Научная статья на тему 'ПРАВО НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БОЛГАРИИ)'

ПРАВО НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БОЛГАРИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE NATIONAL POLICY / ПРАВО НАРОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / NATIONAL IDENTITY / РОДНОЙ ЯЗЫК / MOTHER TONGUE / ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / LANGUAGE OF INTERETHNIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутусова Н.В.

В статье рассматривается проблема формирования современной государственной национальной политики. На примере России и Болгарии делается вывод о том, что именно государственная национальная политика определяет реальные возможности реализации права на национальное самоопределение народов и каждого человека, а также именно она может быть препятствием для национального развития. Российское государство не стремится достичь гражданского единства за счет нивелирования национальных различий, напротив - всячески поддерживает развитие национальных культур и языков народов России. Ни отсутствие в международном праве понятия «национальное меньшинство», ни какие-либо иные обстоятельства не препятствуют национальной самоидентификации российских граждан. По-видимому, Республике Болгария был бы полезен опыт многонациональной России в формировании цивилизованной национальной политики, обеспечивающей государственное единство и свободное развитие всех наций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO NATIONAL SELF-DETERMINATION AND STATE NATIONAL POLICY (FOR EXAMPLE OF RUSSIA AND BULGARIA)

The problem of modern national State Policy formation is considered in the article. On the examples of Russia and Bulgaria a conclusion is made that real possibilities to realize the right to national self-determination of nations and every individual is proclaimed by state national policy. At the same time it can be an obstacle on the way of national development. The aim of Russian State is not to reach civic unity at the expence of neglect national diversity - on the contrary, it is support and development of diverse national culture and language of people living in Russia. Both the fact that the very notion of «national minorites» is not included in the International law, and any other circumstances, are not on the way of national self-identification of Russian citizens. It's evident, Russian (as a multi-national country) experience of civilized national policy formation, providing the State Unity and independent development of every nation could be taken as a good example for Bulgaria.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БОЛГАРИИ)»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 342

ПРАВО НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БОЛГАРИИ)

Н. В. Бутусова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 21 сентября 2017 г.

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования современной государственной национальной политики. На примере России и Болгарии делается вывод о том, что именно государственная национальная политика определяет реальные возможности реализации права на национальное самоопределение народов и каждого человека, а также именно она может быть препятствием для национального развития. Российское государство не стремится достичь гражданского единства за счет нивелирования национальных различий, напротив - всячески поддерживает развитие национальных культур и языков народов России. Ни отсутствие в международном праве понятия «национальное меньшинство», ни какие-либо иные обстоятельства не препятствуют национальной самоидентификации российских граждан. По-видимому, Республике Болгария был бы полезен опыт многонациональной России в формировании цивилизованной национальной политики, обеспечивающей государственное единство и свободное развитие всех наций.

Ключевые слова: государственная национальная политика, право народов на национальное самоопределение, национальная идентификация, родной язык, язык межнационального общения.

о

CN

Abstract: the problem of modern national State Policy formation is considered in the article. On the examples of Russia and Bulgaria a conclusion is made that real possibilities to realize the right to national self-determination of nations and every individual is proclaimed by state national policy. At the same time it can be an obstacle on the way of national development. The aim of Russian State is not to reach civic unity at the expence of neglect national diversity - on the contrary,

_ it is support and development of diverse national culture and language of people

22 living in Russia. Both the fact that the very notion of «national minorites» is not

included in the International law, and any other circumstances, are not on the way of national self-identification of Russian citizens. It's evident, Russian (as a multi-national country) experience of civilized national policy formation, providing the State Unity and independent development of every nation could be taken as a good example for Bulgaria.

Key words: state national policy, the right of peoples to self-determination, national identity, mother tongue, the language of interethnic communication.

