Научная статья на тему 'Права и свободы личности в контексте конституционных изменений'

Права и свободы личности в контексте конституционных изменений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права и свободы личности / Конституция Российской Федерации / конституционные поправки / individual rights and freedoms / the Constitution of the Russian Federation / constitutional amendments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алла Анатольевна Опалева

Раскрывается значение конституционных изменений в контексте их влияния на права и свободы человека и гражданина. Отмечается, что вопрос о том, можно ли считать ряд новелл новыми правами, свободами и обязанностями, ранее не прописанными в Основном законе, является дискуссионным. На примере ряда поправок показывается, как они вписываются в систему уже закрепленных в Конституции прав и свобод и их гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual rights and freedoms in the context of constitutional changes

The article reveals the significance of constitutional changes in the context of their impact on human and civil rights and freedoms. It is noted that the question of whether a number of novels can be considered new rights, freedoms and duties not previously prescribed in the Basic Law is debatable. The example of a number of amendments shows how they fit into the system of rights and freedoms already enshrined in the Constitution and their guarantees.

Текст научной работы на тему «Права и свободы личности в контексте конституционных изменений»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-199-202 NIION: 2003-0059-3/22-306 MOSURED: 77/27-003-2022-03-505

Права и свободы личности в контексте конституционных изменений

Алла Анатольевна Опалева

Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, allaopaleva@yandex.ru

Аннотация. Раскрывается значение конституционных изменений в контексте их влияния на права и свободы человека и гражданина. Отмечается, что вопрос о том, можно ли считать ряд новелл новыми правами, свободами и обязанностями, ранее не прописанными в Основном законе, является дискуссионным. На примере ряда поправок показывается, как они вписываются в систему уже закрепленных в Конституции прав и свобод и их гарантий.

Ключевые слова: права и свободы личности, Конституция Российской Федерации, конституционные поправки

Для цитирования: Опалева А. А. Права и свободы личности в контексте конституционных изменений // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 199-202. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-199-202.

Original article

Individual rights and freedoms in the context of constitutional changes

Alla A. Opaleva

University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Moscow, Russia, allaopaleva@yandex.ru

Abstract. The article reveals the significance of constitutional changes in the context of their impact on human and civil rights and freedoms. It is noted that the question of whether a number of novels can be considered new rights, freedoms and duties not previously prescribed in the Basic Law is debatable. The example of a number of amendments shows how they fit into the system of rights and freedoms already enshrined in the Constitution and their guarantees.

Keywords: individual rights and freedoms, the Constitution of the Russian Federation, constitutional amendments

For citation: Opaleva A. A. Individual rights and freedoms in the context of constitutional changes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):199-202. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-199-202.

Изменения в Конституции РФ, принятые в качестве Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», напрямую не затрагивают гл. 2, в которой закреплены права и свободы человека и гражданина, но значительно расширяют гарантии их реализации. В первую очередь это касается социальных прав и свобод.

Значение конституционных поправок в контексте их влияния на права и свободы человека и гражданина еще предстоит глубоко осмыслить, но уже сего© Опалева А. А., 2022

дня можно сказать, что, поскольку Конституция РФ является не просто совокупностью, а системой норм, то любые новеллы, будь то вопросы конституционно-правового статуса Российской Федерации или организации, функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, организации и функционировании местного самоуправления, в той или иной мере будут влиять на реализацию прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи целесообразно выделить два аспекта. Первый связан с введением в текст Конституции новых прав и свобод, при условии что правам и свободам посвящена гл. 2, которая не подверглась изме-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нениям. Второй касается соответствия вводимых новелл, содержащих, пусть и не в прямой формулировке, права и свободы личности и их гарантии, системе уже прописанных в Конституции прав и свобод.

Вопрос о том, можно ли считать ряд новелл новыми правами, свободами и обязанностями, ранее не прописанными в Основном законе, на наш взгляд, является дискуссионным. Так, по мнению профессора В. А. Винокурова, поскольку в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» поправки вноситься не могут, то формально-юридически эта часть Основного закона страны не подвергалась каким-либо изменениям. Однако в тексте гл. 3 Конституции появились нормы, в которых можно обнаружить отдельные права и свободы человека и гражданина, а также их обязанности. Разумеется, что в статьях, куда были внесены новые положения, в той или иной степени регулирующие вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, напрямую не используются слова «право», «свобода» или «обязанность» [1, с. 40].

