ПРАВО
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
М.Д. Рыбаков
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы современной юридической науки - правовой политике по обеспечению свободы личности. Автор констатирует необходимость изменения взаимоотношений личности и государства, исследует факторы, влияющие на развитие направлений правовой политики, анализирует наиболее перспективные направления развития правовой политики по обеспечению свободы личности.
Ключевые слова: свобода личности, правовая политика, права человека, правовая активность, концепция правовой политики.
Проблема свободы личности, или скорее ее границ, во многом зависит от характера взаимоотношений между личностью и государством и она неоднократно поднималась в различные исторические периоды в рамках различных учений, каждое из которых предлагает свой вариант выстраивания таких отношений. Учитывая, что именно государство является той организацией, от которой во многом зависит объем устанавливаемой для личности свободы, сегодня необходимо выработать новый подход к определению взаимоотношений между личностью и государством. Представляется возможным согласиться с Н.И. Матузовым, отмечавшим, что «старая концепция взаимоотношений государства и личности сегодня не годится. Ее основной порок был прежде всего в том, что приоритет она отдавала государству, а не личности; последняя, вопреки широковещательным заявлениям, выступала не целью, а средством. Даже само понятие личности длительное время было не самым ходовым в научном и общественно-политическом лексиконе» [1].
Изменение самой концепции взаимоотношений личности и государства, безусловно, меняет и развитие правовой политики по обеспечению свободы личности. В связи с этим определенный интерес представляет идея, высказанная О.Ю. Рыбаковым о соответствии природы человека праву и политике [2], при этом отмечая применительно к правовой политике ряд положений определяю-
щего характера: форма государства, механизм приобретения власти, конкретные способы реализации власти. На наш взгляд, именно эти факторы и оказывают наибольшее влияние на объем свободы личности, устанавливаемый государством. Ведь вполне очевидно, что, например, при демократическом политическом режиме объем предоставляемой личности свободы гораздо шире, чем при антидемократическом.
Перечисленные факторы, безусловно, влияют на определение направлений развития правовой политики по обеспечению свободы личности. С учетом сказанного, мы считаем необходимым данные направления разделить на 2 группы.
1. Общие направления, свойственные для всей правовой политики, затрагивающие, в том числе, и обеспечение свободы личности. К таким направлениям можно отнести: формирование правового государства; формирование гражданского общества; совершенствование законодательства и практики его применения в отношении свободы личности; борьба с преступностью; антикоррупционная политика; повышение правовой культуры граждан.
2. Специальные направления, характерные только (преимущественно) для правовой политики по обеспечению свободы личности. Это такие направления, как: изменение положения человека в пространстве государственно-политических и правовых отношений,
изменение характера государственного воздействия на личность, формирование правовой активности личности как необходимого условия реализации ею свободы, провозглашение ценности личности, ее прав и свобод.
Не умаляя важность общих направлений, остановимся более подробно на специальных направлениях.
1. Изменение положения человека в пространстве государственно-политических и правовых отношений. Независимо от конкретно-исторических форм государства, степени развитости в нем авторитаризма или демократии, личность обладает самостоятельными ценностями: индивидуальным
осознанием своего предназначения, которое неосуществимо вне коллективных форм организации человеческих сообществ.
Государство осуществляет собственные функции, которые в конечном итоге направлены или должны быть направлены на достойное и свободное расположение человека в системе общественных отношений. В связи с этим совершенно справедливо звучат слова
Н.И. Матузова: «Зачем власть, если она не «опекает» и не защищает гражданина, то есть не выполняет своей первейшей функции? Однако все дело — в целях, методах, конкретных условиях. Плохо, когда власть дистанцируется от личности, снимая с себя всякую ответственность за ее существование и выживание. Но еще хуже, когда «забота» власти о своих «подданных» простирается так далеко, что это «кураторство» превращается в тотальный контроль над ними. В этом случае суверенитет индивида - тем более фикция. Выход - в поисках разумных форм сочетания указанных подходов в пользу личности» [1, с. 476-477]. Возникает важный методологический и аксиологический вопрос о приоритете прав личности перед государством. Так, например, И.И. Лукашук пишет: «Значение признания прав человека высшей ценностью особенно очевидно с учетом общей закономерности: интересы государства в той мере, в какой они представляют интересы общества в целом, всегда будут приоритетными. Без этого невозможны ни общество, ни государство. <...> Признание приоритета прав и интересов отдельного человека перед правами общества нарушило бы один из основных принципов демократии, согласно которому осуществление человеком своих
прав не должно нарушать права и законные интересы других» [3].