Право каждого человека на собственную национальную самоидентификацию, безусловно, является одним из его естественных прав, без реализации которого невозможно полноценное развитие и становление

© Бутусова Н. В., 2017

личности. Однако в XXI в. в некоторых государствах Европы национальные меньшинства лишены государственной поддержки в развитии национальной культуры, языка, более того, эти государства не гарантируют каждому человеку, принадлежащему к национальному меньшинству, . реализацию его права на национальную самоидентификацию. Эта не- . цивилизованная ситуация не может быть объяснена и оправдана ни с позиций конституций этих стран, ни с точки зрения общечеловеческих, т в частности европейских, ценностей, а также позитивного опыта нацио- о нального развития народов и граждан других стран. Примеры дискри- g минации македонского национального меньшинства в Болгарии, с одной стороны, и свободного, равноправного развития всех наций и наро- р дов многонациональной России — с другой, позволяют сделать вывод о g том, что ни несовершенство международного законодательства, ни слабость международно-правовых институтов защиты прав человека не яв- Q ляются главным препятствием для свободного национального разви- g тия народов и отдельных индивидов. В качестве важнейшего условия и и объективного фактора такого развития выступает государственная н национальная политика, которая может либо способствовать нацио- Ь нальному развитию, либо тормозить его. Представляется, что изучение g национальной политики России было бы полезно для формирования ф демократической и гуманной национальной политики Республики Бол- 8 гарии, способной гармонично сочетать интересы обеспечения единства g страны и свободного национального развития всех болгарских граждан, §

независимо от их национальной принадлежности. о> Итак, национальная политика представляет собой одно из основных л направлений политики государства (греч. politika - государственные н или общественные дела, от polis - государство) как сферы государствен- е ной деятельности, связанной «с отношениями между классами, нациями : и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти»1. Национальная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. _

Современная цивилизованная (т. е. демократическая и гуманная) 23

национальная политика включает в себя совокупность доктринальных-

установок, правовых, управленческих, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительских и иных мер, направленных на обеспечение прав и интересов граждан, основанных на их этнической принадлежности, а также прав близких им по культуре этнических меньшинств за рубежом. Большинство многоэтнических государств имеют официальные формулы национальной политики, например: «единство в многообразии» в Индии, политика многокультурности в Канаде, политика «расцвета и сближения наций» или «дружбы народов» в СССР и России2.

1 Философская энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/37882/

2 URL: lib.sale/kurs-politologii-obschiy/natsionalnaya-politika-32743.html

Вестник ВГУ. Серия: Право

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса3.

Демократическая национальная политика включает в себя систему мер, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Важными ее направлениями в демократических государствах является поддержка самоорганизации и культурной деятельности этнических общин, установление языковых и образовательных гарантий, особых избирательных систем в интересах этнических групп, закрепление их особых прав в экономической деятельности, в использовании природных ресурсов и т. д.

Недемократический характер национальной политики в ряде современных государств представляет собой не что иное, как насильственную ассимиляцию культурно, этнически отличающихся групп населения, проявляющуюся в отказе от официального признания этнических меньшинств, а также их социальной, политической дискриминации, в запретах использовать родной язык, другие культурные практики и др.4

Примером демократичных национальных политик является современная национальная политика Российской Федерации, которая со всей очевидностью доказывает прямую связь между политикой государства в области национальных отношений и возможностями народов и отдель-^ ных лиц по осуществлению права на национальное самоопределение. о: То, что именно национальная политика государства выступает главной ^ гарантией права на национальное самоопределение, подтверждает и пример государств, в которых национальная политика препятствует реализации данного основополагающего права народов и каждого человека, фактически создает условия, делающие его осуществление невозмож-

-ным. К сожалению, к таким государствам можно отнести Болгарию, где

24 на протяжении многих десятилетий проводится политика дискриминации национальных меньшинств, в первую очередь македонского меньшинства.