Тем не менее, он полагает, что такими не упоминавшимися ранее в тексте главного документа страны правами и обязанностями можно считать: 1) норму о приоритете семейного воспитания, что предполагает право выбора родителей в воспитании детей — по отдельности или в семье (ч. 4 ст. 671); 2) право выбора создания семьи, ограниченное возможностью создания семьи именно как союза мужчины и женщины или не создания такой семьи. При этом вопрос создания семьи (как брака) мужчины и мужчины или женщины и женщины невозможен, поскольку Конституция РФ не допускает никакого иного состава семьи (п. «ж1» ст. 72); 3) обязанности граждан следить за своим здоровьем, не запускать его, что вытекает из задачи государства, касающейся создания условий для формирования «культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» (п. «ж» ст. 72) [1, с. 40-41]. По мнению названного автора, права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации, внесенные поправками, содержатся в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, в которую эти нормы включать не следовало, поскольку они, во-первых, не соответствуют тематике главы, во-вторых, загромождают текст Основного Закона государства, делая его сложным для прочтения и понимания [1, с. 43].

На наш взгляд, первые два приведенных В. А. Винокуровым примера все-таки следует рассматривать не как новые конституционные права и обязанности личности, а как конституционное закрепление тради-

ционных общественных ценностей. Естественно, реализация этих ценностей предполагает наличие целого комплекса взаимных прав и обязанностей личности, общества и государства, а не только тех, на которые указал В. А. Винокуров. Представляется, что правовое закрепление этих прав и обязанностей будет происходить, скорее всего, на уровне федеральных законов. Как справедливо отметили авторы комментария к Конституции РФ под редакцией В. Д. Зорькина и Л. В. Лазарева, «если на более высоком уровне конституционного регулирования нередко достаточно конституционных норм, то на другом уровне — в конституционных правоотношениях с участием граждан — часто необходима большая степень формальной определенности при установлении их прав и обязанностей, что обеспечивается посредством отраслевых норм» [2, с. 161].

Можно было бы согласиться с В. А. Винокуровым в том, что новая конституционная норма, касающаяся создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью содержит в себе обязанность граждан следить за своим здоровьем. Наверное, наличие такой обязанности было бы сегодня весьма кстати, что приобретает особое значение и содержание в условиях пандемии COVID-2019. Однако в названной поправке эта обязанность представлена не в классической формулировке обязанности, а в виде создания государством условий для защиты здоровья граждан. Если бы была возможность внести изменения в гл. 2 Конституции Российской Федерации, то, видимо, закрепление обязанности вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем и соблюдать право других граждан на здоровье должно было бы стать первостепенным.

Что касается второго аспекта, то мы солидарны с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой внесенные изменения не противоречат основополагающим положениям Конституции о правах и свободах, не снижают их гуманистического потенциала и не вносят ограничения в их реализацию [3]. Другими словами, вписываются в систему уже закрепленных в Конституции прав и свобод и их гарантий.

Но если признать, что вводимые новеллы не являются новыми правами и свободами, то, какое отношение они имеют к уже прописанным в Конституции правам и свободам? В этой связи в литературе высказано мнение, что дополнительно внесенные в текст Конституции РФ поправки (иными словами и выра-

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

жениями) повторяют права, свободы и обязанности, ранее зафиксированные в главном документе страны [1, с. 43].

На наш взгляд, анализ новелл, затрагивающих права и свободы граждан, показывает, что они либо уточняют содержание прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции, либо акцентируют внимание на тех или иных актуальных аспектах этих прав и свобод, либо усиливают гарантии их реализации. Особенностью изложения новых норм является то, что они не напрямую указывают на права и свободы, иначе их пришлось бы поместить в гл. 2, а рассматриваются через призму, прежде всего, их государственного обеспечения, что обусловлено их положением в рамках гл. 3 «Федеративное устройство» и отношением к широкому спектру вопросов, объединенных проблемой совершенствования организации и функционирования публичной власти.

Так, в последние годы актуальными стали вопросы, касающиеся прав и свобод личности в сфере частной жизни. Конституционные дополнения и уточнения еще раз подтвердили значимость для нашего общества традиционных ценностей, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, таких, как защита института брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Закрепление этих вопросов в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов строго соответствуют предписаниям ст. 2, 17, 19, 21-23 и 38 Конституции РФ. Это не снимает с государства конституционные обязанности не допускать произвольного вторжения в сферу частной жизни, уважать связанные с нею различия, принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их нарушенных прав [3].

