Научная статья на тему 'ПОПРАВКИ 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ'

ПОПРАВКИ 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION / SOCIAL RIGHTS / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Патюлин Георгий Сергеевич

Признавая защиту прав и свобод человека и гражданина конституционной обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии реализации социальных прав, как наиболее значимых для России, как правового, демократического, социального государства. Статья посвящена анализу некоторых аспектов дополнительных гарантий социальных прав российских граждан, в контексте поправок к Конституции, внесенных в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMENDMENTS 2020 TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION. TO THE QUESTION OF GUARANTEES OF SOCIAL RIGHTS OF RUSSIAN CITIZENS

Accepting the protection of human and civil rights and freedoms as the constitutional duty of the state, the Constitution of the Russian Federation establishes additional guarantees for the realization of social rights, as the most significant for Russia, as a legal, democratic, and social state. The article is dedicated to the analysis of some points of additional guarantees of social rights of Russian citizens in the context of amendments to the Constitution in 2020.

Текст научной работы на тему «ПОПРАВКИ 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ»

ПОПРАВКИ 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. К ВОПРОСУ О ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ

ПАТЮЛИН Георгий Сергеевич,

младший научный сотрудник ФБГУН «Институт государства и права Российской академии наук» (ИГП РАН). E-mail g.patulin@gmail.com

Краткая аннотация: Признавая защиту прав и свобод человека и гражданина конституционной обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии реализации социальных прав, как наиболее значимых для России, как правового, демократического, социального государства. Статья посвящена анализу некоторых аспектов дополнительных гарантий социальных прав российских граждан, в контексте поправок к Конституции, внесенных в 2020 году.

Abstract: Accepting the protection of human and civil rights and freedoms as the constitutional duty of the state, the Constitution of the Russian Federation establishes additional guarantees for the realization of social rights, as the most significant for Russia, as a legal, democratic, and social state. The article is dedicated to the analysis of some points of additional guarantees of social rights of Russian citizens in the context of amendments to the Constitution in 2020.

Ключевые слова: Поправки к Конституции, социальные права, права и свободы человека и гражданина.

Keywords: Amendments to the Constitution, social rights, rights and freedoms of man and citizens.

В начале 2020 года, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин, предложил внести в российскую Конституцию ряд поправок. Принятый Государственной Думой, и одобренный Советом Федерации Закон1 был направлен Президентом в Конституционный Суд Российской Федерации. В своем Заключении Конституционный Суд2 указал, что вносимые изменения не противоречат конституционным положениям, а представляют собой дополнительные гарантии реализации конституционных прав и свобод корреспондируют принципам справедливости, и социального государства (статьи 7 и 19).

Конституция, определяя Россию как социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита -обязанностью государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепила эти гарантии в статьях первой, второй и седьмой. Эти положения российской Конституции представляют собой определяющие основы конституционного строя РФ. При этом нельзя не согласиться с мнением председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина, справедливо отмечающим, что «переход к праву и демократии отнюдь не завершен» - мы лишь делаем первые шаги на долгом и непростом пути к заветной цели3.

Действительно, для формирования правового государства, гарантирования, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека, одного только их провозглашения и позитивации недостаточно, как недостаточно объявить госу-

1 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

2 Заключении от 16 марта 2020 г. № 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 2е вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации"2

3 См.: Зорькин В.Д. Конституционная юстиция на переходном этапе исторического развития России // URL: http://www.ksrf.ru/ru/news/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=75 (дата обращения 01.09.2019 г.)

дарство правовым, чтобы оно немедленно таким стало. Данное положение вещей, однако, не умаляет собой значения выше-обозначенных норм. Они представляют собой нормы-цели, задают вектор развития российскому государству, определяют должную его политику по формированию условий, способствующих становлению и развитию гражданского общества, институтов демократии, системы разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, мер социальной поддержки населения и других необходимых элементов демократического правового социального государства. Это значит, что издаваемые государством нормативные и правоприменительные акты должны исходить, прежде всего, из указанных положений, основываться на них, создавать условия для достижения обозначенной цели.

Именно с данных позиций будет рассмотрена часть предлагаемых поправок к Конституции РФ (при этом процедуру их принятия мы оставим за скобками - она весьма любопытна и заслуживает тщательного анализа и, соответственно, самостоятельной статьи).

Необходимо отметить, что, по результатам социологического опроса, проведенного ФОМ в 2019 году, большинство россиян не считают Конституцию документом, определяющим жизнь страны и считают, что нормы, прописанные в ней, перестали быть законом прямого действия, направленным на интересы граждан. Это говорит о том, что механизм гарантирования прав и свобод не функционирует должным образом, а значит, требует коррекции. Вряд ли найдутся несогласные с тем, что предложения, направленные на позитивные изменения в обществе, заслуживают поддержки.

Как отмечает Т.Г. Морщакова, «объективно в нашей жизни не созданы провозглашенные в Конституции в качестве основ конституционного строя и необходимые для реализации ее целей стратегические предпосылки: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, свободные выборы, конкурентная среда в разных сферах общественной жизнедеятельности, свобода экономических активностей, независимое

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 3(183)

правосудие - конституционно обозначенная парадигма и инструментарий правового развития. Поэтому конституционные реформы должны начинаться с выявления того, что мешает этому инструментарию реально действовать».1

Социологические исследования показали, что 95% респондентов сочли наиболее значимой и заслуживающей поддержки поправку, в соответствии с которой государство обязано обеспечивать доступность и качество медицинского обслуживания. 93% придали особое значение признанию социальной поддержки детей приоритетным направлением государственной политики. 92% положительно отнеслись к идее обязательной индексации социальных выплат и пенсий, а также гарантии социальной поддержки. 90% респондентов высоко оценили идею установления минимального размера оплаты труда не менее прожиточного минимума.2

