Научная статья на тему 'Права на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике'

Права на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / ГОСУДАРСТВО / ЧЕЛОВЕК / СТЕРИЛИЗАЦИЯ / ЗАКОН / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / LIFE / STATE / MAN / STERILIZATION / LAW / SOCIAL REFORM / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джаркымбаева Акак Карыбековна

Права человека это фундамент конституционализма, так как цель создания конституции состоял в обеспечении права на жизнь и свободу человека от государства в том числе. В данной статье рассмотрим мнения видных ученых Российской Федерации и Кыргызской Республики о праве на жизнь. А также рассмотрены евгенические учения которые практиковались западными властями для того чтобы вывести пути улучшения наследственных свойств человека. Евгеника ее эволюция и влияние на развитие права человека на жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике»

ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Джаркымбаева А.К. Email: Dzharkymbaeva17133@scientifictext.ru

Джаркымбаева Акак Карыбековна - научный сотрудник, Отдел права,

Института философии и политико-правовых исследований НАН КР, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: права человека это фундамент конституционализма, так как цель создания конституции состоял в обеспечении права на жизнь и свободу человека от государства в том числе. В данной статье рассмотрим мнения видных ученых Российской Федерации и Кыргызской Республики о праве на жизнь. А также рассмотрены евгенические учения которые практиковались западными властями для того чтобы вывести пути улучшения наследственных свойств человека. Евгеника ее эволюция и влияние на развитие права человека на жизнь.

Ключевые слова: жизнь, государство, человек, стерилизация, закон, социальная реформа, дискриминация.

RIGHTS TO LIFE IN THE SYSTEM OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF A PERSON AND CITIZEN IN THE KYRGYZ REPUBLIC Dzharkymbaeva A.K.

Dzharkymbaeva Akak Karybekovna - Researcher, DEPARTMENT OF LAW,

INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL STUDIES OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: human rights are the foundation of constitutionalism, since the purpose of creating a constitution was to ensure the right to life and the freedom of a person from the state as well. In this article, we consider the opinions ofprominent scientists of the Russian Federation and the Kyrgyz Republic on the right to life. And also considered eugenic teachings that were practiced by the Western authorities in order to bring ways to improve the hereditary properties of man. Eugenics is its evolution and influence on the development of the human right to life.

Keywords: life, state, man, sterilization, law, social reform, discrimination.

УДК 4414

Право на жизнь относится к первому поколению прав человека, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств.

По утверждению член-корреспондента Национальной академии наук Кыргызской Республики О.А. Тогусакова: «Права человека - это право, которое принадлежит каждому человеку, вне зависимости от его пола, расы, местонахождения. Никто не должен подвергаться дискриминации, и все в равной степени имеют права и несут обязанности [1, с. 126-127].

Как отмечает доктор юридических наук Н. Т. Михайленко: «право - это правила, установленные и охраняемые государством, выражают волю народа и регулируют общественные отношения» [2, с. 445].

Здесь уместно привести позицию первого юриста член-корреспондента Академии наук Кыргызской Республики Р.Т. Тургунбекова «Право - это нормативная основа таких принципов, как законность и правопорядок, нормы права обязательны для всех» [3, с. 101].

Заслуженный юрист Кыргызской Республики А.А. Арабаев отмечает «Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему народу, обеспечивает его интересы» [4, с. 158].

Поддерживая А.А. Арабаева, Б.И. Борубашев утверждает «право в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных ли санкционированных государством, в широком смысле - это правовые отношения, основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством» [5, с. 642].

Профессор Ч. И. Арабаев пишет «право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений» [6, с. 78-81].

А.К. Джаркымбаева пишет: «Самое главное право, которое может обеспечивать физическое существование - это право на жизнь. Гарантия, соблюдение и защита этого права может касаться всей жизнедеятельности социума. Поэтому право на жизнь нужно рассматривать как главное право, без которого нет смысла рассматривать право вообще» [7, с. 127-130].

