студентов становится система Грантов. В1994 году Государственный Комитет по высшим учебным заведениям разработал и утвердил предложения по организации и развитию научно-исследовательской деятельности студентов. Учитывая отрицательную финансовую ситуацию этого времени, Правительство РФ утвердило в 1996 году Федеральную целевую программу поддержки интеграции фундаментальной науки и высшего образования.
Первое десятилетие 21 века характеризуется изменением содержания и структуры профессионального образования в высшей школе, основанном на вступлении России в Болонский процесс. Именно это, а так же становление рыночной экономики, определило другие запросы к организации профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Однако нормативная база организации научно-исследовательской деятельности студентов ещё не сформирована окончательно [2, с.7-11].
Таким образом, исторический аспект формирования и развития научно-исследовательской деятельности студентов в рамках обязательной учебной деятельности вуза претерпел значительные изменения. Несмотря на достаточно резкие изменения в нашей стране, произошедшие с середины 19 века, основные данный вид деятельности студентов является неотъемлемой частью деятель-
ности любого вуза.
Литература:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.. Психология высшей школы, Минск, 1978 г. 383 с.
2. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь. 2004 г. 110с.
3. Наместников Б.Д., Нефедов П.А. Студенческие научные общества // Большая советская энциклопедия Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. М., 1969-78. 487с.
4. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России / В.В. Балашов, Г.В. Лагунов, И.В. Малюгина, В.В.
Масленников, А.И. Мамот, Б.В. Першуткин, А.Г. Поршнев, В.М. Рулев, В.С. Румянцев, М.Н. Стриханов: Монография. В. 3 ч. М, 2002
5. Яркова, Т. А. Научно-исследовательская деятельность вуза: история, современное состояние, перспективы (на примере Тобольского государственного педагогического института имени Д.И.Менделеева): Тобольск, 2005. - 198 с.: 6. Научные общества. Большой Энциклопедический словарь http://dic.academic.ru/dic. шРепс3р/209254
УДК 334
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ СЕКТОРУ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Жантемиров Ш.А., к. с/х. н., докторант, кафедра экономики предприятия и предпринимательства, Российский университет дружбы
народов, e-mail: [email protected] Лазарев Я.В., стажер кафедры политической экономии, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
В условиях коренного изменения характера производственных отношений развития многоукладности экономики частнособственнического фундамента изменяются экономические отношения по всему спектру жизни стран, находящихся в переходном состоянии.
Изменения хозяйственной жизни при переходе к рыночным методам координации экономических отношений актуализируют проблемы государственного регулирования и управления экономики и развития местного самоуправления. Новые приоритеты в сочетании форм собственности, ярко выраженный, объективности, самоокупаемости в организации предпринимательства, ориентация на свободу экономического выбора открывают новые возможности и перспективы в организации сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: государственное регулирование, мотивация, сельское хозяйство, производство.
GOVERNMENT REGULATION AND FINANCIAL SUPPORT TO THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Zhantemirov Sh., Ph.D., Corporate economics and enterprise chair, Peoples'Friendship University of Russia, e-mail: [email protected] Lazarev Y., intern of the Political economy chair, Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A.Timiryazev
In the context of a radical change in the nature of industrial relations development of a mixed economy ofprivate ownership of the foundation changed economic relations across the spectrum of life in the countries that are in transition.
Changes in the economic life of the transition to market-based methods of coordination of economic relations actualize problems of state regulation and control of the economy and the development of local self-government. New priorities combined forms of ownership, pronounced, objectivity, self-sufficiency in the organization of business, focus on the freedom of economic choice, open up new possibilities and prospects in the organization of agricultural production.
Keywords: government regulation, motivation, agriculture, manufacturing.
Аграрный сектор Кыргызской Республики занимал, и будет занимать, как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе, ключевое положение в экономике страны. Опыт суверенного, демократического развития Кыргызстана показал, это для стабилизации и подъема экономики, преодоления бедности и повышения благосостояния населения необходимо, прежде всего, выработать стройную систему управления аграрным сектором, где сосредоточено 65% населения, функционирует 455 местных управ и около 80% проживающих работают в системе агропромышленного комплекса. Поэтому государственное регулирование развития АПК, с внедрением подлинного местного самоуправления, является стратегической задачей развития экономики современной Кыргызской Республики.
