Социально-политические науки
2'2018
16.2. ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ СВОИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Алмаз Уулу Атай, аспирант
Место учебы: Дипломатическая Академия МИД РФ
Аннотация: в статье рассматриваются формы исполнения международного права прав человека в Кыргызской Республике их виды, характеристика и нормативное закрепление, проведен анализ государственных форм защиты прав человека.
Ключевые слова: институт омбудсмена, государственные органы по защите прав человека, права человека.
FORMS OF HUMAN RIGHTS OBLIGATIONS IMPLEMENTATION IN KYRGYZ REPUBLIC
Almaz Uulu Atai, postgraduate student Study place: Diplomatic Academy MFA RF
Abstract: this article is about the forms of international human rights obligations realization in Kyrgyz Republic , their types, characteristics and legal normative consolidation, state protection forms of human rights protection.
Keywords: institute of ombudsmen, state bodies on human rights protection, human rights.
Проблема защиты прав и свобод человека на сегодняшний день представляется одной из актуальнейших по всему миру. Права человека - это те права, которые присущи ему от рождения. Существует много прав человека и все они взаимосвязаны друг с другом. Никто не может нарушать или лишать человека этих прав. Права человека должны быть защищены на национальном и международном уровнях. Права человека не должны ограничиваться кем угодно, включая государства. Их следует уважать и не допускать их нарушения. Функция защиты прав человека присваивается государству. Органы государственной власти обязаны обеспечивать защиту прав каждого человека без какой либо дискриминации.
Права человека являются главной вехой мирового демократического общества, поэтому их признание, соблюдение и защита являются обязанностью каждого государства. Общепризнанные международным сообществом права и свободы человека должны быть в соответствующем национальном законодательстве государств, поскольку эти права являются естественными и основополагающим для любого человека, ибо на них строится благосостояние народа. В каждой стране существует высший закон, в котором, в императивной форме закреплены нормы, касающиеся прав человека, в Кыргызской Республике - это Конституция, имеющая обязательную юридическую силу. Она разделена на несколько разделов и глав. Раздел II Конституции полностью посвящен правам человека.
Конституция Кыргызской Республики является основным законом, который эффективно осуществляет фундаментальные требования демократического общества. Это высший закон о защите прав человека, но для эффективной реализации защиты прав человека, существуют специальные государственные органы, которые регулируют и защищают права человека. Эти государственные органы должны активно помогать создавать в обществе глубокое уважение прав чело-
века посредством юридических, организационных и этических мер, реагировать на нарушения прав человека или пресекать нарушения прав человека.[5]
В Кыргызской Республике органом непосредственно специализированным по защите прав человека, является институт омбудсмена, который действует на основании закона «Об Омбудсмене Кыргызской Республики» 2002 года. Омбудсмен Кыргызской Республики следит за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Омбудсмен руководствуется Конституцией, законами Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.[1]
Омбудсмен занимает ключевое место в системе мониторинга прав человека. Этот институт справедливо рассматривается как важный фактор укрепления верховенства закона и правовой основы деятельности исполнительной власти в области прав человека. Более того, в правовом смысле омбудсмен воспринимается как независимое, доверенное лицо, уполномоченное парламентом для защиты прав человека и также представляет форму парламентского контроля за деятельностью всех правоохранительных структур. Поэтому омбудсмен должен рассматриваться как дополняющий, а не альтернативный источник правовой защиты. Омбудсмен способствует восстановлению нарушенных прав, участвует в совершенствовании законодательства Кыргызской Республики в области прав человека и гражданина, принимая участия в дискуссиях по законопроектам о правах человека в парламенте.
Одной из важных форм защиты прав человека в Кыргызской Республике является гарантированная государством юридическая помощь оказываемая согласно закону «О гарантированной государством юридической помощи», которая оказывается квалифицированными юристами за счет государства. Применяется данный механизм защиты прав человека если годо-
Алмаз Уулу А.
ФОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ СВОИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
вой доход у обвиняемого, задержанного, осужденного, подсудимого или несовершеннолетнего по уголовным делам не превышает установленного правительством Кыргызской Республики уровня минимального дохода, необходимого для получения юридической помощи. Особую роль в применении норм международного права в области прав человека играют внутригосударственные суды, правоохранительные органы, прокуратура и министерство юстиции. Ведь практически от них зависит эффективность норм международного права в сфере защиты прав и свобод человека, так как непосредственно к данным органам напрямую первоначально поступают жалобы и обращения о нарушенных гарантированных конституцией правах. [2]
7 января 1995 года Кыргызская Республика присоединилась к Факультативному протоколу к международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., после чего Комитет ООН по правам человека имеет право принимать к рассмотрению жалобы граждан о нарушении их прав государственными органами. Также с 22 октября 2002 года Кыргызская Республика является участницей факультативного протокола к Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1999 г., что дает право обращения в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет ООН по правам человека рассмотрел и вынес решение по 18 индивидуальным жалобам, к сожалению, на сегодняшний день эффективных действий по исполнению решений со стороны государства по вышеуказанным решениям Комитета ООН по правам человека принято не было.[6]
В качестве главного органа по защите прав человека является, прежде всего, судебная система, в которую люди могут обращаться в случае нарушения прав человека непосредственно. Это дает возможность лицам защищать нарушенные права, обращаясь в суды. Есть три инстанции в судопроизводстве Кыргызской Республики, которые помогут воостановить права и защитить каждого человека. Верховный суд является судом III инстанции, высший судебный орган. Суд II инстанции включает: районный суд, Бишкекский городской суд и Военный суд Кыргызской Республики. Суды I инстанции включают районные и эквивалентные суды. Судебная ветвь власти имеет все возможности защиты прав человека и является основополагающей ветвью власти в Кыргызстане.
