ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКИХ И БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ольга Владимировна Володько канд. экон. наук, доцент Учреждения образования «Полесский государственный университет», Республика Беларусь, Брестская область,
г. Пинск
E-mail: olga. volodko@mail.ru Корнейчук Елена Александровна
магистрант Учреждения образования «Полесский государственный университет» , Республика Беларусь, Брестская область, г. Пинск
E-mail: elenamasterbat@mail.ru
THEORETICAL BASIS AND PROCEDURES FOR ACCOUNTING ORGANIZING, DIFFERENTIAL CHARACTERISTICS OF ACCOUNTING MAINTENANCEIN COMMERCIAL AND NON-PROFIT OGANIZATIONS
IN THE REPABLIC OF BELARUS
Olga Volodko
candidate of Economic Sciences, assistant of professor ofEducational Institution "Polessky State University", Republic of Belarus, Brest region, Pinsk
Elena Karniaichuk
master's student of Educational Institution "Polessky State University", Republic of
Belarus, Brest region, Pinsk
АННОТАЦИЯ
В статье освещены теоретические аспекты существования организации как субъекта хозяйствования, а также рассмотрены основы организации бухгалтерского учета и отличительные особенности его ведения в коммерческих и бюджетных организациях Республики Беларусь.
ABSTRACT
The article dwells on theoretical aspects of functioning of an organization as an economic entity, as well as considers the basis for accounting organizing and differential characteristics of its maintenance in commercial and non-profit organizations of the Republic of Belarus.
Ключевые слова: организация; коммерческая организация; бюджетная организация; бухгалтерский учет; учет; баланс; отчетность.
Keywordsrorganization; commercial organization; non-profit organization; accounting; recording; balance; reporting.
Организация (предприятие) — самостоятельный субъект хозяйствования, созданный для удовлетворения потребностей общества и с целью извлечения прибыли от своей деятельности путем производства продукции, работ и услуг.
По роду своей деятельности коммерческие организации могут существовать в форме унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств. В зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческого предприятия определяется и форма создания имущества предприятия, механизм получения и расходования прибыли, а также взаимодействие собственников между собой, что закрепляется юридически при регистрации предприятия.
Бюджетная организация — это учреждение, финансируемое из государственного бюджета, созданное для выполнения определенных функций и задач, не связанных с извлечением прибыли.
Коммерческая деятельность — процесс совершения организационных действий и хозяйственных операций для удовлетворения интересов и нужд потребителей посредством торговых операций с целью извлечь прибыль. Другими словами, коммерческая деятельность это постоянное совершение сделок купли-продажи с целью получить прибыль, удовлетворяя при этом спрос.
Исходя из целей, формируется содержание коммерческой деятельности по таким направлениям, как:
• налаживание прямых контактов между субъектами хозяйствования;
• исследование конъюнктуры рынка в области закупок товаров по номенклатуре в разрезе поставщиков;
• достижение оптимального баланса между производством и потреблением товаров, путем изучения существующего и ожидаемого спроса
покупателей по ассортименту и объёму производства с учетом сформировавшейся конъюнктуры рынка;
• закрепление и увеличение доли присутствия на рынке товаров путем расширения географических зон и целевых групп потребления.
Совершенствование коммерческой деятельности предполагает решение ряда задач:
• признание приоритетности потребителя путем удовлетворения его интересов и предоставления максимальных гарантий;
• разработка современных методов продвижения товара и применение их в оптовой и розничной торговле;
• совершенствование работы по маркетинговым исследованиям рынка товаров путем изучения спроса по ассортименту, конкурентоспособности, экономической целесообразности и эффективного управления товарными потоками);
• совершенствование методов продаж посредством манипулирования спросом и предложением через дополнительный ассортимент и ценовые факторы, а также предоставлением дополнительных услуг по сервисному и консалтинговому обслуживанию;
• грамотная работа рекламных отделов через создание убедительно-побудительной рекламной информации, своевременно доведенной до потребителя;
• оперативная адаптация и разумное реагирование на динамические процессы рынка.
