Научная статья на тему 'Права ребенка и насилие на экране'

Права ребенка и насилие на экране Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1062
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров Александр Викторович

Alexander V. Fedorov in his commentary "Rights of Children and Violence on the Screen" checks how much children are influenced by violence on TV screens. He has performed the monitoring of the regular TV-weeks in 2000 and in September-October 2003. It turns out that the Russian TV, unlike many western countries, does not comply with the provisions of the UN Convention on the Rights of a Child and does not protect kids from harmful effects for their psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rights of Children and Violence on the Screen

Alexander V. Fedorov in his commentary "Rights of Children and Violence on the Screen" checks how much children are influenced by violence on TV screens. He has performed the monitoring of the regular TV-weeks in 2000 and in September-October 2003. It turns out that the Russian TV, unlike many western countries, does not comply with the provisions of the UN Convention on the Rights of a Child and does not protect kids from harmful effects for their psychology.

Текст научной работы на тему «Права ребенка и насилие на экране»

ЗАМЕТКИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

А.В. Федоров ПРАВА РЕБЕНКА И НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ

Статья 17 Конвенции ООН по правам ребенка гласит: "Способствовать тому, чтобы масс-медиа распространяли информацию о социальной и культурной помощи детям, поощрять развитие соответствующих рекомендаций для предохранения ребенка от информационных материалов приносящих вред его благополучию". Многие западные страны стремятся соблюдать это требование. Для показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия, отводится позднее вечернее и ночное время, платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра детьми младшего возраста.

А как обстоят дела в нашей стране? Доступно ли экранное насилие детской аудитории? Я попытался ответить на эти вопросы, проанализировав репертуар обычных теленедель в январе 2000 г. и в сентябре—октябре 2003 г. Рассмотрим результаты этого своеобразного мониторинга. Итак, 2000 г. (с понедельника, 10 января по воскресенье, 16 января).

Практически все телеканалы (кроме СТС) включали в свои новостные выпуски (от трех до восьми раз в сутки) материалы, содер-

жащие сцены насилия (документальные съемки окровавленных жертв убийств, катастроф, военных действий, терроризма и т. д.). Значительная часть этих выпусков приходилась на дневное время. Кроме того, некоторые вечерние и ночные телепрограммы, специализирующиеся на сюжетах, связанных с насилием и жертвами насилия, подробностями катастроф и т. п. ("Дежурная часть", "Криминал", "Криминал: Чистосердечное признание", "Дорожный патруль", "Петровка, 38"), повторялись утром. В среднем каждый выпуск подобной передачи — 15—20 минут. Общее количество часов, отведенных на четырех тогдашних ведущих российских каналах для передач о насилии и преступлениях, составило примерно 22—23 часа в неделю (т. е. около 6 часов в неделю "криминальных передач" на один канал).

Что же могла увидеть детская аудитория в утренних и дневных "криминальных" передачах? Вот лишь несколько примеров. Понедельник. Показ крупным планом окровавленных трупов детей, убитых квартирным грабителем, и жертв

ФЕДОРОВ Александр Викторович — доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиа-педагогики России, заведующий кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института.

очередной мафиозной "разборки". Вторник. На экране трупы убитых — задушенных и зарезанных. На сей раз показаны полуразложившиеся человеческие тела. В тот же день в 18.45 демонстрируются кадры с окровавленным наркоманом-убийцей, выбросившимся из окна седьмого этажа. Плюс крупный план лица убитого бандита. Среда, четверг, пятница, суббота... Снова по многим каналам практически одни и те же сюжеты о преступлениях, которые сплелись в настоящий сериал насилия. При этом специальные телепередачи, посвященные криминальной теме, выходили в эфир в утренние, дневные и вечерние часы, вполне доступные для просмотра несовершеннолетним, включая детей до 10 лет. А если, к примеру, в вечерний "Дорожный патруль" в какой-то из дней не попадали кадры с натуралистическим изображением окровавленных или обожженных трупов, то в утреннем эфире шел повтор вчерашнего вечернего выпуска, где таких кадров хватало. Надо сказать, что все это — рейтинговые передачи: по данным Е. Юдиной, "Криминал" в январе 2001 г. смотрели 46,3% аудитории, "Дорожный патруль" — 54,5%, "Дежурную часть" — 26,6% [1].