А.И. Ковлер пишет о том, что утверждение приоритета прав и свобод человека перед правами коллективными, будь то нация, государство, международное сообщество, -явление универсальное и необратимое [4]. Действительно, провозглашение приоритета прав и свобод граждан является эффективным средством сдерживания государства. Однако такого состояния, принципа взаимодействия личности и окружающей ее действительности еще нужно достигнуть. И тормозом, как это ни парадоксально, являются не только сложившиеся отношения, привычки не замечать личностные проблемы на фоне общественных, но и сама личность, ее недостаточно активная позиция по защите своих прав, по использованию действующих правовых норм в собственных интересах.
Необходимо изменить направленность деятельности и сознания личности в пространстве властеотношений. Исторически сложилась ситуация несопротивления личности воздействию государства. Эту ситуацию следует преодолеть, если мы действительно желаем свободы, уважения, достоинства. Очень важным положением в этой идее представляется необходимость сопротивления государству, преодоление социальной экстенсивности в развитии отношения личности и власти. Усовершенствовать государство означает ослабить его давление на личность, улучшается положение самой личности, укрепляется ее правовой статус, что в свою очередь укрепляет государство.
Правовая политика государства должна быть направлена на формирование партнерских отношений между личностью и государством, т. е. отношений, где одной стороной выступает государство, действия которого могут основываться на принуждении и силе, но которые совершаются во имя личности, защиты ее прав и свобод, а другой стороной выступает личность, обладающая индивидуальностью. Пространство индивидуальности, по мнению О.Ю. Рыбакова, сопряжено с пространством гражданского общества. Индивидуальность инициирует его позитивные изменения, приводит к самоуправлению, а через него и к влиянию на управление и правление [2, с. 285]. Индивидуальность инициирует самостоятельный
выбор человека, основанный на персональной свободе. «Персональная или личная свобода в совокупности с правдой бытия личности трансформируется в модели активно-преобразуещегося поведения и взаимодействия личности с политико-правовой системой. И лишь такая индивидуально определенная свободная и уверенная в правде своих поступков личность может составить серьезный противовес государству» [2, с. 285].
Таким образом, объем свободы личности во многом зависит от взаимоотношений государства и личности. Современная правовая политика направлена на формирование партнерских взаимоотношений личности и государства, что предполагает существенные преобразования в различных областях (государственно-правовой, культурно-нравственной), в том числе и преобразование самой личности.
2. Изменение характера государственного воздействия на личность. Современная концепция взаимоотношений личности и государства должна содержать такие положения, от которых зависит объем свободы личности, как:
- анализ форм реализации прав и свобод личности, их защиты. Необходимо поощрять научные исследования, которые демонстрируют возможности общества, государства в деле защиты прав и свобод личности, а также персональные возможности индивида по самозащите своих прав;
- усиление личностной доминанты в законодательстве. Создание системы нормативно-правовых равновесий - юридическая основа выстраивания гармоничных отношений личности и государства. России, если она идет по пути правления права, защиты прав и свобод, нужны не всякие законы, а только те, которые ориентированы на уважение и достоинство личности.
Государство формально, на основе Конституции РФ, объявило об изменении своего облика и характера воздействия на личность. В действительности по причинам, во-первых, неадекватности декларированного равенства ветвей власти и реальной социально-экономической и политико-правовой ситуации в стране, во-вторых, по мотивам длительности преобразования общественного сознания и правосознания в сторону положительного
восприятия государства сохраняется его прежний облик.
Правовая политика должна сформировать систему собственных ориентиров, отражающих изменение в данной сфере. Это возможно в случае усиления в правовой политике таких черт как:
- гуманистическая направленность -ориентирована на признание, соблюдение, защиту прав и свобод личности. Правовая политика призвана формировать условия для соблюдения социальной справедливости. Однако она не может способствовать иждивенческим настроениям, скорее наоборот, такая политика формирует равные стартовые условия, инициативу, адекватные социальные притязания и соответствующие правовые средства для их достижения;
- личностное измерение - демонстрирует ценностные основания и направленность правовой политики. Правовая политика, по существу, явление государственное, однако результативной, ценностной, пригодной для россиян сможет стать, если главным стержнем своего развития изберет правовые потребности и интересы личности;
- неразрывная связь свободы как высшей социальной и личной ценности и ответственности как условия обеспечения свободы для каждого. Важнейшей чертой правовой политики представляется формирование такого содержания, стиля правовой жизни, который бы увязывал в единую систему взаимность прав и свобод и ответственности как гражданина, так и государства. Государству так же необходимы свободы, как и гражданину. Мера его свободы определена суммой свобод отдельных граждан. Но граждане имеют право контролировать свободу действий государства, поэтому его политика должна быть понятной, гласной, открытой для всех.
