УДК 316.624; 343.301 DOI 10.47629/2074-9201_2021_2_29_40
Демченко Татьяна Сергеевна,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью,
Институт деловой карьеры, Москва, [email protected]
Кубанов Эльдар Баширович,
начальник пункта полиции по Ногайскому району Межмуниципального отдела МВД России «Адыге-Хабльский», Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, майор полиции, слушатель Академии
управления МВД России, Москва, [email protected]
Гостев Александр Николаевич,
доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-образовательного центра коммуникационных технологий и цифрового образования Московского государственного лингвистического
университета, Москва, [email protected]
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье проводится системный анализ практики противодействия идеологиям экстремизма и терроризма в Российской Федерации. На основе теоретического анализа раскрыты сущность, содержание, проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации. Выявлены показатели, по которым произведена классификация терроризма. Проводится сравнение отечественных и зарубежных концепций противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Предлагаются методики исследования системы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации. Выявлены причины актуализации терроризма и экстремизма в России. На основе проведенного авторами конкретного эмпирического исследования выявлены наиболее распространённые виды терроризма. Даны практические рекомендации в области совершенствования нормативной правовой базы, в области административно-организационной работы, в области теоретических разработок и научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: идеология, терроризм, экстремизм, противодействие, комплексный план, национальный антитеррористический комитет, контртеррористическая операция, национальная безопасность, профилактика экстремизма, профилактика терроризма, концепция
Tatyana S. Demchenko,
Ph.D. of Sociological Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Management, Advertising and Public Relations, Institute of Business Career, Moscow, [email protected]
Eldar B. Kurbanov,
Head of the police station for the Nogai district of the Inter-Municipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Adyge-Khablsky», Ministry of Internal Affairs of the Karachay-Cherkess Republic, Police Major, student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow,
Alexander N. Gostev,
Doctor of Sociological Sciences, Full Professor, Chief Researcher, Scientific and Educational Center for Communication Technologies and Digital Education, Moscow State Linguistic University, Moscow,
EXTREMISM AND TERRORISM IN RUSSIA: SOCIAL AND MANAGERIAL ASPECT
Abstract. The article provides a systematic analysis of the practice of countering the ideologies of extremism and terrorism in the Russian Federation. Based on theoretical analysis, the essence, content, problems of countering the ideology of extremism
and terrorism in the Russian Federation are revealed. Indicators for which terrorism is classified have been identified. A comparison is made between the domestic and foreign concepts of countering the ideology of extremism and terrorism. Methods are proposed to study the system of countering the ideology of extremism and terrorism in the Russian Federation. The reasons for the actualization of terrorism and extremism in Russia have been identified. Based on a specific empirical study, the most common types of terrorism were identified. Practical recommendations are given in the field of improving the regulatory legal framework; in the field of administrative and organizational work and in the field of theoretical development and research. Keywords: ideology, terrorism, extremism, countering, comprehensive plan, national anti-terrorism committee, counter-terrorism operation, national security, prevention of extremism, prevention of terrorism, concept
Введение. В современном мире заканчивается относительно стабильное существование; интенсифицируются процессы вооружения, дезинтеграции; растет социальная база терроризма и экстремизма; есть угрозы развязывания локальных, региональных, крупномасштабных войн. Особую опасность для России, как всегда, представляют США и их ближайший союзник - Великобритания, которые организуют зависимые страны Западной и части Восточной Европы на противостояние с Россией, угрожают ей военной агрессией, инициируют создание террористических организаций, ведут подготовку боевиков. Сегодня практически вся территория бывшего СССР представляет собой пространство, где есть условия для применения террористических групп [11, с. 132]. Достаточно сказать, что список стран, где, по мнению военно-политического руководства США, «укрываются террористы», и по которым «будут наноситься превентивные удары», включает более 60 государств.
Противодействие экстремизму и терроризму объявлено Организацией Объединенных Наций одним из приоритетных направлений международной деятельности.
Категория «экстремизм» введена в оборот отечественного законодательства в связи с ратификацией Федеральным Собранием Российской Федерации «Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Шанхай, 15.06.2001), которая определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [6].
