Научная статья на тему 'Права пациентов (сообщение II)'

Права пациентов (сообщение II) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2260
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / ПРАВА ПАЦИЕНТА / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тетерина Л. Р., Воропаева И. В., Исаев Ю. С., Воропаев А. В.

Рассмотрены права пациента и механизмы их защиты различными инстанциями, в том числе страховыми компаниями. Соблюдение прав пациентов при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими работниками является залогом профилактики тяжб их с лечебными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тетерина Л. Р., Воропаева И. В., Исаев Ю. С., Воропаев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATIENT'S RIGHTS (Communication II)

Authors have observed the patients rights and mechanism of their protection including medical insurance companies. Execution of patients rights during health workers occupational activities is the base of defence patients against hospital litigations.

Текст научной работы на тему «Права пациентов (сообщение II)»

Основы медицинского права

О ТЕТЕРИНА Л.Р., ВОРОПАЕВА И.В., ИСАЕВ Ю.С., ВОРОПАЕВ А.В. -

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ (Сообщение И)

Л. Р. Тетерина, И.В. Воропаева, К). С. Исаев, А.В. Воропаев.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.б.н., проф. А.А. Майборода)

Резюме. Рассмотрены права пациента и механизмы их защиты различными инстанциями, в том числе страховыми компаниями. Соблюдение прав пациентов при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими работниками является залогом профилактики тяжб их с лечебными учреждениями.

Ключевые слова: медицинское право, права пациента, медицинское страхование.

Пришло время, когда правовое обучение стало обязательной важной составной частью общей подготовки врача, когда без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности, надлежаще врачевать. Этот правовой аспект профессионального медицинского образования следует подчеркнуть особо. Проведенное по специально разработанной анкете широкое социологическое исследование выявило явно недостаточное знание и понимание лицами медицинского персонала содержания норм, посвященных правам граждан в области охраны здоровья, в первую очередь, таких, как право на согласие и откл? от медицинского вмешательства, право на информацию о состоянии здоровья, право на сохранение врачебной тайны. Сегодня уровень медико-правовых знаний у лиц медицинского персонала крайне низок, а правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения, как важнейшая составная часть общей профессиональной подготовки врач л находится в неудовлетворительном состоянии В целом же, и юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствуют: чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительнее исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья.

Один из основных и наиболее известных постулатов права гласит: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Но все ли делается сегодня для того, чтобы законы знали не только должностные лица сферы здравоохранения, но и их подчиненные - врачи, средний медицинский персонал? Нет, далеко не все. Негативные последствия неправомерных действий отдельных медицинских работников нередко отражаются на деятельности всего лечебного учреждения. Известно, что в условиях внедрения медицинского страхования произошло резкое (но пока еще не обвальное) возрастание случаев обращения пациентов в судебные органы и территориальные общества защиты прав потребителя с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием

лечебной и диагностической помощи и компенсации морального вреда. Суммы по предъявляемым гражданским искам порой уже составляют сотни тысяч рублей, что, естественно, крайне отрицательно сказывается на финансовом положении лечебно профилактических учреждений и медицинских страховых компаний, дезорганизует их деятельность. Не лишним будет напомнить, что зачастую пусковым моментом обращения с жалобами и исками являются грубые деонтологические нарушения.

Изложенное дает основание сделать обоснованный вывод, что в современных условиях особое значение приобретают знание, соблюдение и правильное применение законов, иных правовых норм всеми специалистами, а тем более должностными лицами - руководящим звеном учреждений и организаций здравоохранения. Общий долг всех руководителей сферы здравоохранения, от министра до главного врача лечебного учреждения, - сделать все необходимое, чтобы восполнить пробел в профессиональной подготовке медицинского персонала в области правовых знаний. Это тем более важно, поскольку в статье 54 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" прямо указано на то, что сертификат специалиста может выдаваться врачу, обладающему надлежащими знаниями "по теории и практике избранной специальности, а также вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан".

