ПРАВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕССЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПЕРВЫЙ ГОД ПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА АТАМБАЕВА
Эрик ФРИДМАН
адъюнкт-профессор журналистики
Мичиганского университета (Ист-Лансинг, шт. Мичиган, США)
АННОТАЦИЯ
Когда в апреле 2010 года был отстранен от власти авторитарный президент Курманбек Бакиев, об этом возвестили как о наступлении новой эры для Кыргызстана — эры защиты прав человека, прав прессы и политических прав. Однако ни президент переходного периода Роза Отунбаева, ни ее демократически избранный преемник президент Алмазбек Атамбаев, вступивший в должность 1 декабря 2011 года, так и не продемонстрировали ожидаемой приверженности восстановлению и защите свободы прессы. В насто-
ящей статье на материалах бесед с журналистами и экспертами по средствам массовой информации, проходивших в Бишкеке и Оше, исследуется ситуация с правами и ограничениями деятельности прессы в первый год президентства А. Атамбаева. Делается вывод, что, с учетом истории Кыргызстана в советскую эпоху и в эпоху после получения независимости, при нынешних экономических ограничениях и политической неустойчивости в стране добиться прочных прав для прессы будет делом нелегким и не быстрым.
(г
КЛЮЧЕВЫЕ Кыргызстан; журналистика; свобода печати; СЛОВА: этнический конфликт; послереволюционный период.
\ У
Введение
В апреле 2010 года Кыргызстан пережил вторую за девятнадцать лет своей независимости революционную смену правящего режима. Народное восстание свергло президента Кур-манбека Бакиева, все больше превращавшегося в авторитарного правителя. Его сменила временный президент («президент переходного периода». — Перев.) Роза Отунбаева. В июне 2010 года в Кыргызстане снова произошли массовые беспорядки. Тогда на юге страны вспыхнули кровопролитные столкновения между этническими узбеками и этническими кыргызами. Неправительственная организация (НПО) Международная группа по предотвращению кризисов охарактеризовала этот конфликт как «погромы» и сообщила, что «июньские события», как называют их местные жители, привели к гибели более чем 420 человек, а еще свыше 400 тыс. стали перемещенными лицами1. Очень скоро оказалось, что оба этих события серьезно и весьма неблагоприятно отразились на условиях работы СМИ, контроль над которыми ужесточился еще при Бакиеве.
Впоследствии избиратели изменили Конституцию, резко ограничив полномочия президента и предоставив больше власти Жогорку Кенешу (Верховному совету). В соответствии с новой структурой власти, президент, избираемый всенародным голосованием, выполняет функции главы государства, а Жогорку Кенеш — однопалатный парламент — избирает премьер-министра, исполняющего обязанности главы правительства. 1 декабря 2011 года прежний премьер-министр Атамбаев стал президентом. В тот день посольство США в Бишкеке огласило поздравление, в котором выражалась поддержка Соединенных Штатов народу Кыргызстана в его тяжелой работе, опирающейся на демократические завоевания последних полутора лет, — построении демократического, процветающего и справедливого будущего для всех граждан страны2. Четыре из пяти партий, получивших места в парламенте, сформировали правящую коалицию.
Основной вопрос исследования
С момента получения независимости в 1991 году состояние дел с защитой права на свободу печати и свободу слова в Кыргызстане менялось, но обычно оставляло желать много лучшего. Ситуация вызывала озабоченность у широкого круга неправительственных организаций, занимающихся защитой прав человека и прав прессы, таких как «Репортеры без границ», Комитет защиты журналистов, «Фридом хаус» и Совет по международным исследованиям и обменам (ШЕХ, Айрекс). Но и при всем том «послужной список» Кыргызстана в части соблюдения прав человека обычно выглядел гораздо лучше, чем у четырех других бывших советских социалистических республик Средней Азии. Две из них, Узбекистан и Туркменистан, значатся в списке наиболее жестких репрессивных режимов в мире — тех, что являются одновременно «авторитарными по системе правления и репрессивными в том, что касается сферы прав человека»3.
1 См.: Kyrgyzstan: Widening Ethnic Divisions in the South. Asia Report No. 222. International Crisis Group. P. 3 [http://www.crisisgroup.org/en/regions/asia/central-asia/kyrgyzstan/222-kyrgyzstan-widening-ethnic-divisions-in-the-south. aspx], 29 March 2012.
2 См.: Текст поздравления Посольства США в Бишкеке по случаю инаугурации Президента Кыргызстана А. Атамбаева [http://russian.bishkek.usembassy.gov/pr_embassyinauguration_rus.html].
3 Фридман Э., ШейферР., Антонова С. Два десятилетия репрессий: неистребимость авторитарного контроля над средствами массовой информации в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2010, Том 13, Выпуск 4. С. 109.