Общественная опасность преступлений экстремистской и террористической направленности обусловлена их непримиримостью, жестокостью, способностью возбуждать в общественных отношениях нетерпимость к различным социальным группам, различающимися по таким, например, признакам как раса, национальность, религия, статус в обществе, политическая принадлежность, идеологическое и мате-
риальное богатство, власть и т.д. В связи с этим экстремизм и терроризм - это тяжкие преступления, на профилактику и раскрытие которых мобилизуются кадры специальных структур правоохранительной системы.
Государственная власть в сфере противодействия экстремизму, терроризму обязана создавать эффективную систему реагирования, в которой
составными элементами должны быть силы и средства контроля (мониторинга), пресечения и подавления, консолидации власти, развития гражданского общества и другие [1, 2, 4, 5].
Методика исследования. В изучении проблемы противодействия экстремизму и терроризму в России для обеспечения достоверности, верификации, точности его результатов применялся комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, аналогия и другие) и эмпирических (экспертный опрос, анализ документов, наблюдение, интервью, беседа и другие) методов. В работе использован комплексный подход с технологиями структурно-функционального анализа. Полученные результаты для установления связей, зависимостей между исследуемыми процессами и явлениями обрабатывались математическими и статистическими способами.
Эмпирическая база: подразделения полиции г. Москвы, Московской области, Карачаево-Черкесской Республики, документы научных исследований экстремизма и терроризма, деятельности полиции по противодействию этим общественным феноменам. Кластеры - десять ОВД. Эксперты ^ = 216) - сотрудники полиции.
Обсуждение проблемы. Исследование показало, что в международных правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма и других) терроризм рассматривается как собирательное понятие криминальной направленности. Результаты содержательного анализа научной литературы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на распространенность, опасность, постоянное совершенствование правового регулирования, категория «терроризм» еще не имеет точного, концептуального
определения. Нет и достаточных аргументов, характеризующих связь, отношений, явлений «экстремизма» и «терроризма».
Наблюдения практики, анализ теорий, конкретных научных исследований [18, 19, 21] показывают, что экстремизм (от лат. Extremus - крайний) - это объективный, негативный общественный феномен, существующий в общественном сознании и заключающийся в отрицании сложившихся и существующих в конкретный временной период политических, экономических и иных отношений. Априори, экстремизм обусловливает терроризм, является его теоретико-практической основой, потому ответственность перед обществом его адептов (сторонников) должна быть соизмерима с тяжким преступлением. Например, призыв к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению территориальной целостности России, возбуждение социальной розни и другое мотивируют, активизируют, организуют деятельность террористов, которые, по сути, реализуют на практике положения теорий идеологов экстремизма, сами же порой не обладают ни высоким уровнем образования, ни здоровьем, ни стабильным положением в обществе.
Хотя в российском праве терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением мирного населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [3]. Очевидно, что в этом определении законодатель не разграничивает экстремизм и непосредственно терроризм. Экстремист может и не являться террористом, т.е. исполнителем насильственного акта, хотя, его вина очевидна. Априори, под такое определение террористов попадают и Наполеон Бонапарт, о смерти которого 200 лет назад (5 мая 1821 года) в скорби вспоминала демократическая Франция, и В.И. Ленин со всеми членами партии большевиков и ... другие лидеры государств, пришедшие к власти с новыми идеями развития своих стран. Например, известно, что персональный состав руководства Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) почти полностью состоял из людей, ранее содержащихся в тюрьмах, местах ссылок, совершивших преступления и скрывавшихся в странах-оппонентах России. Так, шесть раз арестовывался, отбывал наказания в тюрьмах и ссылках И.В. Сталин, четыре раза подвергались арестам и ссылкам Всесоюзный староста М.И. Калинин и Нарком по внутренним делам А.И. Рыков; дважды - будущий Нарком народного просвещения А.В. Луначарский; пять раз -Ф.Э. Дзержинский; восемь раз арестовывался, провёл в тюрьме около 5 лет, в том числе два года в одиноч-
ке (Кресты), 2 раза был в ссылке Нарком земледелия В.П. Милютин; восемь арестов, шесть побегов и 6 лет тюрьмы на счету у Наркома по делам торговли и промышленности В.П. Ногина. Есть такие же сроки в биографиях Наркома финансов И.И. Скворцова (Степанова), Наркома по иностранным делам Л.Д. Бронштейна (Троцкого), Наркома юстиции Г.И. Оппокова (Ломова), Наркома по делам продовольствия И.А. Теодоровича, Наркома почт и телеграфов Н.П. Авилова (Глебова) и других руководителей Советской России. Правильнее, возможно, называть таких людей экстремистами, но не террористами. В противном случае любая оппозиция при внимательном изучении их программ может быть определена как экстремистская и, следовательно, террористическая.