Итак, Российское государство сложилось как многонациональный союз, объединение народов, консолидированных на началах исторической общности, равноправия и сотрудничества. В соответствии с ч. 1 ст. 3 и Преамбулой Конституции РФ5 носителем суверенитета и единствен-

3 URL: lib.sale/kurs-politologii-obschiy/natsionalnaya-politika-32743.html

4 См.: Энциклопедия «Народы и религии мира». URL: http://peoples_religion. academic.ru/ 632

5 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30.12.2008

СП

-<

ным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Конституционные основы современной государственной национальной политики Российской Федерации образуют положения Конституции, закрепляющие важнейшие ценности конституционного . строя России: человек, его права и свободы — высшая ценность; ценность . народовластия; равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка; ценность государственной целостности £ и незыблемость государственного суверенитета; демократических прин- а ципов построения государственной и общественной жизни и др. (Преамбулы, ст. 1-5, 8-9, 17-19, 26, ч. 3 ст. 68, ст. 69, ст. 71-72, ч. 2 ст. 80 Консти- а туции РФ и др.). о

Правовые основы государственной национальной политики, зало- х женные Конституцией РФ 1993 г., конкретизируются федеральными за-

=1

X

конами, иными федеральными нормативно-правовыми актами, право- о выми актами субъектов Федерации6.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.7 говорится о необходимости «сочетания

общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспече- о

СП

ния конституционных прав и свобод граждан»8. Последовательная реализация Стратегии государственной национальной политики призвана М обеспечить создание дополнительных социально-экономических и поли- о тических условий прочного национального и межнационального мира и р согласия на всей территории Российской Федерации, укрепление основ д конституционного строя, демократии и федерализма. е

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Со- и бранию РФ от 3 декабря 2015 г. подчеркнуто, что «сила России - в свобод- . ном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма. Мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности»9.

Таким образом, национальная политика Российской Федерации - это правовая политика государства в области регламентации правового ста-

25

№ 6-ФКЗ, 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Рос. газета. 1993. 25 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

6 В частности, речь идет о Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. (в ред. от 11.12.2002) «О языках народов РСФСР», федеральных законах от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии», от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и др.

7 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.

8 Там же.

9 Рос. газета. 2015. 4 дек.

Вестник ВГУ. Серия: Право

туса этносов, формирования нормативной базы, обеспечивающей реализацию национальной политики на уровне органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Она предполагает объединение усилий всех звеньев государственной власти и общественно-политических структур для сохранения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления солидарности между ними, обеспечение равных правовых, организационных и материальных условий гражданам, общественным национально-культурным формированиям для их участия в общественно-политической, культурной жизни10.

В советский период в Конституциях СССР и РСФСР отсутствовал термин «государственная национальная политика», но ее основные принципы закреплялись: право наций на самоопределение, право национальностей на объединение в автономные областные союзы, на создание федераций на основе союза свободных наций, принцип равноправия народов, равноправия граждан независимо от национальной принадлежности, принцип юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества и др. Впервые в Декларации об образовании СССР 1922 г., а затем во всех советских конституциях (начиная с Конституции СССР 1924 г.) закреплялось право всех народов на самоопределение как право не только на развитие своей культуры, языка, образования, традиций, но и как право на самостоятельное решение вопроса о создании форм своей национальной государственности, в частности на вхождение в Союз ССР и на свободный выход из него11.

Следует признать, что эти положения советских конституций, а также реализация национальной политики, сыграли в свое время позитивную роль в объединении всех народов бывшего Союза ССР. В основе современной национальной политики России лежат основные идеи и принципы ленинской национальной политики, которые прошли проверку на прочность в годы Великой Отечественной войны и в иные самые сложные периоды истории Советского государства вплоть до его разрушения. сч Нужно отметить огромную роль В. И. Ленина в разработке принципиальных основ социалистического федеративного государства и государственной национальной политики. В его трудах по национальному

26

вопросу12 и в первых актах советской власти, принятых во время и сразу

10 См.: Заметина Т. В. Государственная национальная политика Российской Федерации : правовое регулирование, проблемы, перспективы // Општествените прломени во глобальниот свет : зборник на трудови. Втора мегународна научна конференцща. Штип, 2015. С. 58.

11 См.: Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 265.

