Научная статья на тему 'Насилие на телеэкране глазами молодежи: реальность контента и ее отражение'

Насилие на телеэкране глазами молодежи: реальность контента и ее отражение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ТЕЛЕЭФИР / КОНТЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПРИЯТИЕ / VIOLENCE / TV BROADCASTING / CONTENT / YOUNG GENERATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильченко Сергей Николаевич, Шадрина Ольга

Авторы исследуют проблему присутствия насилия в современном отечественном телеэфире, анализируют восприятие данной темы молодежью на основе проведенных ими опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Violence On TV-screening from point of youth generation: the reality of content and its perception

The article is focused on the problem of the violence scenes in modern Russian broadcasting. Th e analysis of the perception of violence by young generation of TV-viewers is based on the results of the surveys organized by the authors of the article.

Текст научной работы на тему «Насилие на телеэкране глазами молодежи: реальность контента и ее отражение»

УДК 070

С. Н. Ильченко, О. С. Шадрина

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 4

НАСИЛИЕ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ: РЕАЛЬНОСТЬ КОНТЕНТА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ

В современной системе шоу-цивилизации тренд насилия играет одну из доминирующих ролей. С учетом оптимизации процессов доставки визуальной информации до потенциальной аудитории можно утверждать, что наиболее очевидным каналом презентации всех разнообразных видов и форм в экранном варианте является телевидение. Авторы настоящей статьи обратились к количественному и качественному анализу того, каким образом данный тренд обретает черты экранной реальности, и какое отражение он получает в восприятии молодежной аудитории.

В свое время зарубежные исследователи Дженнингз Брайнт и Сюзан Томпсон утверждали (а затем и доказали), что «потребление телепродукции в больших объемах может привести зрителя к убеждению, что в мире гораздо больше насилия, чем есть на самом деле» [1, с 121]. Здесь уместно говорить о создании определенного культа насилия и провокации отрицательных эмоций, существующих в практике творцов российского телевидения. Об этом свидетельствуют факты, полученные в ходе суточного мониторинга контента шести федеральных каналов1, осуществленного в рамках исследования заданной научной темы. В течение одного дня (16 марта 2011 г.) были зафиксированы в эфире национальных телевещателей: 130 драк, 81 убийство, 28 ограблений, 10 половых актов, 20 сцен распития спиртных напитков, 34 факта нецензурной брани, 276 негативных новостей.

Большое количество сцен драк и убийств в транслирующихся кинофильмах, «жареные факты», используемые многими телепередачами, агрессивная подача информации, зачастую неоправданное количество шокирующих кадров в новостных выпусках — это та реальность отечественного телевидения, которая справедливо вызывает у психологов, педагогов и родителей тревогу за подрастающее поколение. Каким образом на развитии молодого человека может сказаться увиденное? Практики современного телебизнеса обычно либо реагируют на подобную обеспокоенность фразой о том, что можно выключить телевизор или переключить его на другой канал, либо утверждают, что «насильственный» контент — органичная часть как современной ме-диакультуры, так и детских сказок или мультфильмов. Довод звучит во многих случаях одинаковый: «Дети к такому привыкли». Психологи доказали, что вся психическая сфера человека в среднем лишь на 7% состоит из сознательной части психики, а за 93% психики отвечает подсознание [2]. И это очевидно приводит нас к выводу о том, что не всегда негативное влияние увиденного на телеэкране осознается аудиторией.

Проводившееся на кафедре телерадиожурналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета исследование «Насилие на телеэкране» — это научная попытка взглянуть на проблему глазами самих подростков, проанализировать их предпочтения, ответить на вопрос о том, действительно ли содержание современных телевизионных передач пагубным образом сказывается на

1 В качестве объектов исследования были выбраны Первый канал, «Россия», НТВ, РЕН-ТВ, ТВ-3, Пятый канал.

© С. Н. Ильченко, О. С. Шадрина, 2012

молодежи, понять, чего молодые люди ждут от телевидения сегодня. Была разработана специальная анкета, которая и стала основой для проведения мониторинга мнений юного поколения петербургских телезрителей2.