Априори, такое определение рассматриваемого негативного общественного феномена, используя теоретические конструкции, позволяет определять и любое совершенное преступление как террористический акт. Так, насилие может быть моральным, политическим, экономическим ..., но не обязательно непосредственно физическим, хотя даже моральное насилие вызывает в итоге физические страдания и даже приводит к смерти (самоубийству, убийству людьми, получившими психологические травмы и т.п.). Поэтому, например, насильственное принуждение владельца организации к заключению сделки по отчуждению имущества (ст. 170 УК РФ), подделка документов (ст. 327), незаконное возбуждение уголовного дела для воспрепятствования предпринимательской деятельности (ст. 299) и другие деяния формально подпадают под такое определение терроризма, что не является правильным.
Очевидно, что законодатель, так определяя «терроризм», допустил неточность и, по сути, затруднил выполнение, например, норм Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002, который регулирует проведение профилактических мер, предупреждающих экстремистскую деятельность; выявление, предупреждение и пресечение экстремизма, исходящего от физических и юридических лиц. Так, категория «предупреждение» не обязательно реализуется арестом, лишением свободы, что не соответствует требованиям наказания за тяжкие преступления.
Такое определение не полностью согласуется и с Уголовным Кодексом РФ (далее - УК РФ), в котором преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, относят к разным видам: деяния экстремистского характера - преступления против государственной власти; деяния террористического характера - преступления против общественной безопасности, а также преступления против мира и безопасности человечества. Хотя, априори, общественная безопасность включает и безопасность государствен-
ной власти. Результаты содержательного анализа УК РФ позволили нам определить, что в нем 31 состав преступлений экстремистского и 18 террористического характера.
В законодательстве США терроризм трактуется как предумышленное, политически мотивированное воздействие на население, органы власти с целью достижения политических, идеологических, экономических и религиозных целей насильственным путем [18].
В российской научной мысли идеология терроризма и экстремизма рассматривается практически по всем показателям, связанным с удовлетворением основных потребностей общества, что является объективным научным явлением. Так, одни исследователи видят причины этого явления в конфликте традиций и инноваций в обществе [14, с. 165; 23, с. 802]; другие в религиозном факторе в межкультурных коммуникациях и международных отношениях [24, с. 53]; третьи в незаконной миграции [7, с. 27]; четвертые в активности рецидивной преступности [8, с. 28; 20, с. 30]; пятые в организационных конфликтах [10, с. 72]; шестые в ведении гибридной войны и просчетов власти в обеспечении проблем национальной безопасности [11, с. 129]; седьмые в неэффективности контроля государства институтами гражданского общества [12, с. 103]; восьмые в недостаточной эффективности деятельности МВД России [9, 15, с. 26; 17, с. 18; 22, с. 79]; девятые в развитии и применении цифровых средств передачи информации [13, с.8; 16, с.7]; десятые в несовершенстве законодательства [18]; одиннадцатые в проблемах в системе образования населения [19]; двенадцатые в большом количестве граждан, имеющих криминальный опыт [21] и в другом.
Таким образом, терроризм и экстремизм - это общественные явления, обусловливающие тяжкие преступления в сфере нарушения удовлетворения жизненных потребностей групп людей или отдельных личностей. Если же следовать основному закону общественного управления, суть которого состоит в том, что удовлетворение важнейших потребностей общества регулируется специально созданными структурами власти, то, объективно, все без исключения преступления можно классифицировать как экстремистские, т.к. они прямо или косвенно ретранслируются на властные структуры.
Поэтому категории «экстремизм» и «терроризм» не имеют точного, концептуального определения и подлежат уточнению в зависимости от сложившихся в конкретный момент условий.
В данном исследовании экстремизм и терроризм рассматриваются авторами как относительно самостоятельные общественные феномены.