В Конституции РФ значительно расширены гарантии социальных прав, в частности, закреплено, что минимальный размер оплаты труда гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Таким образом, этот вопрос с уровня федерального закона был поднят на конституционный уровень [4].

Болезненным вопросом и источником повышенного внимания общества является система пенсионного обеспечения граждан. Хотя право на пенсионное

обеспечение уже было зафиксировано в Конституции (ч. 1 и 2 ст. 39), не случайно в дополнениях к Конституции эти вопросы получили свое развитие. В частности, указано, что данная система формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 5-7 ст. 75).

Многие гарантии прав и свобод личности прописываются через полномочия государственных органов (например, п. «в. 2» ст. 114).

Изменения, касающиеся ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (п. «т» ст. 71 Конституции РФ), на наш взгляд, следует рассматривать как гарантию обеспечения интересов личности, общества и государства, в том числе охраны и защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий со стороны названных категорий должностных лиц.

Таким образом, даже краткий обзор внесенных в Конституцию РФ изменений и дополнений показывает их значение для реализации прав и свобод человека и гражданина. Не затрагивая непосредственно содержания и перечня изложенных в гл. 2 прав и свобод, эти изменения существенно углубляют их гаран-тированность, конкретизируя и расширяя положения, которые позволяют полнее раскрыть возможности и полномочия, заложенные в этих правах и свободах.

Список источников

1. Винокуров В. А. Поправка в Конституцию Российской Федерации о публичной власти: теоретико-правовое осмысление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России // Юридическая мысль. 2021. № 1 (121). С. 39-44.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М., 2009.

3. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N° 1-З (г. Санкт-Петербург) // Российская газета. 2020.17 марта.

4. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 5.

References

1. Vinokurov V. A. Amendment to the Constitution of the Russian Federation on public power: theoretical and legal understanding of the rights, freedoms and duties of man and citizen in Russia // Legal thought. 2021. No. 1 (121). Р. 39-44.

2. Commentary to the Constitution of the Russian Federation / edited by V. D. Zorkin, L. V. Lazarev. M., 2009.

3. Conclusion of the Constitutional Court of the Russian Federation on compliance with the provisions of Chapters 1, 2 and 9 of the Constitution of the Russian Federation of the provisions of the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation «On improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and functioning of public Power», as well as on compliance with the Constitution of the Russian Federation of the procedure for entry into force of Article 1 of this The Law in connection with the request of the President of the Russian Federation No. 1-Z of March 16, 2020 (St. Petersburg) // Rossiyskaya Gazeta. March 2020.17.

4. Federal Law «On the minimum wage» // SZ RF. 2000. No. 26. St. 2729; 2018. No. 1 (part I). St. 5.

Библиографический список

1. Баранов В. М. Защита прав человека в фокусе президентских поправок в Конституцию России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2. С. 177-181.

3. Винокуров В. А. Права и свободы человека и гражданина и поправки в Конституцию Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Юридический мир. 2021. № 3. С. 29-32.

4. Каюмов Р. В. Анализ поправок в области традиционных семейных ценностей, прав и свобод человека и гражданина, вносимых в Конституцию // Отечественная юриспруденция. 2020. № 3. С. 12-14.

5. Патюлин Г. С. Поправки 2020 в Конституцию Российской Федерации. К вопросу о гарантиях социальных прав граждан России // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3. С. 79-81.

Bibliographic list

1. Baranov V. M. Protection of human rights in the focus of presidential amendments to the Constitution of Russia // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2. Р. 177-181.

3. Vinokurov V. A. Human and civil rights and freedoms and amendments to the Constitution of the Russian Federation: comparative legal analysis // Legal World. 2021. No. 3. Р. 29-32.

4. Kayumov R. V. Analysis of amendments in the field of traditional family values, human rights and freedoms and the citizen, introduced into the Constitution // Domestic jurisprudence. 2020. No. 3. Р. 12-14.

5. Patyulin G. S. Amendments 2020 to the Constitution of the Russian Federation. On the issue of guarantees of social rights of Russian citizens // Law and the State: theory and practice. 2020. No. 3. Р. 79-81.

Информация об авторе

А. А. Опалева — профессор кафедры государственного строительства и права Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author

A. A. Opaleva — Professor of the Department of State Construction and Law of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 23.05.2022; принята к публикации 03.06.2022.

The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 23.05.2022; accepted for publication 03.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.