пищеварительного тракта. Сб. те:!. - Москва, 2004. -С.23-25.
34. Стальмахович В.Н. Минимально инвазивные вмешательства в диагностике и лечении хирургических заболеваний у детей // Лвторсф. ... дисс. докт. мед. наук. - Иркутск, 2001. - 48 с.
35. Трухан Р.Г., Скворцов М.Б. Профилактика и лечение легочных осложнений при тотально-субтоталь-ной пластике пищевода желудком. Роль бронхо-фиброскопии в санации бронхиального дерева // Те:!. Всесоюзного симпозиума. Пластика пищевода. - Москва, 1991. - С.36-37.
36. Шишкин В.В. Диагностика и хирургическое лечение рсфлюкс-азофагита и его осложнений. // Лвторсф. ... дисс. канд. мед. наук. - Иркутск, 1991. - 20 с.
37. Щербатых Л.В. Рсфлюкс-гастрит при хронической дуоденальной непроходимости //Лвторсф. ... дисс. канд. мед. наук. - Иркутск, 1990. - 15 с.
38. Щербатых Л.В. Функциональные нарушения двенадцатиперстной кишки у больных с патологией оганов гепатогастродуоденальной зоны // Лвторсф. ... дисс. докт. мед. наук. - Иркутск, 2000. - 34 с.
39. Юрков И С. Лапароскопическое лечение варико-целе у детей // Лвторсф. ... дисс. канд. мед. наук. -Иркутск, 2000. - 28 с,
Основы медицинского права
® ВОРОПАЕВА И.В., ТЕТЕРИНА Л.Р., ВОРОПАЕВ A.B., ИСАЕВ Ю.С. -
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ (Сообщение I)
И.В. Воропаева, Л.Р. Тетерина, A.B. Воропаев, Ю.С. Исаев.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.б.н., проф A.A. Майборода)
Резюме. Права пациента являются частным случаем прав и свобод человека и гражданина. Знание и выполнение данных правовых норм при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими работниками является залогом соблюдения прав пациентов и основой профилактики тяжб пациентов с лечебными учреждениями.
Ключевые слова: права пациентов
Человек, в течение своей жизни имеет возможность добиться выполнения определенных, поставленных им задач, реализовать намеченные планы и т.д. Но достижению поставленных целей всегда обязано сопутствовать одно, абсолютно необходимое условие. Это условие - здоровье.
Если у человека возникают проблемы со здоровьем, он обращается к квалифицированному специалисту - врачу. Доверяя ему самое ценное, невосполнимое и незаменимое, что у него есть, человек, обращаясь за медицинской помощью, должен иметь гарантии относительно качества проводимого лечения, ведь утраченное здоровье практически невозможно восстановить.
Права пациента с недавних пор привлекают возрастающее внимание исследователей. Вместе с тем природа и структура этих прав, способы их реализации остаются нераскрытыми, в связи с чем они часто игнорируются в медицинской практике.
Однако если систематизировать все то, что относится к правам в области охраны здоровья в действующем законодательстве, можно более или менее четко себе представить их перечень и пути реализации на практике.
Права пациента являются частным случаем прав и свобод человека и гражданина [11].
Человек, обратившийся за оказанием медицинской помощи, обладает следующими правами.
1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью (п.1 ст.41 Конституции Российской Федерации [1]; ст.ст. 17, 20,21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) [2]; ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее ЗоМС) [4]).
2. Право граждан на обязательное медицинское страхование (ст.ст. 1,6 ст.6 ЗоМС).
3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации (ст.6 ЗоМС).
4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения (ст.6 ЗоМС).
5. Право граждан на выбор врача (ст.6 ЗоМС).
6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказа-
пни медицинской помощи (ст.ст. 1064, 1068 Гражданского Кодекса Российской федерации [3]; ст.ст. 66, 67, 68 Основ; ст.6 ЗоМС; ст.45. Федерального Закона "О лекарственных средствах" (далее ФЗоЛС)).
7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств (ст.42 ФЗоЛС"; п.З постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94 г. №890).
8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции (ст. 35, 36, 37 Основ).
9. Право граждан на проведение экспертизы (раздел IX Основ).
10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия (ст. 48 Основ).
11. Право граждан на трансплантацию органов (закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"; ст.47 Основ).