Результаты исследования. Результаты содержательного анализа научной литературы, на-
блюдений практики показывают, что субъекты экстремизма - это люди, организации, общественные и иные движения, которые обладают значительными теоретическими знаниями общественных процессов, представляют оппозиционные структуры действующей системе власти; а субъекты терроризма - это люди с особой психологической направленностью личности, которая отличается активностью, убеждением и мировоззрением жестокости, самоотверженности, высокой степенью мотивации на силовое решение проблем, борьбы за удовлетворение своих жизненных потребностей, обладающие патологически заторможенной системой самосохранения жизни. Очевидно, что людей с такой психикой создает природа, т.е. они - объективный человеческий феномен, террористический конфлик-тоген, требующий постоянного, системного контроля общества. Искусство и эффективность управления обязательно должно оцениваться по качеству формального и неформального контроля за этой категорией людей. Априори, эти социальные поведенческие феномены людей возникают не только беспричинно, но и частично обусловливаются различными провоцирующими объектами. Они появляются, проявляются, активизируются, консолидируются, организуются и начинают действовать там, где есть несправедливое, контролируемое неравенство, ущемление прав людей на удовлетворение основных жизненных потребностей: экономических, политических, семейных, экологических, социально-психологических и других.
О высоком уровне распространенности таких преступлений, их актуальности для сотрудников полиции свидетельствуют результаты опроса экспертов. Он показал, что почти все эксперты непосредственно были свидетелями или принимали участие в профилактике, расследовании терроризма в различных формах его проявления (см. Рисунок 1)
Как видно из результатов опроса почти все эксперты заявили о практически постоянной работе по профилактике терроризма, что подтверждает выводы из теоретического анализа проблемы, где констатируется, что категории «экстремизм» и «терроризм» не имеют точного, концептуального определения и подлежат уточнению в зависимости от сложившихся в конкретный момент условий.
Анализ научных социально-психологических знаний позволяет классифицировать эти потребности по показателям различных теоретических конструкций: психологическим (семиуровневая «пирамида» потребностей человека - А. Маслоу), управленческим (важнейшие потребности общества удовлетворяются специально созданными структурами управления), национальным - следствие межнациональных розни, вражды, конфликтов; экономическим
Рисунок 1. Сведения об участии сотрудников полиции в мероприятиях по профилактике терроризма
- подавление предпринимательского труда неконтролируемой конкуренцией и другим.
По этим показателям можно классифицировать терроризм по видам: спонтанный (неорганизованный), совершается одним или несколькими личностями; коллективный (организованный), реализуется организацией; националистический, применяется в сепаратистских, национально освободительных целях; религиозный, межрелигиозная ненависть; идеологический, изменение экономической или политической системы страны; бытовой, семейный; биологический (возможно, например, коронавирус); информационно-психологический, технологический (воздействия средствами дистанционных цифровых технологий, отключение систем управления промышленностью и другими структурами) и многие другие.
Результаты исследования показали, что в настоящее время проблема экстремизма и терроризма значительно актуализировалась в связи с развитием цифровых технологий передачи информации (см. Рисунок 2).
Как видно, почти все эксперты-практики проявляют озабоченность о перспективах распространения этого опасного общественного явления в условиях развития цифровых информационных технологий.
Результаты исследования показывают, что в настоящее время в России наиболее распространенными видами терроризма являются бытовой и экономический (см. Рисунок 3).
Априори, терроризм, экстремизм - вечная проблема человечества. Это самый опасный, но и самый легкий путь достижения цели. Грабежи и убийства всегда были формами достижения экономиче-
ских и политических целей. Террором, экстремизмом создавались цивилизации, завоевывались новые земли, покорялись народы. Больше всех эти феномены были и до сих присущи странам западноевропейской цивилизации: рабство, уничтожение коренных народов, постоянные войны и т.п. И, если в древней Иудее средством террора был меч, то сегодня - ядерное оружие. Сущность же остается неизменной.
В этой связи экстремизм (ст. 282 УК) - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Т.е., это действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием различных средств.
А категория терроризм определена в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [3].
Результаты данного исследования указывают на возможные проблемы в организации управления противодействием экстремизму и терроризму в условиях цифровизации общественных отношений и путях их разрешения.
Так, эксперты отмечают, что цифровые технологии, безусловно, создают новые проблемы в орга-
Рисунок 2. Ожидания экспертов о перспективах террористических и экстремистских преступлений в условиях развития цифровых технологий
Рисунок 3. Виды терроризма, чаще всего встречающиеся в практике правоохранительной
деятельности МВД России
низации профилактики террористических преступлений по индивидуальному заказу (см. Рисунок 4).
