Научная статья на тему 'Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года'

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ГОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представляют информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами бюджетного учреждения. В статье рассмотрено, на основании каких справок отражаются операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года»

СПРАВКА ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЕМ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОТЧЕТНОГО ФИНАНСОВОГО ГОДА

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания учреждение не вправе (п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, причем субсидии выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением (на праве оперативного управления) или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей создания учреждения, что должно быть предусмотрено его учредительными документами (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами бюджетного учреждения, что следует из ст. 32 Закона № 7-ФЗ.

Обязанность по ведению учета и составлению отчетности бюджетными учреждениями вытекает не только из положений Закона № 7-ФЗ, но и из подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2013. Поскольку государственные (муниципальные) бюджетные учреждения представляют собой некоммерческие организации, нормы Закона № 402-ФЗ распространяются и на них, следовательно, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений утверждена приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н).

На основании п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения включена Справка по заключению учреждением

счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (форма 0503710) (далее — Справка ф. 0503710).

Справка ф. 0503710 формируется учреждением (обособленным подразделением) в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащих в установленном порядке закрытию по завершении финансового года в разрезе деятельности с целевыми средствами и деятельности по оказанию услуг (работ) (п. 31 Инструкции № 33н).

Бюджетное учреждение формирует Справку ф. 0503710 к Балансу государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета:

^ 030404000 «Внутриведомственные расчеты»; ^ 030406000«Расчеты с прочими кредиторами»; ^ 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

^ 040120000 «Расходы текущего финансового года».

Справка ф. 0503710 формируется в сумме показателей по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до проведения заключительных операций (графы 2 — 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года (графы 6 — 13) (п. 32 Инструкции № 33н).

Напомним, что бюджетные учреждения бухгалтерский учет ведут с применением плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н).

Счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется для ведения бухгалтерского учета расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции № 174н).

По закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств) отражаются в корреспонденции по кредиту (дебету) счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 144 Инструкции № 174н).

На счете 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» ведется учет расчетов с прочими кредиторами, не предусмотренных к отражению на иных

счетах разд. 3 «Обязательства» Плана счетов бюджетного учреждения (п. 145 Инструкции № 174н).

Счета аналитического учета 040110000 «Доходы текущего финансового года» и 040120000 «Расходы текущего финансового года» применяются для определения финансового результата деятельности бюджетного учреждения за текущий финансовый год в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции (п. 149 Инструкции № 174н).

Заключение счетов текущего финансового года на основании п. 155 Инструкции № 174н отражается:

— в части дебетового остатка — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040110100 «Доходы хозяйствующего субъекта» и кредиту счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

— в части кредитового остатка — по дебету счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040110100 «Доходы хозяйствующего субъекта»;

— по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта» и кредиту счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Отметим также, что бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Минфином России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Счета 40110 «Доходы текущего отчетного периода» и 40120 «Расходы текущего отчетного периода» согласно п. 295 Инструкции № 157н предназначены для учета учреждением по методу начисления финансового результата текущей деятельности учреждения. Финансовый результат определяется как разница между начисленными доходами и начисленными расходами учреждения за отчетный период. Суммы начисленных доходов сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным счетам отражает положительный результат, дебетовый — отрицательный.

При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции № 157н).

Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются по видам доходов (расходов) бюджетными учреждениями в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения (п. 299 Инструкции № 157н).

Счет 40130 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» предназначен для учета соответствующего финансового результата учреждения, которое вправе в рамках формирования своей учетной политики устанавливать дополнительные коды вида синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам формирования (п. 300 Инструкции № 157н).

Каждый факт хозяйственной жизни, в том числе и заключение счетов текущего финансового года, подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Пунктом 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Соответствующие формы первичных учетных документов утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений отражаются на основании Справки ф. 0504833 (п. 156 Инструкции № 157н). Справка ф. 0504833 предназначена для отражения учреждением операций, не требующих документов. На основании Справки ф. 0504833 производятся записи в Журнал по прочим операциям (форма 0504071). В целях отражения в бухгалтерском учете операций, отраженных в Справке ф. 0504833, главным бухгалтером учреждения (руководителем структурного подразделения) заполняется «Отметка о принятии Справки к учету» с одновременным отражением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Головное учреждение формирует консолидированную Справку ф. 0503710 к сводному балансу на основании справок, представленных обособленными подразделениями (п. 33 Инструкции № 33н). Консолидированная справка формируется путем суммирования одноименных показателей, отраженных в графах 2 — 13 по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета, и исключения взаимосвязанных оборотов в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями в следующем порядке:

— по соответствующим номерам счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» [(гр. 2, 7 и 10), (гр. 3, 6 и 11) и (гр. 4, 9 и 12), (гр. 5, 8 и 13)] консолидированной Справки ф. 0503710 к сводному балансу на основании показателей в гр. 4 и 5 Справки ф. 0503725 по коду счета 030404000 обособленных подразделений соответственно по деятельности с целевыми средствами и деятельности по оказанию услуг (работ);

— по номерам счетов 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 040110180 «Прочие доходы» [(гр. 2, 7, 10), (гр. 3, 6 и 11) и (гр. 4, 9 и 12), (гр. 5, 8 и 13) консолидированной Справки ф. 0503710 соответственно] в размере суммы показателей в гр. 4 и 5 Справки ф. 0503725 по кодам КОСГУ 241 и 180 обособленных подразделений, представленных на отчетную дату.

Бухгалтерская отчетность составляется бюджетным учреждением нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой, что следует из п. 4 Инструкции № 33н.

Справка ф. 0503710, как и остальные формы отчетности, предусмотренные п. 12 Инструкции № 33н, подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения.

В том случае, если ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности переданы руководителем учреждения по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии, отчетность составляется и представляется от имени учреждения этой централизованной бухгалтерией. Подписывается такая отчетность руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и главным бухгалтером — специалистом централизованной бухгалтерии (п. 5 Инструкции № 33н).

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей, что установлено ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом под грубым нарушением указанных правил понимается, в частности, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Вниманию руководителей и бухгалтеров бюджетных и некоммерческих организаций, работников финансовых органов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов

Журнал

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»

ISSN 2079-6714

Выпускается с 1998 года Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 2 раза в месяц

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34116 47699 29614

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.