Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование использования QR-кодов в противодействии экстремизму и терроризму'

Конституционно-правовое регулирование использования QR-кодов в противодействии экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
QR-код / права и свободы граждан / противодействие экстремизму и терроризму / межнациональное согласие / межнациональные конфликты / информационно-телекоммуникационная среда Интернет / QR code / citizen’s rights and freedoms / countering extremism and terrorism / interethnic harmony / interethnic conflicts / Internet

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Олегович Харламов, Сергей Алексеевич Егоров

Поднимается проблема влияния QR-кодов, получивших широкое распространение в 2020 году в период введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, на общественную жизнь граждан Российской Федерации. Рассматриваются и анализируются основные проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием использования QR-кодов с целью противодействия экстремизму и терроризму, фактов возможности возникновения разногласий в аспекте национального вопроса, а также способов заложения в информационно-телекоммуникационной сфере быстрого доступа посредством QR-кодов общественно-полезной и значимой информации, оказывающих исключительно положительное влияние на гражданское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Олегович Харламов, Сергей Алексеевич Егоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of the use of QR codes in countering extremism and terrorism

The problem of the impact of QR codes, which became widespread in 2020 during the introduction of restrictive measures in connection with the spread of COVID-19 coronavirus infection, on the public life of citizens of the Russian Federation has been raised. The main problems related to the regulatory and legal regulation of the use of QR codes in order to counter extremism and terrorism, the facts of the possibility of disagreements in the aspect of the national issue, as well as ways of laying in the information and telecommunications sphere of quick access through QR codes of socially useful and significant information that have an exceptionally positive impact on civil society are considered and analyzed society.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование использования QR-кодов в противодействии экстремизму и терроризму»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-239-243 NIION: 2015-0066-4/22-434 MOSURED: 77/27-011-2022-04-633

Конституционно-правовое регулирование использования QR-кодов в противодействии экстремизму и терроризму

Сергей Олегович Харламов1, Сергей Алексеевич Егоров2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 xardd66@mail.ru

2 saegoroff@mail.ru

Аннотация. Поднимается проблема влияния QR-кодов, получивших широкое распространение в 2020 году в период введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции COVTD-19, на общественную жизнь граждан Российской Федерации. Рассматриваются и анализируются основные проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием использования QR-кодов с целью противодействия экстремизму и терроризму, фактов возможности возникновения разногласий в аспекте национального вопроса, а также способов заложения в информационно-телекоммуникационной сфере быстрого доступа посредством QR-кодов общественно-полезной и значимой информации, оказывающих исключительно положительное влияние на гражданское общество.

Ключевые слова: QR-код, права и свободы граждан, противодействие экстремизму и терроризму, межнациональное согласие, межнациональные конфликты, информационно-телекоммуникационная среда Интернет

Для цитирования: Харламов С. О., Егоров С. А. Конституционно-правовое регулирование использования QR-кодов в противодействии экстремизму и терроризму // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 239-243. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-239-243.

Original article

Constitutional and legal regulation of the use of QR codes in countering extremism and terrorism

Sergey O. Kharlamov1, Sergey A. Egorov2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 xardd66@mail.ru

2 saegoroff@mail.ru

Abstract. The problem of the impact of QR codes, which became widespread in 2020 during the introduction of restrictive measures in connection with the spread of COVID-19 coronavirus infection, on the public life of citizens of the Russian Federation has been raised. The main problems related to the regulatory and legal regulation of the use of QR codes in order to counter extremism and terrorism, the facts of the possibility of disagreements in the aspect of the national issue, as well as ways of laying in the information and telecommunications sphere of quick access through QR codes of socially useful and significant information that have an exceptionally positive impact on civil society are considered and analyzed society.

Keywords: QR code, citizen's rights and freedoms, countering extremism and terrorism, interethnic harmony, interethnic conflicts, Internet

For citation: Kharlamov S. O., Egorov S. A. Constitutional and legal regulation of the use of QR codes in countering extremism and terrorism. Bulletin of economic security. 2022;(4):239-43. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-239-243.

QR (от английского Quick Response «быстрый отклик») - это двухмерный тип штрих-кодов, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. Устройство (специальный сканер или смартфон) распознает QR-код

© Харламов С. О., Егоров С. А., 2022

по трем квадратным меткам, расположенным по его углам.

В период введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19 многие впервые столкнулись с QR-кодами, хотя они были продемонстрированы на экспертном

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

уровне еще в далеком 1994 году. Он уже тогда мог кодировать до 7 тысяч знаков и считывался в 10 раз быстрее, чем штрих-код.

В этом же году японская компания Denso Wave Inc. открыла свою разработку для свободного использования. В 2000 году Международная организация по стандартизации внесла QR-код в список одобренных стандартов кодирования информации.

В смартфонах последнего поколения уже заложена программа считывания QR-кодов и через встроенную камеру под определенным углом наклона может в автоматическом режиме показывать изображение информации на экране устройства.