Цифровые технологии способствуют комплексному, массовому, системному, целенаправленному воздействию на сознание населения. Они создают угрозу создания атмосферы неуверенности, растерянности, безысходности, фрустрации в массах населения перед силами и средствами террора. В настоящее время пользователям интернета как выборочно, так и массово навязывается мысль о том, что терроризм - эффективный путь в борьбе за спра-
ведливость (см. Рисунок 5). И этот тезис оказался как всегда очень популярным, признаваемым, формирующим соответствующее общественное мнение различных групп населения страны.
Эта технология позволяет быстро преобразовывать частично достоверную информацию в экстремистскую, т.е. вызывать, разжигать ненависть к власти, религии, отдельным личностям.
Результаты исследования показали, что субъектами экстремизма и терроризма в большей части являются люди с низким уровнем образования либо
На Ваш, взгляд цифровыетехнологии создают
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАСТОМИЗАЦИИ ТЕРРОРА (ПРЕСТУПЛЕНИЕ НО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ)?
1. Да, создают - 64,8% а. Скорее создают-18,5%
3. Нет, не создают - 16,2%
4. Другое - 0,5%
Рисунок 4. Мнение экспертов о значении цифровых технологий в организации террористических
преступлений по индивидуальному заказу
_Частота Проценты 1
1 140 64,8
2 40 18,5
—3" 35 16,2
"4 1 0,5
Все по 216 100,0
Рисунок 5. Информация экспертов о частоте наблюдения признаков экстремизма
и терроризма в интернете
экстремистским. Первые, как правило, являются исполнителями террористических актов, вторые - идеологами экстремизма. Априори, формирование сознания таких людей облегчается дисфункциями системы образования, которые, в свою очередь, обусловлены пассивностью сил и средств как формального, так и неформального контроля. Этот факт создает опасность проигрыша в гибридной войне, разрушительную суть которой еще не все правильно оценивают. Дезорганизация работы одного из основных институтов общества (образования) приводит к нарушению
функционирования всей системы институтов общества, инициируя разрушение управления, создавая хаос, где возникает благоприятная обстановка для распространения экстремистской идеологии и совершения террористических актов. Практика же такова, что осуществить ремонт, например, фундамента образования невозможно без перестройки всех его элементов: переподготовки педагогических кадров, изменений в школьном образовании, возрождения отечественных традиций, внедрения передовых технологий и организации контроля их реализации. Так,
в условиях реализации образования с применением цифровых технологий нужен уже не просто преподаватель, а преподаватель-программист и методист, который будет разрабатывать содержание обучающих программ, его труд становится в большей степени научно-исследовательским.
На эту проблему обратили внимание и эксперты в контексте профилактики экстремизма и терроризма в условиях распространения цифровых технологий передачи информации (см. Рисунок 6).
Результаты наблюдения практики, интервью с экспертами показали, что в стратегической профилактике преступлений в рассматриваемой сфере должна быть организована работа на двух параллельных путях: информационно-психологическом и материально-финансовом ограничении.
Так, на информационно-психологическом пути необходима организация работы с населением по разрешению проблемы сотрудничества с правоохранительными структурами исполнительной власти. Как отмечает Министр МВД России В.А. Колокольцев, в стране «рост тяжких составов произошел преимущественно за счет увеличения посягательств с использованием цифровых информационных технологий. Криминальные деяния, совершенные с использованием ^-технологий, составляют всё большую долю в общей структуре преступности. Сегодня она достигла 25%» [9].
Исследование положительного опыта противодействия терроризму в странах Западной Европы показывает на необходимость организации системного, постоянно действующего взаимного информирования о проявлениях экстремизма и терроризма между полицией и населением. Так, в Германии в полицию поступит информация от местного населения
о прибытии в населенный пункт неизвестного человека практически в девяти случаях из десяти. В России же может и не быть ни одного случая поступления такой информации в полицию. Причин этого факта несколько: в стране среди значительной части населения сформирована криминальная культура поведения, остается низким уровень доверия к полиции, существует большой некомплект кадров полиции и, следовательно, ее излишняя загруженность работой, что обусловливает ее замедленную реакцию на обращения (сигналы) населения и другие причины. Этот факт косвенно подтверждают результаты опроса экспертов (см. Рисунок 7)
Как сказано выше причинами формирования идеологии экстремизма и терроризма могут быть проблемы с удовлетворением основных жизненных потребностей населения, субъектов управления и т.п. Правоохранительная практика позволяет наблюдать в числе наиболее распространенных причин этому противоправному явлению межкультурную (в т.ч. религиозную) рознь, рецидивную преступность, незаконную миграцию, криминальный опыт населения (см. Рисунок 8). Как видно, эти результаты совпадают с данными на Рисунке 3 (Виды терроризма, чаще всего встречающиеся в практике правоохранительной деятельности МВД России), что подтверждает уверенность экспертов в истинности предоставленной информации.