В реальности здоровье человека, а нередко и его жизнь часто находятся, в буквальном смысле, в руках конкретного врача, медицинской сестры, полностью зависят не только от уровня профессиональных знаний, но и от их добросовестности и, если хотите, правопослушности. Последняя же во многом определяется уровнем правовой культуры, внутренней готовности строго соблюдать требования закона, при оказании медицинской помощи пациенту надлежаще выполнять свой профессиональный долг. Именно поэтому деловая квалификация врача, как уже подчеркивалось, предполагает твердое знание основных положений медицинского права. Мудро сказано - ничто так не осложняет жизнь, как отсутствие ясности в голове, душе и поступках. Можно добавить: и от-

сутствие знаний и ясности в понимании и норм права. Необходимо незамедлительно кардинально пересмотреть оптимизировать стратегию и методику правового обучения всего медицинского персонала.

Должностным лйцам сферы здравоохранения необходимо целенаправленно и постоянно вести правообразовательную и правовоспитательную работу в медицинских коллективах, что позволит своевременно предупреждать случаи ненадлежащего оказания помощи пациентам, повысит качество лечебной помощи, обеспечит защиту прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья, а равно и правовую защищенность врача.

Защита прав пациентов в РФ осуществляется посредством использования специфического набора приемов, способов. Помощниками при защите прав пациентов на получение медицинской помощи являются:

во-первых, это медицинский персонал учреждений, который самостоятельно и добросовестно выполняет свой долг, а так же начальники от медицины всех уровней (заведующий отделением, главный врач лечебного учреждения, председатель комитета здравоохранения субъекта федерации, министр здравоохранения и социального развития);

во-вторых, к помощникам следует отнести страховые медицинские компании. Именно они должны и оплачивают расходы по оказанию медицинской помощи (оперативные вмешательства, медицинский уход, лекарственные препараты) в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС).

Страховые медицинские компании организуют и осуществляют в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования (ДМС) контроль качества, объема и сроков оказания медицинской помощи, определяют соответствие представленных к оплате счетов за оказание медицинских услуг их истинному объему и качеству, предъявляют претензии и иски лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам, информируют органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационную комиссию о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебнопрофилактических учреждений, участвуют в разработке тарифов на медицинские услуги, заключают договоры на выполнение медицинских экспертиз качества с компетентными организациями и специалистами, участвуют в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и физических лиц, обращаются в лицензионно-аккредитационные комиссии с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии; перезаключают договоры на предоставление лечебно-профилактическими учреждениями медицинских услуг по медицинскому страхованию.

Следует еще раз напомнить, что финансируемый через систему ОМС объем медицинской по-

мощи включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране материнства, отцовства, детства. Согласно закону этот объем медицинской помощи оказывается бесплатно для каждого гражданина в соответствии с программами ОМС. Защитой прав пациентов в системе ОМС и ДМС занимается отдел по защите прав застрахованных, где все вопросы решаются специалистами, прошедшими специальную подготовку.

Для сведения, ниже приводятся показатели работы такого отдела одной из страховых компаний, работающей в системе ОМС Иркутской области. За 2003 год в отдел поступило 266 обращений о нарушениях прав граждан. Из указанного количества было 90 письменных и 176 устных. Из общего числа обращений обоснованными было признанно 40 (15,04%). Заявлений граждан об ущемлении права на выбор врача медицинского учреждения в системе ОМС поступило 4 (1,5% от всех обращений). Обоснованными признаны - 1 (25% из числа жалоб по данному разделу), отказ был произведен на уровне врача.

По вопросам лекарственного обеспечения поступило 34 обращения или 12,78% от всех обращений. Обоснованными признанно 27 (79,41%), из них заявлений на недостатки в льготном лекарственном обеспечении поступило 15 (44,12%), обоснованными признаны 12 (80% по данному разделу). На недостатки в лекарственном обеспечении в стационаре поступило 19 (55,88%), обоснованными признаны 15 (78,9%) обращений. Недостатки в лекарственном обеспечении в стационаре связаны с приобретением застрахованными лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. По 15 обоснованным жалобам застрахованным возмещены денежные средства из средств финансирования тех медицинских учреждений, где произошли эти нарушения.

Жалоб и заявлений, связанных с взиманием денежных средств за оказание медицинской помощи по ОМС поступило 11 (4,1% от общего количества обращений), обоснованными признанно 8 (72,73% по данному разделу), по каждому проведено расследование. По всем обоснованным жалобам возмещены денежные средства. Просьб о выделении средств для оплаты медицинской помощи (не входящей в ОМС), поступило 71 (26,69%). По данным обращениям страховая медицинская организация (СМО) из средств резервно-предупредительных мероприятий были выплачены определенные суммы. Общая сумма материального возмещения по жалобам, разрешенным в досудебном порядке, составляет 236440 рублей. За 2003 год не подавалось не одного судебного иска, т.к. все обращения были разрешены на досудебном уровне.

