Научная статья на тему 'Правовое регулирование национальных отношений в РФ'

Правовое регулирование национальных отношений в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / НАРОД / РАВНОПРАВИЕ НАРОДОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / NATIONAL RELATIONS / LAW / ETHNIC MINORITIES / PEOPLE / EQUALITY OF THE PEOPLE / STATE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багманова А.Т.

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных вопросов в сфере правового регулирования национальных отношений в России. В частности, раскрываются такие проблемы как права национальных меньшинств, равноправие народов РФ, особенности культурной и национальной самоидентификации. На конкретных примерах показано как российское государство решает вопросы, возникающие в сфере национальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the national relations in the russian federation

This article is devoted to consideration of the main questions in the sphere of legal regulation of the national relations in Russia. In particular, such problems as the rights of ethnic minorities, equality of the people of the Russian Federation, feature of cultural and national self-identification reveal. On concrete examples it is shown as the Russian State resolves the issues arising in the sphere of the national relations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование национальных отношений в РФ»

New university

Economics & Law 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

УДК 342.415

А. Т. Багманова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных вопросов в сфере правового регулирования национальных отношений в России. В частности, раскрываются такие проблемы как права национальных меньшинств, равноправие народов РФ, особенности культурной и национальной самоидентификации. На конкретных примерах показано как российское государство решает вопросы, возникающие в сфере национальных отношений.

Ключевые слова: национальные отношения, право, национальные меньшинства, народ, равноправие народов, государственный язык.

Важное место в сфере регулирования национальных отношений, безусловно, занимает право. Фиксируя и констатируя реально существующие отношения между различными национальными образованиями, закон (в широком смысле слова) защищает их и гарантирует эффективные механизмы реализации, а также является значимой предпосылкой их нормального функционирования.

Так, в Конституции Российской Федерации [1] употребляется два основных термина: «многонациональный народ РФ» и «народы РФ». В частности, в преамбуле Основного закона говорится о том, что многонациональный народ РФ принял Конституцию РФ. Далее в главе 1, статье 3 речь идет о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. В этом аспекте, несомненно, следует отметить наличие правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал, что источником власти на всей территории России, в том числе в отдельных ее регионах, является многонациональный (следовательно, единый) народ [2].

Значительное количество статей посвящено правам народов, проживающих в РФ. В части 3 статьи 5 Конституции закрепляется равноправие и самоопределение народов в РФ. Идея равноправия народов, в первую очередь, заключается в запрете дискриминации по национальному признаку. Этому посвящены и статьи 19, 29 Конституции РФ. Характеристика самоопределения народов в РФ подразумевает не само отделение вплоть до образования нового государства, а лишь в пределах России. Это ограничение объективно соответствует федеративной природе государства и запрету на сецессию.

Народам РФ гарантируется охрана земли и природных ресурсов, что составляет основу их жизнедеятельности (статья 9 Конституции), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68), право на определение и указание своей национальной принадлежности, а также и свободный выбор языка общения (статья 26 Конституции). Эти же положения закрепляются в Конституциях республик и конкретизируются в текущем законодательстве.

Особое внимание в этой системе уделяется правам коренных малочисленных народов, которые гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна-

© Багманова А.Т., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.2

Багманова Алина Талгатовна - студент юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

Научный руководитель: Шевердяев Станислав Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

родного права и международными договорами РФ. Это является объективной заботой государства о своих гражданах, которые находятся в ситуации национального меньшинства и не должно рассматриваться как умаление прав других народов.

ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» [3] и ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» [4] дают легальное определение коренных малочисленных народов. Однако существующие критерии определения коренных малочисленных народов достаточно размыты и в большей степени являются оценочными и субъективными. Не совсем понятно, как Правительство РФ (утверждающее Единый перечень таких народов [5]) оценивает, например, «осознание себя самостоятельной этнической общностью». Поэтому факт включения в Единый перечень (отсюда гарантии, предоставляемые таким народам) представляет собой политический акт, ангажированный властями субъекта и зависящий от их усмотрения. Стоит отметить в контексте этого, что Республика Дагестан (с «учетом уникальности этнического состава населения») обладает расширенными правами в данной сфере и самостоятельно утверждает свой перечень.