Кроме того, каждое воскресенье, с 17.25 до 18.25, по ТВ-6 в ту пору шла специальная передача "Катастрофы недели". В числе сюжетов об авариях на земле, воде и в воздухе 15 января 2001 г. был и репортаж о грандиозной автокатастрофе, включавший показ десятков окровавленных трупов...

2003 г. (с понедельника, 29 сентября по воскресенье, 5 октября)

Мониторинг был повторен мной в течение недели в сентябре—октябре 2003 г. К этому времени некоторые каналы изменили свое название (РТР стал называться "Рос-

сия", ОРТ — "Первым каналом"), а некоторые (ТВ-6, он же ТВС) и вовсе исчезли из эфира (поэтому, например, "Дорожный патруль" переместился с ТВС на канал "Россия").

Вместе с тем, специальные передачи о преступлениях и катастрофах ("Дежурная часть", "Дорожный патруль", "Петровка, 38" и др.) продолжали транслироваться и в дневное, и в вечернее время. В среднем каждый выпуск подобной передачи, как и раньше, длился 15—20 минут. Однако они перестали заполнять эфир по выходным дням, некоторые каналы сузили их ежедневную периодичность. Общее количество часов, отведенных на четырех ведущих российских каналах для специализированных передач о насилии и преступлениях, сократилось с 23 до 9 часов в неделю. Но хотя утренний и дневной эфир выхода телепередач на криминальную тему в январе 2003 г. заметно сократился, они, как и три года назад, были вполне доступны для просмотра детской аудиторией.

Из положительных сдвигов отметим, что изменилось "качественное" содержание передач о криминале. Изображение насилия и жертв насилия на экране стало более сдержанным, не столь натуралистичным, без визуальных деталей.

В целом же, пока говорить о соблюдении прав ребенка на получение безопасной для его психики информации по части специальных телепередач на криминальную тему, к сожалению, не приходится.

Рассмотрим теперь интересующую нас проблему с точки зрения телевизионного кинорепертуара. Обратимся к "отслеженной" мной теленеделе с понедельника 10 января 2000 г. по воскресенье 16 января. Поскольку меня в первую очередь интересовала тема воздействия экранного насилия на детскую

и молодежную аудиторию, я сознательно наложил некоторые ограничения на мониторинг. Так, был произведен контент-анализ только того кинорепертуара ведущих российских каналов, который по временным рамкам был теоретически доступен для несовершеннолетних, включая дошкольников и младших школьников: с 6 часов утра до 11 вечера.

Понедельник. В целом репертуар в обозначенном временном диапазоне не содержал сериалов и фильмов с чрезмерно откровенными сценами насилия. Например, фантастический боевик "Горец" (НТВ, время выхода в эфира 19.45— 22.00), как известно, практически полностью построен на теме насилия (рыцарские поединки и пр.), однако оно лишено ужасающего натурализма и сродни насилию в сказках и легендах. К тому же главный герой, как и следует положительному сказочному персонажу, олицетворяет собой Добро, успешно сражающееся со Злом. Впрочем, в США этот фильм шел под ограничительным грифом "R" (Restricted), т. е. несовершеннолетние до 17 лет допускались на сеанс только в сопровождении взрослых. Аналогичный сериал в духе "фэнтэзи" "Легенда о Вильгельме Телле" шел с понедельника по пятницу по ТВ-6 в самое "детское" время — с 17.00 до 17.40. Здесь также немало сцен, в той или иной степени связанных с насилием (сражения, поединки, драки, убийства и пр.), однако снято это опять-таки без натуралистических подробностей. Вторник. В 21.45 РТР начал демонстрацию гонконгского фильма с участием Дж. Чана "Доспехи бога". Драк и насилия там предостаточно, но натуралистических сцен тоже нет. Среда. По РТР с 21.45 до 23.45 показали "Доспехи бога-2". По НТВ с 19.45 до 22.00 — приключенческий бое-

