Научная статья на тему 'Организация бухгалтерского учета на предприятиях различных сфер деятельности'

Организация бухгалтерского учета на предприятиях различных сфер деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1957
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ / ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ORGANIZATION OF ACCOUNTING / INTERNAL CONTROL / TAX SYSTEM / COMMERCIAL ORGANIZATION / STAGES OF WORK ORGANIZATION / CHART OF ACCOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхагапсо М. Б., Крашенинникова А. Г.

Рассмотрены основные принципы и общие требования организации бухгалтерского учёта, а также особенности организации и внутреннего контроля бухгалтерского учета в банковских учреждениях, бюджетных и некоммерческих организациях. Приведены основные этапы организации работы по ведению бухгалтерского учета с учетом применяемых предприятиями систем налогообложения, рассмотрены особенности применения упрощённой системы налогообложения и связанный с ней упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта, а также законодательно установленные условия, необходимые для получения такой возможности организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тхагапсо М. Б., Крашенинникова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACCOUNTING AT ENTERPRISES IN VARIOUS FIELDS OF ACTIVITY

The basic principles and general requirements of the organization of accounting, budgetary and non-profit organizations are considered. Taking into account the main stages of organizing the work on maintaining accounting and accounting for the features of the application of the simplified taxation system and related simplifications and accounting, as well as the legislatively necessary conditions necessary for obtaining such an opportunity for the organization.

Текст научной работы на тему «Организация бухгалтерского учета на предприятиях различных сфер деятельности»

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.Б. Тхагапсо, канд. экон. наук, доцент А.Г. Крашенинникова, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10630

Аннотация. Рассмотрены основные принципы и общие требования организации бухгалтерского учёта, а также особенности организации и внутреннего контроля бухгалтерского учета в банковских учреждениях, бюджетных и некоммерческих организациях. Приведены основные этапы организации работы по ведению бухгалтерского учета с учетом применяемых предприятиями систем налогообложения, рассмотрены особенности применения упрощённой системы налогообложения и связанный с ней упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта, а также законодательно установленные условия, необходимые для получения такой возможности организацией.

Ключевые слова: организация бухгалтерского учёта, внутренний контроль, система налогообложения, коммерческая организация, этапы организации работы, план счетов бухгалтерского учета.

На сегодняшний день бухгалтерский учёт является одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность управленческого процесса. Являясь неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, учёт позволяет спрогнозировать деятельность организации и предотвратить возможные отрицательные последствия [1]. Данная система не только даёт достоверную информацию об экономическом положении субъекта, но и отражает движение денежных средств за отчётный период, благодаря чему можно осуществить контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Систематизируя данные и предоставляя информацию о всех совершённых хозяйственных операциях, бухгалтерский учёт позволяет оценить их целесообразность и осуществить контроль соответствия деятельности организации утверждённым законодательством РФ нормам и стандартам.

Правильная организация бухгалтерии крайне важна для предприятия, ведь если учёт не ведется надлежащим образом, то рано или поздно это приведёт к проблемам с уплатой налогов, что повлечёт наложение на предприятие штрафов со стороны налоговых органов. Кроме того, слабая система внутреннего контроля в организа-

ции может привести к хищениям материальных ценностей (воровству) и как следствие, получению убытков.

Крайне важным является соблюдение основных этапов бухгалтерского учёта:

1. Первичное наблюдение. На данной стадии происходит анализ уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности предприятия и подразделение на отдельные хозяйственные операции, когда определено время их совершения, стоимостное измерение и содержание.

2. Документальное оформление операций. Данная стадия подразумевает под собой формирование и регистрацию первичных документов, отражающих совершённые хозяйственные операции: квитанции, накладные, счета и т.д.

3. Текущая группировка фактов хозяйственной деятельности. На данном этапе, вся сформированная информация отражается в соответствующих базах данных и книгах. Осуществляется бухгалтерская проводка операций операции по методу двойной записи, которая заносится, согласно выбранной форме ведения бухгалтерского учёта, в учетные регистры.

4. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. На основе текущих данных бухгалтерского учёта на данной

стадии происходит итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности, формируется финансовая отчётность, которая представляет собой систему показателей, отражающих деятельность предприятия за некоторый период времени: год, полугодие, квартал. Примерами таких отчётно-стей могут служить: бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт об изменениях капитала и т.д.