В ходе интервью (бесед) с экспертами отмечались как существенные и другие причины. Например, конфликт традиций и инноваций в обществе. Люди обеспокоены утратой отечественных традиций почти во всех институтах общества: в образовании, семье, в политике, экономике и других. Внедрение же западных традиций (так называемых ин-
Рисунок 6. Оценка экспертами роли российской системы образования в профилактике экстремизма и терроризма в условиях применения цифровых технологий
Рисунок 7. Мнение экспертов о сотрудничестве полиции и населения в противоборстве с терроризмом
новаций) приводит к кризису в российских семьях, экономике, образовании и в других институтах общества, что создает благоприятные условия для экстремизма и терроризма.
Отмечались и такие причины: рост числа организационных конфликтов; просчеты власти в обеспечении проблем национальной безопасности; неэффективность контроля государства институтами гражданского общества; несовершенство законодательства и другие.
Заключение. Таким образом, в условиях растущей опасности развязывания локальных, региональных, крупномасштабных войн увеличиваются угрозы экстремизма и терроризма, являющиеся тяжкими преступлениями, на профилактику и раскрытие которых мобилизуются кадры специальных структур правоохранительной системы.
В правоохранительной теории категории «экстремизм» и «терроризм» пока не имеют концептуальной определенности и поэтому подлежат уточнению в зависимости от сложившихся в конкретный момент условий.
В научной мысли идеология терроризма и экстремизма рассматривается практически по всем показателям, связанным с удовлетворением основных потребностей общества. В современной России она имеет широкое распространение.
Экстремизм и терроризм могут быть спонтанными (неорганизованными), коллективными (организованными), националистическими, религиозными (идеологическими), бытовыми, биологическими, информационно-психологическими, технологическими и другими. Эти явления значительно актуализировались в связи с развитием цифровых технологий передачи информации.
Субъектами экстремизма и терроризма в большей части являются люди с низким уровнем образования либо экстремистским. Первые, как правило, являются исполнителями террористических актов, вторые - идеологами экстремизма.
Основными причинами экстремизма и терроризма являются: межкультурная (в т.ч. религиозная) рознь, рецидивная преступность, незаконная миграция, криминальный опыт населения, а также рост числа организационных конфликтов; просчеты власти в обеспечении проблем национальной безопасности; неэффективность контроля государства институтами гражданского общества; несовершенство законодательства и другие.
Практические рекомендации.
I. В области совершенствования нормативно-правовой базы.
Научным организациям МВД России предложить разработать, обосновать и направить законодателю новые формулировки для внесения уточнений в содержание категорий «экстремизм» и «терроризм».
II. В области административно-организационной работы.
МВД России предложить разработать методические рекомендации по классификации преступлений экстремистской и террористической направленности.
III. В области теоретических разработок и научно-исследовательской работы.
Научным организациям, вузам МВД России организовать исследования теории и практики преступлений экстремистской и террористической направленности, обусловленные:
- конфликтом традиций и инноваций в обществе;
- межкультурными коммуникациями и международными отношениями;
Рисунок 8. Мнение экспертов о причинах экстремизма и терроризма в правоохранительной
практике России
- незаконной миграциеи;
- активностью рецидивной преступности;
- организационными конфликтами;
- гибридной войной и просчетами власти в обеспечении проблем национальной безопасности;
- неэффективностью контроля государства институтами гражданского общества;
- деятельностью МВД России;
- цифровыми средствами передачи информации и другим.
Список литературы
1. Конституция РФ / Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 года.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Парламентская газета от 30 июля 2002 года № 142-143.
3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Парламентская газета от 10 марта 2006 года № 32
4. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Российская газета, 08 февраля 2011 года.
5. Государственная программа Российской Федерации: «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // https://мвд.рф/Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma Дата обращения 12.01.2021.