Сельское хозяйство является ведущей отраслью народнохозяйственного комплекса республики, в зависимости от погодно-климатического и других условий, оно ежегодно дает от 30 до 45 процентов ВВП, произведенного в стране. Если к нему добавить перерабатывающую, пищевую, часть легкой промышленности и обслуживающих их отрасли, такие как заготовка, транспортировка, хранение и реализация продукции, то удельный вес АПК во внутрен-
нем валовом продукте Кыргызстана составить более 60%. [1]
На современном этапе переходного периода к рыночной экономике, наиболее трудным в преобразовании организационно-экономического механизма является нахождение правильной комбинации государственного регулирования и активация инициативы всех субъектов хозяйствования. Особенно, только что нарождающихся мелких частных предпринимателей, заинтересованных в получении прибыли и удовлетворении спроса населения, от этого особенно в АПК зависит успешное развитие экономики в целом.
Отклонение в экономической политике в пользу чрезмерного госрегулирования или полной либерализации экономики, без правильного их сочетания, как правило, приводит к негативным последствиям. Ярчайшим примером этих перегибов является состояние экономики Кыргызской Республики за первые годы перехода к рынку. Так чрезмерное централизованное государственное регулирование производства и распределение в последние годы социалистического периода полностью притупило инициативу работников сельского хозяйства и АПК - государственных, коллективных, кооперативных предприятий, вследствие чего экономический
106 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2015 |
рост замедлился. В то же время почти полный отказ в первые годы радикальных перемен (реформ в 1991-1995 гг.) от вмешательства государства в экономику по мотивам перехода к рыночным отношениям привел к спаду производства по отдельным отраслям народного хозяйства и агропромышленного комплекса Кыргызстана в целом от 45 до 60%. [2]
Концепция «невидимой руки» рынка, регулирующей все стороны экономического развития рынка и общества, о которой говорил А. Смит [3] при исследовании природы рынка, безусловно, составляет важнейшую черту экономики свободного предпринимательства, но к такому ее состоянию можно прийти в процессе длительного эволюционного развития, а мгновенная ликвидация Госплана КР, Института экономики РАН КР и даже отдельных министерств себя не оправдала, а лишь осложнила развития рыночной системы координации хозяйственных связей.
В переходный период к рыночным отношениям государство на макроуровне должно выполнять такие функции как фискально-финансовое регулирование, направленное на увеличение темпов экономического роста и стабильности; создание системы налогообложения, обеспечивающей справедливое распределение средств для решения общегосударственных экономических задач; организацию внешнеэкономической деятельности, способствующей эффективной интеграции страны в мировое хозяйство, осуществлять национальную оборону, охрану общественного порядка и т.д.
На микроуровне - это антимонопольное регулирование, обеспечение равных возможностей предпринимателям, а также проведение политики, направленной на поддержку сельского хозяйства и функционирования АПК, сохранение и умножение природных богатств и ресурсов. Естественно сторонники самоорганизующейся рыночной экономики, в тот ранний период развития общества объективно не могли учитывать то, что в обществе есть немало социально-экономических проблем, не подвластных рынку и для обеспечения стабильного развития экономики рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования и управления. Государство как надстроечная система непосредственно обязано по
природе своего возникновения обслуживать экономический базис любого социально-экономического общественного строя. Следовательно, при переходе к рыночным отношениям государству необходимо создавать такую хозяйственную обстановку, которая должна способствовать развитию инициативы и существенно упростить процедуру предпринимательского дела, особенно в АПК, помогать правильно его поставить, поддерживать льготными налогами и кредитами в конкуренции с крупными предприятиями. Цель государственного регулирования заключается в контроле цен, качества, процесса слияния компаний, инвестиций и финансирования с тем, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов. Во всех странах с развитой рыночной экономикой и с центральным органом управления развитием АПК занимается Министерство сельского хозяйств. Оно должно разрабатывать стратегию развития отрасли, обеспечивать экономическую и правовую поддержку всех форм собственности, осуществлять государственное регулирование продовольственных рынков, проводить закупки сельхозпродукции, обеспечивать реализацию продукции и защиту фермеров и других производителей сельхозпродукции от чрезмерных колебаний спроса и предложения и неожиданного снижения цен.