вик "Последний из племени людей-псов". Оба фильма содержат сцены насилия, но без натурализма. Четверг. С 20.45 по 22.00, т. е. в самое "смотрибельное" и доступное для детей время, НТВ запустил в эфир триллер Р. Доннера "Убийцы". Особенность этого фильма в том, что в нем не только достаточно натуралистично показаны убийства, но и в том, что статус "хорошего парня" (в исполнении С. Сталлоне) получает наемный "киллер", хладнокровно уничтоживший за свою "творческую жизнь" десятки людей. В кинобиографии Сталлоне такого рода фильмов немало (серия о похождениях Рембо, "Танго и Кэш", "Тюрьма" и т.д.). В США все они, как правило, получали прокатные ограничения под грифом "Р". А вот ведущий российский канал спокойно начал показ "Убийц" параллельно с передачей первого канала "Спокойной ночи, малыши". Пятница. С 19.45 до 21.20 на канале НТВ — очередная серия о похождениях Крутого Уокера в исполнении несгибаемого Ч. Нор-риса (с повтором в субботу утром). С моралью здесь все нормально. Чак — герой положительный, он борется только с плохими парнями и во имя Добра. Степень натурализма в показе насилия в данном сериале не слишком высока. Каждую пятницу с 21.45 по первому каналу (во время мониторинга он назывался ОРТ) шел американский детективный сериал "Коломбо". Очередная серия вышла и в этот раз. В сериале также есть сцены насилия (убийства, жертвы убийств и нападений и пр.). Суббота. В 19.50 НТВ (уже не в первый раз) показал первую часть "бондианы" "Доктор Но". Насилия здесь хватает, хотя убийства и драки подаются автором с легкой иронией. В США фильмы этого сериала идут под грифом

"PG" (Parantal Guidance), т. е. дети допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или взрослых. Воскресенье. С 12.05 до 14.00 на ОРТ демонстрировался российский остросюжетный фильм на материале гражданской войны "Победитель". Картина проникнута традиционными для советской эпохи идеями закономерности насилия во имя классовой борьбы и диктатуры пролетариата. С 19.00 до 21.00 этот же канал показал полную авторскую версию насыщенного насилием триллера Люка Бессона "Леон", который на Западе шел с серьезными возрастными ограничениями. А самый массовый по аудитории российский канал выпустил картину в самое "детское" время. Даром, что подруга наемного киллера в фильме — несовершеннолетняя... Чуть позже (с 21.40) ОРТ начал демонстрацию фантастического боевика класса "Б" "Не называй меня малышкой" с "секс-бомбой" Памелой Андерсон в главной роли. Детально снятые убийства в этой ленте перемежаются с эротикой в духе "софт-порно". В тот же день НТВ дал утренний (8.15—9.00) повтор "ночной" серии канадского фильма "Ее звали Никита". И здесь сцен насилия хоть отбавляй. Этот же канал с 20.50 по 21.50 показал очередную часть криминального сериала "Улицы разбитых фонарей-2". Крупный план окровавленного женского лица... Мужская голова с пулевым ранением во лбу... Эти кадры включены в заставку каждой части популярного сериала.

2003 г. (с понедельника, 29 сентября по воскресенье, 5 октября).

Начало XXI века ознаменовалось резким увеличением доли российских телесериалов. Оправившись от массированной интервенции мексиканских, бразильских и американских "мыльных опер", ведущие кана-

лы страны заполнили эфир отечественной сериальной продукцией. В силу этого бума обычные фильмы на ведущих каналах были отодвинутыми в сетке программ на позднее вечернее и ночное время. В утренние и дневные часы односерийные фильмы шли редко и, как правило, не содержали сцен насилия.