12 Многие положения работ Ленина по национальным вопросам и сегодня звучат весьма актуально. В частности: «Обвинять сторонников свободы самоопределения, т. е. свободы отделения, в поощрении сепаратизма — такая же глупость и такое же лицемерие, как обвинять сторонников свободы развода в поощрении разрушения семейных связей. ...Отрицание свободы самоопределения, т. е. отде-

СП

-<

ч -<

п о

после социалистической революции13, отталкиваясь от известной марксистской формулы о том, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы»14, Ленин обосновал принцип национального суверенитета, самоопределения народов, вплоть до полного отделения и образо- . вания самостоятельного государства, принцип равноправия всех наций . и их право на свободное развитие. Признание после Октябрьской революции независимости Польши и Финляндии явилось одним из практических подтверждений принципов, сформулированных в первых документах Великой Октябрьской социалистической революции в России, а § дальнейшее развитие огромного многонационального государства под- ^ твердило правильность ленинских идей15. а

Современная российская Конституция (как и конституции других о стран) не предусматривает самоопределения наций вплоть до их отде- х ления и выхода из Российской Федерации с образованием самостоятель- ° ного государства либо вхождением в состав другого государства. В соответствии с современной конституционно-правовой концепцией России, по мнению С. А. Авакьяна, «право на самоопределение... народов (следовательно, и однонациональных, и многонациональных групп населения)» включает в себя право «на выбор формы своего бытия в Российской Федерации; на самоуправление своей жизнью, делами территорий, на

которой они компактно проживают»16.

Выбор народами России «формы своего бытия» в соответствии со ст. 137 о

Конституции России означает, в первую очередь, возможность субъектов Федерации, образованных по национальному принципу, вносить изменения в состав субъектов Российской Федерации, изменять формы своей национальной государственности и формы национально-территориальных образований.

Одной из наиболее развитых институциональных форм участия граждан различных национальностей в культурной жизни выступает национально-культурная автономия17. Дополнительные права особых субъектов конституционного права - коренных малочисленных наро-

о

СП

СП ^

СП X

ления нации, означает лишь защиту привилегии господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим» (Ленин В. И. О пра-_

ве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25. C. 255—320) ; «Маленькая 27

Швейцария не теряет, а выигрывает от того, что в ней нет одного общегосудар--

ственного языка, а их целых три: немецкий, французский и итальянский» (Его же. Т. 23. С. 424).

13 См.: Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г., Декларация прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. URL: https://ru.wikipedia.org/

14 Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 509.

15 См.: Курс советского государственного права / Б. В. Щетинин [и др.]. М., 1971. С. 232-241.

16 Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. 4-е изд. М., 2010. С. 104.

17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965 ; 2014. № 45. Ст. 6146.

Вестник ВГУ. Серия: Право

дов гарантированы ст. 69 Конституции РФ, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами18.

Таким образом, в Российской Федерации в отношении этнических общностей используются два основных правовых режима: общий недискриминационный конституционно-правовой режим для представителей всех национальностей, создание условий для развития их национальной культуры, языка, общественных объединений, созданных в этих целях и т. д., а также специальный конституционно-правовой режим в отношении коренных малочисленных народов, предусматривающий особые права и льготы19.

Российская национальная политика нацелена, прежде всего, на достижение баланса, паритета интересов каждого человека в отдельности и всех, проживающих на территории Российской Федерации народов (этносов) в сфере национальных и федеративных отношений. Российское государство не стремится достичь гражданского единства за счет нивелирования национальных различий. В связи с этим право на национальное самоопределение народов органично дополняется правом на национальное самоопределение каждого индивида, т. е. правом человека на национальную самоидентификацию, определение своей национальной принадлежности.

В соответствии со ст. 26 Конституции Российской Федерации: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обуче-^г ния и творчества».

Если российская национальная политика направлена на создание условий для свободной национальной самоидентификации граждан и раз-^ вития национальной культуры и языка, то современная национальная см политика Республики Болгария представляет собой продолжение (хотя и в более мягких формах) курса на выстраивание единой болгарской на-28 ции, начатого после 1963 г. Коммунистической партией Болгарии во гла--ве с Тодором Живковым.