Проведение единой финансовой и кредитной политики, особенно в агропромышленном комплексе осуществляет правительство Кыргызстана, а основной объем управленческих функций в этой среде выполняет Министерство финансов. Однако, Минфин КР и подчиняющийся ему Национальный банк до настоящего времени не уделяет должного внимания предоставлению кредитов для развития аграрного сектора экономики. Об этом свидетельствуют данные акционерных коммерческих банков - основных кредиторов народного хозяйства Кыргызской Республики. Всего в республике на сегодняшний день функционируют около 25 банков, но только 13 из них выделяют незначительные кредиты сельскому хозяйству.
Данные, приведенные в таб. 1 показывают, что сельскому хозяйству предоставляются лишь 1,6% кредита от общей суммы выдаваемых банками, в то время как торговля получает 51,8%, промышленность - 28% и строительство - 18,6% кредитов.
Таблица 1. Кредиты коммерческих банков по отраслям в тыс. сом, курс 1 рубль - 1,50 сома
№ Коммерческие Всего Выданные кредиты по отраслям
п/п банки и их филиалы филиалов Торговля Строительство Промышленность Сельское хозяйство Всего по отраслям С/х-во в % к итогу
1 АООТРК «АМАНБАНК» 6 33460,0 142,6 5419,3 10610,4 49632,3 21,4
2 АКБ «БАНК АЗИЯ» - 40324,6 3421,0 2387,9 342,8 46476,3 0,7
3 АК «АЗИЯ УНИВЕРСАЛ БАНК» 2 46678,3 6732,1 3742,9 197,2 57350,2 0,3
4 АООТ «БАНК БАКАЙ» 2 56113,7 8794,5 7823,5 674,3 73406,0 0,9
5 ЗАО «ДЕМИР КЫРГЫЗ ИНТЕРНЭШНЛ БАНК» 1 31789,0 10113,4 45721,8 289,8 87914,0 0,3
6 ОАО «ДОС-КРЕДО БАНК» 7 27554,1 2451,4 56732,2 376,5 87114,2 0,4
7 ЗАО «ИНДЭКСИМ БАНК» 4 57892,2 12354,5 23321,3 432,1 94000,1 0,4
8 КЫРГЫЗСКИИ 1 15637,8 53461,8 2315,7 231,2 71646,5 0,3
ИНВЕСТИЦ.-КРЕД.
БАНК
9 ОАО «КЫРГЫЗПРОМ СТРОЙБАНК» 29 59734,4 16379,2 33745,7 527,8 110387,1 0,4
10 АКБ «КЫРГЫЗСТАН» 28 58927,6 22893,5 18762,3 867,4 101450,8 0,8
11 ЗАО АКБ «ТОЛУБАЙ» 1 23765,5 3452,8 42161,0 634,2 70013,5 0,9
12 ОАО «ЭНЕРГОБАНК» 7 45672,8 33251,2 15823,8 385,7 95133,5 0,4
13 АК «ЭКОБАНК» 6 40021,1 19894,5 31551,7 765,1 92232,4 0,8
ИТОГО 145 537571,1 193342,5 289509,1 163334,5 1036757,2 1,6
51,8 18,6 28 1,6 100
ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №1 2015 | 107
Коммерческим банкам выгодно выдавать краткосрочные кредиты работникам торговли на (3-6 месяцев), чем ждать получения урожая (1 год) сельхозпредприятиями. Следовательно, коммерческие банки не заинтересованы в развитии сельскохозяйственного сектора, а финансовые органы и нацбанк не вмешиваются в их дела в целях исправления положения в кредитовании именно аграрной сферы. Поскольку без кредитования сельское хозяйство не может осуществлять процесс воспроизводства, оно остро нуждается в развитии системы кредитования. С созданием многоукладной, конвергентной экономики, интенсивным увеличением количества частных хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц в аграрном секторе, по инициативе Национального банка Кыргызской Республики стали создаваться различные финансово-кредитные институты в целях проведения финансово-кредитной политики государства среди сельских товаропроизводителей и привлечения иностранных инвестиций. Создаются микрокредитные союзы, кредитные кооперативы как автономные рыночные структуры, коренным образом отличающиеся от банковских коммерческих структур.
