Тимонова Елена Юрьевна
аспирант кафедры политологии МГТУ им.Н.Э.Баумана
(тел.: 88612583596)
Права и свободы личности как приоритеты правовой политики
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы защиты прав и свобод личности в контексте основных направлений современной правовой политики Российской Федерации.
Аnnotation
In article are considered problems of protection of the rights and liberties to personalities in context of the main trends modern legal politicians to Russian Federation.
Ключевые слова: политика, правовая политика, права и свободы граждан, защита прав личности, правозащитная функция государства.
toy words: the policy, legal policy, right and liberties of the people, protection of the rights to personalities, legal security function state.
качестве приоритетов
В правовой политики может выступать доста-точно обобщенный ориентир, такой как права и свободы личности. Проблема личности как человека, обладающего персональными свойствами, позволяющими говорить об общих и специфических чертах его со-циальности, развитости определенных качеств и обязательном наличии сум-мы биосоциальных свойств, позволяющих констатировать ее универсальный характер достаточно полно раскрыто в научных публикациях.
Если говорить о правах личности то - это отраженные в законодатель-стве ее правовые притязания по отношению к другим гражданам, государст-ву, его органам, должностным лицам, основывающиеся на принятом в дан-ном обществе гуманистическом понимании права.
А свободы личности - это закрепленные в правах личности возмож-ности ее поведения. Защита прав и свобод личности означает защиту ее спо-собности реализовать свои права, закрепленные в законодательстве. В отно-шении прав и свобод должна проводиться определенная политика (правовая политика), которая основывается на системности существующих проблем и, что самое главное, указывает пути их решения.
Подтверждением важности прав и свобод личности как приоритетов правовой политики является постановление Государственной Думы РФ "О пятидесятой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека".
Правовая политика, права и свободы личности соотносятся между со-бой как деятельность и цель этой деятельности. Правовая политика должна служить личности, и в этом заключается ее основное предназначение. Лич-ность есть главная цель правовой политики. Утверждение личности как ос-новного критерия правовой политики должно учитывать то обстоятельство, что личность не существует изолировано в политической и правовой системе общества. Это означает, что сама политика создает условия для реализации личности, осуществления ее прав и свобод, и, прежде всего, правовыми средствами.
Приоритеты правовой политики представляют собой определенные со-циальные ценности, которые человечество приобрело в процессе своей эво-люции и охраняет с помощью правовых средств. Эти ценности являются дос-тоянием всего человечества и поэтому носят универсальный характер.
Реализация правовой политики в сфере обеспечения прав и свобод личности базируется на принципах гуманизма, которые представляют собой основополагающие требования к содержанию и форме правовой политики. К таким принципам относятся: соответствие правовой политики интересам личности, семьи, общества и государства; направленность на развитие законодательства в сфере обеспечения прав и свобод; связь с идеями и духом конституционализма; использование возможностей государственного воз-действия, осуществляемого исключительно на основе права; открытость.
295
Немаловажным является механизм реализации прав и свобод личности в правовой политике государства. Как правило, он реализуется через сле-дующие направления правовой политики.
Правовая политика, опираясь на государство, используя юридические средства, формирует необходимые и приемлемые для граждан формы их социальной жизни. Здесь правовая политика выступает как существенный компонент, способ цивилизованных методов решения важнейших проблем личности и общества. Правовая политика формирует отношения справедли-вости в политической жизни личности. В данном аспекте, правовая полити-ка проявляется в качестве одной из социальных ценностей.
Для личности правовая политика может также осуществляться и как вид служебной деятельности. В этом случае субъекты данной деятельности в зависимости от своего положения в иерархии аппарата власти оказывают различное влияние на формирование и реализацию правовой политики. В политических кругах обращается множество субъектов, для которых поли-тика является жизненной средой и сферой деятельности. В данном случае имеется в виду правовая деятельность органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных.
Правовая политика выступает средством, позволяющим отчасти пре-одолеть отчуждение индивидов от власти. Ни одна форма политической ор-ганизации общества не избавляет полностью от факта политического отчуждения. Как известно, не всем выпадает судьба лидеров, но участвовать в этой борьбе могут все. Таким образом, следует отметить такое свойство правовой политики, как создание одинаковых стартовых условий для реали-зации личности в правовой сфере. Подобная функция правовой политики подчеркивает ее особую социальную значимость при формировании изна-чально справедливых условий для развития индивидов.
Условно принято выделять два уровня в правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности. Первый уровень отражает государственно-правовую политику и базируется на использовании власти. Второй уровень выражается в инициативной деятельности общественных объединений и/или личности. Вне данного уровня правовая политика в указанной сфере может остаться декларацией.
Основными средствами реализации правовой политики в рассматри-ваемой сфере являются: правовые акты, содержащие нормы, направленные на защиту прав и свобод личности;
правовые знания; стимулы и ограничения.
В современной правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности следует выделить основополагающую составляющую - комплекс идей, концепций, учений, ценностей и их выражение в виде программы кон-кретных действий. Организационно-формальная составляющая правовой по-литики в сфере защиты прав и свобод личности - это все то, что позволяет суммировать потребности и интересы человека и гражданина и непосредст-венно их осуществлять в политической и правовой жизни. Это конкретные формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.
Важнейшими условиями обеспечения прав и свобод личности является наличие "высокого, достойного" частного права и верховенства правосудия, которые относят к приоритетам права и всей российской правовой политики.
Главное предназначение правосудия заключается в защите прав и сво-бод человека и гражданина. Возможность беспрепятственного обращения за судебной защитой с целью их восстановления в случае нарушения - важнейшая гарантия соблюдения прав и свобод индивида со стороны государства. Поэтому верховенство правосудия является первым условием для реализации прав и свобод личности.
