Научная статья на тему 'Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, применяющих упрощенные способы'

Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, применяющих упрощенные способы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1510
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Г. И.

Некоммерческие организации в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В статье раскрываются особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом изменений, вступаивших в действие с 2016 г. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий НКО при формировании учетной политики некоммерческой организации, совершенствовании ведения бухгалтерского учета в НКО при принятии упрощенных способов ведения, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, применяющих упрощенные способы»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 16 (2016) 29-35 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Учет в некоммерческих организациях

ISSN 2079-6714 (Print)

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ

Гульнара Ильсуровна АЛЕКСЕЕВА

кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Принята 11.07.2016 Одобрена 20.07.2016

Ключевые слова:

бухгалтерский учет, некоммерческие организации, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Аннотация

Некоммерческие организации в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В статье раскрываются особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом изменений, вступаивших в действие с 2016 г.

Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий НКО при формировании учетной политики некоммерческой организации, совершенствовании ведения бухгалтерского учета в НКО при принятии упрощенных способов ведения, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) [2] некоммерческие организации (НКО) вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), представляющие собой такие способы формирования документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применение которых обеспечивает снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты.

При этом в п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) не вправе применять:

— организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— жилищные и жилищностроительные кооперативы;

— политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

— коллегии адвокатов;

— адвокатские бюро;

— юридические консультации;

— адвокатские палаты;

— нотариальные палаты;

— некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.06.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1] реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета НКО самостоятельно избирает те из них, которые применимы, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов.

Перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее - упрощенные способы), приведен в Информации Минфина России № ПЗ-З/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» [8] и Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций» [7].

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета основываются на следующих принципах:

— способы ведения бухгалтерского учета соответствуют размеру, масштабам и

общественной значимости деятельности экономического субъекта;

— методологические основы упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для отдельных экономических субъектов, и способы ведения бухгалтерского учета, установленные для всех экономических субъектов, едины;

— информационная функция находится в приоритете над контрольной функцией бухгалтерского учета;

— применяемые при формировании в бухгалтерском учете информации упрощенные способы ведения обеспечивают качество и надежность этой информации, ее ценность для заинтересованных пользователей;

— риски злоупотреблений и мошенничества исключены;

— финансовая информация, сформированная упрощенными и общими способами ведения бухгалтерского учета, сопоставима.

Некомерческие организации самостоятельно определяют целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов.

Если НКО применяет способы учета доходов и расходов, установленные налоговым законодательством, то организация может применять их и для целей бухгалтерского учета в случаях, когда их применение не снижает качества формируемой информации.

При организации бухгалтерского учета НКО, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, должна исходить из требования рациональности, то есть ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины НКО.

При формировании учетной политики НКО, применяющие упрощенные способы, имеют право в соответствии с п. 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [3] вести бухгалтерский учет без применения двойной записи.

Некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики может

принять следующие положения, представленные в табл. 1.

В соответствии с п. 6.1. ПБУ 1/2008 для систематизации и накопления информации НКО, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008, НКО может разработать такие регистры самостоятельно. При этом за основу можно взять упрощенную систему регистров, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства [8, 11]:

— форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Она предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности, являющейся регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно установить наличие имущества и денежных средств у НКО на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов;

— форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Она предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, вправе использовать сокращенный рабочий план счетов (табл. 2).

Для того чтобы сокращенный рабочий план счетов не вызвал затруднений при составлении бухгалтерской отчетности по общеустановленным формам, для формирования показателей строк отчетности необходимо организовать аналитический учет по синтетическим счетам бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 34 Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 понесенные на осуществление уставной деятельности расходы (включая расходы, связанные с выбытием основных средств, на содержание аппарата управления, уплату налогов и сборов) отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» без предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат. Использование этого способа целесообразно только при условии, что НКО не осуществляет предпринимательской деятельности.

Кроме того, НКО могут формировать отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств).

При формировании бухгалтерской отчетности НКО, применяющей упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, необходимо исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна представлять достоверную и полную информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.