Каждый человек в Кыргызской Республике согласно конституции имеет право на судебную защиту. Судебная защита является одним из наиболее важных способов защиты прав и свобод человека, которые осуществляются в форме правосудия и гарантируются государством. Правосудие - это деятельность, осуществляемая Судом в особой процедурной форме путем рассмотрения и решения судебных слушаний по делам и применения закона в соответствии с правилами принудительных мер для правонарушителей или оправданием невинных.
Также основными органами государства по защите прав человека являются правоохранительные органы. Деятельность правоохранительных органов основана на безусловном соблюдении законов Кыргызской Республики и международных договоров с учетом прав, свобод и законных интересов граждан. Деятельность правоохранительных органов в Кыргызской Республике осуществляется специальными органами, которыми являются: прокуратура, Министерство внутренних дел
с ее система органов, Государственный комитет национальной безопасности, Министерство юстиции.
Помимо государственных форм защиты прав человека есть и негосударственная форма, одной из которых является деятельность неправительственных организаций. В настоящее время существует множество неправительственных организаций (НПО), которые защищают права человека самостоятельно, способствуют улучшению прав человека в стране, проводят мониторинг правозащитной деятельности государственных органов и представляют параллельные отчеты, доклады о ситуации в стране в области защиты прав человека в международные организации. Эти отчеты называются теневыми отчетами. Они содержат проблемы защиты прав человека и решения с точки зрения НПО. Отчеты отражают основную работу этой организации в области защиты прав человека и все действия, которые были приняты для решения этих проблем. НПО были созданы для развития демократии среди гражданского общества. Кроме того, НПО проводит мониторинг международных стандартов защиты прав человека. Таким образом, они применяют международные стандарты и методы в своей работе и деятельности. НПО проводят тренинги среди гражданских групп (например, учителей, юристов и т.д.), основанные на международных стандартах, конвенциях и других документах, повышая знания и квалификацию.
В Кыргызской Республике существует конкретный национальный механизм, который защищает права человека, но не всегда имеет достаточную эффективность. В Кыргызской Республике нет сильной судебной системы. Более того, права человека не всегда защищены национальным механизмом. В Кыргызстане проблема защиты прав человека не так развита. Правительство и другие органы не уделяют много внимания предупреждению нарушений прав человека. Лица, находящиеся под юрисдикцией Кыргызской Республики, должны чувствовать себя защищенными, но существует слабая система защиты прав человека.
Должностные лица государства и руководители неправительственных организаций являются защитниками прав человека на национальном уровне в Кыргызской Республике, но без достаточной финансовой поддержки эффективность защиты прав человека оставляет желать лучшего, ведь даже уровень заработных плат судей и сотрудников правоохранительных органов являются низким, что побуждает их применять методы коррупции в целях материального обогащения, вплоть до грубейших нарушений прав человека. Главная цель защиты прав человека заключается в предоставлении всех необходимых процедур и действий местному населению, которые обеспечат защиту прав человека на должном уровне. Защита прав человека на национальном уровне должна укрепляться и совершенствоваться. Поэтому защита прав человека на национальном уровне должна учитывать международные стандартом и поддерживать их.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,02%.
Список литературы:
1. Алагушев А., Арабаев Ч., Асанов У. «Право». Бишкек, 2014. С. 21,161 - 162.
2. Саалаев О. «Мамлекет жана укук». Бишкек, 2012. С. 91 - 92,106 - 107.
Социально-политические науки
2 '2018
3. А.Р. Алишева, Б.Р.Зульпиев, В.А. Школьный. «Личность и право». Бишкек, 1999, С. 24.
4. «Права человека» / Под ред. Е.А. Лукашева. м. 2001.
5. Арабаев А.А. «Конституционное развитие Кыргызстана» - Бишкек, 1998 г.
6. Рыскулов И.А., К.Айдаркул «Права человека» - Бишкек, 2015 г.
7. Информационное агенство «К-ньюс» - кпе\ге.кд/ 2016/09/kyrgyzskaya-molodezh-stala-menshe-uchastvovat-v-тНтдаИ/ время визита - 01.04.2018
8. Коломоец Е.Е., «К вопросу о механизмах взаимодействия прокуратуры и уполномоченного по защите прав предпринимателей» - Журнал «Пробелы в Российском законодательстве» 246 с. -М.,2017.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Формы выполнения Кыргызской Республикой своих международных обязательств в области защиты прав человека», аспиранта кафедрымеждународного права Дипломатической Академии МИД РФ, Алмаз Уулу Атая Статья Алмаз Уулу А. посвящена определению основных форм выполнения Кыргызской Республикой обязательств в области зашиты прав человека, рассматриваются их виды, характеристика и нормативное закрепление.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку определение и анализ основных форм защиты прав человека
является очень важной и необходимой составной частью процесса имплементации прав человека в Кыргызской Республике.
Автором проведена серьезная работа по определению основных форм выполнения обязательства Кыргызской Республикой в области защиты прав человека, описано нормативное закрепление имплементации норм международного права в национальном законодательстве, рассмотрены более детально национальные государственные и негосударственные формы защиты прав человека. Немаловажным является и то, что Алмаз Уулу А. пишет о необходнмости юридического закрепления императивности норм по правам человека для более детального применения принципов в области защиты прав человека в конституции и при дальнейшем нормотворчестве и применении в правоприменительной практике.
Научная статья Алмаз Уулу А. «Формы выполнения Кыргызской Республикой своих международных обязательств в области защиты прав человека» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Кандидат юридических наук,
профессор кафедры международного права
ДА МИД РФ
Ашавский Б. М.