В анкетировании приняли участие около трехсот учеников старших классов школ и студентов вузов Санкт-Петербурга. Им было предложено дать ответы на разнообразные вопросы, касающиеся того, каким они видят современное телевидение, что на экране привлекает их внимание, что, напротив, отталкивает, считают ли они агрессивным содержание телепередач, каким темам, по их мнению, российские телеканалы уделяют недостаточно внимания. Также анализировались литературные предпочтения респондентов, выявлялись их любимые исторические персонажи и герои фильмов.

Вопреки бытующему мнению о спаде популярности телевидения среди молодежи, сложившемуся за несколько последних лет, результаты исследования показали, что «голубой экран» по-прежнему привлекает внимание подростков и молодых людей. 42% респондентов смотрят телевизор каждый день, 34% — несколько раз в неделю. Несмотря на возможности современной техники, большинство (85%) опрошенных предпочитают знакомиться с телевизионной продукцией традиционным способом — с помощью домашнего телеприемника, примерно треть участников опроса смотрят телепередачи в сети Интернет.

Наиболее популярными у молодых людей, принявших участие в опросе, оказались новостные передачи. Также, по их мнению, зрителей особенно привлекают реалити-шоу «Дом-2» и продукция канала «ТНТ» в целом. Назывались такие развлекательные передачи, как «Большая разница», «Прожекторперисхилтон», «Галилео», «Comedy Club» и ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят». Следует отметить, что зачастую сами респонденты не являются поклонниками передач, которые считают интересными для телевизионной аудитории, многие отметили их как вызывающие неприятие. Это доказывает и картина, полученная в ходе анализа ответов на вопрос: «Перечислите Ваши любимые телепередачи, которые Вы стараетесь не пропускать». Здесь также распространен ответ «новостные передачи», среди развлекательных программ популярностью пользуются «КВН», «Прожекторперисхилтон», «Галилео», «Большая разница», сериал «Интерны». Часть молодежной аудитории постоянно следит за спортивными трансляциями, интерес вызывают и довольно серьезные «взрослые» телевизионные проекты: «Школа злословия», «Поединок», «Познер», «Суд времени», «Что? Где? Когда?».

60% опрошенных наиболее популярными считают передачи, посвященные кино, новым фильмам, рецензиям, и кинотрансляции. Более половины респондентов отметили такие темы, как политика и криминал. Распространенными на сегодняшнем телевидении молодые люди назвали темы здоровья, кулинарии, секса, моды, погоду и полезную потребительскую информацию. Наименее распространенными они считают передачи о воспитании детей, невостребованными сочли религиозную и военно-патриотическую тематику.

Самым распространенным среди молодежи видом проведения досуга является общение с друзьями. Приятно отметить тот факт, что 73% опрошенных предпочитают в свободное время читать книги, а 40% — посещать учреждения культуры. Значительная часть респондентов (38%) активно участвует в общественной жизни. Примерно треть участников опроса предпочитают проводить свободное время в развлекатель-

2 Опрос с помощью анкет проводился в марте 2011 г. В данном случае наблюдается идентичность телевизионного контента и его отражения в восприятии молодежной аудитории Санкт-Петербурга.

ных учреждениях, столько же увлекаются занятиями спортом, 47% уделяют время прослушиванию музыки. Что касается средств массовой информации, то 16% в свободное время слушают радио, 28% смотрят телевизор.

Среди любимых литературных персонажей подростки выделяют преимущественно героев русских писателей-классиков. Это неплохо, однако наиболее популярными среди опрошенных оказались Родион Раскольников, Евгений Онегин и Григорий Печорин — герои произведений, обязательных для прочтения. Таким образом, можно предположить, что подростки практически не читают произведения, выходящие за рамки школьной программы. Схожую картину можно наблюдать, ознакомившись с ответами на вопрос, связанный с выбором любимых исторических персонажей. Наиболее часто здесь перечислялись императоры династии Романовых. В качестве любимых героев кино подавляющее большинство опрошенных выбирает актеров и героев зарубежных фильмов. Самыми популярными являются актер Джонни Депп и его герой Джек Воробей. Также успехом пользуются персонажи французской ленты «Амели» и экранизации романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер».