5. Анализ бухгалтерской отчетности. На данной стадии происходит анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе предоставленных данных бухгалтерского учёта и отчётности. Этот заключительный этап крайне важен, ведь именно на нём предприятие может выявить возможные риски, оценить целесообразность осуществляемых операций, составить прогноз на будущий период и т.д.

Все вышеперечисленные фазы формируют цикл ведения бухгалтерского учёта и их соблюдение, является крайне важным для организации деятельности предприятия.

Таким образом, финансовое благополучие организации и её сотрудников напрямую связано с грамотным ведением бухгалтерского учёта, которое во многом определяется соблюдением основных требований, законодательно установленных в нашей стране (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского

учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно [2].

Таким образом, все вышеперечисленные требования являются необходимым «фундаментом» для организации деятельности любого предприятия, без их соблюдения ведение бухгалтерского учета становится невозможным.

Помимо основных требований, выделяют также основные принципы организации бухгалтерского учёта:

1. Соблюдение принятой учетной политики в течение отчетного года является обязательным для всех организаций. Как правило, эта политика предусматривает следующие требования (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)):

- своевременность;

- осмотрительность (подразумевает определенную осторожность при принятии решений);

- приоритет содержания над формой (основанный не столько на юридической форме, сколько на экономическом содержании фактов);

- рациональность (рациональный учет с учетом специфики деятельности и размера организации).

2. Принцип значимости - характеризует ценность информации, означает наступление последствий в случае неправильного толкования или представления информации, тесно связан со следующим принципом.

3. Принцип полноты - в отчётности должны получить отражение все операции и результаты инвентаризации, информация должна содержать полные данные, необходимые заинтересованным лицам для последующего анализа и прогнозирования (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

4. Принцип достоверности - информация должна содержать достоверные данные о деятельности организации, не содержать ошибок и неточностей (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Соблюдение перечисленных выше основных принципов бухгалтерского учёта является основополагающим фактором успешного функционирования любой организации, независимо от специфики её деятельности и форм организации производства [3].

Однако, у каждого типа организации есть свои особенности в ведении бухгалтерского учёта, которые необходимо учесть.

Так, в кредитных организациях, учёт построен на тех же принципах, которые применяют обычные предприятия, а также используются аналогичные элементы бухгалтерского учета. Однако, банковское дело имеет отраслевые различия, связанные с особенностями отражения финансовых операций в отчетности:

1. Учёт более детальный, план счетов кредитных организаций содержит почти в 20 раз больше счетов, по сравнению с обычным планом счетов для организаций (Во многом это объясняется повышенной степенью контроля со стороны Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков).

2. Сам учёт в банках делится на аналитический и синтетический, которые в свою очередь также имеют свои особенности:

- Синтетические счета служат для отражения объектов бухгалтерского учёта в обобщённых показателях, делятся на счета первого (имеют трёхзначный номер) и второго порядка (имеют пятизначный номер). Синтетический счет первого порядка - это расширенная учетная позиция, а синтетический счет второго порядка - часть

счета первого порядка, позволяющая увидеть некоторые особенности в обобщенном учете.

- Аналитические отражают объекты более детализировано и дополняют данные, содержащиеся в синтетических счетах.

3. Основой аналитического учёта является Лицевой счёт, который присваивается каждому виду ценностей, обязательств и имущества, а также каждому клиенту кредитной организации, состоит из 20 знаков (каждый из которых несёт в себе определённую информацию). Лицевые счета вносят конкретику в осуществляемый учёт, входят в состав синтетических счетов, которые, в свою очередь, обобщают данные первых.

4. Нумерация является отличной от принятой в обычном бухгалтерском учёте. Так, нумерация синтетических счетов начинается с номера 102, а далее может осуществляться не по порядку, а с пропусками (т.к. со временем часть счетов Центральный банк Российской Федерации исключил из Плана счетов, а нумерацию сдвигать не стал, чтобы не переделывать уже ведущийся в банках учет).

5. Баланс банка построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть, как активные, так и пассивные счета (активно-пассивных нет, они заменены парными). Балансовая ведомость составляется ежедневно.

