РАСШИРЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА М.Д. Рыбаков
Статья посвящена одному из перспективных направлений развития правовой политики - расширению свободы личности. В статье исследуются такие перспективные направления развития правовой политики в данной сфере, как развитие механизма непосредственной реализации прав и свобод граждан, суверенизация личности, формирование человека юридического как нового типа личности с присущим объемом свободы, становление права, ориентированного на личность и ее свободу.
Ключевые слова: правовая политика, свобода личности, непосредственная реализация прав и свобод, суверенизация (автономия) личности, тип личности.
Формирование правового государства предполагает изменение отношения к личности в сторону увеличения ее свободы, гарантированности ее прав и свобод, создание благоприятных условий для развития творческого потенциала личности. Средством достижения указанных целей, на наш взгляд, должна стать правовая политика. В свою очередь правовое государство не только условие, но и цель правовой политики. Таким образом, дальнейшее развитие правовой политики должно осуществляться в направлении расширения свободы личности.
Анализируя современную российскую действительность, можно выделить много перспективных направлений правовой политики, затрагивающих в т. ч. и свободу личности. К ним можно отнести такие направления, как: формирование и усиление правозащитного характера деятельности государства; повышение ответственности и активности личности как субъективное условие формирования правового государства; аккумулирование потребности личности участвовать во власти; установление и поддержание народного контроля за властью, правотворчеством и правоприменением; упрочение легитимности применения силы, исходящей от государства.
Однако к направлениям правовой политики, которые должны будут получить в будущем широкое развитие благодаря расширению свободы личности и которые, в свою очередь, также непосредственно затрагивают свободу личности, мы отнесем четыре.
1. Развитие механизма непосредственной реализации прав и свобод граждан. Ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью провозглашает человека, его права и свободы, при-
знание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства. Однако, анализируя практику реализации личностью предоставленных прав, представляется возможным согласиться с О.Ю. Рыбаковым, считающим, что в действительности государство эту обязанность не выполняет [1]. Поэтому необходима систематическая деятельность - правовая и политическая - прежде всего государства, взявшего на себя упомянутую нами обязанность. Такая деятельность и есть правовая политика, которая призвана изначально формировать и реализовывать систему мер, направленную на реализацию, охрану и защиту прав и свобод граждан.
Весьма актуально встает вопрос о расширении возможности непосредственно реализовывать принадлежащие личности права и свободы. Это связано во многом с изменениями в общественном и индивидуальном сознании роли государственных органов в обеспечении прав человека. В современном обществе человек стремится к большей самостоятельности, свободе и независимости от государства.
Права и свободы человека, являясь высшей ценностью, требуют не только юридического закрепления, но и эффективной реализации, которая должна рассматриваться как определенный механизм. Данный механизм включает в себя согласованные правомерные действия личности и всех иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. Особое место в данном механизме занимает сама личность, которая в определенных случаях вправе самостоятельно реализовывать свои права.
Мы согласны с О.В. Белянской, отмечавшей, что структура юридического меха-
низма реализации прав личности включает в себя правовые нормы, юридические факты, деятельность специальных органов по реализации прав личности, деятельность личности по осуществлению своего права, охрану (защиту) прав и свобод личности [2].
Механизм реализации прав личности включает реализацию в форме правоприменения и в форме непосредственной реализации.
Непосредственная реализация прав и свобод личности - это регламентированный нормами права процесс самостоятельного осуществления прав личностью без помощи специально уполномоченных органов и лиц. Это сфера самовыражения личности, ее правовой активности и жизненной позиции.
В этой связи одним из приоритетов правовой политики, как нам представляется, должна являться суверенизация личности и расширение сфер общественной жизни, где она может непосредственно реализовывать свои права.
Более того, правовая политика государства должна быть акцентирована на создании необходимых условий для функционирования механизма непосредственной реализации прав и свобод граждан: экономических, психологических, социальных и т. п.
Таким образом, развитие данного направления правовой политики является трудным и долгим процессом, который во многом зависит как от личности, так и от государства. Государство должно быть обращено к личности, ее проблемам, только тогда возможна реализация принципов правового государства и гражданского общества.
