Научная статья на тему 'Право граждан на судебную защиту: современное состояние и проблемы реализации'

Право граждан на судебную защиту: современное состояние и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2094
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ / ПРАВА ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / JUDICIAL REFORM / ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ / THE PRINCIPLE OF THE ENSURING THE RIGHTS OF THE PEOPLE ON JUDICIAL PROTECTION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / THE JUDICIAL SYSTEM JUDICIAL SYSTEM AND JUDICIAL PROCEDURES / JUDICIAL PROTECTION OF THE RIGHTS AND LIBERTIES TO PERSONALITIES / THE RIGHTS OF THE PEOPLE ON JUDICIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Иван Алексеевич

Проанализированы: роль судебной системы в построении гражданского общества и развитии национальной экономики; требования, установленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским судом по правам человека для государственного органа, имеющего полномочия и процессуальные гарантии обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Исследованы общие положения и принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту, а также вопрос о судебной системе как механизме, непосредственно обеспечивающем судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также проблемы обеспечения прав граждан на судебную защиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right of citizens for judicial protection: the modern state and problems of its realization

Role of the judicial system in building civil society and development of the national economy; the requirements installed Konvenciey about protection of the human rights and the main liberties and European court on human rights, for state organ, havinging authorities and процессуальные to warranties of the provision of efficient protection of the rights and legal interest of the people and organization. The Explored general provisionses and principle of the ensuring the rights of the people on judicial protection. Explored: question about judicial system as mechanism, directly providing judicial protection of the rights and legal interest of the people and organization, as well as problems of the provision ensuring the rights of the people on judicial protection.

Текст научной работы на тему «Право граждан на судебную защиту: современное состояние и проблемы реализации»

УДК 34.343 ББК 67.73

ПРАВО ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ПОПОВ,

профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВДРоссии имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник МВД России

E-mail: prosessor1951@inbox.ru Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проанализированы: роль судебной системы в построении гражданского общества и развитии национальной экономики; требования, установленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским судом по правам человека для государственного органа, имеющего полномочия и процессуальные гарантии обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Исследованы общие положения и принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту, а также вопрос о судебной системе как механизме, непосредственно обеспечивающем судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также проблемы обеспечения прав граждан на судебную защиту.

Ключевые слова: судебная система и судебные процедуры; судебная защита прав и свобод личности; права граждан на судебную защиту; судебная реформа; принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту; права человека.

Annotation. role of the judicial system in building civil society and development of the national economy; the requirements installed Konvenciey about protection of the human rights and the main liberties and European court on human rights, for state organ, havinging authorities and процессуальные to warranties of the provision of efficient protection of the rights and legal interest of the people and organization. The Explored general provisionses and principle of the ensuring the rights of the people on judicial protection. Explored: question about judicial system as mechanism, directly providing judicial protection of the rights and legal interest of the people and organization, as well as problems of the provision ensuring the rights of the people on judicial protection.

Keywords: the judicial system judicial system and judicial procedures; judicial protection of the rights and liberties to personalities; the rights of the people on judicial protection; the judicial reform; the principle of the ensuring the rights of the people on judicial protection; human rights.

1. Роль и место судебной системы в обеспечении судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

Российская Федерация 28 февраля 1996 г. подписала Конвенцию о защите прав человека и ос-

новных свобод, ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998 г., ст. 13 которой предусматривает, что «каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

Необходимо отметить, что в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № «О применении судами общей юрисдикции об-

щепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции.

В российской правовой системе именно судебные органы отвечают требованиям, установленным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским судом по правам человека, для «государственного органа», имеющего «полномочия и процессуальные гарантии» и обеспечивающего «эффективную защиту».

Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ суды Российской Федерации осуществляют судебную государственную власть, т.е. являются «государственными органами». В соответствии со ст. 7—10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 4 июля 2003 г. № З-ФКЗ; от 5 апреля 2005 г. № З-ФКЗ, от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ; от 27 декабря 2009 г. № 9-ФКЗ; от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ; от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ; от 25 декабря 2012 г. № 5-ФКЗ; от 3 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ) суд предоставляет гражданам необходимые «процессуальные гарантии» для обеспечения правосудия, а в силу ст. 5, 11—16 того же Закона при назначении судей, а также при осуществлении ими своей деятельности обеспечиваются необходимые гарантии их независимости и беспристрастности.

Ст. 6 Закона № 1-ФКЗ в совокупности с другими правовыми актами, устанавливающими обязательность судебных постановлений и ответственность за их неисполнение, наделяет суды достаточными полномочиями для обеспечения обратившимся гражданам эффективной защиты. Европейский суд по правам человека, принимая в соответствии со ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод решения об «исчерпанности внутренних средств правовой защиты» при обращениях граждан РФ, рассматривает суды Российской Федерации как надлежащие средства правовой защиты, предусмотренные общепризнанными принципами международного права. В случае если заявитель не

обращался в суды Российской Федерации с жалобами на действия органов государственной власти, Европейский суд, как правило, объявлял жалобу неприемлемой по причине не исчерпания средств правовой защиты.

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы»»1.

Уровень судебной защиты является важнейшим показателем правового характера государства и демократичности общества. Расширение круга охраняемых законом прав личности, повышение качества их содержания возлагают на суд особую ответственность и поднимают его роль как основного гаранта обеспечения прав граждан на судебную защиту.

Всеобщность права на судебную защиту и возрастающая потребность в его реализации обуславливают необходимость обеспечения органов правосудия и обеспечивающих их функционирование ведомствами задачу достижения его демократичности, беспристрастности и превращения в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.

Цель судебной реформы, которая в настоящее время реализуется в Российской Федерации, состоит в совершенствовании правового механизма защиты прав и законных интересов граждан, создании условий повышения роли и значимости судебной защиты их имущественных и личных неимущественных интересов. Эта цель крайне важная, поскольку судебная власть может существовать только как безальтернативный государственно-правовой институт, ориентированный на общепризнанные мировые стандарты в области обеспечения прав человека и призванный всесторонне удовлетворять потребности граждан в законном, справедливом и быстром разрешении споров.

Своевременный доступ граждан к судебной защите — один из основополагающих оплотов демократии. Факты признания ими своих ошибок, а также допущенных злоупотреблений, как правило,

встречаются крайне редко. В этой связи в качестве стороны, обеспечивающей восстановление прав и законных интересов граждан, которым причинен противоправный вред, выступает самостоятельный, независимый, объективный и компетентный суд как орган судебной власти.

Современное Российское законодательство содержит ряд основополагающих положений, касающихся судебной защиты и обеспечения права на нее. В ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу отмечено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это важное конституционное положение конкретизируется рядом законов и иных нормативных правовых актов.

В целях полноты характеристики выше упомянутого принципа важно учитывать, что принятие неправильного, с точки зрения гражданина, решения по жалобе даже высшей судебной инстанцией — это не «тупик», из которого нет выхода. Ч. 3 ст. 46 Конституции РФ содержит важное с точки зрения международного сотрудничества положение о том, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Такими международными организациями, занимающимися надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах — участницах пакта, в частности, являются Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток.

В связи со вступлением Российской Федерации в Совет Европы круг международных органов, где российский гражданин вправе ставить вопрос о защите своих прав, стал несколько шире. 5 мая 1998 г. он получил возможность обращаться за защитой своих прав и в Европейский суд по правам человека, который организован и действует на основании Конвенции о защите прав человека и основных сво-

бод, положения которой признаны обязательными для Российской Федерации Федеральным законом от 30 марта 1998 г.

2. Право граждан на судебную защиту и механизм его реализации.

Право на судебную защиту гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом (ст. 8) и что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10).

Европейская конвенция о правах человека предусматривает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст. 6).

