Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА. ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА. ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / экстремистская деятельность / терроризм / профилактика / криминализация / зарубежный опыт / extremism / extremist activity / terrorism / prophylaxis / criminalization / foreign experience

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фариза Рамазонова

в статье проведен анализ современного состояния системы пропаганды и контрпропаганды, созданной в мире для противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма. Предложены меры по совершенствованию политики в Республике Узбекистан по противодействию распространения идеологии религиозного экстремизма на современном этапе, с учетом новых вызовов. Вместе с тем, освещены вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования и проблемы криминализации религиозного экстремизма, а также классификацию преступлений по обвинениям за религиозный экстремизм и терроризм, и меру ответственности их субъектов, правовые и идеологические основы противодействия религиозному экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фариза Рамазонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN EXPERIENCE IN PREVENTING EXTREMISM AND TERRORISM AND IMPROVING LEGAL CULTURE AMONG YOUNG PEOPLE IN THE MODERN WORLD

In the article analyzes the current state of the system of propaganda and counter-propaganda created in the world to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism. Measures are proposed to improve the policy of Republic of Uzbekistan of counteracting the spread of the ideology of religious extremism at the present stage, taking into account new challenges. Moreover, it highlights the issues of improving the criminal law regulation and the problems of the criminalization of religious extremism. As well as the classification of crimes on charges of religious extremism and terrorism and the measure of responsibility of their subjects. The legal and ideological basis for countering religious extremism.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА. ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Review of law sciences

Fariza Ramazonova,

Independent Researcher of Higher School of Strategic analyse and forecasting of the Republic of

Uzbekistan

EUROPEAN EXPERIENCE IN PREVENTING EXTREMISM AND TERRORISM AND IMPROVING LEGAL CULTURE AMONG YOUNG PEOPLE IN THE MODERN

WORLD

Abstract: In the article analyzes the current state of the system of propaganda and counter-propaganda created in the world to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism. Measures are proposed to improve the policy of Republic of Uzbekistan of counteracting the spread of the ideology of religious extremism at the present stage, taking into account new challenges.

Moreover, it highlights the issues of improving the criminal law regulation and the problems of the criminalization of religious extremism. As well as the classification of crimes on charges of religious extremism and terrorism and the measure of responsibility of their subjects. The legal and ideological basis for countering religious extremism.

Key words: extremism, extremist activity, terrorism, prophylaxis, criminalization, foreign experience

Фариза Рамазонова,

Самостоятельный соискатель Высшей школы стратегического анализа и прогнозирования

Республики Узбекистан farizaxon@list.ru

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА. ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье проведен анализ современного состояния системы пропаганды и контрпропаганды, созданной в мире для противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма. Предложены меры по совершенствованию политики в Республике Узбекистан по противодействию распространения идеологии религиозного экстремизма на современном этапе, с учетом новых вызовов.

Вместе с тем, освещены вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования и проблемы криминализации религиозного экстремизма, а также классификацию преступлений по обвинениям за религиозный экстремизм и терроризм, и меру ответственности их субъектов, правовые и идеологические основы противодействия религиозному экстремизму.

1

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, терроризм, профилактика, криминализация, зарубежный опыт

Фариза Рамазонова,

Узбекистан Республикаси Стратегик тах,лил ва истикболни режалаштириш олий мактаби мустакил

изланувчиси

ЗАМОНАВИЙ ШАРОИТДА ЁШЛАР УРТАСИДА ЭКСТРЕМИЗМ ВА ТЕРРОРИЗМНИНГ ОЛДИНИ ОЛИШ ВА ^УЦУЩЙ МАДАНИЯТНИ ОШИРИШ

БУЙИЧА ЕВРОПА ТАЖРИБАСИ

Аннотация: мазкур мацолада дунёда олиб борилаётган экстремизм ва терроризм мафкурасининг тарцатилишига царши курашиш учун яратилган таргибот ва ташвицот ишларини тизимли ташкил этилишининг бугунги кундаги %олати та%лил цилинган. Бугунги кундаги та%дидларни %исобга олган %олда диний экстремизм мафкурасининг тарцалишига царши курашиш ва олдини олиш юзасидан Узбекистон Республикаси сиёсатинининг такомиллаштириш юзасидан амалга оширилиши лозим булган чора-тадбирлар таклиф этилган.

Бундан ташцари, жиноят цонунчилигини такомиллаштириш ва диний экстремизмни криминаллаштириш муаммолари ёритилган. Шунингдек, диний экстремизм ва терроризм айбловлари буйича жиноятларнинг таснифи ва улар субъектларининг жавобгарлик даражаси урганилган. Диний экстремизмга царши курашишнинг %уцуций ва мафкуравий асослари ёритилган.