Особенно важно было выявить, какие телевизионные персонажи, тележурналисты и ведущие пользуются популярностью среди молодежной аудитории. Часто респонденты упоминали Леонида Парфенова, Ивана Урганта и Владимира Познера. Также интерес у подростков вызывают Андрей Малахов, Александр Пушной, Екатерина Андреева, Тина Канделаки, Владимир Соловьев, Мария Ситтель и Ольга Шелест. К интересным выводам можно прийти, проанализировав ответы на вопрос «На кого из героев телеэкрана Вы хотели бы быть похожими?». Подавляющее большинство опрошенных (около 70%) ответили, что не хотели бы походить ни на кого, некоторые из них давали пояснения: «хочу оставаться самим собой», «на экране нет достойных примеров для подражания».

Следующий блок вопросов был посвящен тому, что на современном российском телевидении не устраивает молодых людей и подростков. Практически половина опрошенных отметили реалити-шоу «Дом-2», 15% недовольны содержанием канала НТВ (отдельно выделяются «Программа Максимум», «Ты не поверишь», «Русские сенсации»), 10% недовольны программами «Пусть говорят» и «Давай поженимся». Также в числе вызывающих неприятие оказались передачи «Малахов плюс», «Суд идет», каналы MTV и 2х2, сериалы. Отдельно многими участниками опроса отмечена криминальная хроника. Лидерами среди «отрицательных» телеперсонажей являются Ксения Собчак и герои проекта «Дом-2». Андрей Малахов вызывает симпатию и раздражение у равных частей аудитории (около 10%). Молодые люди также называли Елену Малышеву, Максима Галкина, Диму Билана, ведущих телепередачи «Давай поженимся» и героев сериала «Счастливы вместе». Некоторые респонденты отметили, что неприятие у них вызывает большинство телевизионных персонажей.

В целом агрессивным современное российское телевидение считают 65% опрошенных, противоположного мнения придерживаются 22%, 13% не смогли ответить на этот вопрос. Отмечены передачи, содержащие сцены физических и моральных издевательств, убийств, драк, пьянства, сцены интимного характера и бранные слова. В числе конкретных телепередач, которые, по мнению молодежи, считаются агрессивными, были названы телеканал НТВ в целом (17%) и конкретные проекты этого канала. Также подростки выделяют новостные выпуски, «Дом-2» и «Пусть говорят». 75% опрошенных считают необходимым законодательно ограничить демонстрацию сцен

насилия и сцен интимного характера на телеэкране. Проанализировав данный блок вопросов, можно предположить, что волна популярности «агрессивных» передач среди молодежи спала, именно насилие на экране вызывает у многих из них отрицательные эмоции, многие отмечают необходимость регулирования появления сцен такого рода на телеэкранах.

Интересно было представить, каким молодые люди хотели бы видеть современное российское телевидение, каких программ недостаточно сегодня на экране. Большая часть аудитории отметила нехватку познавательных передач, передач о культуре и искусстве, часто встречались упоминания о нехватке «добрых, духовных, направленных на воспитание прекрасного» передач, молодежных, детских, подростковых программ. Участники опроса хотели бы видеть сегодня на экранах передачи, посвященные истории, психологии, воспитанию. Молодежной аудитории интересны аналитические и документальные программы, многие отмечают недостаток телевизионных проектов на социальную тематику.

Первичные выводы, которые позволяет сделать предварительный анализ итогов проведенного анкетирования, настолько очевидны, что могут стать отправной точкой для последующих научно-теоретических разработок, направленных на выработку соответствующих практических рекомендаций, которые позволят дезавуировать негативное влияние тренда насилия, исходящее от российского телеконтента. В то же время внушающим осторожный оптимизм является консолидированное мнение молодежной аудитории (по-разному проявляемое в результатах анкетирования), отрицательно рефлексирующее в связи с навязыванием ей насильственного дискурса в принятой на вооружение парадигме вещательной политики большинства субъектов отечественного телерынка.

Литература

1. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. [и др.]: Вильямс, 2004. 425 с.

2. Рысин Ю. С. Социально-информационные опасности телерадиовещания и информационных технологий. М.: Гелиос АРВ, 2007. 270 с.

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.