Вторым очень важным условием реализации прав человека является частное право. Частное право - это право личности. Его становление и даль-нейшее развитие является необходимой предпосылкой для реализации личностью принадлежащих ей от рождения прав и свобод.
Однако права и свободы личности не должны быть абсолютизированы, так как это неизбежно приведет к произволу и подготовит благодатную поч-ву для возникновения социальных конфликтов. Индивидуальная свобода должна быть ограничена определенными рамками, за которыми простирается либо свободы другого человека, либо общественный интерес. Другими сло-вами: "Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода дру-гого человека". Умеренное ограничение прав и свобод личности достигается посредством возложения на него определенных обязанностей. Прежде всего, это относится к обязанности любого гражданина не нарушать прав других граждан. Это необходимо для устранения злоупотребления правом. Важно то, что эти положения относятся ко всем, включая органы государственной власти и должностных лиц. Данные положения закрепляются в Конституции РФ. Например, ч.2 ст. 15 Конституции РФ предписывает: "Органы государ-ственной
_296
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28)
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Таким образом, в Конституции закреплен важнейший принцип, что закон един для всех.
П р а в о в а я п ол и т и к а Рос с ии д ол жн а ориентироваться на обретение чело-веком полноты своих социальных характеристик, которая достижима при следующих условиях.
Во-первых, лишь при условии признания того факта, что полноценное обеспечение прав личности возможно только в рамках конкретного общества и культурного пространства, с которыми эта личность идентифицируется. Индивидуальность каждого человека проявляется посредством той роли, ко-торую он играет в обществе. Поэтому не может быть и речи об отделении личности от общества, обретении юридических средств борьбы людей с социальностью, государством, друг с другом. Эти средства требуют колос-сальных материальных затрат и, как правило, недоступны значительной час-ти населения, расслаивая общество еще и по признаку "юридической обеспе-ченности". Начавшуюся в эпоху Просвещения своеобразную гонку обеспе-чения населения правовыми механизмами защиты своих прав и свобод, кото-рая разрушает функционирование традиционных моральных и религиозных ценностей, необходимо ввести в социально обоснованные рамки. Такая "гон-ка" не ведет, в конечном итоге, к повышению уровня безопасности граждан, а лишь стимулирует новое отчуждение человека от государства, власти, демократии, от смысла человеческой жизни.
Во-вторых, необходимо признать, что индивидуальность личности неделима от общественной сущности человека. Индивидуальность возможна только через социальность, и, наоборот, коллективизм немыслим без индивидуальности его членов. Защита индивидуальности - это важный приоритет правовой политики, но возможна эта защита только в пределах и целях достижения человеком подлинного общественного статуса. На пути противопос-тавления индивидуального общественному правовая политика неизбежно заходит в тупик именно в сфере обеспечения прав человека. России необходим такой тип правового статуса личности, который имеет социальную направ-ленность, а не составляет только набор формальных прав.
Кроме того, современной политике присуще свойство захвата личного пространства человека. Это можно наглядно проследить в истории, например советского государства. Чтобы не
допустить вмешательства в личное про-странство человека правовая политика должна создавать юридические барье-ры и ограничения, более точные и полные, понятные простым гражданам.
Надо заметить, что за годы проведения реформ в России, образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва - важнейшая задача российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, безопасность, оплату труда, соци-альную защиту, медицинскую помощь.
Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы - главное претворить их в жизнь. А это более трудоемкая и сложная задача. В условиях возникшего в России глубокого социально-экономического, поли-тического и духовного кризиса институт прав и свобод личности подвергает-ся серьезным испытаниям. С одной стороны общество осознало необходи-мость и ценность естественных и неотъемлемых прав человека. Например, был создан институт уполномоченного по правам человека, открывающий перспективы развития правовой политики в области прав и свобод личности. А с другой стороны, общество пока не в состоянии обеспечить полное и гарантированное осуществление прав и свобод. Данное противоречие стано-вится все более острым и болезненным, и выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей.
По мнению В. В. Соловьева, приоритеты правовой политики можно рассматривать как тактику, создающую благоприятные условия для реализа-ции государством правовой политики, как решение им тактических (проме-жуточных) задач, направленных на достижение стратегических целей.
С этих позиций стратегическое направление всей правовой политики сегодня - это перевод общества с помощью права в качественно иное со-стояние: формирование гражданского общества, правового государства, обеспечение их устойчивого поступательного развития. А приоритет правовой реформы состоит в том, чтобы поставить в центр правовой системы личность как высшую социальную ценность с ее многосторонними духовными и материальными интересами. Соответственно приоритеты современной правовой политики - личность, семья, общество, государство. Данные приоритеты должны реализовываться с помощью всех отраслей права как объединяющее, системообразующее начало правовой системы.
ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА На этой базе и должны осуществляться ныне правотворчество, правоприменение и другие формы реализации права в конкретных сферах правового регулирования. Без комплексного взаимодействия всех компонентов правовой системы не могут быть реализованы цели правовой политики.
Итак, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского общества правовая политика государства должна ориентироваться, прежде всего, на со-блюдение и защиту прирожденных и неотъемлемых прав и свобод личности. Это закрепляется и в Основной
Законе страны. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Правовая политика способствует становлению правового государства, которое является целью существования практически любого общества. Глав-ным базисом и высшей ценностью правового государства являются права и свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном Российском государстве -универсальное и комплексное средство для защиты прав и свобод личности.
_298
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)