Единое методологическое и правовое обеспечение любого предприятия состоит из ряда законодательных и нормативных документов, утверждаемых законодательными и исполнительными органами власти и управления и обязательных для исполнения всеми организациями. Основу для создания системы учета на предприятии обеспечивает сформированная на предприятии учетная политика, отражающая все аспекты и особенности ведения учета в течение года на конкретном предприятии в соответствии с законодательством
Республики Беларусь, которая должна быть изложена в положении об учетной политике. На основании основных положений учетной политики организовывается бухгалтерский учет на предприятии, без которого невозможно существование любого предприятия (организации).
Согласно основному определению, изложенному в Законе Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», бухгалтерский учет — система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности [4, ст. 1].
Документы, показывающие информацию о финансовом положении и результатах управления предприятием, называются финансовыми отчетами предприятия.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, которое принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты, касающиеся вопросов бухгалтерского учета и отчетности и разработанные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Основным нормативным документом, регулирующим правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, является Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 года № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), вступивший в силу с 01.01.2014 года.
Действие Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных
организаций, хозяйственные группы, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности). Действие Закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей [5].
Согласно методике и методологии бухгалтерского учета, предусмотренной Законом, принципиального разделения на «бухгалтерский учет в коммерческих организациях» и «бухгалтерский учет в бюджетных организациях» не существует. Однако некоторые отличия, позволяющие дистанционировать эти понятия, всё же существуют.
Существенной отличительной деталью ведения бухгалтерского учета в организациях, финансируемых из бюджета, является постатейный учет поступления, расходования бюджетных и внебюджетных средств и контроль за его целевым использованием, в то время как в коммерческих организациях идет учет доходов и расходов в разрезе видов деятельности.
Организации освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, если это установлено в законодательных актах. Один из случаев освобождения предусмотрен в ст. 291 Налогового кодекса Республики Беларусь. Организации, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов на основании ст. 291 НК, могут и далее вести такой упрощенный учет в 2014 году. Освобождение от ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций не предусмотрено законодательно.
Еще одно отличие, прописанное в Законе, касается учета разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости некоторых активов и обязательств. Согласно п. 3 ст. 12 Закона пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики
Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. А разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости указанных активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:
• организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций) — на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• бюджетными организациями — на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [4, ст. 12].
В балансе бюджетных организаций имеются свои отличия от баланса, принятого в коммерческих организациях. Это влечет за собой и изменения в самой структуре учета. Да, как и прежде форма выполнения учета представлена двумя колонками. В левой колонке содержится информация об активах, а в правой — о пассивах. Однако внутренняя конструкция, содержащая подробные данные по каждому пункту, имеет несколько другой вид и оформление, что хорошо прослеживается при сравнении основных статей в обоих видах финансового учета [1].
Чтобы избежать путаницы с двумя разными видами отчетности, для бухгалтерских документов коммерческих и государственных организаций, назначено разное время сдачи и приема. По сути, сам бюджетный учет осложняется рядом условий, которые необходимо составлять при составлении отчета. Само же количество обрабатываемой информации значительно ниже, нежели при проведении финансового учета на обычном предприятии, что снижает нагрузку на бухгалтера [1].
Итак, подводя итоги можно сказать, что бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в
виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством организации. Иначе говоря, «особая обработка» первичных документов — это и есть бухгалтерский учет. Именно бухгалтерский учет позволяет собирать и упорядочивать информацию о деятельности организации, а также — выполняет еще немало важных функций.
Таким образом, анализируя отличия в ведении бухгалтерского учета в коммерческих и бюджетных организациях в Республике Беларусь, можно сказать, что основное отличие заключается в назначении этих организаций, исходя из определения их целей.
Список литературы:
1. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях — [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL: http://goolleaked.ucoz.ru/news/bukhgalterskij_uchet_v_bjudzhetnykh_organizac ijakh_o/2013 -06-29-31 (дата обращения 25.08.2014).
2. Виноградова С.Н. и др. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова. Мн.: Вышэйшая школа, 2005. — 352 c.
3. Головкова Е.А., Дорошкевич Н.М., Чернюк А.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях. Учебно-методическое пособие по написанию курсовых и дипломных работ. Электронное издание. Мн.: БГЭУ. 2009. — 100 с.
4. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 года № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности».
5. Рыбак Т. Новый этап развития бухгалтерского учета // Налоговый вестник
— 2013. — № 17. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.profmedia.by/pub/tax/art/81032/ (дата обращения 25.08.2014).