СМО в целях защиты прав пациентов постоянно проводит в медицинских учреждениях вне-

ведомственную экспертизу качества медицинской помощи. За 2003 год было проведено 3800 экспертиз.

Механизм возмещения вреда (ущерба) при некачественном оказании медицинской помощи.

Существуют досудебный и судебный способы защиты прав застрахованных. При этом возможно осуществление защиты нарушенного права, как страховщиком, так и самим застрахованным. Возмещение материального вреда (ущерба) осуществляется как в добровольном порядке, так и по решению суда. Если застрахованному причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то только суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

а) Досудебная защита прав застрахованных.

В соответствии с действующим законодательством СМО (территориальный фонд обязательного медицинского страхования, выполняющий функции страховщика) обязана защищать интересы застрахованных граждан. При обращении застрахованного по поводу некачественного оказания медицинской помощи страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного слу чая, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в учреждение здравоохранения.

В заявлении должны быть указаны время, место, обстоятельства причинения материального вреда (ущерба), лицо, виновное в причинении вреда, заявляемый размер ущерба. При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены к заявлению. Заявление пострадавшего либо его представителя должно быть рассмотрено руководителем учреждения здравоохранения или частнопрактикующим врачом не позднее 10 дней со дня его поступления. С целью более объективного рассмотрения заявления обе стороны вправе запросить и использовать заключения :-кс-пертов.

При достижении обоюдного согласия между руководителем учреждения здравоохранения, независимо от форм собственности, или частнопрактикующим врачом (специалистом, работником) и представителем застрахованного пациента выносится решение о выплате потерпевшему суммы возмещения материального вреда (ущерба). Решение о выплате ущерба оформляется приказом руководителя учреждения здравоохранения. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются; дата нанесения ущерба; гражданин, которому устанавливается возмещение ущерба; размеры возмещения и сроки выплаты. Копия приказа о возмещении материального ущерба вручается застрахованному пациенту.

Материальный вред возмещается в виде денежной выплаты. Учреждение здравоохранения производит возмещение вреда (ущерба) в виде выплаты денежной суммы на открытый пациен-

том счет в банке. При отсутствии согласия между сторонами пациенту вручается мотивированный отказ. При получении мотивированного отказа страховщик (представитель застрахованного) вправе обратиться в суд. В случае защиты нарушенного права самим застрахованным либо его представителем предъявляется претензия учреждению здравоохранения независимо от форм собственности или частнопрактикующему врачу (специалисту, работнику). Процедура рассмотрения и принятия решения учреждением здравоохранения, независимо от форм собственности, либо частнопрактикующим врачом (специалистом, работником) аналогична процедуре, когда защита прав застрахованного осуществляется страховщиком.

Досудебная защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования может осуществляться также посредством третейского суда, который создается по соглашению сторон, участвующих в споре. Решение третейского суда является обязательным для сторон, участвующих в споре, однако не исключает последующее обращение одной из сторон в суд общей юрисдикгии. При наличии решения третейского суда страховщик вправе возместить вред (ущерб) застрахованному самостоятельно за счет средств, выделенных на оплату медицинской помощи, оказываемой населению. При этом страховщик перечисляет финансовые средства в размере, определенном третейским судом, на личный счет застрахованного. В последующем, данная сумма вычитается из сумм выплаты учреждению здравоохранения, независимо от форм собственности, или частнопрактикующему врачу (специалисту, работнику) за оказанные медицинские услуги.

б) Судебная защита прав застрахованных.

При получении застрахованным пациентом отказа в возмещении вреда (ущерба) последний либо его представитель вправе обратиться в суд. При судебном способе защиты прав застрахованных страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, оказать содействие застрахованному в оформлении претензии и иска к учреждению здравоохранения Или частнопрактикующему врачу и направить заявление застрахованного пациента вместе с необходимыми документами в суд. К заявлению застрахованного прикладываются результаты экспертизы страховой медицинской организации. Суд рассматривает иск о возмещении вреда (ущерба) застрахованным пациентам и выносит по ним решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В случае удовлетворения требования о возмещении вреда (ущерба) суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает виновного в причинении вреда (ущерба) возместить причиненные убытки. В своем решении о денежном возмеще-

нии вреда (ущерба) суд указывает, согласно ст. 1101 ГК Российской Федерации, размеры и сроки возмещения. Размер компенсации морального вреда (ущерба) определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя ущерба (вреда). При определении размера компенсации морального вреда (ущерба) должны учитываться требования разумности и справедливости. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права застрахованных, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и суд.