2. Суверенизация личности. Под суверенизацией личности в юридической литературе понимается процесс обретения личностью более широких рамок свободы по мере развития общества и самой личности [3]. В этом процессе противоборствуют 2 тенденции -социологизация и индивидуализация человека. Баланс между ними и выступает объективной основой суверенитета личности.
Интересны в этой связи суждения А.М. Величко, отмечавшего гарантированность основных прав человека: их реализация на практике означает юридическое закрепление понятия «суверенитет личности» [4]. Заметим, что тезис о суверенитете личности достаточно спорен.
В обеспечении суверенитета личности заинтересованы как гражданин, так и государство. Гражданин - в силу того, что получает большую свободу для реализации своих целей и планов; государство - потому, что ему выгодно иметь творческих, самостоятельных и динамично развивающихся личностей, которые могли бы составить конкуренцию самой власти.
Как замечает Н.И. Матузов, «суверенизация личности - это прежде всего ее духовное и нравственное раскрепощение, избавление от политической и идеологической закомплексованности, синдрома неполноценности, бесправия, обретение ею собственного Я. Данный процесс означает восстановление у личности самоуважения, достоинства, уверенности в надежной защищенности своих прав, чести, безопасности, охраняемого законом личного интереса, не поглощаемого общественным и, разумеется, - освобождение от классового фанатизма, догматических мифов и стереотипов, слепой привязанности к одной идее» [3, с. 468].
Становление правового демократического государства в России предполагает усиление роли личности в государственно-правовой жизни страны и гарантированности ее прав и свобод. В современном обществе человек стремится к большей свободе и независимости от государства. Данный процесс является закономерным в условиях формирования института гражданского общества в России, эффективное функционирование которого возможно только тогда, когда личность автономна от государства и может использовать свои ресурсы в целях реализации своих прав и законных интересов.
В этой связи одним из приоритетов российской правовой политики должна явиться суверенизация (автономизация) личности, расширение свободы действия в различных сферах общественной жизни. Правовая политика должна предусматривать систему мер, направленных на гарантирование в первую очередь экономической независимости личности, т. к. именно экономическая свобода делает личность свободной при осуществлении любых своих прав. Именно поэтому в Проекте концепции правовой политики в РФ в качестве стратегических целей правовой политики в России предусматривается достижение высокого уровня благосостояния,
качества и продолжительности жизни граждан, экономического прогресса.
3. Формирование «человека юридического» как нового типа личности с присущим объемом свободы. Суверенная личность, по мнению Н.И. Матузова, это правовая личность, понимающая и почитающая закон, обладающая необходимым минимумом юридической культуры [3, с. 468]. В связи с этим в зарубежной юридической литературе [5], а позднее и в российской [1, с. 282; 3, с. 469;] получило распространение мнение о необходимости формирования нового типа личности - человека юридического (homo juridicus). Человек юридический тесно связан с правовой системой, что во многом определяет ее правовые качества и, по сути, делает ее правовой личностью. В соответствии с этим статусом она и строит свое поведение. По мнению Н.И. Матузова, «это - слагаемые ее самостоятельности и независимости», а по сути - слагаемые свободы личности.
Формирование нового типа личности -человека юридического - предполагает наличие целого комплекса мер, которые необходимо отразить в правовой политике. Человек юридический предполагает не только наличие особых качеств, связи с правовой системой и т. п., но и наличие свободы, возможности правильно определяться в ее границах и использования различного рода средств (преимущественно правовых) для ее защиты и обеспечения. Следовательно, свобода личности является одним из необходимых условий формирования человека юридического.
Правовая политика государства призвана способствовать формированию человека юридического, его юридических качеств, предусматривать использование правовых средств в целях ограничения государства и гарантированности свободы личности, защиты ее прав и свобод.
Для достижения поставленных целей в правовой политике должны предусматриваться меры по: распространению правовых знаний, умению претворять полученные знания на практике для защиты своей свободы от вмешательства со стороны других субъектов, повышению уровня правовой культуры (так, это предполагает способность мыслить юридически, решать те или иные задачи на основе обращения к закону); развитию профессиональных навыков юриста, иные меры.