Бытующий и поныне в Болгарии национальный миф исключает возможность существования македонской идентичности, отличной от болгарской, а тем самым и наличие в Болгарии македонского меньшинства. Однако так было не всегда. Впервые данное меньшинство как таковое было признано после 1944 г. и продолжалось около двух десятилетий. Менее года македонцы пользовались ограниченной культурной автономией, которая была ликвидирована после резолюции Информбюро, на-

18 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208 ; 2004. № 35. Ст. 3607 ; 2009. № 14. Ст. 1575 ; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4382.

19 См.: Заметина Т. В. Указ. соч. С. 56—66.

правленной против Тито и Югославии: большое количество македонцев в Болгарии были репрессированы как сторонники Тито20.

В период, когда македонское меньшинство было признано, по данным переписи населения, в Болгарии идентифицировали себя как маке- Р донцы от 168 000 (1946 г.) до 187 000 (1956 г.) человек21. р После 1963 г. первой жертвой курса на единую болгарскую нацию б суждено было стать македонцам22, существование которых начинает у отрицаться всеми возможными способами и на всех уровнях, в полном 8 соответствии с высказыванием Живкова: «Такого меньшинства нет и не Р может быть»23. Начинается новая волна репрессий, направленных в этот п раз против самоопределения «македонец» как такового. Сотни людей а оказываются за решеткой, еще больше — переселены и подвергнуты пре- о следованиям политической полицией. В этом преследовании болгарские g власти нередко доходили до абсурда. Так, македонские народные песни, °

Q

в том числе македонские патриотические песни, которые сегодня провоз- и

глашены в Болгарии болгарскими, во время режима Т. Живкова в Болга- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рии были запрещены, а их прослушивание и исполнение преследовалось §

24 СГ

и наказывалось так же, как и изучение македонского языка24. х

Изменение общественно-политического строя не привело к значи- о

тельным изменениям в отношении македонцев. В сущности, от самой g

идеи единой нации без национальных меньшинств официальные власти 0

Болгарии не отказываются и после интеграции в Европейский союз, дис- §

криминация македонцев также не прекращается. Хотя репрессии против дд

изъявлений воли македонского меньшинства начиная с 90-х гг. прошло- §

го века имеют не такую жесткую форму, как раньше, тем не менее, они н

и

продолжаются и означают полное отстранение представителей мень- Р шинства в общественной и политической жизни за счет того, что не регистрируются македонские организации, запрещаются массовые собрания, демонизируются македонские активисты, которые позиционируются как враги Болгарии, предатели, изменники и агенты, проплаченные Маке-

20 См.: Стойкое С. Македонското малцинство во Бугарща и немокта на ме-гународниот правозаштитен систем // Человек в глобальном мире : материалы Междунар. науч. конф. / под ред. Н. В. Бутусовой, Й. Ананиева. Воронеж, 2015. . С. 51-52.

21 См.: Васил гЛтеески. Националната афирмацща на Македонците во Пи-ринскиот дел на Македонща 1944-1948 г., ИНИ. Скоще, 1996. С. 109-111 ; Кра-симир Кънее. Законодателство и политика към етническите и религиозните мал-цинства в България / А. Кръстева (ред.) // Общности и идентичности в България. София, 1998. С. 97.

22 Впоследствии жертвами выстраивания единой нации становятся помаки, цыгане и турки.

23 БКП, Коминтернът и македонският въпрос (1917-1946). София, 1998. Т. 2 ; Архивите говорят. Кн. 5. Приложение № 1. С. 1288, 1292.

24 См.: Стойкое С. ТАБУ : время на страх и страдание : сборник спомени и документи. Благоевград, 2014.

29

Вестник ВГУ. Серия: Право

донией, Сербией, Грецией, Россией и др., применяется и физическое насилие25.

В Болгарии не существует документа, в котором гражданин мог бы указать свою этническую принадлежность. Вплоть до сегодняшнего дня ни одна перепись населения не предлагала графы «македонец». В своем стремлении к отрицанию существования этого меньшинства болгарские власти с 1963 г. прибегают и к различным манипуляциям при переписи, наиболее частые из которых — отказ записывать национальность представителей меньшинств, нагнетание страха перед переписью и т. д. В результате численность македонцев в Болгарии была искусственно снижена с 187 000 до 1600, а численность людей «без национальности» — преимущественно представителей различных национальных меньшинств - увеличена до 730 000 (10 % населения Болгарии) в 2011 г.26 (Для сравнения: в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированными на основе самоопределения граждан, на территории России проживают представители 193 национальностей. Всего население России составляет 142 856 536 человек, кстати, в их числе 325 македонцев, проживающих в России27).