Данные пункты описывают специфику бухгалтерского учёта в кредитных организациях, и, несомненно, специалистам, желающим устраиваться бухгалтерами в банк, следует учесть вышеперечисленные особенности.

Помимо банковского учёта, немало специфичных черт можно выделить в организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Бюджетное учреждение создаётся Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием с целью проведения мероприятий и оказаний услуг в области образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, культуры, занятости, физической культуры и спорта, а также в других областях.

В бюджетных организациях можно выделить следующие особенности ведения бухгалтерского учёта:

- В отличие от коммерческой организации (сдающей отчетность 1 раз в год), бюджетная организация подчиняется индивидуальному графику, установленному Минфином России, и может сдавать отчет: ежемесячно (около 1-5 форм), поквартально (около 5-10 форм), один раз в год (от 10 до 30 классов).

- Также подвергается более частым проверкам ревизий, с целью контроля целевого использования выделенных средств.

- Бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном владении.

- Актив разделён на финансовые и нефинансовые активы (в отличие от коммерческих организаций, у которых актив представлен оборотными и внеоборотными фондами). Нефинансовые активы представляют собой объекты, принадлежащие институциональным единицам - резидентам (хозяйствующим субъектам) и приносящие им реальные выгоды в течение определённого промежутка времени посредством их хранения и использования.

Финансовые активы включают специальные права заимствования (СДР), денежное золото, денежные средства (валюта), ценные бумаги (кроме акций), депозиты, займы и т.д.

- Внутренняя конструкция баланса бюджетных учреждений, а также типы классов и счетов отличны от принятых в коммерческих организациях. Бюджетный план счетов включает в себя 5 разделов: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов (в учёте же коммерческих организаций содержится 8 разделов с другими наименованиями).

- Бюджетный план счетов включает в себя 26 разрядов (в коммерческих всего 2). Это связано с необходимость контроля целевого использования выделенных средств.

- Правовое регулирование бюджетного учёта является более сложным, чем у ком-

мерческой организации и включает в себя пять уровней (законодательный, нормативный, методический, ведомственный и организационный).

- Бюджетные и коммерческие организации имеют различные источники формирования доходов. Так, бюджетные организации формируют свой доход за счёт: государственных субсидий, грантов, средств, полученных во временное распоряжение и т.д. Бюджетное учреждение не имеет права получать займы (кредиты) у кредитных организаций, физических или юридических лиц.

Таким образом, очевидно значительное количество отличий организации бухгалтерского учёта в бюджетных организациях от ведения того же учёта на коммерческих предприятиях. Это обусловлено главным образом различными целями деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Стоит учитывать, что бюджетные организации также являются некоммерческими, но само понятие некоммерческих организаций включает в себя более широкий спектр организаций: религиозные объединения, учреждения культуры, некоммерческие партнёрства, социальные фонды (общее в данных организациях то, что целью их деятельности не является получение прибыли) [4].

Некоммерческими организации могут применять упрощённую систему налогообложения (УСН) в случае, если соблюдены следующие условия (НК РФ Статья 346.12. Налогоплательщики):

- Доход организации не должен превышать 112,5 млн. рублей за 9 месяцев (в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса).

- Среднесписочная численность не больше 100 сотрудников.

- Остаточная стоимость активов не должна превышать 100 миллионов рублей.

- В состав организации не должны входить филиалы.

- Отсутствие подакцизной продукции.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволяет не платить налог на имущество, налог на прибыль и НДС, однако некоммерческие организации обязаны платить единый налог в размере 6% от

дохода (или же 15% за вычетов расходов). После принятия Федерального закона (402-Ф3) с 2013 года ведение бухучёта для фирм при УСН стало обязательным, однако закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некоммерческих организаций. Следует отметить, что хоть бюджетные организации также относят к некоммерческим, они являются исключением и не могут применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учёта, это обусловлено тем, что финансируются они государствам, которое хочет быть уверенным в том, что выделяемые из бюджета средства расходуются в нужных направлениях, поэтому требует полного и всеобъемлющего ведения бухгалтерского учёта по всем существующим нормам.