Система микрокредитования является одной из основных форм укрепления финансовой базы населения, особенно сельской местности. Она имеет существенное значение в борьбе с бедностью и безработицей и широко применяется для поддержки деловой активности людей. Работа по микрокредитованию населения осуществляется КСФК (Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация), которая преобразована в Кыргызский сельский банк Агентствами по микрокредитованию безработных граждан, Министерством труда и социальной защиты КР, «Фондом развития предпринимательства».
Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорацией профинансировано на беззалоговой основе в рамках Программы по сокращению бедности ПРООН 368 проектов на общую сумму 32,0 млн. сомов. Полученные финансовые средства направлялись для открытия собственного дела по таким направлениям, как развитие сельского хозяйства (птицеводство, откорм скота, продажа мяса и т.д.), торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, изготовление национальной одежды, национальных сувениров, изделий из дерева.
В целом по республики, микрокредиты получили более 125,0 тыс. граждан. Развитие микрокредитования сыграло благотворную роль в жизни тысяч людей, и способствовала росту не только их благосостояния, но и трудовой активности. В республике с каждым годом все большую силу набирают различные формы кредитных союзов, на сегодняшний день их насчитывается 304. Совокупный кредитный портфель кредитных союзов составляет около 448,6 млн. сомов, выдано заемных средств на сумму 250 млн. сомов. Микрокредиты содействовали созданию 33 тыс. рабочих мест, сокращению бедности на 6,2%, росту ВВП на 7%. Выполнение в оптимальные сроки сельскохозяйственных работ в республике по предварительным расчетам, требует ежегодного поступления более 26,0 тыс. тракторов, 6,0 тыс. комбайнов и т.д. На покупку техники у крестьян нет средств, поэтому ежегодно покупается около 200 тракторов, 50 комбайнов. Эти факты подчеркивают необходимость помощи государства сельским труженикам путем предоставления лизинговых инвестиций на приобретения техники, оборудования и племенного скота и т.д.
В Кыргызстане Правительством КР от 23 января 1997 года по Постановлению №23 была создана государственная акционерная лизинговая компания «Айылтехсервис». Для формирования уставного фонда данной компании были переданы 145 тракторов марки МТЗ-82, 65 зерноуборочных комбайнов "Нива", 18 английских тракторов и 18 немецких комбайнов поступивших по гранту Правительства Японии. Государство имеет большие возможности получения инвестиций в кредит из многих развитых стран доноров. В 2006 году госорганами и Правительством были получены лизинговые поступления в виде тракторов и других сельхозмашин из России и Китая на сумму более 10 млн. долларов США. Однако, не нужно забывать, что при этом растет задолженность зарубежным донорам. Необходимо учитывать и то, что лизинг позволит малым и средним предприятиям Кыргызстана приобретать необходимые для их бизнеса оборудования. Предпринимателям при этом представляются не денежные ресурсы, а непосредственно сами средства производства на условиях аренды, что гораздо доступнее и дешевле, нежели их покупка. Для развития сельского хозяйства наибольшее значение имеют налогообложение.