Информация, отображающаяся на экране считывающего устройства, может быть развернута в виде бизнес-страницы, рекламы и акции, платежа, какой-либо информации, повышения вовлеченности и охвата (приглашения на публичные мероприятия, концерты, праздники и т. д.), обратной связи, идентификации. В 2021 году количество пользователей смартфонов в мире достигло 6,4 млрд. человек или 80,76 % населения Земли. Соответственно возникает новая форма взаимоотношений между людьми, учреждениями, предприятиями и организациями с различными формами собственности.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовое регулирование порядка использования, хранения, присвоения QR-кодов, что создает предпосылки для нарушения законных прав и интересов граждан и их объединений.

Действительно, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Актуальность данного вопроса обусловлена высоким уровнем социальной значимости безопасности населения от террористических и экстремистских угроз. Печальной тенденцией нынешнего времени является появление национального и религиозного насилия или угрозы его применения, как в национальных субъектах Российской Федерации, так и в других регионах страны, но уже со стороны местных национал-патриотов. По данным на март 2022 года в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с

законодательством Российской Федерации террористическими включено 37 организаций [1]. Согласно Пере-ченю общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» количество таких организаций достигает 90 единиц [2]. Волна сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма, захлестнувшая Россию в конце XX - начале XXI века, образовала пропасть между представителями различных наций и конфессий российского народа.

К правовым основам противодействия экстремизму и межнациональным конфликтам в нашей стране относятся: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Указом Президентом РФ 5 октября 2009 г., Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., утв. Указом Президента 19.12.2012 г. № 1666.

Экстремистские проявления являются одним из наиболее опасных факторов, негативно влияющих на экономическую, социальную и политическую обстановку в государстве. Проблема экстремизма в настоящее время переросла в реальную угрозу национальной безопасности.

Экстремизм по своей сути означает приверженность к крайним мерам, взглядам. Эти взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими или религиозными. Как показывает российский и мировой опыт, питательной средой для распространения экстремизма являются экономические и социальные проблемы, прикрытые религиозными лозунгами, спекулируя на которых экстремисты стремятся втянуть в свои ряды различные слои населения. Наиболее радикальные мировоззренческие установки, подкрепленные жесткой организацией, финансовой поддержкой при соответствующих условиях преобразуются в террористическую деятельность.

В ряде нормативных правовых актов даётся расшифровка экстремистской деятельности. В частности, в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечисляются следующие формы экстремистской деятельности:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его соци-

альной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Понятия «экстремизм» и «терроризм» являются смежными и соотносятся по логическому правилу: «террористическая деятельность всегда является экстремистской, но не вся экстремистская деятельность является террористической». Верховный суд также акцентирует внимание на смежности данных дефиниций. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» говорится: «В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терро-

ризму» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360».

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Можно выделить три важных признака терроризма [3]:

1. Использование насильственных методов;

2. Преследование им политических целей;

3. Оказание психологического воздействия на общество.

Террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Между тем, необходимым условием формирования правового государства в любой стране является гражданский мир, межнациональное и межрелигиозное согласие. Особой актуальностью этот вопрос обладает в России, на территории которой проживают представители 193 национальностей [4] и четыре религии (помимо «других религий») - христианство, ислам, буддизм, иудаизм - законодательно признаны «неотъемлемой частью исторического наследия народов России» [5].

Проблема установления межнационального согласия в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве во все времена являлась одной из ключевых, и сегодня выступает наиважнейшим элементом общественной жизни наряду с демократизацией политической системы и совершенствованием социально-экономического устройства. «Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие» [6].

На первый взгляд может показаться, что в Российской Федерации не существует разногласий в аспекте национального вопроса. Однако из современной истории развития российского многонационального государства известны события, связанные с конфронтацией между республиками в составе Российской Федерации и центральной властью, особенно это отражается в период 1991 по 1995 гг., в котором произошли такие события, как Чеченский конфликт, спорные вопросы с республикой Татарстан и иные события на Кавказе. Данные события служат фактом возможности возникновения таких ситуаций в будущем.

18 марта 2022 года на торжественном мероприятии, концерте-митинге, посвященном восьмой годовщине воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, в своем выступлении Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин напомнил всем слова преамбулы Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, должны верить в добро и справедливость. И это не просто слова, а тезис, имеющий глубокий государственно-политический смысл. Данное выступление Владимира Владимировича Путина и само торжественное мероприятие может отображаться посредством использования QR-кода в информационно-телекоммуникационной среде Интернет, а также в средствах массовой информации, но это лишь одно из событий, которое подтверждает наше единение и смысл существования российской государственности. Имеется возможность для неоднократного применения данных современных технологий, в том числе посредством использования QR-кодов для доведения достоверной, общественно-значимой, публичной информации. В QR-кодах могут быть заложены:

- комментарии к Конституции и законодательству РФ;

- обучающие программы исторического, патриотического, просветительского, духовно-культурного воспитания взрослых и молодого поколения;

- методические материалы по противодействию экстремизму и терроризму;

- о действиях граждан в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций экстренного характера и т. д.