6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 41 ст. 3947
7. Ветрова О.А., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Незаконная миграция как причина совершения преступлений иностранными гражданами, подпадающими по действие административного надзора // Вестник Академии права и управления, № 1 (58), 2020. С. 25-31
8. Ветрова О.А., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Рецидивная преступность иностранных граждан на территории России: социолого-правовая характеристика II ВестникАкадемии права и управления. 2020. № 2 (59). С. 23-31.
9. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 21.03.2021 // URL: http:// kremlin.ru (дата обращения 10.04.2021)
10. Гостев А.Н. Организационный конфликт: социологический аспект: монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. - 193 с.
11. Гостев А.Н. Теоретико-методологические основы исследования феномена гибридной войны и проблемы безопасности: результаты анализа цифровых документов // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №12 (132) часть 2, 2019. С 126-147 год. Материалы IV Международной научно-практической конференции "Проблемы и пути повышение эффективности и качества современного высшего образования в условиях цифровизации российского общества" (18 декабря 2019 года)
М.Демченко Т.С., Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография. М.: Изд-во СГУ, 2011. - 193 с.
13. Демченко Т.С., Гостев А.Н. Проблемы качества электронного обучения: социологический взгляд // Социология образования. - 2017. № 3. - С.4-22.
14. Иванова О.А., Гостев А.Н. Российские образовательные организации: традиции инновационной деятельности // Вестник экономика, права и социологии. 2018. № 2. С. 164-169.
15. Кадыров Р.Х., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Общественные механизмы стимулирования сотрудников полиции // Вестник Академии права и управления, № 4 (61), 2020. С. 25-32// Вестник Академии права и управления,
№4(61), 2020. С. 25-32
16. Кобзева Н.И, Иванова О.А., Гостев А.Н. Педагогические конфликтогены электронного обучения в контексте социологического исследования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. № 5 (205). С. 3-15.
17. Куклина Е.Ю., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Имидж руководителя ОВД: социолого-герменевтический аспект // Вестник Академии права и управления, № 1 (63), 2021. С. 15-25
18. Миц Д. С. Комплексная антитеррористическая функция государства и права // Актуальные проблемы российского права. 2021. №1 (122). С.34 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-antiterroristicheskaya-funktsiya-gosudarstva-i-prava (дата обращения: 29.04.2021).
19. Неверов А.П. Проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях // Скиф. 2017. №6. С.35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ideologii-ekstremizma-i-terrorizma-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 29.04.2021).
20. Петрова О.В., Ветрова О.А., Гостев А.Н. Внешняя образовательная миграция: проблемы, практика межкультурной коммуникации // Вестник «Вестник Уфимского юридического института МВД России, № 6 (58), 2020. С. 25-32 7\.Ципилев С.Н. Противодействие экстремизму в исправительных учреждениях: монография / С. Н. Ципи-лев ; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019. - С.14- ISBN 978-5-94991-505-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/ product/1229850 (дата обращения: 29.04.2021). - Режим доступа: по подписке.
22. Чеплухов Е.В., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Организации управления органом внутренних дел Российской Федерации: социологический аспект// ВестникАкадемии права и управления. 2020. № 3 (60). С. 75-85.
23. Ivanovo O.F., Demchenko T. S., Gostev A.N. Traditions and Innovations in Higher Education Management: Conflictological Aspec. Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 12, 03-Special Issue, 798-806 (DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201320 ISSN 1943-023X)
24. Tyurikov, A.G., Gostev, A.N., Bolshunov, A.Y., Bolshunova, S.A. The religious factor in intercultural communication and international relations (2021) European Journal of Science and Theology, 17 (1), pp. 49-61.
References
1.The Constitution of the Russian Federation / The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 № 1-FKZ / / Official Internet portal of legal information" (www.pravo.gov.ru) July 4, 2020
2. Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002 "On Countering Extremist activities" / / Parliamentary Gazette of July 30, 2002, No. 142-143.
3. Federal Law No. 35-FZ of 06.03. 2006 "On Countering terrorism" / / Parliamentary Newspaper of March 10, 2006 N 32
4. Federal Law of the Russian Federation of 07.02.2011 N 3-FZ (ed. of 06.02.2020) "On the Police" / / Rossiyskaya Gazeta, February 08, 2011.
5. The State Program of the Russian Federation: "Ensuring public order and countering crime" // httpsy/мвд.рф/ Deljatelnost/gosprogram/Gosprogramma Accessed 12.01.2021.