Помимо государственных способов защиты прав, свобод и интересов в современных правовых системах допускаются и другие способы защиты прав, например, такой как самозащита права (ст. 14 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Однако, только наличие в правовой системе института судебной защиты права, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой правовой системы подлинно демократической.

Кроме этого, в современных правовых системах должна быть гарантирована независимость судебной ветви государственной власти. Эта независимость, обеспечиваемая мерами правового, ор-

ганизационного, политического, идеологического характера, есть непременный атрибут не фиктивного института судебной защиты нарушенных прав, в котором судебная защита нарушенных прав субъекта гарантируется, в том числе, и в случаях посягательств на права и свободы человека со стороны государства. Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 Конституции «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Таким образом, закрепляется реализация этого права для всех и для каждого. Кроме того, это право также распространяется на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц.

В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий (бездействия) органов государственной власти. В частности, указано, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

П. 3 ст. 46 предусмотрено право гражданина Российской Федерации обращаться в международные суды (Европейский суд по правам человека) в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства. При этом отмечено, что каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Правоприменительная деятельность, осуществляемая судом при разрешении социальных конфликтов, непосредственно определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. 2, 18 и 46 Конституции РФ).

Необходимость надлежащей защиты этих прав требует специальных гарантий в самом судопроизводстве; названные конституционные нормы не только указывают на целевую направленность судопроизводства, но и закрепляют основу для контролирующей деятельности суда в сфере правосудия.

Судебная система играет важнейшую роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики России. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является

одной из гарантий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособ-ной»2 отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Российская Федерация 28 февраля 1996 г. подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998 г., ст. 13 которой предусматривает, что «каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».

Из буквального толкования ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не следует, что эффективное средство защиты в государственном органе подразумевает исключительно возможность судебного обжалования, т.е. под государственным органом должен пониматься обязательно суд.

Тем не менее, полномочия и процессуальные гарантии, которыми обладает государственный орган, существенно важны при определении того, представлял ли он эффективное средство правовой защиты. Следует отметить, что в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции.

В российской правовой системе именно судебные органы отвечают требованиям, установленным

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским судом по правам человека, для «государственного органа», имеющего «полномочия и процессуальные гарантии» и обеспечивающего «эффективную защиту».

Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ суды Российской Федерации осуществляют судебную государственную власть, т.е. являются «государственными органами». В соответствии со ст. 7, 8, 9 и 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от: 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ; 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ, 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ; 27 декабря 2009 г. № 9-ФКЗ; 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ; 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ; 25 декабря 2012 г. № 5-ФКЗ; 3 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ; 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ) суд предоставляет гражданам необходимые «процессуальные гарантии» для обеспечения правосудия, а в силу ст. 5, 11, 12, 13, 14, 15 и 16 указанного выше Закона при назначении судей, а также при осуществлении ими своей деятельности обеспечиваются необходимые гарантии их независимости и беспристрастности.

Ст. 6 Закона № 1-ФКЗ в совокупности с другими нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательность судебных постановлений и ответственность за их неисполнение, наделяет суды достаточными полномочиями для обеспечения обратившимся гражданам «эффективной защиты».

Европейский суд по правам человека, принимая в соответствии со ст. 35 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» решения об «исчерпанности внутренних средств правовой защиты» при обращениях граждан РФ, рассматривает суды Российской Федерации как надлежащие средства правовой защиты, предусмотренные общепризнанными принципами международного права. В случае если заявитель не обращался в суды Российской Федерации с жалобами на действия органов государственной власти, Европейский суд, как правило, объявлял жалобу неприемлемой по причине не исчерпания средств правовой защиты.

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 2012 г. № 1406 утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2013—2020 годы3.

При этом следует отметить, что основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

1 Система ГАРАНТ: Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (дата обращения 30 июня 2015 г.).

2 «Российская газета», № 71, 19 апреля 2002 г.

3 Электронный ресурс: Режим доступа: URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc. (дата обращения — 1 июля 2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.