В том же направлении развивается политика игнорирования рекомендаций международных организаций по признанию македонского меньшинства и прекращению дискриминации в его отношении, а также в отношении серии решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) против Болгарии в связи с нарушением права македонцев на создание организаций и проведение собраний (ст. 11, 13 Европейской конвенции). За последние 15 лет Комитет министров Совета Европы в Страсбурге позволил признать восемь таких решений ЕСПЧ исполненными. Несмотря на это, ни одна македонская организация до сих пор не была зарегистрирована, что наглядно демонстрирует несовершенство международных механизмов защиты прав человека, как и самого ЕСПЧ28.

Репрессии проявляются и в отрицании самого права на самоопреде-

сч ление, прежде всего, права каждого человека на национальную самоидентификацию. Наиболее распространенным аргументом для непризнания этого права человека является отсутствие четкой общепринятой международной дефиниции «национальное меньшинство»29. Отсутствие

30

25 См., например: Доклад за 2015 г. о положении македонского меньшинства в Болгарии. URL: http://www.omoilindenpirin.org/ ; Доклад за 2016 г. о положении македонского меньшинства в Болгарии. URL: http://www/omoilindenpirin.org/ news/2017may_b

26 См.: Доклад за преброяването на населението в България 2011. URL: http:// www.omoilindenpirin.org/documents/doklad.pdf

27 URL: http://megabook.ru/article/

28 См. подробнее: Стойкое С. Македонското малцинство во Бугарща и немок-та на мегународниот правозаштитен систем. С. 51—52.

29 См.: Стойкое С. Фикцщата на обjектвините критериуми против правото на самоопределуван>е : примерот на македонското малцинство во Бугарща // Опште-

общепринятого определения национального меньшинства в международных документах де-факто дало возможность Болгарскому государству самостоятельно решать, кто является национальным меньшинством, и,

следовательно, отказывать представителям любой национальности в ре- .

ализации их права на самоопределение, на национальную самоиденти- . фикацию.

Однако отсутствие в России термина «национальное меньшинство» в У

международно-правовых актах, а также в законодательстве, «не меша- g

ет» государству признавать и последовательно гарантировать права всех g

национальностей, что еще раз подтверждает определяющую роль в этом ^

вопросе именно национальной государственной политики и идеологии. а

Основываясь на современных стандартах прав и свобод человека и g

гражданина, в постсоветский период в России сочли неправомерным вме- х

нять в обязанность гражданам указывать в паспорте свою националь- Q

ность, как это было в советский период. В ч. 1 ст. 26 Конституции России g

закрепляется недопустимость принуждения к определению и указанию и

своей национальной принадлежности, т. е. к национальному самоопре- g

делению. Фактическая национальная идентичность — это принадлеж- ь

ность человека к определенной нации как исторически сложившейся g

устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, терри- ф

п

тории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Но «национальная принадлежность», понимаемая в g сугубо этническом смысле, не тождественна значению понятия «нацио- р нальная принадлежность» в его конституционно-правовом смысле. Сама д конструкция нормы ст. 26 Основного закона, закрепляющей право, т. е. Л субъективные возможности человека, связанные с определением и ука- н занием своей национальной принадлежности, свидетельствует о вариан- . тах такого выбора. То есть национальная самоидентификация зависит от воли самого человека30.

Можно привести известный в России случай, когда, например, известный актер, певец, будучи этнически евреем, публично заявил, что считает себя не евреем, а русским, поскольку вырос на русской культуре, думает по-русски и ощущает себя русским, русский язык считает родным (а

иврит вообще не знает). Это можно охарактеризовать как естественный-

процесс ассимиляции. 31

Ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом это этнокультурный сдвиг в самосознании определенной социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более привлекательной культурой, межна-

ствените промени во глобалниот свет : зборник на трудови. Втора мегународна научна конференцща. Штип, 2015. С. 662—665.