Право на жизнь как элемент общей системы прав и свобод человека и гражданина, характеризуется наличием особых правовых черт, которые реализуются во взаимодействии с другими элементами системы. Право на жизнь является личным правом, взятым в антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия. Оно поддерживает своеобразие человека, ограждает его от незаконного вторжения в частную жизнь, является естественными и неотъемлемыми. Уже по самому своему определению право на жизнь трактуется не как благоприобретенные, а как врожденные, то есть принадлежащие каждому человеку от рождения и по праву рождения. Они увязаны между собой одним стратегическим, стержневым правом -правом каждого человека на жизнь. Право на жизнь не даровано властью, возникает независимо от нее и без её согласия, и не может быть ею отнято. Кроме случаев, когда права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией КР и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Право на жизнь человека является базой всех прав и свобод в сфере личной безопасности и индивидуальной частной жизни.

Право на жизнь - это абсолютное право наравне с такими правами как свобода, право на жизнь без насилия, право на то чтобы быть неприкосновенной в частной жизни и так далее.

Абсолютное право - это право, которое не зависит абсолютно не от кого, свободный и независимый во всех отношениях. Абсолютные права - это права, не подлежащие никакому ограничению. Все остальные права, как относительные, могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Последние два века человечество продолжает развивать права человека на жизнь. Основным толчком стало время после второй мировой войны. Холокост - это кошмар, который могут сотворить люди друг с другом. 6 миллион жертв - это преступление которая отличается тем, что она была полностью осознанным со стороны правительства Германии. 5 мая 1933 года в Германии приняли закон «о чрезвычайных полномочиях» после принятия этого закона новоизбранный канцлер Германии Адольф Гитлер начал проводить внутреннюю политику. Во время его

правления были приняты нюрнбергские законы и другие 400 анти семицкие законы -это были законы, полностью ограничивающие права и свободы евреев. Вся это дискриминация была официальна и общественного протеста не было, это был процесс работы правительства по убеждению того, что еврей - это не немец, еврей вообще не человек. В США в 1939 году провели опрос «отношение к евреям», по результатам этого опроса 39 % респондентов ответили, что евреи - это такие же люди, как и все, 10% респондентов ответили нужно депортировать их, 54% респондентов ответили евреи могут остаться, если на них будет действовать закон, который будет их отделять от всех. Целью немецких команд смерти было - этническая очистка восточной Европы от евреев. По данным «Энциклопедии «Холокоста» начиная с «Хрустальной ночи» 9 ноября 1938 года, вплоть до июля 1944 года были уничтожены 3 миллиона польских, 1,2 миллиона советских евреев, в остальных странах жертвы исчисляются тысячами: Белоруссия-800, Венгрия 560, в два раза меньше Румыния, по 140 Литва, Словакия и Германия, Голландия 100, Латвия 70, по 80 тысяч Франция и Чехия. Югославия-60, Греция-65. Нюрнбергский трибунал приговорил к смерти около 6 миллионов евреев, к такому же выводу пришел Всемирный еврейский конгресс, который провел сравнение численности евреев в странах Европы в 1949 году. Причиной этого кошмара можно назвать, начиная от банального антисемитизма, заканчивая человеческим желанием нажиться. По поводу причин холокоста, немецкий психолог Эрих Фром дал свой ответ «Холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью». Важно отметить, что Генеральная Ассамблея ООН отвергает отрицание Холокоста в любой ее форме.

Любое действие правительство Германии прикрывало эвфемизмом. Национальное управление координация терапевтических и медицинских учреждений, лечение в которой оно предлагало, была смертью, так называемый умерщвление из милосердия. Именно там были доведены до идеального механизма способы убийства с помощью газа и сожжения. 20 января 1942 года на Ванзейской конференции нацистская партия и представители правительства Германии окончательно решили еврейский вопрос и запустили программу по уничтожению еврейского населения Европы.

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах и среди населения разных стран после публикации результатов исследования многих поколений нескольких американских родов, происходивших от асоциальных предков, в которых асоциальность передавалась из поколения в поколение, что воспринималось многими, как доказательство необходимости проведения государством определенной политики, направленной на «улучшение расы». Современная евгеника была укоренена в социальном дарвинизме конца 19 века, со всеми его метафорами пригодности, конкуренции и рационализации неравенства.