Следующим важным аспектом является вопрос о том, как народам реализовывать свои права, вытекающие из Преамбулы и статьи 5 Конституции в части предоставления народам России право на самоопределение в ее границах. Конституционная формулировка предполагает дарование такого права именно народам, что соотносится и с законодательством в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. С другой стороны, ФЗ «О национально-культурной автономии» [6] предполагает юридическую форму организации для объединений граждан. Законом особенно подчеркивается, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Создание НКА имеет общегосударственное значение, ибо укрепляет единство российской нации, гармонизирует межэтнические отношения, содействует межрелигиозному диалогу, а также осуществляет деятельность, направленную на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. НКА носят экстерриториальный характер, и в качестве примера можно привести НКА татар, чувашей, евреев, русских немцев и др.

Стоит отметить и особенности правового регулирования языковых отношений. К основным гарантиям в сфере защиты языков народов России можно отнести (статья 4 Закона РФ «О языках народов РФ» [7]): социальные гарантии, обеспечивающие развитие и изучение языков; экономические гарантии, предусматривающие финансирование языковых программ; юридические гарантии, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства.

В этой связи стоит указать на наличие некоторой неопределенности и непоследовательности правового регулирования. В частности, с какой целью установлена обязательность изучения государственного языка республики всеми лицами, обучающимися на территории соответствующего субъекта? Действительно, если республика не является государством, статус «государственный язык» - лишь дань уважения названию (о чем отмечалось в позиции КС РФ в вышеуказанном Постановлении), то не является ли данное положение нарушением конституционных прав граждан в части их равноправия и свободного выбора языка общения (в том числе, его изучения). Либо это естественное и необходимое условие, обеспечивающее хоть какое -то наличие государственности в национальных республиках, следовательно, положение об обязательности изучения второго языка (татарского, чувашского, башкирского и др.) может иметь место. Так или иначе, данный вопрос остается открытым и требует разрешения на уровне федерального законодательства.

В этом контексте следует сказать, что языковая политика государства, правовое закрепление гарантий использования народами России своих языков - важнейшая предпосылка разрешения национального вопроса. Принятые законы «О государственном языке» [8] и «О языках народов России» отмечают необходимость формирования диалога между народами, населяющими нашу страну. Стоит оговориться, что признание русского языка государственным и обязательным для использования и изучения на всей территории России не ущемляет прав на пользование другими языками. Существование государственного русского языка - объективная потребность, обеспечивающая коммуникацию, способствующая формированию единства народов нашей страны. Отличным по своему характеру и значению для выстраивания межнацио-

New university

Economics & Law 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

нальных отношений вышеуказанное положение об особом месте и определяющей роли русского народа, которое является причиной формирования конфликтов на национальной почве. Это непременно следует разграничивать.

Таким образом, существующее регулирование национальных отношений характеризуется наличие значительного числа пробелов, которые необходимо устранять с целью более эффективного разрешения возможных конфликтов на национальной почве, а также созданию благоприятной атмосферы в сфере национальных отношений.

Библиографический список

[1] . Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ. 2000. № 25.

[3] Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 18.

[4] Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 30.

[5] Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 14.

[6] Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О национально-культурной автономии" // СЗ РФ. 1996. №25.

[7] Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50.

[8] Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 23.

kkk

UDC 342.415

A. T. Bagmanova

LEGAL REGULATION OF THE NATIONAL RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to consideration of the main questions in the sphere of legal regulation of the national relations in Russia. In particular, such problems as the rights of ethnic minorities, equality of the people of the Russian Federation, feature of cultural and national self-identification reveal. On concrete examples it is shown as the Russian State resolves the issues arising in the sphere of the national relations.

Keywords: national relations, law, ethnic minorities, people, equality of the people, state language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.