На наш взгляд, использование QR-кодов может носить и негативный характер, с точки зрения использования их преступными элементами, неонацистами, экстремистами, террористами, но это является противоправным деянием и к целям данной статьи исследование вопросов предупреждения, пресечения, раскрытия, расследования и привлечения к юридической ответственности таких лиц не относится.

Список источников

1. http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 25.03.2022).

2. https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 25.03.2022).

3. Основы национальной безопасности : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / под ред. К. К. Гасано-ва, О. В. Зиборова, Н. Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 351 с.

4. http://www.perepis-2010.ru (дата обращения: 23.03.2022).

5. Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // www.consulant.ru.

6. Путин В. В. «Россия : национальный вопрос» // Независимая газета. 23.01.2012 г.

References

1. http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (accessed: 25.03.2022).

2. https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (accessed: 25.03.2022).

3. Fundamentals of national security : textbook for university students studying in the specialty «Economic security» / edited by K. K. Hasanov, O. V Ziborov, N. D. Eriashvili. 2nd ed., reprint. and additional M. : UNITY-DANA, 2022. 351 p.

4. http://www.perepis-2010.ru (accessed: 23.03.2022).

5. Federal Law of the Russian Federation «On Freedom of Conscience and Religious Associations» dated 26.09.1997 № 125-FZ (ed. of 11.06.2021) // www.consulant.ru.

6. Putin V. V. «Russia : a national question» // Nezavisimaya Gazeta. 23.01.2012.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 г. № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, № 31, ст. 4412.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // www.consulant.ru.

3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (последняя редакция) // www.consulant.ru.

4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (последняя редакция) // www.consulant.ru.

5. Концепция противодействия терроризму, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. // www.consulant.ru.

6. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной на-

циональной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // www.consulant.ru.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 г. № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // www. consulant.ru.

8. Конституционное право России / Лучин В. О., Эбзеев Б. С., Хазов Е. Н., Прудников А. С., Чихладзе Л. Т., Белоновский В. Н., Эриашвили Н. Д., Зинченко Е. Ю., Осавелюк А. М., Чепурнова Н. М. и др. ; под научной редакцией В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева ; под общ. ред. Е. Н. Хазова, Н. П. Чепурновой, А. С. Прудникова. М., 2020.

9. Конституционное право России / Бабаев Ю. Г., Белоновский В. Н., Гасанов К. К. и др. : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / Под науч. ред. Б. С. Эбзеева, В. О. Лучина ; под общ. ред. К. К Гасанова, Л. Т. Чихладзе. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

10. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации / Хазов Е. Н., Зинченко Е. Ю., Помер-лян А. Н. и др. (конституционные поправки-2020). Новосибирск, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliographic list

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6-FKZ, dated 30.12.2008 № 7-FKZ, dated 05.02.2014 № 2-FKZ, dated 21.07.2014 № 11-FKZ, dated 01.07.2020 № 1-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 03.07.2020, № 31, Article 4412.

2. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996, № 63-FZ (ed. from 09.03.2022) (with

amendments and additions, intro. effective from 17.03.2022) // www.consulant.ru.

3. Federal Law «On Countering Extremist Activity» dated 25.07.2002 № 114-FZ (latest edition) // www. consulant.ru.

4. Federal Law «On Countering Terrorism» dated 06.03.2006 № 35-FZ (latest edition) // www.consulant.ru.

5. Concept of countering terrorism, approved by the President of the Russian Federation on 05.10.2009 // www. consulant.ru.

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.12.2012 № 1666 (ed. dated 06.12.2018) «On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // www.consulant.ru.

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.02.2012 № 1 (ed. of 03.11.2016) «On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes» // www.consulant.ru.

8. Constitutional law of Russia / Luchin V. O., Ebzeev B. S., Khazov E. N., Prudnikov A. S., Chikhladze L. T.,

Belonovsky V. N., Eriashvili N. D., Zinchenko E. Yu., Osavelyuk A.M., Chepurnova N. M., etc. ; under the scientific editorship of V O. Luchin, B. S. Ebzeeva ; under the general editorship of E. N. Khazov, N. P. Chepurnova, A. S. Prudnikova. M., 2020.

9. Constitutional law of Russia / Babaev Yu. G., Belonovsky V. N., Hasanov K. K. et al. : textbook for university students studying in the field of Jurisprudence / Under the scientific editorship of B. S. Ebzeeva, V. O. Luchina ; under the general editorship of K. K. Hasanov, L. T. Chikhladze. M. : UNITY-DANA, 2021.

10. Amendments to the Constitution of the Russian Federation / Khazov E. N., Zinchenko E. Yu., Pomerlian A. N. et al. (constitutional amendments-2020). Novosibirsk, 2020.

Информация об авторах

С. О. Харламов - начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

С. А. Егоров - заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. O. Kharlamov - Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

S. A. Egorov - Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.