Налоги решают принципиальные вопросы, касающиеся социального развития, преодоления бедности, устойчивого экономического роста, как основы благосостояния общества. Во многих случаях убыточность, нерентабельность хозяйственной деятельности субъектов объясняется результатом несовершенной аграрной и налоговой политики. По мнению многих экономистов никогда, ни при каких общественных формациях налоги не могут удовлетворять всех, поскольку это всегда безвозмездное и обязательное изъятие определенной части доходов плательщиков, будь то предприятие, организация и граждане. Поэтому при совершенствовании налоговых отношений речь идет прежде всего об их оптимизации, о поиске таких решений, которые более всего удовлетворяли бы желания плательщиков, с одной стороны и потребности государства с другой. Совершенствование и оптимизация налогообложения в Кыргызской Республике еще не совершенны. Очевидно, что без повышения собираемости налогов нельзя рассчитывать на достижение в стране макроэкономической стабильности, обеспечение критически необходимых для экономики государственных инвестиций, действенную поддержку социального сектора. В тоже время только растущая экономика, в которой налоговое бремя равномерно распределено между различными экономическими агентами, способна генерировать достаточные доходы для бюджета. Согласно расчетов Шульятевой Г.И.: «- ..Тяжесть суммы всех налоговых изъятий в размере до 20% к валовому доходу стимулирует расширенное воспроизводство, от 25 до 50% - обеспечивает простое воспроизводство, свыше 50% вызывает свертывание производства». [4]
Нам в Кыргызстане необходимо осуществить некоторые реформы в налоговой системе по отношению сельхоз товаропроизводителям. В высокоразвитых странах сумма налогов не превышает от 2,5 до 6% всех фермерских затрат. В странах ЕС и Америке сельхоз товаропроизводителей субсидируют до 60-70% от цены выпускаемой продукции. В Кыргызской Республике самым бедным являются сельское население, особенно земледельцы. Налог на землю определяется с учетом качества земли, состава угодий и местоположения. Определением налога в нашей стране занимались многие ученые: одни оценивали систему поступления налогов по баллу, бонитета почв, другие по доходу и т.д. Однако мы в основном склонны к установлению налога на землю немного иначе. Такая система налогообложения действует в западных странах. Если у нас сейчас объем взимаемого налога поставлен в зависимости от величины ренты, т.е. от получаемого дохода и оценочного балла, то мы находим установления налога в зависимости от цены земли в сочетании с налога на прибыль. Необходимо приведение ставок земельного налога в соответствие с фактической рыночной стоимостью земли. Представляется, что такое изменение налоговой базы будет стимулировать более эффективные использования земли, ликвидацию бросовых земель, активизацию рынка земли. Наша республика животноводческая и многие фермеры не занимаются земледелием и не платят земельный налог, а занимаются лишь откормом скота, получая высокие доходы. Предприниматели, занимающиеся откормом скота, получают прибыли намного больше, чем земледельцы. Поэтому мы подразумеваем, необходимо устанавливать налог не только за пользование землей, но и за содержание скота и в зависимости от половозрастных групп следует взимать с МРС (мелкорогатый скот) от 5 до 10 сомов, с КРС (крупнорогатый скот) и лошадей от 30 до 50 сомов, поскольку налог должен взиматься с прибыли.
Налоговая политика должна быть органически увязана с экономическим. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом воздействия со стороны государства на структуру и динамику общественного производства, развитие научно-технического прогресса.
Выводы:
1. В Кыргызстане до настоящего времени не уделяют должного внимания предоставлению кредитов и помощи на качественном уровне для развития аграрного сектора.
2. Для выполнения в оптимальные сроки сельскохозяйственных работ в республике необходимы ежегодные поступления сельскохозяйственной техники и топлива. Эти факты подчеркивают необходимость помощи государства сельским труженикам путем предоставления лизинговых инвестиций на приобретение техники, оборудования и т.д.
3. Совершенствование налогообложения является важнейшим
108 ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №1 2015 |
рычагом государственного регулирования сельского хозяйства. Налоговая система должна быть простой, наглядной, действенной и понятной, а тяжесть налогового бремени должна быть для развития сельского хозяйства более комфортной и льготной и распределена между всеми в равной степени.
Литература:
1. Батырканов Ж.М., Канаева И.Б. Инновации в реорганиза-
ции государственного и местного самоуправления в Кыргызской Республике. // КНУ-Бишкек, 2003
2. Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года. - Бишкек, 2001 - 179 с.
3. Адам Смит Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 1936, Т.2. - 475 с.
4. Шульятева Г.И. Налогообложение в сельском хозяйстве// Автореферат диссертации - М.: 1993 - С.23
УДК 316.772
ОНЛАЙН АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ
Долженко Ю.Ю., преподаватель кафедры теории и практики управления Сургутского государственного педагогического университета Позднякова А.С., магистрант Сургутского государственного педагогического университета
В статье рассматривается классификация анкетирования как основного и доступного способа проведения исследования в различных областях человеческой деятельности. Набирающий популярность способ проведения и обработки результатов - онлайн анкетирование, позволяет охватить огромное количество человек без каких-либо ограничений, связанных с местоположением участников.