30 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М., 2010. URL: http://base.garant.ru/5694100/

Вестник ВГУ. Серия: Право

циональные и межконфессионые браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер - военная аннексия, частичное истребление (геноцид), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений31. К сожалению, примером принудительной ассимиляции является многолетняя деятельность болгарской властвующей элиты по отношению к македонцам, проживающим в Болгарии.

«Совершенно очевидно, что без свободы выбора, самоидентификации и самовыражения ... нельзя говорить о свободе иначе, как о тоталитарной фикции»32. Для любого здравомыслящего человека этот вывод абсолютно справедлив и очевиден.

Но, как выясняется, очевидные, само собой разумеющиеся положения и выводы доказывать особенно трудно. Безусловно, когда есть сомнения в каких-то выводах, требуется анализ позиции и аргументов оппонента — это нормальная научная дискуссия. Но едва ли можно назвать дискуссией, тем более научной, ситуацию, когда противники признания македонской нации и македонского языка заявляют примерно следующее: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Это очень напоминает хорошо известное македонцам (приведенное выше) высказывание Т. Живкова в начале 60-х гг. прошлого века относительно македонского меньшинства.

Но именно такая «аргументация», к сожалению, преобладает у болгарских политиков и ученых, отрицающих македонскую нацию33, и следовательно, право македонского народа на самоопределение, развитие национальной культуры и языка, а применительно к каждому конкретному человеку — его право на национальную самоидентификацию, изучение своего языка, приобщение к культуре своего народа.

Таким образом, болгарская национальная политика противоречит ст. 54 Конституции Болгарии, которая гласит: «Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической сч принадлежностью, которая признается и гарантируется законом»34.

«Жонглирование» противников признания македонской нации и македонского языка категориями «субъективного» и «объективного» в по-32 пытках объяснить свою позицию никак не делает их выводы аргументированными. Какие аргументы, какие «объективные критерии» можно привести, делая вывод о том, что македонского языка нет, если суще-

-sr

Ol

31 Материал взят из Википедии. URL: Ьйрв^/ги^ьИ.ре^а.о^/'^ИУАссимиля-

ция

32 Стойкое С. Фикцщата на обjектвините критериуми против правото на са-моопределуван>е... С. 661.

33 См., например: Сталянова Мария, Ранчев Пламен. Официалните македонски институции не приемат тезата за македонско малцинство у нас. Агенция «Фокус». 2006. 14 дек. URL: http://www.bsp.bg/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=003 0&n=000700&g='&vis=000049

34 URL: http://www.krugosvet.ru/node/42735

ствует государство Македония, македонский язык признан и изучается в большинстве университетов мира, в том числе в России35? Более того, «непризнание» македонской нации и языка — далеко не единодушная позиция болгарских ученых: известны факты гонений, притеснений ряда . болгарских филологов за признание македонского языка. Фактически . это демонстрирует первостепенную роль государства, а не науки в определении того, что считать «объективными» и «научными» критериями. В У реальности не филология (филологическая элита), а болгарская полити- ° ческая элита определила «несуществование» македонского языка36. а

Официальное толкование ч. 2 ст. 36 Конституции Болгарии37, закре-

Z1

пляющей право граждан, «для которых болгарский язык не является а родным» «наряду с обязательным изучением болгарского языка изучать о и использовать свой родной язык», делает невозможным изучение своего х национального языка для интегрированных меньшинств (евреи, армяне, влахи, македонцы, помаки): в их семьях болгарский язык является ос- о новным языком общения как последствие культурной ассимиляции, что дает пространство для отрицания их права на изучение языка нациналь-ного меньшинства. Так, в Болгарии не готовят учителей македонского языка, не издают учебников, а требование изучать этот язык встречается только отказом. Поэтому термин «родной язык» служит только ограниче-

Г)

нию реализации права македонского меньшинства на изучение своего

ализацией конституционного права на пользование родным языком, на д свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творче- Л

