УДК 336.6
Зайсунова К.В.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «АГТУ» г. Астрахань, РФ Научный руководитель: Гориславская Н.В.
Кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «АГТУ»
г. Астрахань, РФ
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению правил ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В статье рассматриваются основные принципы и порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также особенности учета доходов и расходов.
Ключевые слова
бухгалтерский учет, бюджетные организации, доходы, расходы, правила учета
Zaisunova K.V.
2nd year undergraduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "AGTU"
Astrakhan, Russia Scientific supervisor: Gorislavskaya N.V.
Candidate of Economic Sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "AGTU"
Astrakhan, Russia
RULES OF ACCOUNTING IN BUDGETARY ORGANIZATIONS Annotation
This article is devoted to the study of the rules of accounting in budgetary organizations. The article discusses the basic principles and procedures for accounting in budgetary institutions, as well as the specifics of accounting for income and expenses.
Keywords
аccounting, budget organizations, income, expenses, accounting rules
Правильное ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет важное значение для обеспечения финансовой прозрачности и эффективного управления финансовыми ресурсами. Знание и соблюдение правил бухгалтерского учета помогает бюджетным учреждениям контролировать доходы и расходы, соблюдать законодательство и предотвращать финансовые нарушения [1]. Поэтому изучение данной темы является актуальным и необходимым для специалистов, работающих в сфере учета бюджетных организаций.
Ведение учёта в бюджетном учреждении является важным процессом, который позволяет контролировать расходы и доходы организации, а также обеспечивает прозрачность финансовой деятельности. Для эффективного ведения учёта необходимо соблюдать следующие шаги:
1. Создание бухгалтерской системы. Прежде всего, необходимо определить структуру учёта и
выбрать подходящую бухгалтерскую программу.
2. Учет доходов и расходов. Важно своевременно регистрировать все поступления и расходы средств, а также проводить анализ финансовой деятельности учреждения.
3. Контроль над долгами и обязательствами. Необходимо следить за исполнением договоров и контрактов, своевременно погашать долги и соблюдать финансовые обязательства.
4. Отчетность. Учреждение должно предоставлять отчётность о своей финансовой деятельности, включая годовые отчёты, бюджетные отчёты и отчёты об исполнении бюджета.
5. Соблюдение законодательства. Необходимо учитывать требования действующего законодательства по учёту, отчётности и налогообложению.
Ведение учёта в бюджетном учреждении поможет управляющим принимать обоснованные финансовые решения и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свои особенности, которые отличают его от учета в коммерческих организациях. Некоторые из основных особенностей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях:
1. Особая система учета доходов и расходов. Бюджетные учреждения получают доходы из бюджета, грантов и других источников, что требует особого контроля и учета.
2. Строгий контроль за расходованием средств. В бюджетных учреждениях существуют строгие правила и процедуры расходования бюджетных средств, что требует тщательного учета и контроля.
3. Специфическое оформление отчетности. Бюджетные учреждения обязаны представлять отчетность в установленном порядке и форме, что требует знания специфики бухгалтерского учета в данной сфере.
4. Учет особенностей налогообложения. Бюджетные учреждения освобождены от некоторых налогов и обязаны платить другие налоги, что также отражается на бухгалтерском учете.
5. Наличие специфических нормативов и положений. Бюджетные учреждения регулируются специальными законами и нормативами, что также влияет на ведение бухгалтерского учета [2].
Эти особенности делают бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях довольно сложным и требующим специальных знаний и навыков у бухгалтеров, работающих в данной сфере.
Отчетность в бюджетных учреждениях играет ключевую роль в эффективном управлении финансами, обеспечивая прозрачность и ответственность перед их стейкхолдерами. Важно проводить регулярный и точный учет финансовых операций, составлять отчеты и анализировать финансовые результаты.
В бюджетном учреждении особое внимание уделяется следующим аспектам отчетности:
1. Бюджетирование и планирование. Компания должна разрабатывать бюджеты на основе стратегических целей и планов компании, контролировать их выполнение и проводить анализ отклонений.
2. Финансовая отчетность. Бюджетная организация должна составлять ежемесячные, ежеквартальные, годовые и другие финансовые отчеты в соответствии с принятыми в стране стандартами.
3. Внутренний контроль и аудит. Бюджетная организация должна иметь механизмы внутреннего контроля, которые обеспечивают правильность и достоверность финансовой отчетности. Также рекомендуется проведение внешнего аудита для проверки правильности расходования бюджетных средств учреждения.
4. Коммуникация с заинтересованными сторонами. Бюджетная организация должна предоставлять контролерам, аналитикам и другим стейкхолдерам достоверную и своевременную финансовую информацию.
Соблюдение всех этих аспектов отчетности помогает обеспечить прозрачность и доверие к финансовому состоянию бюджетного учреждения, а также способствует принятию обоснованных
финансовых решений для достижения поставленных целей.
Учетная политика бюджетной организации является набором правил и принципов, которые устанавливают порядок учета и отчетности данной организации. Учетная политика определяет способы организации учета финансовых операций, порядок составления отчетности и ее представления [3].
В учетной политике бюджетной организации должны быть отражены особенности учета бюджетных средств, их выполнение и отчетность в соответствии с нормативными актами и законодательством о бюджетном учете [2]. Также в учетной политике могут быть установлены правила по учету имущества и обязательств, а также порядок обеспечения достоверности расходования бюджетных средств.
Учетная политика также может содержать информацию о методах оценки стоимости активов и обязательств, а также раскрытие информации о финансовом положении бюджетного учреждения для стейкхолдеров.
Учетная политика бюджетной организации должна быть согласована с законодательством и нормативными актами, учитывать специфику ее деятельности в области бюджетного учета и соответствовать общим принципам учета и финансового отчета.
Таким образом, важным аспектом финансового управления деятельностью государственных учреждений является соблюдение правил учёта бюджетных средств. Ниже приведены основные правила учета бюджетных средств:
1. Бюджетные средства должны быть использованы только в соответствии с утвержденным бюджетом и целевыми назначениями.
2. Все поступления и расходы бюджетных средств должны быть корректно оформлены и отражены в учетной системе организации.
3. Осуществление контроля за исполнением бюджета и отчетности о его исполнении.
4. Учет бюджетных средств должен быть прозрачным и доступным для проверки со стороны контролирующих органов.
5. Соблюдение законодательства и нормативных актов по учету и отчетности о бюджетных средствах.
6. Проведение инвентаризации бюджетных средств с целью проверки их наличия и правильности
учета.
7. Контроль за исполнением бюджета должен осуществляться на всех этапах бюджетного процесса - от планирования до отчетности.
8. Обеспечение сохранности бюджетных средств и их эффективного использования в рамках утвержденного бюджета.
Соблюдение указанных правил учёта бюджетных средств позволяет обеспечить эффективное и ответственное использование государственных финансов и предотвратить возможные злоупотребления и коррупционные действия.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 12.12.2023 № 247-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. 2010. № 31. Ст. 4178.
2. Приказ Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7344; 2019. N 30. Ст. 4149
2. Солодова С. В. Бухгалтерский учет в организациях государственного сектора: учебник для вузов / С. В. Солодова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 360 с.
© Зайсунова К.В., 2024