Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидова Д.А.

В данной научной статье рассмотрены теоретические аспекты деятельности бюджетных учреждений и особенности бюджетного учета. Также рассмотрены виды нормативно-правовое регулирования и ведение учета и отчетности в бюджетных учреждениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVINQ BUDQET ACCOUNTINQ AT THE PRESENT STAQE

This scientific article examines the theoretical aspects of the activities of budgetary institutions and the features of budgetary accounting. Also considered the types of legal regulation and accounting and reporting in budgetary institutions

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Саидова Д.А. студент 2 курса магистратуры Башкирский государственный университет научный руководитель: Галимова Г.А., кандидат наук

доцент

заведующий кафедрой финансового налогообложения Башкирский государственный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в данной научной статье рассмотрены теоретические аспекты деятельности бюджетных учреждений и особенности бюджетного учета. Также рассмотрены виды нормативно-правовое регулирования и ведение учета и отчетности в бюджетных учреждениях

Ключевые слова: управление, учет, бухгалтерский учет, бюджетное предприятие, нормативно-правовое регулирования

Saidova D.A.

2nd year master's student Bashkir State University Scientific supervisor: Galimova G. A., candidate of Sciences

Associate Professor Head of the Department of Financial Taxation

Bashkir State University

IMPROVINQ BUDQET ACCOUNTINQ AT THE PRESENT STAQE

Abstract: This scientific article examines the theoretical aspects of the activities of budgetary institutions and the features of budgetary accounting. Also considered the types of legal regulation and accounting and reporting in budgetary institutions

Keywords: management, accounting, accounting, budgetary enterprise, legal regulation

Как и другие экономические субъекты страны, бюджетные учреждения должны осуществлять ведение бухгалтерского. Порядок ведения бухгалтерского учета для бюджетников отличается от коммерческих организаций спецификой его ведения, планом счетов, и нюансами для форматов сдачи отчетности.

Бюджетный учет - относительно новый институт бюджетного права, так как стал объектом правового регулирования только с 2000 г. - с момента вступления в силу Бюджетного кодекса РФ [1]. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский и налоговый учет, соблюдают порядок оформления утвержденных законодательством форм первичных документов и сдают отчеты.

Актуальность статьи заключается в том, что бухгалтерский учет в бюджетной сфере является неотъемлемой частью национальной системы бухгалтерского учета России. Реформирование нормативного регулирования, а, следовательно, и правил организации бухгалтерского учета - это не просто дань времени, а действительно необходимость. Мир меняется, меняется структура экономики, появляются новые виды активов и пассивов, новые способы финансирования. И это не может не сказываться на информации, формируемой в системе учета.

Информационную основу исследования составляют нормативные документы, результаты аналитических и специальных исследований, материалы научно-практических конференций, официальные документы, а также Интернет - ресурсы [3].

В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, системного подхода к рассмотрению объекта исследования. Применялись также методы экономического, финансового, статистического анализа.

Есть ряд проблем в бухгалтерском учете учреждений госсектора. К таким проблемам относятся низкая информационная прозрачность финансовой отчетности бюджетных организаций, проблема регулирования принципов бухгалтерского учета государственных и муниципальных учреждений, отсутствие процедуры отражения отдельных видов активов и др. Однако, несмотря на нововведения, большинство проблемы остаются нерешенными. Эти проблемы включают:

• проблемы учета нефинансовых активов казначейского имущества;

• отсутствие документов, регламентирующих расчет стоимости продукции (работ, услуг);

• наличие некоторых проблемных аспектов формирования учетной политики бюджетных учреждений и др [7].

При этом следует отметить, что принятые федеральные стандарты для бюджетных организаций максимально приближены к стандартам МСФО, что позволит организациям значительно уменьшить время и упростить процесс подготовки финансовой отчетности по МСФО, в том числе устранить недостатки российской системы бухгалтерского учета требованиям рыночной экономики.

Целью бюджетного учета является предоставление пользователям полной, достоверной, своевременной финансовой и иной бухгалтерской информации о ходе выполнения плана доходов и расходов местных

бюджетов, республиканского бюджета и государственного бюджета страны в целом.

£ Б г

и-. = й а1

е-й ¡1

х

ас.

А

Бто<гдлтерснш учет ведется только в рублях.

Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.

Ключевой метод — лжянаж зжшсь па жарреспонднруюпшм

счетам

Акалнтнчесше данные должны соответствовать оборотам н сальдо и ра1р«е синтетических счетов.

КЗАЛЗЯ фтааипгап-чгд тйгтядпм операция ДОДЛЛЗ ¿ШЪ

^регистрирована провел(-нд и шшъерждева офигвой документацией •_

Учреждению необходимо самостоятельно разработать н утвердить учетную даннику

В бухгалтерском '."чете необходимо обеспечить должный уровень вхг."треынего контроля.

Все аьлпвы н обязательства ;."чета надлежит периодически пересчитывать.

Информация, предоставляемая бухгалтерским учетом в отчетам, должна оьгть актуальной я достоверной

Рисунок 1 - Правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных

учреждениях [4]

Бухгалтерский учет бюджетных учреждений подчиняется определенным принципам его ведения. Но, какова бы ни была специфика ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, его основные принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4].