12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы (ст.5 Федерального Закона "О рекламе"; ст.44 ФЗоЛС; Указ Президента Российской Федерации от 17,02,95 г. №161 "'О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы").
13. Право на охрану здоровья граждан страдающих психическими заболеваниями (закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией (Федеральный Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека").
15. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (ст.69 Основ; Федеральный Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Отдельно, более подробно остановимся на блоке специфических прав, которыми наделяется определенная группа людей, обратившихся за предоставлением им медицинских услуг - пациентов.
Права пациента
В соответствии со ст.30 Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
Это право - не просто декларативная норма. Оно основывается на конституционных принципах, нашедших свое выражение, в частности, в Гражданском кодексе в гл. 8 "Нематериальные права и их защита". Каждый гражданин имеет
право на жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность личности, честь, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Соблюдение этих прав очень важно, т.к. психическое и душевное благополучие больного является необходимым элементом при оказании медицинских услуг
[7]. В России, к сожалению, пока нет действенного механизма соблюдения правил медицинской деонтологии, в отличие, например, от Франции, где существует и реально применяется Кодекс медицинской деонтологии, причем за его нарушение ЛПУ или частнопрактикующего врача могут лишить лицензии, что превратит их деятельность в незаконную.
2. выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно - профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
Реализация выбора ЛПУ на практике затруднено, т.к. оно ограничено принципом территориальности оказания медицинской помощи, который существует во всех странах, где имеется сектор государственного здравоохранения. Так что данное право остается в большей степени декларативным, нежели гарантированным [10].
3. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
Этим правом пациенты пользуются крайне редко. Однако оно вполне реально. Не только врач, но и сам пациент вправе решать, нужен ли ему консилиум или консультация специалиста или нет. Но, конечно, это право имеет отдельные объективные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум, то пациенту будет (временно) отказано в этом праве.
4. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
Это вопрос не допущения боли, а психического отношения врачующего к страданиям врачуемого, т.е. вины, а отсюда - ответственности за причинение вреда. Равным образом правовые последствия обследования, лечения и содержания в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (п.З той же статьи), определяются не степенью соответствия этим требованиям, а характером и величиной вреда интересам пациента, причиненного их несоблюдением [9].
6. сохранение в тайне информации о факте обращения за любой медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, о соответствии со ст.61 настоящих Основ;
Соблюдение врачебной тайны - это свидетельство уважения к частной жизни больного, к его личности и достоинству. В соответствии со ст.61 Основ, не допускается разглашение сведе-
ний, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей,
7, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
Поскольку оказание медицинских услуг является договором, а он, в свою очередь, является осознанным волевым актом, то информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство является обязательным (п.7 ст, 30 Основ), Реализуя свое право на здоровье и личную неприкосновенность, пациент вправе и отказаться от медицинского вмешательства (п,8 ст.ЗО Основ), Если же медицинская помощь в таких обстоятельствах все-таки предпринимается вопреки или независимо от отказа от нее, выраженного обладателем права, она может рассматриваться только как посягательство на принадлежащее ему благо. Причем, если в результате оказанной таким образом медицинской помощи имеет место умаление здоровья в его физическом значении, речь идет, по меньшей мере, о посягательстве на здоровье и о нарушении права на здоровье; а если медицинская помощь была оказана без умаления здоровья в его физическом значении, это расценивается как посягательство на личную неприкосновенность [6].
8, отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст, 33 настоящих Основ;
Это право фактически является продолжением предыдущего: если пациент имеет право на дачу добровольного согласия, то он может отказаться его давать, но из этого правила есть ряд исключений (ст,34 Основ), Например, если лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для общества. Также при отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для зашиты интересов этих лиц [13],
9, получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст,31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Пациент должен знать не только о своих обязанностях, но и о своих правах. Это положение накладывает соответственные обязанности на медработников быть должным образом осведомленными в этой области [12],
Так же, пациент имеет право знакомиться со всей документацией, касающейся его состояния здоровья, как и получать разъяснения у врача. Однако, что касается неблагоприятного прогноза, то у пациента есть право как знать, так и не знать правду о своем состоянии здоровья.
10, получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
В соответствии с п, 10 ст.ЗО Основ пациент имеет право на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования - имеется в виду, очевидно, помимо программ обязательного медицинского страхования. Значит ли это, что вне рамок программ обязательного и добровольного медицин» ского страхования пациент не может получать медицинские услуги? Естественно, нет, И в частные медицинские организации, и в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, имеющие на то соответствующее разрешение, каждый вправе обратиться за получением платных медицинских услуг [4],
11, возмещение ущерба в соответствии со ст,68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
В случае причинения вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи он имеет право на возмещение (компенсации) ущерба не в соответствии со ст, 68 Основ, как это установлено п, 11 ст.ЗО Основ, и, вообще, не на основании положений Основ, а в соответствии с действующим гражданским законодательством, в частности согласно положениям ст, 1064 ГК РФ [3], Причем, вред, причиненный жизни и здоровью гражданина вследствие недостатка товара или услуги, а так же вследствие недостоверной или недостаточной информацией о товаре (работе, услуге) подлежит возмещению (продавцом, изготовителем, исполнителем) независимо от их вины и от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (ст, 1095 ГК РФ) [14], Так же оказание медицинских услуг регулируется законом "О защите прав потребителей" [5],
12, допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
При реализации этого права, можно сослаться на ч,12,13 ст, 30 Основ: наличие карантина в лечебном учреждении не является основанием для отказа в допуске законного представителя для защиты прав и законных интересов пациента.
Родители или иные члены семьи могут находиться при ребенке (до наступления 18 лет) в течение всего времени его пребывания в больничном учреждении (ст,22 Основ),
13, допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;
14, право на обращение с жалобой,
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно -профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответст-
вующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд [14],
Однако, как показал опыт специалистов из Пермского медицинского правозащитного центра, "сознание чиновников прежней эпохи еще не готово для разумного выхода из конфликтных ситуаций с существенной экономией финансовых средств". Поэтому судебный способ защиты прав пациентов во много раз эффективнее досудебного в плане быстроты и результативности.
Большинство граждан, права которых были каким-то образом нарушены, не обращаются ни в суд, ни в вышестоящие органы. Среди причин ие= обращения пострадавшие пациенты обычно называют: 1) чрезмерную затянутость судебного разбирательства; 2) сомнение в независимости судебно-медицинской экспертизы; 3) высокий уровень госпошлины и иных судебных расходов. Корни такого отношения к суду заключаются в незнании и неверном понимании своих гражданских прав и возможностей судебной системы. Права и обязанности пациента как потребителя медицинских услуг
Если права пациента как личности определяют свободу владения, пользования и распоряжения принадлежащими ему непередаваемыми благами, то права пациента в качестве потребителя определяют возможность приобретения им передаваемых благ, способных удовлетворить его нужды, потребности, запросы. Такие блага заключаются в товарах, работах, услугах медицинского назначения.
Намеревающиеся приобрести и приобретатели товаров, работ и услуг для личных надобностей признаются законом потребителями, В целом потребитель вправе знать, кто, что, когда и как ему предоставит в виде товара, работы или услуги. Потенциальный или действительный пациент -это потребитель медицинских работ и услуг, В качестве потребителя услуг в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" (далее ЗоЗПП), пациент обладает следующими правами:
1, Право на безопасность услуг (ст,7 ЗоЗПП),
2, Право на информацию об исполнителе и об услугах (ст.8-10 ЗоЗПП),
3, Право на соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст,27 ЗоЗПП), Применительно к оказанию медицинских услуг сроки их оказания имеют значение прежде всего в контексте своевременности,
4, Право на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст,29 по смыслу ст,4 ЗоЗПП),
5, Право на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст.36 ЗоЗПП),
6, Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п.2 ст, 12 ЗоЗПП),
7, Право на выбор и использование примени-
мых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвоз-
мездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
Медицинская помощь - это деятельность по поводу здоровья. По поводу здоровья складываются отношения между врачующими и врачуемыми, Эти отношения состоят в передаче товаров, работ и услуг медицинского назначения.
Так же необходимо отметить, что пренебрежение требованиями лечебно-охранительного режима пациентами не является нарушением закона
[8], Тем не менее, не допускается (под страхом отказа в судебной защите, а не в порядке запрета медицинским персоналом) злоупотребление пациентом принадлежащим ему правом в ушерб законным интересам других лиц (п,1 ст, 10 ГК РФ), например такое намеренное пренебрежение требованиями лечебно-охранительного режима, вследствие которого окружающие вынуждены поступаться своими интересами, испытывать неоправданные неудобства.