Калит сузлар: экстремизм, экстремистик фаолият, терроризм, профилактика, криминализация, хорижий тажриба.

Несмотря на предпринимаемые международным е ь

сообществом меры, уровень как глобальной, так и региональной ^^ "^Ншм ищу ] террористической угрозы в мире остается высоким. Отмечается ^аВХ£Г6П118ПТ -стремление международных террористических организации ^^рЫМсзр^''"'геНдгаив активно участвовать в разжигании внутренних конфликтов в '"""З | " ~ ~ суверенных государствах, что способствует постепенному размыванию границ между внутренним и международным экстремизмом и терроризмом и усиливает их влияние на социально-политическую обстановку в разных странах.

Вместе с тем, в современном мире глобализация имеет прямое и сильное влияние на жизнь молодежи, поскольку она ведет к ускоренному социальному разделению, жертвами которого в первую очередь становятся молодые люди. В результате, статус молодежи коренным образом меняется, а, следовательно, должна меняться и проводимая государством молодежная политика.

На сегодняшний день наиболее распространенным в мире является религиозно мотивированный экстремизм. Современный экстремизм представляет серьезный вызов для современных государств, так как его негативное влияние затрагивает прежде всего молодежь. Рост насилия и преступлений в последние годы, совершенных в разных странах

на почве экстремистских взглядов, показывает, что политика национальных государств по профилактике экстремизма и средства борьбы с ним недостаточны или устарели. Необходимы более эффективные механизмы и новые подходы к решению данной проблемы.

Специалисты отмечают, что террористическая угроза несколько сместилась от организованных групп к отдельным лицам, которых сложнее выявить и чьи действия труднее предсказать. Для предотвращения дальнейших трагедий мы должны приспособить наши возможности по борьбе с терроризмом и экстремизмом под эту новую сложную задачу. Наши ответные действия должны базироваться на более глубоком изучении и понимании процессов, ведущих к радикализации.

Потенциально угроза религиозного экстремизма существует во всех странах. Он может проявляться в различных формах. Отныне, религиозный экстремизм должен быть в центре политики в борьбе с терроризмом. Но сама природа этой сложной задачи требует других подходов, отличных от тех, которые используются правоохранительными органами сейчас. Вместо этого нам необходимы более масштабные ответные меры по профилактике и противодействию данных явлений. Проблемы религиозного экстремизма и радикализации являются международными, но часто их решения являются локальными [1].

Изучение передового зарубежного опыта показывает, что в ЕС молодежь -«стратегический ресурс развития экономики страны», как заявлено в «Лиссабонской стратегии роста и занятости 2020».

Как известно, основная масса молодых людей, вовлеченных в экстремистские организации, в основном происходит из бедных необразованных слоев населения. Таким образом, рост молодежного экстремизма - это прежде всего свидетельство провала политики адаптации и социализации молодежи. Те же факторы, как социальная неустроенность, трудное материальное положение, отсутствие эффективной социализации и доступа к качественному образованию, низкие перспективы трудоустройства, способствуют возникновению чувства социальной незащищенности и недоверие к политическим институтам и власти. Как следствие развиваются асоциальные установки в сознании и склонность к экстремистским проявлениям.

С другой стороны, практика показывает, что среди политических и религиозных экстремистов появился другой вид радикалов, которые образованны и интегрированы в общество. При этом образованные становятся лидерами и организаторами необразованных. В этом заключается дополнительный вызов для государства. Так как нельзя применять одни и те же инструменты к обеим группам экстремистов.

Тем не менее, многие специалисты отмечают, что оба типа радикалов, независимо от их культурного и социального происхождения, объединяет одно - это проблемы с самоопределением, самоидентификацией и желание изменить существующий социальный порядок.

Зарубежный опыт практики профилактики и противодействия экстремизму. На сегодняшний день в современных европейских странах используются различные модели борьбы с экстремизмом и терроризмом. Для

В Совете Европы приняты ряд нормативно-правовых актов и созданы ряд органов, отвечающих за борьбу с экстремизмом и терроризмом: 1) Координатор по борьбе с терроризмом; 2) «Европол» координирует сотрудничество полиции всех государств -членов ЕС, активно ведя обмен информацией и публикуя ценные аналитические данные; 3) Специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы; 4) Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER) и др.

Узбекистана особый интерес мог бы представить следующий опыт европейских стран.

