114], т.е. индивид определяет свое место в социуме. Человек осознанно причисляет себя к какой-либо группе, либо сразу к нескольким по разным критериям. Исходя из разнообразия критериев выделяют разные виды самоидентификации: профессиональная, семейная, религиозная, гендерная, моральная, эволюционно-видовая, региональная, гражданская, политическая [5 C.123]. Эти виды самоидентификации часто вступают в сложные взаимосвязи и оказывают сильное влияние друг на друга. Одним из важнейших видов в современных реалиях является гражданская самоидентификация, основанная на принадлежности индивида к определенному государству и определяющая его интеграцию в общество в этом государстве.

Начавшаяся перестройка всей социальной системы в конце ХХ - начале ХХ1 в., по мнению Липичанской И.В., проявилась в потере людьми объектов их социальной идентификации, распаде их референтной группы в лице государства и поиске новых - национальных, религиозных, возраст-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

ных, что приводит к обострению социальных конфликтов, росту сепаратизма, национализма и т.д. [3 С.82]. На сегодняшний день, возникают серьезные конфликты на национальной почве, идет их нагнетание посредством завуалированного противопоставления различных наций.

Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос, который проявляется в отношении национального неравенства, неравенства уровней экономического и культурного развития различных наций и народностей, проживающих в основном сконцентрировано (занимающие определенные регионы страны или даже части регионов), т. е. является своеобразным отставание одних от других. Эта атмосфера вражды и подозрений на национальной почве, которая закономерно возникает на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям усиливается тем, что у этнических групп, проживающих достаточно обособленно на территории отдельной части страны, могут возникать притязания на собственную национальную государственность в границах исторически занимаемого пространства.

Данная проблема имеет не столько этнический, сколько социально-политический характер, так как общности оказываются лишенными полноценной правовой защиты, с помощью которой можно обеспечить благоприятные условия для воспроизводства их этнической уникальности. Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный), решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательной демократической национальной политики. Именно поэтому в многонациональных государствах неотъемлемой частью политических отношений являются межнациональные отношения. И вполне логично, что на формирование национальной идеи, политико-правового поведения и культуры большое влияние оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные настроения, географические и культурно-бытовые условия проживания наций и народностей.

Государство налаживает и регулирует отношения между нациями и народностями закрепляя на законодательном уровне основные принципы и нормы. В Российской Федерации существует большой пласт нормативно-правовых актов разного уровня регулирующих данную сферу, условно их можно разделить на 5 групп [1]:

• Правовые акты стратегического, доктринального и концептуального характера - документы, формулирующие совокупность официальных взглядов, приоритетов, стратегических целей и концептуальных подходов к реализации государственной политики в определенной сфере общественной жизни. Содержат обзор ситуации в сфере национальных отношений - основные цели, задачи, направления государственной политики; определяют программу действий органов власти в сфере их компетенции (Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и т.д.)

• Правовые акты, раскрывающие основные понятия, принципы регулирования наиболее значимых сфер общественных отношений, детализируют направления реализации политики государства, конкретные области правоприменения. (Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 18.06.1998 № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств», Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и т.д.)

• Программные документы - документы стратегического планирования, определяющие инструменты государственной политики, а также комплексы планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам. В субъектах Российской Федерации, как правило, принимаются свои программы с учётом обозначенных на федеральном уровне приоритетов и региональной специфики. Для реализации федеральных программ на региональном уровне принимается план мероприятий по реализации госпрограмм. (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», Распоряжение Правительства Российской Федерации 28.12.2018 № 2985-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и т.д.)

• Правовые акты, устанавливающие основные принципы организации органов власти и регламентирующие их деятельность. (Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям», Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2015 № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ», Приказ Минобразования России от 01.07.2003 № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», Приказ Минтруда России 02.08.2018 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» и т.д.)

• Постановления и распоряжения, регламентирующие конкретные вопросы управления в сфере реализации национальной

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

политики. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2570-р «Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Приказ Минрегиона России от 11.10.2013 № 440 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России», Приказ Минобрнауки России от 28.08.2014 № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена» и т.д.)

