Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
бухгалтерский учет / бюджетное учреждение / государственное финансирование / экономическая безопасность / accounting / budgetary institution / government financing / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов П.И.

В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Определено понятие бюджетного учреждения, его роль в экономике страны, а также порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях. В статье подробно изложены цели и задачи бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также ключевые проблемы и пути их решения. Методами исследования выступают описание, обобщение и теоретический анализ. В результате исследования выявлено, что грамотное ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях способствует повышению прозрачности и эффективности управления государственными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING ACCOUNTING IN A BUDGETARY INSTITUTION

The article discusses the features of accounting in budgetary institutions. The concept of a budgetary institution, its role in the country's economy, as well as the procedure for maintaining accounting records in such organizations are defined. The article describes in detail the goals and objectives of accounting in budgetary institutions, as well as key problems and ways to solve them. The research methods are description, generalization and theoretical analysis. As a result of the study, it was revealed that proper accounting in budgetary institutions helps to increase the transparency and efficiency of public financial management.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 33

Фролов П.И.

студент кафедры финансового учета и контроля в правоохранительных органах Институт кибербезопасности и цифровых технологий (г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Определено понятие бюджетного учреждения, его роль в экономике страны, а также порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях. В статье подробно изложены цели и задачи бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также ключевые проблемы и пути их решения. Методами исследования выступают описание, обобщение и теоретический анализ. В результате исследования выявлено, что грамотное ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях способствует повышению прозрачности и эффективности управления государственными финансами.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджетное учреждение, государственное финансирование, экономическая безопасность.

Бюджетные учреждения являются важным элементом системы государственного управления, предоставляющим разнообразные услуги в сферах образования, здравоохранения, культуры и науки. Эти учреждения играют ключевую роль в реализации государственной политики и обеспечении граждан необходимыми социальными услугами. Бюджетные учреждения - это организации, основное финансирование которых осуществляется из средств государственного и местного бюджетов. Согласно Федеральному закону "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения функций, предусмотренных законодательством.

Бюджетные учреждения обязаны вести свою деятельность в строгом соответствии с утвержденными финансовыми планами и сметами доходов и расходов. Их главная цель - выполнение социально значимых задач, финансируемых за счет государственного бюджета. С 1 января 2011 года бюджетные учреждения Российской Федерации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Основные различия между ними заключаются в степени самостоятельности в распоряжении имуществом и в ответственности учредителей за обязательства.

Автономные учреждения (АУ) обладают значительной финансово-хозяйственной самостоятельностью. Они имеют право открывать счета в коммерческих банках и распоряжаться доходами от коммерческой деятельности. Эти учреждения могут самостоятельно управлять своими активами и использовать доходы по своему усмотрению. Автономные учреждения играют важную роль в сферах науки, образования, медицины, культуры и социальной защиты, обеспечивая высокий уровень услуг и инноваций.

Бюджетные учреждения (БУ) финансируются по бюджетной смете и обязаны перечислять доходы от коммерческой деятельности в бюджет. Они выполняют государственные функции и предоставляют государственные услуги. Основная цель бюджетных учреждений - обеспечение выполнения социальных программ и предоставление услуг населению на высоком уровне. Эти учреждения менее самостоятельны в финансовом плане, чем автономные, но при этом имеют важное значение для реализации государственной политики.

Казенные учреждения (КУ) не имеют права на коммерческую деятельность и отвечают за свои обязательства только денежными средствами, находящимися в их распоряжении. Они выполняют государственные функции и предоставляют государственные услуги, но при этом имеют ограниченную финансовую самостоятельность. Казенные учреждения строго контролируются государством и играют ключевую роль в обеспечении выполнения государственных задач и программ.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях регулируется законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ и единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Основные требования к ведению бухгалтерского учета включают:

1. Формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества и его использовании.

2. Составление бухгалтерской отчетности на основе данных синтетического и аналитического учета.

3. Предоставление информации для финансового контроля над соблюдением законодательства и использованием ресурсов.

Все хозяйственные операции должны быть оформлены первичными документами, соответствующими унифицированным формам, утвержденным Минфином России. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы не менее пяти лет.