На сегодняшний день чрезвычайно важно безотлагательно завершить разработку и принять важнейшие для всех граждан законы прямого действия: "О здравоохранении в Российской Федерации", "О правах пациента", "О социально-правовой защите медицинских работников и обязательном страховании их профессиональной ответственности". А в перспективе - и всеобъемлющий "Медицинский кодекс Российской Федерации", который должен стать настольной книгой для каждого врача и пациента.

Отсутствие названных выше законов прямого действия создает немало негативных последствий. Врачам очень нужна правовая помощь и поддержка в сложной и многотрудной медицинской деятельности. Остается ждать их принятия Государственной Думой с оптимизмом. Пока же нужно работать и максимально использовать все возможности, предоставленные действующим законодательством для защиты своих прав и законных интересов. Для этого законы ну жно, прежде всего, знать, правильно и своевременно применять. Ведь закон - это не столько запрет или ограничение, сколько действенное средство эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан.

В-третьих, права пациентов признана защищать прокуратура, функции которой определены в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации". При рассмотрении данных вопросов интересуют следующие предметы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руко-

водителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод, человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратурой рассматриваются и проверяются заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и принимаются меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В-четвертых, помощником пациентов в отстаивании своих прав является адвокатура, основной задачей которой является оказание юридической помощи гражданам и организациям.

В-пятых, лицензионно-аккредитационные комиссии, призванные осуществлять контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствием установленным стандартам при лицензировании и аккредитации учреждений здравоохранения; контроль за выполнением учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий.

В-шестых, защитником прав пациентов является Комитет Общества по защите прав потребителей. Он изучает общественное мнение о качестве оказываемой медицинской помощи, информирует субъекты вневедомственного контроля о качестве медицинской помощи и органы управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинских услуг, защищает права пациентов путем отстаивания их интересов в административных и судебных органах.

В-седьмых, это суды, деятельность которых направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, защиту личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ.

Исходя из практики, есть утверждение, что в Мире нет более цивилизованного, справедливого и, если хотите, интеллектуального способа отстоять свои права, чем гражданский судебный процесс. Суд является органом государственной власти, наделенный властными полномочиями для разрешении любых спорных отношений, что позволяет считать судебный процесс главенствующим звеном в системе защиты прав пациентов. Человек, заходя в здание суда, должен испытывать чувство радости оттого, что именно здесь ему предоставляется реальная возможность защитить справедливость, отстоять свои нарушенные права.

По нашим данным, 82% граждан, обратившихся в суд с иском о причинении вреда здоровью результате врачебной небрежности, получили денежную компенсацию причиненного вреда Для того чтобы обратиться в суд оформляются либо "исковое заявление", либо "жалоба на неправомерные действия органа (должностного лица

Ну и, наконец, это сами пациенты. Только неприятие обществом (а значит, нами) правовой вакханалии поможет ее изжить. Поэтому все должны знать способы защиты своих прав

Пример I. (о правах пациента на медицин с "'то помощь по ОМС).

Гражданин России житель г. Владивостока (застрахованный по ОМС по месту регистрации г. Владивосток) И., находившийся в командировке в г. Иркутске, обратился за медицинской помощью по поводу обострившейся язвенной болезни в городскую больниц> Дежурным врачом помощь ему не была оказана по причине того, что он не имеет постоянной регистрации в г. Иркутске. Законно ли это?

