Научная статья на тему 'О мерах противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи'

О мерах противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
глобализация / идеология / религиозный экстремизм / терроризм / противодействие / профилактика / globalization / ideology / religious extremism / terrorism / protectionism / prevention

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурад Насруллаевич Магомедов, Беслан Мухамедович Камергоев

Целью данного исследования было изучение совокупности мер противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи, которые реализуются правоохранительными органами и силовыми ведомствами. Авторы осуществили попытку лучшего понимания сущности современного религиозного экстремизма в ракурсе влияния процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мурад Насруллаевич Магомедов, Беслан Мухамедович Камергоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On measures to counter the spread of the ideology of religious extremism among young people

The purpose of this study was to study the totality of measures to counter the spread of the ideology of religious extremism among young people, which are implemented by law enforcement agencies and law enforcement agencies. An attempt was also made to better understand the essence of modern religious extremism in terms of the influence of globalization processes.

Текст научной работы на тему «О мерах противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи»

удк 343 ббк 67.408

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10491

О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Мурад Насруллаевич МАГОМЕДОВ, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России E-mail: shmv1978@yandex.ru

Беслан Мухамедович КАМЕРГОЕВ, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России E-mail: kamergoev281194@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Целью данного исследования было изучение совокупности мер противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи, которые реализуются правоохранительными органами и силовыми ведомствами. Авторы осуществили попытку лучшего понимания сущности современного религиозного экстремизма в ракурсе влияния процессов глобализации.

Ключевые слова: глобализация, идеология, религиозный экстремизм, терроризм, противодействие, профилактика.

Annotation. The purpose of this study was to study the totality of measures to counter the spread of the ideology of religious extremism among young people, which are implemented by law enforcement agencies and law enforcement agencies. An attempt was also made to better understand the essence of modern religious extremism in terms of the influence of globalization processes.

Keywords: globalization, ideology, religious extremism, terrorism, protectionism, prevention.

Постановка проблемы. Сегодня одной из злободневных задач, стоящих перед пра воохранительными органами и органами, обеспечивающими национальную безопасность внутри государства и за ее пределами, является противодействие распространению идеологии религиозного экстремизма. Религиозный экстремизм, являя собой проблему общемирового масштаба, по своему охвату «добрался» и до самой перспективной и в то же время уязвимой части современного общества — молодежи, духовной основы развития будущего страны [5; 6; 10].

Обоснование. Анализ статистических данных, представленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ за 2018 г., свидетельствует о том, что за совершение преступлений экстремистского содержания было осуждено 448 молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, в 2,5 раза боль-

ше, чем людей более старшего возраста (от 30 до 50 лет). Это свидетельствует о том, что количество молодых людей — приверженцев идеологии экстремизма преобладает над количеством взрослых.

И главная причина здесь заключается в ухудшении социально-экономических условий, которые обусловили рост радикализации и привели к экстремизации [4; 5; 8].

Согласно определению, данному Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, экстремистскую деятельность следует охарактеризовать как деятельность, направленную на «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма; возбуждение социальной, расовой, наци-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

ональной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии» [1] и т.п.

Из сказанного мы видим, что экстремизм определяется в аспекте совокупности общественных отношений, складывающихся на почве этнического, религиозного и политического взаимодействия, а распространение его идеологии в молодежной среде носит наиболее деструктивный характер для современного российского общества [2; 7].

Для лучшего понимания сущности современного экстремизма рассмотрим его в ракурсе влияния процессов глобализации, когда даже самые большие расстояния не препятствует развитию экономических, социальных и культурных отношений. И, конечно, на первый взгляд такие достижения должны были способствовать тому, что в глобализирующемся мире все будет развиваться гармонично и справедливо, а сами люди начнут жить в достатке и благополучии. Однако суровая реальность расставила все по своим местам [5; 8; 10].

Так, если обратиться к мировой истории, отметим: произошло то, что происходило всегда на всех этапах развития общества и человечества — в большем выигрыше остались в очередной раз сильные мира сего: крупные и развитые государства еще больше обогатились, а бедные еще больше обеднели [1; 4; 6].

Все это предопределило развертывание такого антиобщественного явления, как религиозный экстремизм, который в последние годы выступает неизбежным спутником всякого государства [8], а последствием указанных преобразований выступила потеря своих ценностей, в том числе религиозных норм, обычаев и привычек, доселе составлявших традиционный образ жизни людей [10].