6. Shanghai Convention on Combating Terrorism, Separatism and Extremism (Shanghai, 15.06.2001) / / Collection of Legislation of the Russian Federation of October 13, 2003 No. 41, article 3947
7. Vetrova O.A., Demchenko T.S., Gostev A.N. Illegal migration as a reason for committing crimes by foreign citizens subject to administrative supervision / / Bulletin of the Academy of Law and Management, No. 1 (58), 2020. pp. 25-31
8. Vetrova O.A., Demchenko T.S., Gostev A.N. Recidivism of foreign citizens in the territory of Russia: socio-legal characteristics // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2020. No. 2 (59). pp. 23-31.
9. Speech of the Minister of internal Affairs Russian Federation the General of police Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation 21.03.2021 G. / / URL: http:// kremlin.ru (accessed 10.04.2021 g)
10. Gostev A.N. Organizational conflict: a sociological aspect: monograph. M.: Izd-vo SGU, 2013. - 193 p.
11. Gostev A.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya fenomena hybridnoy voiny i problemy bezopasnosti: rezultaty analiz digital dokumentov [Theoretical and methodological foundations of the study of the phenomenon of hybrid warfare and security problems: results of the analysis of digital documents].) part 2, 2019. From 126-147. Materials of the IV International scientific-practical conference "Problems and ways of improving the efficiency and quality of modern higher education in the conditions of digitalization of the Russian society" (18 December 2019)
12. Demchenko T.S., GostevA.N. Civil society: the control over the activity of state: monograph. M.: Izd-vo SGU, 2011.
- 193 p.
13. Demchenko T.S., Gostev A.N. Problems of the quality of e-learning: a sociological view. - 2017. No. 3. - p. 4-22.
14. Ivanova O.A., Gostev A.N. Russian educational organizations: traditions of innovative activity // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2018. No. 2. P. 164-169.
15. Kadyrov R.H., Demchenko T.S., Gostev A.N. Public incentives for police officers // Bulletin of the Academy of law and management, No. 4 (61), 2020. S. 25-32// Bulletin of the Academy of law and management, No. 4 (61), 2020. P. 25-32 \6.Kobzeva N.I., Ivanova O.A., Gostev A.N. Pedagogical conflictogens of e-learning in the context of sociological research // Bulletin of the Orenburg State University. - 2017. No. 5 (205). p. 3-15.
17. KuklinaE.Yu., Demchenko T.S., Gostev A.N. Image of the head of the Department of Internal Affairs: socio-hermeneutic aspect // Bulletin of the Academy of Law and Management, No. 1 (63), 2021. pp. 15-25
18. Mitz D.S. Complex antiterrorist function of the state and law / / Actual problems of Russian law. 2021. No. 1 (122). P. 34 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-antiterroristicheskaya-funktsiya-gosudarstva-i-prava (accessed: 29.04.2021).
19. Neverov A.P. Problems of countering the ideology of extremism and terrorism in educational institutions / / Skif. 2017. No. 6. p. 35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ideologii-ekstremizma-i-terrorizma-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (accessed: 29.04.2021).
20. Petrova O.V., Vetrova O.A., Gostev A.N. External educational migration: problems, practice of intercultural communication / / Vestnik " Vestnik of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 6 (58), 2020. pp. 25-32
21. TsipilevS.N. Counteraction to extremism in correctional institutions: monograph / S. N. Tsipilev; Federal Penitentiary Service, Vologda Institute of Law and Economics. - Vologda: VIPE of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019.
- p. 14-by ISBN 978-5-94991-505-9. - Text: electronic. - Address: https://znanium.com/catalog/product/1229850 (accessed: 29.04.2021). - Access mode: by subscription.
22. Cheplukhov E.V., Demchenko T.S., Gostev A.N. Organizations of management of the internal affairs body of the Russian Federation: a sociological aspect // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2020. No. 3 (60). pp. 75-85.
23. Ivanova O.F., Demchenko T.S., Gostev A.N. Traditions and innovations in the management of higher education: A conflictological aspect. Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 12, 03-Special edition, 798-806 (DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP3/20201320 ISSN 1943-023X)
24. Tyurikov, A.G., Gostev A.N., Bolshunov, AY., Bolshunova, S.A. The Religious factor in intercultural communication and international relations (2021) European scientific and theological journal, 17 (1), pp. 49-61.