Прямо противоположная ситуация существует в России в связи с ре-

ства (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ). Конституционное право на пользование родным языком, подобно праву национальной самоидентификации, предполагает возможность выбора самим человеком того языка, который он считает родным, на основе внутренней оценки и убежденности. Сущностью этого права каждого человека выступает конституционно гарантированная возможность самоопределения и самовыражения в плане вербальной, духовно-культурной идентичности. Поэтому главным пу-

35 См.: Усикова Р. П. Македонский язык. Грамматический очерк, тексты для_

чтения с комментариями и словарем. Скоще, 1985 ; Ее же. Грамматика маке- 33

донского литературного языка. М., 2003 ; Толовски Д., Иллич-Свитыч В. М. Ма--

кедонско-русский словарь. М., 1963 ; Македонско-руски речник. Македонско-рус -ский словарь / ред. акад. Р. Усикова ; авт.-сост.: Р. П. Усикова, З. К. Шанова,

М. А. Поварницына, Е. В. Верижникова. Т. I—III. Скоще, 1997 ; Македонско-рус -ский словарь / под общ. ред. Р. П. Усиковой и Е. В. Верижниковой ; сост. Р. П. Усикова, З. К. Шанова, Е. В. Верижникова, М. А. Поварницына. М., 2003.

36 См.: Стойкое С. Фикцщата на об]ектвините критериуми против правото на самоопределуван>е... С. 666.

37 Конституция Республики Болгарии (обнародована в «Държавен вестник», бр. 56 от 13 июля 1991 г.). URL: http://www.uznal.org/constitution.php?text=Bulgar-ia&language=r

38 См.: Стойкое С. Фикцщата на обjектвините критериуми против правото на самоопределуван>е... С. 666.

Вестник ВГУ. Серия: Право

бличным конституционно-правовым следствием этого права выступает недопустимость не предусмотренного законом воспрепятствования лицу пользоваться в любых ситуациях и отношениях тем языком, который он указывает в качестве родного39.

Законодательство Российской Федерации и ее субъектов закрепляет всестороннюю систему гарантии реализации конституционных прав, предусмотренных ч. 2 ст. 26 Конституции России40. В соответствии с Преамбулой Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» языки народов Российской Федерации — национальное достояние Российского государства, они находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, создает условия для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации. В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках41.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»42, граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании43.

Русский язык, как это установлено в Федеральном законе «О государ-ственном языке Российской Федерации»44, объективно является языком, Z способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных

39 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. О В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М., 2010. URL: http://base.garant.ru/5694100/

40 См., например: Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от

_29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02.03.2016). URL: http://www.consultant.

34 ru/document/cons_doc_law_140174/ ; О языках народов Российской Федерации : -закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в ред. от 12.03.2014). URL: http://base.

consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;_О государственном языке Российской Федерации : федер. закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в ред. от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/

41 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc

42 URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

43 Ярким примером решения в России национального вопроса и последовательного обеспечения прав всех национальных меньшинств на изучение родного языка может, например, служить опыт многонациональной Республики Татарстан. URL: http://addnt.ru/delegaciya-nauchnogo-soobshhestva-rossi/mantegna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 О государственном языке Российской Федерации : федер. закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в ред. от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_53749/

связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка этого языка способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации. Русский язык является основным языком межнационального общения. Однако субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что к правящей элите Республики Болгария придет понимание ошибочности многолетнего курса на подавление естественного стремления македонцев - граждан Болгарии к своему национальному развитию, в том числе к самостоятельной национальной самоидентификации. По-видимому, формированию нового, демократического курса национальной политики Болгарии могло бы способствовать изучение многолетнего опыта реализации национальной политики и осуществления права народов и каждого человека на национальное самоопределение в многонациональной России.

Воронежский государственный университет

Бутусова Н. В., доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права E-mail: nataliabutusova@mail.ru Тел.: 8-910-341-53-79

Voronezh State University Butusova N. V., Doctor of Legal Sciences, Professor of the Constitutional and Municipal Law Department

E-mail: nataliabutusova@mail.ru Tel.: 8-910-341-53-79

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.