Ключевые слова: анкетирование, виды анкетирования, онлайн анкетирование, программное обеспечение для проведения онлайн анкетирования.
ONLINE QUESTIONNAIRE SURVEY AS A MODERN AND EFFECTIVE WAY OF
RESEARCH
Dolzhenko Y., lecturer of Management theory and practice chair, Surgut State Pedagogical University Pozdnyakova A., Master's Degree Student, Surgut State Pedagogical University
In the article deals with the classification of the questionnaire survey as a basic and affordable way to conduct research in various fields of human activities. The increasingly popular method of conducting and analysis of the results of the online questionnaire survey, allows for a huge number ofpeople without any constraints associated with the location of the participants.
Keywords: questionnaire survey, questionnaire types, online questionnaire survey, software for online questionnaire survey.
Личное анкетирование предполагает проведение анкетирования при непосредственном контакте с респондентом, а дистанционное - удаленное участие в анкетировании.
По способу представления вопросов анкеты различают: анкетирование на основе печатной формы, офлайн (offline) и онлайн (online) анкетирование. При анкетировании на печатной основе вопросы анкеты размещаются на печатном бланке. Офлайн анкетирование представляет собой представление вопросов анкеты респонденту в виде электронного документа без подключения к сети Интернет (например, анкета в приложении MS Office Excel). Респонденты заполняют анкету, отвечают на вопросы открытого и закрытого типа на компьютере, полученные результаты сохраняются и/или отправляются разработчику анкеты на любой носитель информации и по электронной почте для дальнейшей обработки полученных данных. Онлайн анкетирование представляет собой размещение вопросов анкеты в электронном виде и предоставлении респонденту удаленного доступа к ней.
Наибольшую популярность среди молодых исследователей набирает онлайн анкетирование. Такой способ имеет ряд достоинств:
Являетесь ли вы студентом, научным сотрудником или работником офиса, рано или поздно вы сталкиваетесь с тем, что вам необходимо выявить мнение окружающих для последующего использования полученных результатов в принятии правильного решения. «Целью руководства должен стать выбор обучающейся организации, умеющей соединять, умеющей соединять теорию и практику [4, с. 45].
Метод анкетирования является одним из основных методов исследования во всех сферах деятельности. «Получаемую информацию необходимо подвергать переработке, сравнению, осмыслению, исследованию» [5, с.45]. Анкетирование представляет собой разновидность исследовательского метода опроса, позволяющая на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов [1, с. 33]. Анкетирование - это письменный вид опроса (по сравнению с интервьюированием, устным видом опроса).
Существуют различные подходы к классификации видов анкетирования. Виды анкетирования группируются, преимущественно, попарно на основе одного признака (Рис. 1).
Рассмотрим наиболее встречающиеся виды анкетирования.
В зависимости от степени охвата респондентов различают: сплошное и выборочное анкетирование. При сплошном анкетировании предусматривается участие и использование результатов опроса всей генеральной совокупности респондентов. При выборочном анкетировании опрос осуществляется на выборочной части респондентов.
По количеству участников различают индивидуальное и групповое анкетирование. Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом, а групповое предполагает участие в анкетировании большого количества участников, чаще всего, группированного по определенному признаку. В анкетировании могут участвовать несколько групп респондентов.
По виду вопросов различают открытый и закрытый виды анкетирования.
Анкетирование закрытого типа предполагает выбор ответов из предложенных вариантов. Анкетирование открытого типа предполагает самостоятельное конструирование ответа респондентом.
По типу контакта с респондентом: личное и дистанционное.
■ число респондентов не ограничено;
■ современное удобное оформление (интерфейс);
■ удобные способы рассылки на участие в анкетировании;
■ нет зависимости от местонахождения респондента;
■ современные инструменты (возможности) создания вопросов;
■ минимальные материальные затраты;
■ быстрая и точная обработка результатов.
Наиболее удачным решением для проведения онлайн-анкетирования является приложение, разработанное компанией Google - Google Forms (Формы) [2]. Данное приложение имеет ряд достоинств:
■ приложение бесплатное,
■ позволяет охватить респондентов, проживающих не только в Российской Федерации,
■ участие одновременно неограниченного количества респондентов;
■ простое в управлении, редактировании информации различно-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2015 j 109