Бухгалтерский учет - это процедура, с помощью которой осуществляется организация и регулирование бухгалтерского учета для отдельного учреждения любого типа. Рассмотрим, как выстроена система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям [4].

Специфическим нормативно-правовым актом является регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Единый план счетов (и инструкция по его применению), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. План счетов является единым для всех бюджетных структур, которые указаны в п. 2 ст. 9.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. [3]

В Законе о бухгалтерском учете отражены не только все основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета в нашей стране, но и задачи бухгалтерского учета, которые представлены на рисунке 2.

формирован« полной н достоверной информации о деятельности -организациии ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгаптфашн отчетности:

обеспечение информацией, необходимой внутренним н внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием н движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденным нормами, норматива.™ и сметами;

определение финансового результата деятельности бюджетного учреждения, фактическая оценка степени исполнения бюджета;

контраль целевого расходования средств; предупреждение необоснованных здтраг: _ обнаружение нарушения плановой и финансово-бюджетной дисциплины, _ контраль ид наличием и сохранностью материальных н денежных средств; выявление скрытых резервов.

Рисунок 2 - Задачи бухгалтерского учета в бюджетном учреждении [4]

Также важно отметить, что бюджетные организации внутри самой группы делятся на несколько категорий [9]:

- администраторы поступлений в бюджет;

- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета;

- учреждения с расширенными возможностями;

Для каждого вида бюджетных организаций есть свой частный план счетов (рисунок 3).

а р приказ Минфина России от 23.12.2010 № 18Зы —

| ^ приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н ^ ¡1

- ~ приказ Минфина России от Об. 12.2010 Зн 162н —

Рисунок 3 - Приказы для применения планов счетов учреждений в зависимости от их вида [9], [6], [10].

для автономных

для бюджетных

для казенных организаций

До наступления 2013 года бюджетные учреждения сдавали отчетность в соответствии с отраслевыми нормативно-правовыми актами в вышестоящие органы. Обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию появилась у бюджетников с 2013 году.

При построении учетной модели и формирования отчетности бюджетные организации опираются на следующие нормативно-правовые акты:

- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174;

- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с государственным финансированием;

- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 №2 52н «О первичных документах госпредприятий»;

- приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «О бюджетной классификации»;

- положения Бюджетного кодекса РФ.

Коммерческие организации уже освоили вариативность и аналитичность учетных данных, но для бюджетных учереждений все же принято использовать «стандартные» методы учета.

Наглядными примерами такой ситуации являются подходы к учету имущества:

Бюджетные организации могут иметь на балансе купленные в 80-е годы счетные и печатные машины прошлого века, которые на текущий момент фактически не работают, и не действуют, по стоимости их приобретения с учетом переоценок. Данная ситуация сформировалась в связи с тем, что процедура списания госимущества достаточно строгая. Но отражение данных объектов в бухгалтерском учете должно быть объективным, основанным на рыночных принципах, и ни в коем случае не формальным. Проводимая реформа призвана способствовать развитию информативности данных бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях.

На сегодняшний день, бухгалтерский учет в России переживает этап активных реформ, что особенно ярко проявляется в реформировании бухгалтерской деятельности бюджетной организации [6].

Для повышения уровня достоверности учетной информации этих учреждений принимаются и вводятся новые стандарты бухгалтерского учета. Несомненно, программа разработки и дальнейшего введения новых стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора должны существенно повлиять на информационно-аналитическое обеспечение деятельности организаций государственного сектора, что подтверждается большим количеством научных публикаций по данной теме.

Впервые для бюджетных организаций, стандарт концептуальной основы дает определения активов, обязательств, чистых активов, доходов и расходов. Однако при изучении этих определений возникает ряд вопросов.

Введение в учет инвестиционной собственности приближает российскую систему бухгалтерского учета к международной, но российский стандарт рассматривает инвестиционную недвижимость как одну из групп

основных средств, в то время как в МСФО основные средства и инвестиционная недвижимость относятся к различным объектам учета.

При этом возникает вопрос об актуальности данного объекта в рамках российской специфики нормативного регулирования использования государственного и муниципального имущества. Дело в том, что режим ее использования предполагает строго по назначению. И даже коммерческие бюджетные организации не могут использовать имущество для сдачи аренду, если это соответствует целям создания такой организации, но не согласовано с учредителем [5].

Также государственным и муниципальным учреждениям необходимо раскрывать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности публично, что будет способствовать значительному повышению достоверности информации в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных организаций. Данная ответственность будет возложена на бухгалтеров в организациях государственного сектора, что увеличит нагрузку на них. При этом ожидается, что деятельность бюджетных организаций станет более прозрачной.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение новых, приближённых к МСФО, федеральных стандартов для бухгалтерского учета бюджетных организаций позволит решить обозначенные ранее автором проблемы.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 15.02.2016)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от

01.07.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - М., 2015.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от

13.04.2016) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - М., 2016.

4. Федеральный закон О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ с изм. от 03.08.2018

6. Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19669)

7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного

самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

8. Акашева В. В., Мамонова Д. В. Особенности системы налогообложения бюджетных организаций и пути ее совершенствования // Вестник Поволжского государственного университета. Серия: Экономика. — 2013. — № 6 (32) — С. 129-133.

9. Маслова Т. С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. — № 6. — 258 с.

10. Мединская А. А. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 461-465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.