Большая часть российских сериалов не отличалась жанровым разнообразием и так или иначе была связана с темой преступлений. Период мониторинга не стал исключением — по Первому каналу всю неделю демонстрировалась очередная "Убойная сила" (между 20.00 и 21.00). По каналу "Россия" по рабочим дням шли сразу три "криминальных" сериала — "Бандитский Петербург" (с 17.00 до 18.00), "Ка-менская-3" (с 20.00 до 21.00) и "Марш Турецкого" (с 22.00 до 23.00, повтор с 13.00 до 14.00). По НТВ — "Агент национальной безопасности" (с 11 до 12 дня), "Улицы разбитых фонарей-4" (с 14.00 до 15.00 и с 19.30 до 20.30) плюс американский "экшн" "Супершпионки" (с 17.00 до 18.00). Каждый из этих сериалов содержит сцены насилия (убийства, в том числе с деталями, снятыми крупным планом, перестрелки, жестокие драки и т. п.). В среднем общая длительность демонстрации упомянутых сериалов на четырех ведущих российских каналах составила не менее 50 часов в неделю (около 7 часов ежедневно).

Корректность результатов мониторинга подтверждается и данными других исследований. Так, в мае 2001 г. под руководством К.А. Тарасова был произведен мониторинг шести ведущих телеканалов России, который выявил, что "суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от менее одной минуты до 31 минуты. Продолжительность

среднестатической сцены насилия — почти 7 минут. На чистый показ насилия ТВ отводит 9,5% экранного времени. В каждом втором фильме насилие вершат как минимум 7 персонажей, в каждом четвертом — 17 персонажей. При показе 7%филь-мов происходит воистину массовое нашествие насильников на дома россиян, которые, как известно, с помощью ТВ и видео давно уже институционализировались в качестве главных центров культурного досуга. Насильников здесь уже целых три десятка. В среднестатиче-ском фильме уроки насилия зрителю преподносят 10 персонажей, в каждом пятом фильме (22%) естественные последствия насилия показаны в полной мере, в каждом третьем (39%) — частично... В каждом пятом фильме, показанном в прайм-тайм, зрительское восприятие редко или вообще не обнаруживает наказания антигероя, применяющего насилие. В каждой третьей картине оно наблюдается только в финале... Насилие (хороших) персонажей в основном массиве фильмов, в десяти из девяти, наказывается либо редко, либо вообще никогда" [2, с. 121, 123].

Годом позже аналогичный мониторинг осуществил А.П. Корочен-ский: "солнце еще не поднялось в зенит, а мы стали свидетелями полутора десятков убийств и свыше 20 сцен преступного насилия: драк, зверских избиений, перестрелок, поножовщины, разбойных нападений, пыток и терактов... За один только день 30 июля 2002 г. по пяти российским каналам было показано 17 полицейско-детективных серий и фильмов (некоторые из сериалов демонстрировались дважды в день), а также около десятка боевиков и фильмов на темы криминала... Криминал стал темой № 1 отечественного телевидения... Технология эк-

ранных убийств очень разнообразна, есть чему поучиться даже про-фессионалам-"мокрушникам". Убивают не только огнестрельным или холодным оружием: рубят кухонным топориком, колют, душат, травят ядом, режут стеклом, сбрасывают с крыши, топят и т. д. и т. п. Быстро, технично, с удовольствием. Насилие и насильственная смерть на экране выглядит не так уж страшно, на это смотрят без содрогания. Привыкание людей к криминалу способствует своеобразной психологической "легализации" преступности. Криминал воспринимается уже как рядовое, будничное явление" [3].

Конечно, в отличие от документальных телепередач на криминальную тему, насилие в игровом кинематографе кажется не столь страшным и шокирующим. Малышу всегда можно сказать: "Не бойся, это же только кино! Этого дядю убили понарошку. Он не бандит и не полицейский, а актер". Однако негативное воздействие на психику несовершеннолетних подобные просмотры все равно оказывают (среди множества научных публикаций, подтверждающих это, см., например, [4]).

Смею предположить, что проведенный мною контент-анализ содержания телепередач ведущих российских каналов вполне типичен для нынешней ситуации, когда телевидение репрезентирует окружающий мир в виде опасной зоны, где правит криминалитет, где убийства и жестокость — обычные дела, успешно разрешающие любые социальные конфликты, а смерть человека — пустяк, о котором лихие персонажи забывают сразу же после меткого выстрела или удара ножом. Отсюда, как свидетельствуют результаты социологических опросов, многие школьники считают, что киллеры и гангстеры — это хорошо оплачиваемые профессии, достойные уважения.