Первое. По инициативе Еврокомиссии создана Европейская сеть осведомления о радикализации (RAN), цель которой - обмен между странами-участницами информацией о проявлениях экстремизма и практиками борьбы с ними. Около 700 специалистов из разных сфер деятельности (учителя, психологи, социальные работники, сотрудники полиции, религиозные лидеры, религиоведы, научные работники и т.д.) входят в эту сеть и на местах отслеживают факты радикализации людей, склонных примкнуть к экстремистским течениям и террористическим организациям, ведут активную контрпропаганду. У этой же организации имеется сеть добровольных осведомителей из числа простых граждан, которые мобильно звонят в службы безопасности в случае обнаружения подозрительных людей или предметов без присмотра. Это поведение считается проявлением высокой гражданственности и ответственности.

Второе. В Совете Европы разработан рабочий документ о принципах сотрудничества правоохранительных органов и «интернет-провайдеров», содержащий эффективные механизмы правового регулирования в сфере противодействия «мобильным» или «кибер» формам деструктивного идеологического воздействия. Документ создаёт правовую основу сотрудничества заинтересованных государственных органов с владельцами глобальных сетевых структур, которые обязаны реагировать на сигналы и требования силовых ведомств Евросоюза по поводу деструктивных контентов в кибер -пространстве. Данный документ, в частности, обязал провайдеров, чтобы в Интернет-сетях для европейских пользователей появлялась мигающая строка с предупреждением о незаконности тех или иных деструктивных сайтов или порталов.

Третье. Власти Франции с целью обеспечения безопасности населения выпустили специальное мобильное приложение к социальным сетям «SAIP» (Система тревоги и информирования населения). Программа предназначается для информирования населения о террористических угрозах. Вместе с тем, в УК Франции выделен специальный раздел по терроризму с дифференциацией и юридической классификацией видов преступлений.

Четвертое. В ФРГ в целях эффективного противодействия идеологии религиозно

мотивированного экстремизма МВД в сотрудничестве с Министерством образования разработана и реализуется с 2006 г. учебная программа «Анди». В частности, публикуется серия комиксов «Анди», которые помогают учителям проиллюстрировать в виде сюжетных зарисовок (комиксов), к каким нежелательным последствиям может привести экстремизм. Комиксы доступны, распространяются как бесплатное приложение для мобильных программ Apple, Android и Windows Mobile и являются очень эффективным средством профилактики всех форм насильственного экстремизма, в том числе и религиозно мотивированного. Комиксы

В последние два десятилетия в Европе

усилился исламский_фундаментализм

(салафизм). Он развивается под лозунгом

возрождения идеального_исламского

общества, основанного на строжайшем соблюдении законов шариата. На сегодняшний день салафизм составляет основу идеологии террористических организаций Европы.

Во Франции приняты: 1) Закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (от 1986 г.); 2) Закон «О ратификации Европейской конвенции о наказании терроризма» (от 1987 г.); 3) новый Уголовный кодекс Франции (от 1992 г.).

В Германии нормативными документами выступают: 1) Уголовный кодекс (от 1998 г.); 2) Уголовно-процессуальный кодекс (от 1989 г.); 3) Закон о судоустройстве (от 1977 г.); 4) Закон «О борьбе с терроризмом» (от 1986г.); 5) Закон «О финансировании борьбы с терроризмом» (от 2001 г.); 6) Закон «О гармонизации защиты свидетелей, которым грозит опасность» (от 2001 г.)

подчеркивают важность роли демократического государства в обеспечении верховенства закона с одной стороны, а с другой - предупреждают учащихся о символах и методах, применяемых экстремистами.

Пятое, в РФ в целях повышения правосознания и предупреждения пользователей в интернете о незаконности вхождения в сайты и порталы экстремистского содержания применяется практика в форме видео-уроков с ответами на вопрос: «Как понять, что материал экстремистский?». В конце видео-урока указывается: «Если Вы обнаружили в сети подозрительный сайт, Вы можете проверить в Федеральном списке о запрещенных экстремистских материалах и отправить сообщение виртуально о противоправном контенте».

В целом, как показывает анализ, Европейская модель борьбы с экстремизмом основана на простых, понятных формулах, в частности : а) понимание причин радикализации и её форм является ключевым фактором в борьбе с экстремизмом; б) предотвратить радикализацию гораздо проще и дешевле, чем бороться с организованными экстремистскими группировками; в) эффективная координация деятельности школ, местных общин, правоохранительных органов и правительственных организаций - ключ к успеху в работе по противодействию экстремизму; г) привлечение населения, гражданского общества к активному и раннему информированию правоохранительных органов о фактах нарушения закона становится наиболее эффективным средством профилактики, предупреждения экстремистской деятельности.

Европейские эксперты и

представители спецслужб объясняют создание собственных центров обучения для мусульман тем, что во время обучения за рубежом, стажеры получали влияние ряда

экстремистских организаций, что отрицательно влияло на

мировоззрение молодых мусульман. Кроме того, в случае обучения в родных странах, у специальных служб есть законные основания и возможности контроля за процессом обучения.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО МАТЕРИАЛ ЭКСТРЕМИСТСКИЙ?