Рассмотрим, чем же примечательно ведение бухгалтерского учёта по упрощённой форме:

1. Организации могут составлять как смету доходов и расходов, так и сальдо доходов и расходов. Выбор конкретного типа финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах организаций.

2. Организация вправе применять кассовый метод учета доходов и расходов. Данный метод подразумевает:

- признание доходов или же поступления иного имущества на дату перечисления средств на счета банков или кассы (п. 2 ст. 273 НК РФ).

- учёт расходов только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

- очевидны отличия от обычного метода начисления, когда доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, когда были совершены операции, непосредственно связанные с ними, в независимости от фактического поступления денежных средств и иного имущества.

3. Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в отчёты о финансовых результатах и целевом использовании средства, а также в бухгалтерский баланс показатели включа-

ются группам статей (без детализации каждого показателя по отдельной статье), а в приложениях к отчету о финансовых результатах, бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее существенная и важная информация, по усмотрению бухгалтера (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

4. Организации могут также вести упрощенный план счетов:

-Готовая продукция может учитываться на счёте «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»).

- Производственные запасы могут учитываться на счёте 10 «Материалы» (вместо счетов 11 «Животные для выращивания и откорма», 10 «Материалы», 07 «Оборудование для монтажа»).

- Кредиторская и дебиторская задолженности могут обобщённо учитываться на счёте 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79).

- Для учета финансовых результатов можно использовать счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

- Для учета капитала может использоваться счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», 80 «Уставный капитал»).

- Готовая продукция может учитываться на счёте «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»).

- Производственные запасы могут учитываться на счёте 10 «Материалы» (вместо счетов 11 «Животные для выращивания и откорма», 10 «Материалы», 07 «Оборудование для монтажа»).

- Кредиторская и дебиторская задолженности могут обобщённо учитываться на счёте 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79).

- Для учета финансовых результатов можно использовать счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

- Для учета капитала может использоваться счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», 80 «Уставный капитал»).

5. Организация может не отражать условные, оценочные обязательства, а также условные активы в бухгалтерском учете, а также может не формировать резервы предстоящих расходов (вознаграждения работников, оплачиваемый отпуск, гарантийный ремонт и обслуживание и т.д.).

6. Может не отражать в бухгалтерском учете суммы налога, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (можно не брать в учёт отложенные и постоянные налоговые обязательства и активы, а учитывать в бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода).

7. Также есть упрощения в формировании информации:

- Организация может не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности.

Библиографический список

1. Тхагапсо М.Б., Узленко Е.А. Система сбалансированных показателей как инструмент оценки эффективности деятельности организации и решения стратегических задач // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 9. - С. 194-197.

2. Шахбанов Р.Б Бухгалтерское дело: учебное пособие. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 384 с.

3. Тхагапсо М.Б. Комбинирование как эффективное направление диверсификации производства (по материалам сахар. пром-сти Краснодар. края) / дис. канд. экон. наук. -Краснодар, 1997. - 185 с.

4. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. - 336 с.

- В отчётности может не раскрывать информацию по сегментам.

- Может не раскрывать информацию о связанных сторонах.

Рассмотренные особенности организации и ведения бухгалтерского учета в коммерческих, банковских, бюджетных учреждениях, а также для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций помогут сориентировать руководителей предприятий на решение возникающих проблем, а будущим специалистам определиться со сферой своей деятельности. Так, для ведения бухгалтерского учёта по упрощённой системе не обязательно нанимать высококвалифицированного специалиста, будет достаточно и среднего уровня квалификации, а если речь идёт о средних и крупных предприятиях, то там должны предъявляться более высокие требования к квалификации бухгалтера.

ORGANIZATION OF ACCOUNTING AT ENTERPRISES IN VARIOUS FIELDS OF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACTIVITY

M.B. Tkhagapso, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.G. Krasheninnikova, Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The basic principles and general requirements of the organization of accounting, budgetary and non-profit organizations are considered. Taking into account the main stages of organizing the work on maintaining accounting and accounting for the features of the application of the simplified taxation system and related simplifications and accounting, as well as the legislatively necessary conditions necessary for obtaining such an opportunity for the organization.

Keywords: organization of accounting, internal control, tax system, commercial organization, stages of work organization, chart of accounts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.