В ответ на навязывание западной культуры гражданским населением был сделан выбор в пользу применения мер физического насилия против представителей западных стран. Конечно, такие умонастроения не могли не вызвать общественного резонанса, в результате чего они стали оружием в руках экстремистов [2; 5].

Таким образом, мир, который в глобальном пространстве означает расширение и увеличение культурных, экономических, политических и финансовых связей, стирание границ и барьеров, не состоялся. Напротив, динамичное развитие информационных систем, либерализация пограничных режимов, упрощение трансграничного движения финансовых ресурсов, активное стремление ряда государств к глобальному и региональному распространению своих культурных и правовых ценностей стали источником активизации экстремистской деятельности [2; 8; 10].

Основным постулатом проповедников радикальной идеологии был выбран образ мусульманина, который при современном политическом режиме ограничен или лишен возможности ре-ализовывать свои жизненные позиции ввиду коррумпированности власти, в результате этого повсеместно нарушаются его права. И выбор их пал, конечно же, на использование интернет-ресурсов для достижения своих преступных целей, поскольку в глобальном информационном пространстве практически невозможно контролировать данные преступления, и именно современные технологии сегодня позволяют оперативно воздействовать на «умы» молодежи, чем и пользуются проповедники радикальной идеологии [3; 6].

Платформа социальных сетей ежедневно пополняется личными данными пользователей, которые выкладывают в открытом доступе информацию о сфере интересов, что еще больше упрощает распространение материалов экстремистского содержания на конкретную целевую аудиторию, и больше всего среди молодежи, являющейся группой риска ввиду несформирован-ности и неустойчивости психики и повышенной внушаемости.

Популяризация экстремистских идей среди молодежи в социальных сетях носит национальный и религиозный окрас, в результате этого пользователей социальных сетей склоняют к принятию радикальных взглядов и к участию в боевых действиях за религиозные идеи [6; 7].

Следует отметить, что весь производимый ими интернет-контент активно потребляется пользователями интернет-ресурсов. Здесь же происходит агитация, вербовка и рекрутирование в свои ряды новых членов. Все это свидетельствует о том, что работа экстремистских организаций в социальных сетях довольно результативна [4; 5; 10].

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Заключение. Меры противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи реализуются, как мы уже говорили, правоохранительными органами и силовыми ведомствами. Для достижения большей результативности по предупреждению и противодействию распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи необходимо проводить профилактические меры, которые следует начинать реализовывать с помощью электронных СМИ — социальных сетей посредством трансляции теологических передач, изобличающих содержание истинных целей религиозного экстремизма [5; 9].

Вместе с тем необходимо:

■ проводить работу, направленную на популяризацию традиционных культур народов, населяющих Российскую Федерацию;

■ % усилить деятельность Национальных антитеррористических комитетов, прокуратур, правоохранительных органов в субъектах РФ;

■ % активизировать мониторинговую деятельность на предмет выявления в интернет-пространстве радикальных идеологий и пресечения ее распространения;

■ % вести информационно-просветительскую деятельность, направленную на дера-дикализацию молодежи, с привлечением обманувшихся в своих надеждах бывших радикалов [5; 8; 10].

Библиографический список

1. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (с изм. и доп.) // https://base.garant.ru/ 12127578/

2. Абазова М.В., Камергоев Б.М. Некоторые проблемы выявления и расследования преступлений экстремистской направленности / / Совр. общество и власть. 2018. № 4 (18). С. 81—85.

3. Битов А.А. Профилактика религиозного экстремизма в образовательных организациях России // Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 3. С. 363—365.

4. Магомедов М.Н. Роль субъектов гражданского общества в противодействии идеологии экстремизма и терроризма / / Закон и право. 2020. № 6. С. 108—110.

5. Настуев Э.Б. Совокупность мер противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи // Пробелы в рос. законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 117—120.

6. Николаева Н.В., Исаева Л.А. Роль и место правоохранительных органов Российской Федерации в противодействии экстремизму и терроризму // Colloquium-journal. 2019. № 25-10 (49). С. 80—81.

7. Скворцова А.Р. Роль и место правоохранительных органов Российской Федерации в противодействии экстремизму и терроризму / / Ростовский науч. журнал. 2018. № 12. С. 9—17.

8. Тарчоков Б.А. Особенности предупреждения этнорелигиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 59—60.

9. Факов А.М. Антитеррористическая политика как средство борьбы с терроризмом и экстремизмом в России // Проблемы экономики и юрид. практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 31—32.

10. Шхагапсоев З.Л., Бураева Л.А. Об актуальных вопросах международного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма в интернет-пространстве // Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 5. С. 251—254.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.