МАТЕРИАЛ, НА КОТОРЫЙ ТЫ НАТКНУЛСЯ В СЕТИ:

содержит

публичное оправдание rneppuj>u.iMu

и инои террористической дея т ел ыюст и

пропагандирует исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной. расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

призывает к социальной, расовой, национальной ii.iti религиозной розни (важно, что «рознь* -гораздо более широкое понятие, чем ненависть или вражда)

пропагандирует или публично демонстрирует нацистскую атрибутику или сималшку либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публично демонстрирует атрибутику или символику экстремистских организаций

СОМНЕВАЕШЬСЯ? СВЕРЬСЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СПИСКАМИ:

1. Федеральный список экстремистских материалов Щл^г

2. Список экстремистских и террористических организаций

3. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций. III (II П1 признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими

УБЕДИЛСЯ? ЗАПОЛНИ ФОРМУ "СООБЩИТЬ О ПРОТИВОПРАВНОМ КОНТЕНТЕ" NCPTI.RU/ILLEGAL_CONTENT/

На сегодняшний день в Республике Узбекистан приняты законы и соответствующая нормативно-правовая основа, как Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» [2] № 167-11 принят 15 декабря 2000 г., Закон Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму» [3] № ЗРУ-489 принят 30 июля 2018 г. и др. Однако понятия радикализации,

религиозного экстремизма, фундаментализма, сепаратизма для Узбекистана относительно новое явление в социальном, политическом и юридическом планах. Тем не менее, в местных реалиях оно уже успело стать глубоко структурированным, многослойным и сложным явлением, повлекшим за собой разные виды нарушения законов. Однако действующее законодательство эти разграничения не отражает, что приводит к недифференцированному подходу в предъявлении обвинений, что может повлечь за собой дискредитацию государственной правоохранительной системы и суда и привести к возникновению неуважения и недоверия граждан к государственным органам, побудить несправедливо осужденных вступить в террористические организации.

Такие же проблемы мы видим в неэффективном механизме и формах доведения закона до граждан, а также как мы упоминали ранее, в неправильно построенном системе профилактики правонарушений и перевоспитания в пенитенциарных учреждениях. Такие же проблемы мы видим позитивный зарубежный опыт в эффективном и обязательным по закону механизме доведения закона до граждан, а также формирования целой системы правовой культуры и правосознания. К примеру, в США и стран ЕС, в дошкольном и школьном образовании существует эффективный механизм привития знаний, уважения и соблюдения законов страны.

В заключении, с учетом зарубежного и отечественного опыта противодействия экстремизму представляется целесообразным:

- Узбекистану инициировать создание сообщества ученых (религиоведы, психологи, правоведы и др.) из стран ЦА и СНГ по обмену опытом и практикой в борьбе с идеологией экстремизма на регулярных научно-практических форумах. Использовать результаты обсуждений в создании долгосрочных стратегий по борьбе с экстремизмом;

- с учетом пробелов, имеющихся в законодательстве Узбекистана, учесть опыт Франции по кодификации, разработке нормативно-правовой основы классификации и квалификации разных по степени тяжести преступных деяний, связанных с религиозно мотивированным экстремизмом;

- разработать и использовать в СМИ, Интернет-ресурсах учебных заведений современные методы привития и воспитания у граждан иммунитета против идеологии религиозного экстремизма, высокой правовой культуры: мобильные приложения специальных и учебных программ, видео-уроки, комиксы и др.;

- реализовать меры по созданию и внедрению нормативно-правовых механизмов взаимодействия правоохранительных органов и «интернет-провайдеров» в глобальной сети Интернет, в частности, установлению правила, в соответствии с которым при входе в запрещенные сайты с зарубежными хостингами (офисами), для пользователей должна появляться мигающая строка с предупреждением о незаконности этого портала/сайта;

Review of law sciences References:

1. Malstryom S. YeS protiv ekstremizma. Yevropa doljna reagirovat na ugrozu radikalizatsii do togo, kak ona pererastet v nasiliye // Per Concordiam. Borba s Nasilstvennim Ekstremizmom. Yevropeyskiy Sentr po issledovaniyu voprosov bezopasnosti imeni Djordja K. Marshalla. Tom 4, № 1. - S. 7-9.

2. Zakon Respubliki Uzbekistan «O borbe s terrorizmom» № 167-II, prinyat 15 dekabrya 2000 g.

3. Zakon Respubliki Uzbekistan «O protivodeystvii ekstremizmu» № ZRU-489, prinyat 30 iyulya 2018 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.