Ответ. Действия дежурного врача лечебного учреждения незаконны (противоправны). При получении медицинской помощи по ОМС иногородним гражданам обеспечиваются права, установленные Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации ”0 медицинском страховании граждан в Российской Федера- • ции", а также Положением об обеспечении прав лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, осуществляемому страховыми медицинскими организациями, участвующими в выполнении Иркутской городской программы ОМС. Вина дежурного врача заключается в умышленном неоказании медицинской помощи. В случае возникновения вреда здоровью

вследствие неоказания медицинской помощи наступает гражданско-правовая ответственность. А если вред здоровью вследствие неоказания медицинской помощи составляет среднюю степень, тяжелую степень или наступит смерть пациента, то наряду с гражданско-правовой ответственностью наступает и уголовная ответственность по ст. 124 УК РФ. Поэтому в данном случае гражданин должен отправить жалобу на должностное лицо лечебного учреждения в страховую медицинскую компанию по месту пребывания, в районную прокуратуру, а также написать исковое заявление в суд по факту причинения вреда здоровью.

Пример 2. (право больного на информацию).

Больной Р. требует амбулаторную .-медицинскую карту на руки для хранения дома. Администрация поликлиники ему для этих целей карту выдать отказалась, сославшись на то, что больной имеет право получить только копии медицинских документов. Правомерны ли действия администрации?

Ответ. Да, действия администрации правомерны.

В соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмеша'1 -льетна, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и-лечении.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Пример 3. (о праве на врачебную тайну).

Больной запретил врачу передавать информацию о состоянии своего здоровья жене. Врач не выполнил данный запрет, сославшись на то, что "жена должна знать все о состоянии своего мужа”. Какие сведения составляют в?ачебн\ю тайну? Какие есть основания для их передачи без согласия больного? Прав ли врач?

Ответ. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1)в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Врач нарушил данную статью.

Пример 4. (о сроках получения скорой медициною й помощи).

Вызванная бригада скорой медицинской помощи приехала через 3 часа после вызова. Больной скончался из-за неоказания медицинской помощи. Кто должен понести ответственность?

Ответ. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 года №100 ”0 совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации” основной задачей станции скорой медицинской помощи является круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской

помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях. Причины задержки врача могут быть различными. Например:

1. Отсутствие бензина, недостаточное количество исправных машин, нарушение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. В этом случае наступает уголовная ответственность руководителя учреждения здравоохранения (в зависимости от служебных обязанностей) согласно ч. 2 ст. 293 УК РФ "Халатность" (халатность - это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В данном случае деяние повлекло по неосторожности смерть человека).

2. Врач бригады скорой помощи заехал домой пообедать после того, как получил вызов. В данном примере наступает уголовная ответственность врача согласно ч. 2 ст. 124. УК РФ "Неоказание помощи больному" (неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности смерть больного).

THE PATIENT’S RIGHTS (Communication II)

L.R. Teterina, I.V. Voropaeva, U.S. Isaev, A.V. Voropaev

(Irkutsk State Medical University)

Authors have observed the patients rights and mechanism of their protection including medical insurance companies. Execution of patients rights during health workers occupational activities is the base of defence pa-

tients against hospital litigations.

Литература

1. Актуальные проблемы правового обеспечения лечебно-профилактических учреждений / Под ред. Л.И. Вялкова. - М.: ООО "Профтек", 2002. - 368 с.

2. Балло Л.М. Права пациентов. Ведение медицинской документации. - СПб., 2001. - 286 с.

3. Возмещение ущерба (вреда) застрахованным в слу-

чае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования: Методические рекомендации феде-

рального фонда обязательного медицинского страхования №1993/36.1 от 5 мая 1998 г. / ФФОМС. -1998. - 2 7 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1). Закон РФ от 30.11.94 г. №51-ФЗ (принят ГБ ФС РФ 21.10.94 г.) (ред. от 12.08.96 г.) (СЗ РФ, 05.12.94 г., .№32, ст.3301) // Российская газета. - 1994, 2 дек. -С.238-239.

5. Закон РФ от 28.06.91 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 02.04.93 г., №4741-1) (с изменениями от

02.04.93 г., 24.06.94 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1991, 4 июля. - №27. - С.920.

6. Козминных Е.В. Права пациентов и их значение. -Пермь, 2002. - 151 с.

7. Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. - СПб.: Невский проспект, 2002. - 158 с.

8. Линькова Л.Л. Добровольные виды страхования в здравоохранении: организация, право, ткономика / И.В. Линькова, Л.Л. Габуева. - М.: МЦФЭР, 2001. -352 с.

9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Утверждены ВС РФ

22.07.93 г. №5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993, 19 авг. -№33. - С.1318.

10. Ушаков Е.В. Права и гарантии в системе медицинской помощи. - Москва: Кнорус, 2003. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.