В соответствии с п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5] и п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [3] приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств составляются в случае, если в них необходимо привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации. Например:

— при наличии деятельности, приносящей доход, существенная информация о доходах и расходах

по этой деятельности раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах

[9];

— в случаях, когда НКО добровольно приняла решение о представлении информации о движении денежных средств, указанная информация раскрывается с учетом о с о б е н н о с те й классификации денежных потоков НКО применительно к правилам, которые установлены ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» [3], а также применительно к структуре и составу показателей отчета о движении денежных средств. [10]

Из п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, п. 18 Информации Минфина России № ПЗ-З/2015 следует, что НКО может использовать и упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Если же НКО не применяет упрощенные формы, то в бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств организация может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) [3, 7, 8].

Таким образом, некоммерческие организации, принимающие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, должны исходить из требования рациональности, обеспечивающего реализацию принципов, на которых основываются принципы упрощенных способов.

Таблица 1

Основные положения учетной политики НКО, применяющей упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

№ п/п

Основные положения учетной политики

Нормативно-правовая база принятия _решения_

Первоначальная стоимость объекта основных средств:

- в случае приобретения за плату - определяется по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (если они не учтены в цене);

- в случае сооружения (изготовления) - определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены_

п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [3]

2 Переоценка основных средств не проводится

п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [3]_

Годовая сумма амортизации начисляется единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией. Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря начисляется единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету_

п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [3]

Расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления_

п. 3.1 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» [3]

Переоценка нематериальных активов не проводится

п. 17 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» [3]_

Обесценение нематериальных активов не отражается

п. 22 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» [3]_

Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам списываются на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления

п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» [3]_

Приобретенные материально-производственные запасы оцениваются по цене поставщика.

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены_

п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [3]

Последующая оценка всех финансовых вложений осуществляется в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен, не отражается_

п. 19 ПБУ «Учет финансовых вложений» [3]

10 Используется кассовый метод учета доходов и расходов, а именно: доходы от предпринимательской и иной деятельности признаются по мере поступления денежных средств;

расходы по предпринимательской и иной деятельности признаются после погашения задолженности, то есть только в части оплаченных материальных ценностей, работ, услуг, выплаченной заработной платы _и других фактически осуществленных затрат_

п. 19 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 1, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 1, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [3]

11 Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [3]

12 Все расходы по займам, не предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов и не отнесенные за счет средств целевого финансирования, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) _инвестиционного актива, признаются прочими расходами_

п. 7 ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам» [3]

13 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

в бухгалтерском учете не отражаются. _Резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков

п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» [3]_

1

3

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

7

8

9

работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) не создаются

14 В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности: - отражаются только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов; - отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты в бухгалтерской отчетности не раскрываются п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» [3]

15 Доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов) могут признаваться без применения ПБУ 2/2008 п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» [3]

16 В бухгалтерском учете существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год, исправляются в порядке, установленном для исправления несущественных ошибок прошлых лет: - с отнесением прибыли или убытка от предпринимательской и иной деятельности, возникших в результате исправления ошибок, в прочие доходы или расходы текущего отчетного периода; - без ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности п. 9, 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» [3]

17 Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности перспективно, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, свершившихся после введения измененного способа учета, без корректировок показателей отчетности прошлых периодов п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [3]

18 Ведение бухгалтерского учета принимает лично на себя руководитель организации п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ [2]

Источник: составлено автором

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 16 (2016) 29-35 Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations

Таблица 2 Система упрощенного плана счетов НКО

Назначение группы счетов Счета упрощенного плана счетов бухгалтерского учета Счета Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

Учет производственных запасов 10 «Материалы» 07 «Оборудование к установке»; 10 «Материалы»; 11 «Животные на выращивании и откорме»

Учет затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) 20 «Основное производство» 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 28 «Брак в производстве»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 44 «Расходы на продажу»

Учет готовой продукции и товаров 41 «Товары» 41 «Товары»; 43 «Готовая продукция»

Учет денежных средств в банках 51 «Расчетные счета» 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»; 55 «Специальные счета в банках»; 57 «Переводы в пути»

Учет дебиторской и кредиторской задолженности 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 75 «Расчеты с учредителями»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Учет капитала 80 «Уставный капитал» 80 «Уставный капитал»; 82 «Резервный капитал»; 83 «Добавочный капитал»

Учет финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки» 90 «Продажи»; 91 «Прочие доходы и расходы»; 99 «Прибыли и убытки»

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Федеральный закон от 12.06.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. URL: http://www.minfin.ru.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

5. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

6. Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета: одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол № 7.

7. Информация Минфина России № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций».

8. Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

9. Приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027.

10. Приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355.

11. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: утверждены приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.