Данные цифры свидетельствуют о том, что вопрос социальной поддержки до сих пор является для граждан нашей страны не просто значимым, но, по сути, больным. В связи с этим социальные меры, предлагаемые государством, выглядят как реакция на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения.3

С одной стороны, закрепление дополнительных гарантий социальных прав граждан на конституционном уровне станет значительным шагом на пути обеспечения реального исполнения положения ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, продемонстрирует «.. поступательное движение в развитии своего экономического, политического и нравственного потенциала, которое позволяет в нынешних реалиях поднять на новую ступень выполнение универсальных обязательств, предусмотренных Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а на региональном уровне - Европейской социальной хартией, ратифицированной нашей страной в 2009 году».4

Положения пакта года обязывают его участников «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Это говорит о том, что набор обеспечиваемых и гарантируемых государством социальных прав зависит от экономического потенциала конкретной страны. Таким образом, по мнению Т.Н. Москальковой, «предложенная президентом Российской Федерации поправка свидетельствует о том, что государство вышло на новый уровень своего развития и чувствует в себе силы реально, а не декларативно, как бывало в прошлом,

1 Морщакова Т.Г. О диалектике конституционного процесса и конституционных изменений // Новая газета. № 24 от 6 марта 2020

2 Социологи оценили отношение россиян к обнулению президентских сроков // https://www. rbc.ru/society/24/03/2020/5e79dfd79a79473c651 c3ec9

3 См. подробнее: Права человека и правовое социальное государство / под ред. Е.А. Лукашевой. М., Норма, 2012. С 36, 39-46.

4 Москалькова Т.Н. Все поправки в Конституцию касаются прав человека //

Российская газета № 26(8080). 07.02.2020

улучшить жизнь российских граждан.

Вместе с тем отсылочный характер предлагаемых в ч. 5 и 6 ст. 75 конституционных новелл, касающихся индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, с неизбежностью ставит следующие вопросы: руководствуясь каким законом и как предполагается решать вопрос о периодичности индексации, категориях лиц, в отношении которых она будет применяться, исчислении ее размера, порядке начисления и т.д.».5

Относительно вышеизложенного необходимо пояснить два момента. Во-первых, как справедливо отметили авторы комментария к Конституции РФ под редакцией В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева, «если на более высоком уровне конституционного регулирования нередко достаточно конституционных норм, то на другом уровне - в конституционных правоотношениях с участием граждан - часто необходима большая степень формальной определенности при установлении их прав и обязанностей, что обеспечивается посредством отраслевых норм».6 То есть, конституционные нормы не просто должны получить развитие в федеральном законодательстве, их развитие не может быть формальным (противное являлось бы «отступлением от духа Конституции»).

Из этого (и это - во-вторых) следует, что Российская Федерация для реализации соответствующих положений должна отвечать условиям функционирования социального государства, к которым относят, в первую очередь, наличие и функционирование механизмов рыночной экономики, действующих в условиях правового государства и развитого гражданского общества. В противном случае предлагаемые нормы также станут лишь очередной декларацией - государство сможет соблюдать их формально, но реализовать их на должном уровне будет весьма непросто в силу экономических причин. Исполнение данных населению обещаний лишь «для галочки» снова подорвет доверие населения к Конституции как к основополагающему документу государства и к власти в целом.

Именно создание таких условий должно быть первоочередной задачей государства. А задача эта в современных реалиях отнюдь не выглядит легко решаемой.7

Что касается поправок, гарантирующих обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, необходимо отметить следующее. Предлагаемые формулировки п. ж ч. 1 ст. 72, а также ч. 1 ст. 132 Конституции определяет обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи как

5 Там же.

6 Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 161.

7 84,4% предпринимателей считают ведение бизнеса в РФ небезопасным, 66,9% экспертов не считают правосудие в стране независимым и объективным // Закрытый опрос ФСО показал рекордное недоверие бизнеса к силовикам // РБК: // https://www.rbc.ru/society/28/05/2019/5cebe7939a794754023bf449; При этом «в общественном сознании еще присутствует идея о том, что, если предприниматель, значит - какой-то жулик» - В.В. Путин, // Путин призвал не воспринимать предпринимателей как жуликов // РИА Новости 26.02.2020 // https://ria. т/20200226/1565239078.html

вопрос совместного ведения федерации и ее субъектов, а также устанавливают обязанность органов местного самоуправления обеспечивать в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Желание стремление конституционного законодателя улучшить систему здравоохранения и создать наилучшие условия реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, безусловно, заслуживают поддержки. Однако вопрос все тот же - не станет ли эта норма лишь очередной декларацией? Более того, органы местного самоуправ-Библиография:

ления попадают в затруднительную ситуацию - на них налагается новая и весьма непростая обязанность, но будут ли созданы условия для ее исполнения? В частности, речь идет о предоставлении финансирования.

Представляется, что ответ на вопрос о том, обернется ли предлагаемая норма благом для граждан или кошмаром для органов местного самоуправления, зависит от того, какие нормативные акты будут изданы в ее развитие, и как будет складываться правоприменительная практика.

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 161.

2. Москалькова Т.Н. Все поправки в Конституцию касаются прав человека // Российская газета № 26(8080). 07.02.2020

3. Морщакова Т.Г. О диалектике конституционного процесса и конституционных изменений // Новая газета. № 24 от 6 марта 2020.Права человека и правовое социальное государство / под ред. Е.А. Лукашевой. М., Норма, 2012. С. 36, 39-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.