Бюджетные учреждения являются ключевым звеном системы государственного управления, требующим особого подхода к ведению бухгалтерского учета. Точное соблюдение нормативных требований и правил учета обеспечивает прозрачность и эффективность управления государственными финансами, что особенно важно в современных экономических условиях.

Для более полного понимания различий между автономными, бюджетными и казенными учреждениями рассмотрим их сравнительный анализ в таблице (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ типов бюджетных учреждений.

Тип учреждения Финансирование Вид деятельности Распоряжение доходами Ответственность по обязательствам

Автономные учреждения Субсидии Наука, образование, медицина, культура, соцзащита На свое усмотрение Своими активами, при нехватке -учредитель

Бюджетные учреждения Бюджетная смета Гос. функции и госуслуги Перечисляютс я в бюджет Денежные средства, при нехватке -учредитель

Казенные учреждения Бюджетная смета Гос. функции и госуслуги Нет коммерческой деятельности Денежные средства, при нехватке -учредитель

Таблица 1 представляет собой сравнительный анализ различных типов бюджетных учреждений в Российской Федерации. Автономные учреждения, финансируемые через субсидии, имеют значительную финансовую и хозяйственную самостоятельность, позволяющую им самостоятельно управлять своими доходами и активами. Это позволяет автономным учреждениям оперативно реагировать на изменения в потребностях и условиях их деятельности, повышая эффективность управления ресурсами.

Бюджетные учреждения, финансируемые по бюджетной смете, выполняют государственные функции и предоставляют государственные услуги. Они обязаны перечислять все доходы от коммерческой деятельности в бюджет, что ограничивает их финансовую самостоятельность, но обеспечивает прозрачность и контроль за использованием средств.

Казенные учреждения также финансируются по бюджетной смете и выполняют государственные функции, однако они не имеют права на

коммерческую деятельность. Их ответственность по обязательствам ограничивается денежными средствами, находящимися в их распоряжении, что делает их деятельность строго контролируемой государством.

Таким образом, различия между этими типами учреждений заключаются в степени их финансовой и хозяйственной самостоятельности, а также в их возможности распоряжаться доходами и имуществом. Автономные учреждения обладают наибольшей степенью самостоятельности, что позволяет им эффективно выполнять свои задачи и предоставлять качественные услуги. Бюджетные и казенные учреждения, имея более строгие ограничения, обеспечивают выполнение государственных функций и социальных программ, поддерживая стабильность и контроль в системе государственного управления.

Эффективное функционирование бюджетных учреждений требует строгого соблюдения нормативных требований и правил учета. Это обеспечивает прозрачность и подотчетность в использовании государственных средств, что особенно важно в условиях экономической нестабильности и ограниченных ресурсов. Бюджетные учреждения играют ключевую роль в реализации государственной политики и обеспечении населения необходимыми услугами, что делает их важным элементом системы государственного управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями и дополнениями от 21 ноября 2022г. №448-ФЗ)// https://base.garant.ru/12175589/7ysclid4v972rw6rj906743930 (Дата обращения: 22.04.2024;

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти

(государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452)// https://base.garant.ru/12175589/?ysclid=lv972rw6rj906743930 (Дата обращения: 20.04.2024);

3. Ахметьянова, Э.Р. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях / Ахметьянова Э.Р. - Текст: электронный // Вестник науки. - 2023. -Т. 1, № 10. - С. 23-27;

4. Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, 24 ноября 2022 г. / Российский университет кооперации, 2023. - 151 с

Frolov P.I.

Institute for Cybersecurity and Digital Technologies (Moscow, Russia)

FEATURES OF ACCOUNTING ACCOUNTING IN A BUDGETARY INSTITUTION

Abstract: the article discusses the features of accounting in budgetary institutions. The concept of a budgetary institution, its role in the country's economy, as well as the procedure for maintaining accounting records in such organizations are defined. The article describes in detail the goals and objectives of accounting in budgetary institutions, as well as key problems and ways to solve them. The research methods are description, generalization and theoretical analysis. As a result of the study, it was revealed that proper accounting in budgetary institutions helps to increase the transparency and efficiency ofpublic financial management.

Keywords: accounting, budgetary institution, government financing, economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.