Бесспорно, основополагающим нормативно-правовым актом в данном перечне является Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства, закрепляющий базисные начала затрагивающие все сферы жизни народа: политические, экономические, социальные и т.д. Положения, касающиеся национальных вопросов, так же не являются исключением, как имеющие одно из первостепенных значений для любого многонационального государства. Помимо закрепления в Конституции тезисов о том, что народ России - это многонациональный народ, как указывалось выше, в Конституции в ст.26 [2] фиксируется право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также право определять и указывать свою национальную принадлежность. Сделан акцент на том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, т.е. каждому дается, на конституционном уровне, право на самоидентификацию.

Важным положением, отражающим основные направления национальной политики нашего государства, является закрепление в ст. 68 [2] Конституции Российской Федерации, того, что русский народ - государствообразующий народ, но несмотря на это, он входит в многонациональный союз равноправных народов России. Большое значение имеет фиксация права республик, находящихся в составе Российской Федерации, устанавливать свои государственные языки, которые могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с русским языком. В этой же статье государство гарантирует народам, проживающим на территории России, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также берет на себя обязанность поддерживать и охранять культуру многонационального народа нашего государства, т.е. на конституционном уровне нациям и народам дается право, и реальная возможность самоидентифицировать себя и не потерять свою самобытную идентичность.

Принципиальное значение для реализации права на самоидентификацию имеет ст. 69 [2], в которой гарантируются права коренных малочисленных народов, а также, исходя из смысла статьи, государство обязуется защищать самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, закрепляется гарантия сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

В большей степени, право на самоидентификацию реализуется через национальную политику и урегулирования национального вопроса, посредством закрепления и реализации нормативно-правовых актов, предоставляющие нациям и народностям, проживающим на территории государства права и свободы, которые и можно обобщить как право на самоидентификацию. Как мы видим, в России достаточно большой объем нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу, а самые важные положения отражены в Конституции Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Информационный портал «Национальная политика»: Интернет-портал. - URL: https://национальнаяполитика.рф (Дата обращения 7.02.2022)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 21.03.2020 №ФКЗ-1) - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». - URL: http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения 7.02.2022)

3. Липичанская И.В. Самоидентификация человека в культуре: личностный и профессиональный аспекты/ И.В. Липичанская // Гуманитарий Юга России: научно-образовательный журнал. - Ростов-на-Дону: Омега-пресс, 2019. Т.8 (36) №2. - С. 78-92

4. Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии/ В.П.Иванов, Н.Н.Палагина; под.общ.ред. Н.Н.Палагиной. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. - 198с.

5. Ярошенко В.М. Проблема морально!' самощентифкаци сучасних украУнських громадян/ В.М. Ярошенко// Науковi прац науково-методичний журнал. - МиколаУв: Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили, 2011. Вип.163. Т.175. Полгголопя. - С.122-128

References:

1. Information portal "National Policy": An Internet portal. - URL: https://национальнаяполитика.рф (Accessed 7.02.2022)

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014 No. 2-FKZ, dated 21.07.2014 No. 11-FKZ, dated 21.03.2020 No. FKZ-1) - Text: electronic // Official Internet portal of Legal Information "State System of Legal Information". - URL: http://pravo.gov.ru / (Accessed 7.02.2022)

3. Lipichanskaya I.V. Self-identification of a person in culture: personal and professional aspects/ I.V. Lipichanskaya // Humanities of the South of Russia: scientific and educational journal. - Rostov-on-Don: Omega Press, 2019. Vol.8 (36) No. 2. - P. 78-92

4. Educational dictionary and personalities on age and pedagogical psychology / V.P.Ivanov, N.N.Palagina; under the general editorship of N.N.Palagina. -Bishkek: KRSU Publishing House, 2002. - 198p.

5. Yaroshenko V. M. The problem of moral self-identification of modern Ukrainian citizens. Scientific works scientific and methodological Journal. Nikolaev: publishing house of the Pyotr Mogila CHSU, 2011. issue 163. Vol. 175. Politologiya. - P.122-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.