Вполне очевидно, что правовая политика имеет огромный ресурс для становления нового типа личности с присущим только ей объемом свободы.
4. Упрочение права, ценностно ориентированного на личность и ее свободу. Это направление охватывает все виды и формы правовой политики, которые бы могли влиять на становление и функционирование права, наполненного содержанием, смыслом и духом гуманизма.
Прежде всего, правовая политика позволяет сформулировать комплекс ценностей личности в сфере права. Ценностные общечеловеческие основания создания и применения права, отражающие самоуважение индивидов и их взаимное уважение, достоинство, свободу, юридическое равенство - все то, что явилось результатом эволюции человечества от стадности и примитивности к культурноисторической обособленности, самоидентификации, всему тому, что можно назвать правовой цивилизованностью [1, с. 335]. Гуманистически и персонально ориентированные ценности выражают отношения партнерства между личностью и государством.
Право, ориентированное на личность, не исключает, а предполагает усиление своей регулятивной мощи, соблюдение законности. Модели и эксперименты в области права допустимы в той мере, в которой они не затрагивают ценностных оснований бытия личности, не ухудшают ее правовое положение.
Упрочение права, ориентированного на личность, преломляется через правотворчество и правоприменение. Гуманистически содержательные законы претворяются в жизнь через культуру, правопонимание, стиль профессиональной деятельности правоохранительных работников, те привычки и традиции, которые складывались в обществе. Субкультура профессиональной юридической деятельности, ее самых различных видов достаточно консервативна, и в этом может состоять как положительное, так и отрицательное, поэтому задача правовой политики состоит в формировании ее нравственногуманистических основ.
Ценностное наполнение права, обращенного к личности, предполагает понимание права как цивилизованного регулятора, взаимовыгодного, универсального посредника между интересами и потребностями лич-
ности и многообразной деятельностью государства. Право, нацеленное на достижение личного притязания, максимально гармоничного с общественными установками, задачами, не может проявляться иначе как продуктивная и адекватная интересам участников правоотношений форма решения вопросов, имеющих юридическое значение. Такую адекватность праву как цивилизационноценностному нормативному регулятору общественных отношений придает, во-первых, его соответствие сущности и характеру регулируемых отношений, во-вторых, его нравственная заряженность на справедливость, правду, истину, в-третьих, его операционные возможности реагирования на динамично меняющиеся отношения.
1. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свободы личности. СПб., 2004. С. 124.
2. Белянская О.В. Автономия личности в правореализационном процессе // Современные
вопросы государства, права и юридического образования. Тамбов, 2005. С. 17.
3. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 480.
4. Величко А.М. Правовой статус личности как основополагающая ценность современного российского конституционализма // Юридическая мысль. 2001. № 1. С. 8.
5. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 61.
Поступила в редакцию 13.08.2008 г.
Rybakov M.D. Personal liberty expansion as a prospect of state legal policy development. The paper is devoted to such perspective directions of legal policy development as personal liberty expansion. The author studies different perspective directions of legal policy development in the given sphere: development of the mechanism of direct realization of liberties and rights of citizens, personal sovereignization, formation of a legal person as a new type of a person with inherent liberty capacity, becoming of the law focused on a person and its liberty.
Key words: legal policy, personal liberty, direct realization of liberties and rights, personal sovereignization (autonomy), type of a person.
ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОЗДАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ
В.Н. Ельцов
В статье анализируется процесс проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам в регионах, его правовое регулирование. Выявляются проблемы с ее адаптацией в механизме юридической помощи гражданам, предлагаются пути законодательного решения создавшихся в ходе проведения эксперимента проблем.
Ключевые слова: правовой эксперимент, государственное юридическое бюро, бесплатная юридическая помощь.
Одним из наиболее интересных правовых экспериментов новейшего периода стал эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Данный правовой эксперимент является федеральным, основным, проективным, последовательным, решающим, среднесрочным правовым экспериментом в сфере юстиции.
Во исполнение поручений Президента РФ от 25 октября 2004 г. № ПР-1730 и от 21 марта 2005 г. № ПР-464 было принято поста-
новление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Указанное постановление установило, что цель проведения правового эксперимента - выработка оптимального механизма по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.