Что же делать? Запретить телепередачи и фильмы на криминальную тему (а заодно и продажу видеокассет, DVD, компьютерных дисков с играми, построенными на насилии)?

Убежден, что запретами ничего не добьешься. Взрослая часть аудитории, бесспорно, имеет полное право знать, каково положение дел с преступностью в нашей стране и за рубежом, и может смотреть по телевидению игровые фильмы на аналогичную тему. Другое дело, что все это должно быть (хотя бы теоретически) недоступно детям до 10 лет с их неокрепшей и чувствительной психикой. Следовательно, фильмы и телепередачи, содержащие показ насилия, катастроф, войн и их жертв, надо сдвинуть в сетке передач на позднее вечернее и ночное время и постараться избегать утренних и дневных повторов "крутых" криминальных сюжетов. В конце концов, для утреннего и дневных эфиров можно делать сокращенные варианты документальных "криминалов" — без кровавых подробностей и крупных планов жертв насилия и террора.

В заключение коснусь еще одного аспекта проблемы. Речь идет о насилии в компьютерных играх — популярном времяпрепровождении современных российских подростков.

В какие игры они играют? И какие им нравятся больше других?

Контент-анализ 87 компьютерных игр, находящихся в городских центрах компьютерных игр Таганрога, показал следующее.

Практически все компьютерные игры, доступные посетителям компьютерных залов (в основном это молодежь до 18 лет), представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (например, автогонки) темы. Только 17,24%

компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия. Как правило, это игры на спортивную тему. 55,17% компьютерных игр включали в себя интерактивные сцены разнообразных убийств ("Doom", "Young Blood", "Final Doom" и др.), 39,08% — основывались на интерактивных сценах драк ("Kensei", "Hercules" и др.), 35,63% изображали интерактивные сцены катастроф ("X-COM", "Residen Evil" и др.). 82,75% компьютерных игр обязательно содержали хотя бы один из видов экранного насилия (убийства, драки, катастрофы). При этом во многих из них насилие было представлено сразу в нескольких видах — драки, убийства, пытки, катастрофы и т. п. Наконец, в репертуаре компьютерных залов преобладали относительно простые игры, так называемые "стрелялки". Игры более сложные — так называемые "стратегии" и "кве-сты" (интерактивный поиск выхода из некой ситуации) — оказались явно на обочине.

Для полноты картины приведу данные осуществленного мной опроса 76 посетителей компьютерных залов Таганрога — школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Во-первых, подавляющее большинство посетителей — подростки мужского пола; школьниц, играющих в компьютерные игры в платных залах, оказалось всего 3,94%. Правда, компьютерно-игровые предпочтения среди девочек в целом ничем не отличались от предпочтений мальчиков. Среди возрастных групп лидируют подростки 12—15 лет (41%), ребят от 7 до 9 лет — 9%, не слишком много посетителей игровых залов и среди тинэйджеров старше 16 лет (11%). По признанию опрошенных, все они неоднократно играли в игры, содержащие сцены насилия. При этом именно такие игры чаще назывались люби-

мыми. Предпочтение компьютерных игр с убийствами, драками и прочими элементами насилия ("Doom", "Final Doom", "Resident Evil", "Mortal Cmbat") в максимальной степени свойственно школьникам от 11 до 14 лет. В этом возрасте количество предпочитаемых игр с элементами насилия в среднем более чем вдвое превышает количество "мирных" игр.

Конечно, играть в компьютерные игры с элементами насилия и совершать насилие в жизни — разные вещи. Однако несомненно, что интерактивное включение в процесс насилия вызывает неизбежное привыкание к нему, притупление чувства сострадания, сопереживания и т. д. Ведь в виртуальном мире ничего не стоит выстрелить в человека из пистолета или автомата, взорвать его гранатой, разрезать электропилой, разнести на части бомбой и т. д.