Таким образом, перечень прав пациента не ограничивается установленным ст, 30 Основ и является открытым. Права и свободы человека и гражданина, в т,ч, права пациента, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст, 18 Конституции РФ), Права, которыми пациент наделяется по договору, дополняют те, которыми он обладает от рождения и/или в силу закона,
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС [6], Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину
Сложившаяся в этой сфере реализации прав пациентов ситуашч может иметь два варианта решения, Первь" - Россия пойдет по американскому пути, гд Ауды завалены исками от пациентов и недостаток врачей особо-рисковых специальностей (акушер-гинеколог и т.п.). Второй вариант, более актуальный и приемлемый для нашего менталитета - европейский (например, Франция), где правам пациентов корреспондируют строго регламентированные обязанности врачей (Кодеке общественного здравоохранения).
Чтобы не допустить преобладания американского варианта взаимоотношений ВРАЧ - ЛПУ -ПАЦИЕНТ, необходимо повышать правовую культуру и 'грамотность в первую очередь медицинских работников (это обязанность руководителей ЛПУ), а также и всего населения; прини-
мать на федеральном уровне законы, регулирую- чом и пациентом будут решаться намного быстрее
шие эту область (лучше единый кодекс о здраво- и аффективнее,
охранении). В этом случае конфликты между вра-
THE PATIENT’S RIGHTS (Communication I)
I V. Voropaeva, L.R. Teterina, A.V. Voropaev, U.S. Isaev
(Irkutsk State Medical University)
The patient's rights are constitutive parts of human's and citizen's rights and liberties. Knowledge and execution of these juridical norms in health workers occupational activities is the base of patient's rights observance and prevention of patient's litiges against hospital.
Литература 8
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.9.3 г. // Российская газета.-25.12.1 993г.-Ст.237,
2. Основы законодательства Российской Федерации
"Об охране здоровья граждан" от 22.07,93 г. // Ве- 9
домости СНД и ВС РФ 19.08.1993 г. - №33. -Ст. 1318. 10
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (4,1).
от 30.1 1.94 г. №5 1 -ФЗ (В ред. от 12.08.96 г.) // Российская газета. 2.12.1994 г. -Ст.238-239. 11.
4. Закон РФ от 28.06.91 г. "О медицинском страхова-
нии граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.93 г., №4741-1) (с изменениями от 02.04.93 г., 24.06.94 г.) // Ведомости СНД и ВС 12.
РФ. - 4.07.1991 г. - №27. - Ст.920.
5. Закон РФ от 7.02.1992 г. "О зашите прав потребителей" (в ред. Закона от 17.12.99 г. №213-Ф3) // Российская газета от 7.02.1992 г.
6. Возмешсние ушерба (вреда) застрахованным в слу- 13.
час оказания некачественной медицинской помоши
в рамках программы обязательного медицинского страхования: Методические рекомендации федс- 14.
рального фонда обязательного медицинского страхования № 1 993/36. 1 от 5 мая 1998 г.
7. Жилясва Е.П. Аналитический обзор по зашите прав пациентов в промышленно развитых странах. - М.: ФФОМС, 1997,- С.75-92.
. Новоселов В.П., Канунникова Л.В. Правовое регулирование профессиональной деятельности работников здравоохранения. - Новосибирск: Изд-во
НГОНБ, 2000. - 256 с.
Стсцснко С.Г. Право и медицина: Проблемы соотношения. М., 2002. - 210 с.
Ушаков Е.В. Права и гарантии в системе медицинской помоши. Что нужно знать пациенту. - М.: ТК Велби, КноРус, 2003. - 200 с.
Квсрнадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. - 2001. - №8. -С. 102-106.
Сергеев Ю.Д. Юридическая зашита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по зашитс прав и интересов населения в области ох раны здоровья. - М., 1997. - С.60-1 13. Сергеев Ю.Д. Медицинское право в Российской Федерации // Медицинское право. - 2003. - №2 -С-3-7.
Тихомиров А.В. К вопросу об обязательствах
вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Закон и право. - 2001. -№8. - С.24-33.
1 07