Действительно, Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина и сам ученый придумал слово - евгеника. Гальтон способствовал идеалу совершенствования человеческого рода, избавившись от «unde-sirables» и умножив «desirables». Eugenics начал процветать после повторного открытия в 1900 году теории Менделя о том, что биологическая составляющая организмов определяется конкретными факторами и идентифицированными генами. Применение менделизма к человеческим благам усилило мысль о том, что мы полностью обусловлены нашей «зародышевой плазмой». Доктрины Юджина были сформулированы врачами, специалистами в области психического здоровья и учеными - в частности, биологами, которые преследовали новую дисциплину генетики - и были широко популяризированы в книгах, лекциях и в научных статьях для образованной общественности того дня. Публикации были подкреплены исследованиями, выходящими из институтов для изучения евгеники или «расовой биологии». Они были созданы в нескольких странах, включая Данию, Швецию, Великобританию, и США. Эксперты подняли призрак социальной дегенерации, настаивая на том, что «слабоумные» люди (термин тогда обычно применяется к людям, которые считаются

умственно отсталыми) несут ответственность за широкий круг социальных проблем. Считалось, что женщина управляется беззаботной сексуальностью, результатом биологически обоснованных недостатков в их моральном характере приводит к проституции и при этом они еще рожают детей с отклонениями по здоровью. «Истеритарная» биология приписывала бедность и преступность плохим генам. Большая часть евгеников принадлежала волне прогрессивной социальной реформы. Стремление к социальному совершенствованию - охватила Западную Европу и Северную Америку в первые десятилетия этого века, по мнению многих реформаторов, этого можно было бы достигнуть за счет внедрения науки в социальное сообщество. Прогрессисты и консерваторы нашли общие причины, связанные с такими явлениями, как преступность, проституция и алкоголизм, прежде всего в отношении биологии, и полагая, что биология может быть использована для устранения этих дискурсов современного, городского, индустриального общества. Евгеники утверждали, что и положительная и отрицательная евгеника будет направлена на увеличение «социально хороших» генов в популяции и соответственно уменьшит «плохие гены».

В 1895 году в США приняли закон который регулировал право человека на вступление в брак. В основном закон был принят для людей эпилептиков, имбецилов и слабоумных. Более шестьдесят тысяч человек стали жертвами евгеники. К мужчинам применяли вазектомию, а женщинам сальпингэктомию (перевязка или иссечение фаллопиевых труб). Иногда пациента лишали половых желез. В конце концов принудительная стерилизация целью которого служила ограждения общества от «вредного гена» была признана неэтичной. Власти США принесли свои извинения жертвами евгеники. Но важно подчеркнуть что стерилизация проводиться и сейчас по всему миру только поводом может послужить медицинские показания или просьба пациента. Стерилизация решительно осуждалась римской католикой - отчасти потому, что она противоречила церковному доктрине. До трагедии Холокоста многие государства применяли карательные меры для защиты и сохранения целостности государства, и такая защита проявлялась различными методами, но во многих случаях это было выражено через насилие, смерть. Выступая инструментом внутренней политики, они регулировались исключительно правящим режимом. Но после царства смерти нацистов права на жизнь и здоровье человека охранялся уже мировым сообществом.

В ООН защита прав человека стояла на первом месте, именно ООН впервые привлек к ответственности людей высокопоставленных чинов против совершения преступления. В 1948 году 10 декабря главная ассамблея ООН приняли универсальную декларацию о правах человека.

Список литературы /References

1. Кыргызстан в цивилизационном мире [Текст] / отв. ред. О. А. Тогусаков. Бишкек: 2016. с 126-127.

2. Михайленко Н.Т. Правоведение Кыргызской Республики [Текст]: в 2 ч. / Н.Т. Михайленко; под ред. Т. К. Койчуева. - Бишкек: Полиглот, 1997. Ч. 1. 371 с.; Ч. 2. 445 с.

3. Тургунбеков Р.Т. Создание и развитие Конституции Киргизской ССР [Текст] / Р.Т. Тургунбеков. Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1962. 101 с.

4. Арабаев А.А. Кыргыз Республикасынын Конституциялык укугу. Жалпы жана взгече бвлуктвру [Текст]: окуу китеби / А.А. Арабаев. Бишкек: КУУ, юрид. инту, 2014. 158 б.

5. Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана [Текст]: учеб. пособие / сост. Б.И. Борубашов. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. 642 с.

6. Арабаев Ч.И. Конституционно-правовые проблемы устойчивого развития Кыргызской Республики в современный период [Текст] / Ч.И. Арабаев // Государство и право. 2004. № 11. С. 78-81.

7. Джаркымбаева А.К. Место права на жизнь в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в КР [Текст] / А.К. Джаркымбаева // Изв. вузов Кыргызстана. 2016. № 4. С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.