Что же делать? Требовать запретов и закрытий? Путь знакомый, но, как показала практика, неэффективный. Выход из ситуации видится не только в продвижении на компьютерный рынок, познавательных и увлекательных игр с минимальным присутствием насилия, но в активизации движения медиаобразования. Школьные педагоги должны, наконец, научиться использовать богатые возможности экранных искусств, Интернета, компьютерной анимации, интерактивной игры для развития творческих способностей детей, их критического мышления, эстетического восприятия и вкуса. Кроме того, на мой взгляд, в России необходимо строгое соблюдение возрастных рейтингов для продажи, проката (и использования в специальных залах) компьютерных игр.

Работа выполнена при поддержке Фонда Дж. и К. МакАртуров. Грант № 02-73285-000-GSS.

Alexander V. Fedorov in his commentary "Rights of Children and Violence on the Screen" checks how much children are influenced by violence on TV screens. He has performed the monitoring of the regular TV-weeks in 2000 and in September-October 2003. It turns out that the Russian TV, unlike many western countries, does not comply with the provisions of the UN Convention on the Rights of a Child and does not protect kids from harmful effects for their psychology.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юдина Е. Насилие в документальной теле реальности // Высшее образование в России. 2002. №3. С. 76—82.

2. Тарасов К.А. Глобализированное кино как школа насилия // Кино в мире и мир в кино. М., 2003. С. 116—133.

3. Короченский А.П. Приглашение в кошмар // Новая городская газета. 2002. № 33. С. 11.

4. Stoughton, C. Media Violence

Alert. Zionsvill, 2000. P. 91.

* * *

В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выяснялось мнение россиян о том, в какой мере авторы телепередач могут быть свободными в своем творчестве, все ли им дозволено, а проще говоря — о государственной цензуре. На вопрос о том, нужна ли российскому телевидению государственная цензура, 62% россиян с большей или меньшей категоричностью высказались "за" (см. табл. 1).

В старших возрастных группах доля сторонников цензуры заметно выше, чем среди молодежи. Если в самой молодой возрастной группе (18—24 года) за необходимость государственной цензуры на ТВ высту-

пили 49%, то среди самой старшей группы (начиная от 60 лет) — 71%. Чаще других за "цензурирование" выступают сторонники "Родины" и КПРФ — соответственно 77% и 69%. Впрочем, и среди приверженцев других политических партий их также не мало: СПС — 64%, "Единой России" — 63%, ЛДПР — 62%.

Было бы, однако, неправильным считать, что россияне выступают за тотальный контроль над СМИ и за восстановление политической цензуры. Об этом свидетельствуют данные вопроса, заданного в открытой форме о тематике телевизионных передач, подлежащих, по мнению респондентов, цензуре. Выяснилось, что программы на политические темы

хотели бы подвергнуть цензуре 9% опрошенных, информационно-аналитические передачи — 5%. Главный же объект цензуры — это, прежде всего, секс, порнография (36%), а также боевики, насилие, жестокость, криминал (32%). Значимому числу россиян хотелось бы также "обуздать" рекламу (22%). То есть речь идет, главным образом, о так называемой "нравственной цензуре", а вовсе не о борьбе с инакомыслием на телевидении (см. табл. 2).

Опрос проведен 17—18 апреля 2004 г. Опрошено 1601 человек в 100 населенных пунктах в 39 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица 1

Как Вы думаете, для российского телевидения нужна или не нужна государственная цензура?, %

Безусловно нужна Скорее нужна Скорее не нужна Безусловно не нужна Затрудняюсь ответить

35 28 15 14 9

Таблица 2

Если Вы считаете, что такая цензура нужна, то укажите, по каким темам?, %

Секс, порнография 36

Боевики, насилие, жестокость, криминал 32

Реклама 22

Эстрада и развлечения 13

Художественные фильмы 10

Политика 9

Иностранные фильмы 7

Передачи о культуре, морали, этике 7

Информационно-аналитические программы 5

Программы для детей и молодежи 4

Мат, брань 3

Чистота русского языка 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.