3. Формирование правовой активности личности как необходимого условия реализации ею свободы. Свобода личности, ее объем, зависят от многих факторов, одним из которых является сама личность - а вернее ее правовая активность. По своей сущности правовая активность является одним из важных способов правовой жизни, а так же объектом и критерием эффективности правовой политики. Как отмечает В. А. Затонский, правовая активность личности - это интенсивная деятельность личности в сфере права, одна
из форм юридического бытия личности, специфическая форма жизнедеятельности, которая неизбежно включает и теневой, негативный сектор [5]. Главным предназначением правовой политики является расширение легальной, позитивной части правовой активности и сокращение негативной. Она должна содержать в себе четкую стратегию и тактику, рассчитанную не развитие позитивной юридической жизни, цели и средства ее реализации.
Создавая с помощью правовых стимулов благоприятные юридические условия для реализации интереса личности как главного источника ее правовой активности, государство создает больше шансов для повышения позитивной активности, ведь поведение строится таким образом, что активность направляется на удовлетворение первоочередных интересов. И, наоборот, формируя через систему правовых ограничений неблагоприятные юридические условия, государство сужает возможности для удовлетворения интересов деструктивных, противозаконных, антиобщественных [6].
С содержательной стороны правовая активность личности может указывать на характер отношения субъектов права к действующим в обществе юридическим институтам и нормам. В этом и состоит главное проявление правовой активности как способа правовой жизни личности. Отсюда ее способность выступать в качестве показателя результативности правовой политики.
Самым высшим специфическим проявлением позитивной правовой активности личности выступает инициатива.
Правовая политика должна включать комплекс мер, направленных на стимулирование инициативного поведение личности в сфере права. Инициатива как часть правовой жизни состоит в том, что субъекты имеют возможность своими целенаправленными творческими, правомерными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять или прекращать их, влиять на процессуальные правила их реализации.
Развитие правовой инициативы позволит расширить границы участия личности в политической жизни страны, обеспечить реальное участие граждан в управлении страной, будет способствовать упрочению правовой
основы дальнейшей демократизации и дебюрократизации российского общества.
Кроме позитивной правовой активности, формой которой является инициатива, существует еще и негативная активность, наиболее опасными формами которой являются преступность (а в ней - коррупционная и организованная). С точки зрения активности субъектов этих видов преступности, они должны быть объектом пристального внимания при осуществлении правовой политики.
Только при системной стратегии, которая может быть закреплена в правовой политике, масштабы коррупции, организованной преступности, всех других форм негативной активности могут быть снижены.
Именно поэтому не случайно, что в Проекте Концепции правовой политики в Российской Федерации предусматривается в качестве одной из наиболее актуальных задач правовой политики в Российской Федерации стимулирование активного проявления гражданской инициативы.
4. Провозглашение ценности личности, ее прав и свобод. Ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [7]. Права человека выступают, с одной стороны, мерой свободы для личности, так как предполагают возможность действовать в границах, предоставленных правами, а с другой стороны - своеобразным ограничителем государственной власти, ограничивая свободу личности от незаконного вмешательства со стороны государства.
Права и свободы человека предоставляют личности возможности доступа к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время они способствуют совершенствованию самой личности, упрочению ее достоинства, независимости, автономности.
В юридической науке все права граждан именуются субъективными, т. е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому. Они открывают перед их носителями свободу действия в различных сферах, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных
требований к другим (обязанным) лицам и организациям.
Таким образом, субъективное право -это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности (мера свободы, предоставленной личности). В современной юридической литературе высказываются определенные предложения о необходимости пересмотра сущности и определения субъективного права как меры возможного поведения в контексте принципа «не запрещенное законом дозволено».
Предполагается возможным согласиться с Н.И. Матузовым, отмечавшим, что «в основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия; 3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом» [1, с. 263].
Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.
Правовая политика, на наш взгляд, призвана способствовать установлению такой системы и такого порядка, при которых с одной стороны, личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой - признавались бы и должным образом почитались общегосударственные цели. Учитывая, что подобный оптимальный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека, правовая политика должна быть направлена на создание и закрепление эффективного механизма реализации прав человека. Речь идет не только о провозглашении прав и свобод
человека, но о наличии гарантий их обеспечения. Права и свободы личности должны провозглашаться, гарантироваться и охраняться от нарушений (противоправных посягательств) со стороны других лиц. И правовая политика должна отображать меры в данных направлениях. Не случайно Н.И. Ма-тузов отмечал, что «высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, предпосылки устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути» [1, с. 257].
Не случайно в Проекте Концепции правовой политики в Российской Федерации в качестве стратегической, перспективной цели правовой политики в России называется создание надежных механизмов обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека, а в качестве актуальной задачи правовой политики называется совершенствование механизмов реального обеспечения и защиты прав и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, направления правовой политики по развитию свободы личности возможно разделить на общие и специальные. Однако данное деление необходимо признать условным, ввиду тесной взаимосвязи данных направлений их взаимодополняемости.
1. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 475.
2. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свободы личности. СПб., 2004. С. 289.
3. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 11-12.
4. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. С. 465.
5. Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов, 2005. С. 373.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 155-156.
7. Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 2.
Поступила в редакцию 4.03.2008 г.
Rybakov M.D. Basic directions of development of legal policy on personal freedom guarantee. The article is devoted to consideration of the urgent problem of modern legal science - legal policy on personal freedom guarantee. The author states the necessity to change the interrelations of personality and state, researches into the factors, which
influence the development of directions of legal policy, analyzes the most perspective directions of development of legal policy on personal freedom development.
Key words: personal freedom, legal policy, human rights, legal activeness, legal policy conception.
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю.С. Канина
В статье раскрывается понятие механизма обеспечения прав человека в контексте его функционирования в системе обеспечения национальной безопасности, определяется его структура, анализируется нормативное регулирование данного механизма, определяются пути повышения его эффективности.
Ключевые слова: обеспечение прав человека, национальная безопасность, безопасность личности.
Среди широкого спектра проблем, которыми занимается в настоящее время юридическая наука, особое место принадлежит проблеме обеспечения прав личности. Уровень обеспечения прав и свобод человека определяется развитостью механизмов и разработанностью средств, мер и процедур, используемых при охране и защите прав и свобод человека, что и позволяет говорить о защищенности и безопасности личности в государстве.
Определяя сущность и составляющие понятия «обеспечение прав человека» как элемента системы национальной безопасности вначале установим, что представляет собой система национальной безопасности. Это требуется в целях определения специфики той сферы общественных отношений, в которой происходит обеспечение прав человека и представляет собой довольно обширное теоретическое понятие, употребляемое в различных значениях в исследованиях, проводимых в рамках многих наук.
В правовой оборот категорию «система безопасности Российской Федерации» ввел Закон РФ «О безопасности». По своему содержанию она тождественна понятию «система национальной безопасности». Целью создания системы обеспечения национальной безопасности является обеспечение существования механизма, позволяющего вырабатывать стратегию государства в области национальной безопасности и реализовывать
ее в конкретную скоординированную деятельность отдельных ведомств и ответственных лиц.
Закон РФ «О безопасности», устанавливает систему безопасности Российской Федерации, включающую следующие элементы: 1) органы законодательной, исполни-
тельной и судебной власти; 2) государственные, общественные и иные организации и объединения; 3) граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом; 4) законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности [1]. Последнее, как мы полагаем, является не элементом системы безопасности, а играет роль инструмента, при помощи которого происходит регулирование отношений по поводу безопасности.
В нормативной конструкции, определяющей систему безопасности, существует ряд недостатков, на которые указывают многие авторы, и мы с ними согласны. Во-первых, по мнению Д.А. Никитина в системе безопасности отсутствует четкое определение места и роли самого индивида, общественных и иных объединений, их прав, обязанностей и порядка взаимодействия с органами государственной власти в процессе обеспечения безопасности личности [2]. Во-вторых, не упоминаются органы местного самоуправления, хотя именно они стоят наиболее близко к повседневным потребностям