Специалисты все более пристально изучают систему прессы Кыргызстана. Предметом первого многоаспектного анализа ситуации СМИ в независимом Кыргызстане стала история и статус средств массовой информации. Авторы исследования С. Куликова и Г. Ибраева рассматривали ограничения свободы печати, экономику СМИ и отношения между государственными и частными СМИ4. В более позднем анализе дискурса СМИ, до парламентских выборов февраля 2005 года, К.А. Карагулова показала, что режим Аскара Акаева «создавал дискурс опасности и нестабильности», чтобы соответствующим образом сформировать общественное мнение и делегитимировать своих политических противников5. Автор этих строк не нашел никаких серьезных перемен после «революции тюльпанов» в обучении и подготовке журналистов на университетском уровне: академические программы по-прежнему придерживались советской методики обучения, уделяя мало внимания практической подготовке6. И. Вольф провела контент-анализ материалов в «Вечернем Бишкеке», изучая, как в газете освещается деятельность запрещенной исламистской организации, причастной к террористическим нападениям в Центральной Азии7. Г. Питтс в ходе исследования, опиравшегося на результаты опросов и интервью, пытался оценить профессионализм журналистов Кыргызстана8. С.В. Куликова и Д.Д. Перлмуттер исследовали роль веб-сайтов, делавшихся методами самиздата, в распространении оппозиционной информации в период подготовки «революции тюльпанов»9.
Как и после провозглашения независимости в 1991 году и «революции тюльпанов» в 2005 году10, многие и в Кыргызстане, и за его пределами надеялись, что апрельская революция 2010 года станет сигналом для быстрого продвижения к прозрачной системе правления с прямым участием народа и к реальному соблюдению прав человека, включая права прессы. Однако в ходе обеих предшествовавших смен режима воплотить эти надежды в жизнь не удавалось. И то, что происходило после революции 2010 года, также породило разочарование и уныние: пресса стала жертвой многочисленных целенаправленных действий, единичных и систематических.
Один из шагов, предпринятых в правление переходной администрации, воспринимался как безусловно положительный: парламент отменил уголовное наказание за клевету. Эта мера вызвала живое одобрение правозащитных групп, однако изменение законодательства было, в основном, символическим: со времени объявления независимости ни один журналист не подвергался в суде уголовному преследованию за клевету: [частные] истцы, считавшие, что пострадали от неверного освещения в печати каких-то событий, предпочитали использовать гражданские иски, чтобы наказать, а то и разорить информационные органы и конкретных
4 Cm.: Kulikova S., Ibraeva G. The Historical Development and Current Situation of the Mass Media in Kyrgyzstan. Occasional Papers 1. Geneva, Switzerland: Cimera Foundation, 2002.
5 Cm.: KaragulovaK.A. Danger Ahead: The Government Discourse on the Elections and Observation before 24 March 2005. B kh.: Observing or Participating in Regime Change? Kyrgyz Perspectives on the Role of International Election Observation Missions in 2005 / Ed. by S. Torjesen, I. Overland. Oslo: Norwegian Institute of International Affairs, 2006. P. 25—43.
6 Cm.: Freedman E. After the Tulip Revolution: Journalism Education in Kyrgyzstan. Paper presented at the World Journalism Education Congress. Singapore, 2007.
7 Cm.: Wolf I. «Hizb ut-Tahrir» in Kyrgyzstan as Presented in «Vicherniy Bishkek»: A Radical Islamist Organization through the Eyes of Kyrgyz Journalists. B kh.: After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian Post-Soviet Central Asia / Ed. by E. Freedman, R. Shafer. East Lansing, Michigan: Michigan State University Press, 2011. P. 79—97.
8 Cm.: Pitts G. Professionalism among Journalists in Kyrgyzstan. B kh.: After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian Post-Soviet Central Asia. P. 233—243.
9 Cm. : Kulikova S. V., Perlmutter D.D. Blogging Down the Dictator? The Kyrgyz Revolution and Samizdat Websites. B kh.: After the Czars and Commissars: Journalism in Authoritarian Post-Soviet Central Asia. P. 263—286.
10 Cm.: Freedman E. When a Democratic Revolution Isn't Democratic or Revolutionary // Journalism, 2009, Vol. 10, No. 6. P. 843—861.
журналистов. А оскорбление официальных должностных лиц по-прежнему остается уголовным преступлением11.
Несмотря на все обещания президента переходного периода защитить свободу печати, во второй половине 2010 года возникли серьезные сомнения в ее светлом будущем в Кыргызстане. В мае 2011 года представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ с одобрением отозвался об усилиях правительства Отун-баевой учредить общественное радиовещание и отменить уголовное наказание за клевету, но выразил беспокойство по поводу безопасности журналистов12. Одновременно Комитет защиты журналистов резко критиковал ее за то, что та не вмешалась в уголовный процесс Азимжа-на Аскарова — правозащитника и внештатного сотрудника независимого новостного вебсайта «Voice of Freedom» (Голос Свободы), приговоренного к тюремному заключению; ниже о деле Аскарова будет сказано подробнее.
Международные НПО, занимающиеся мониторингом соблюдения прав прессы, по-прежнему весьма низко оценивают соблюдение этих прав в Кыргызстане. Доклад «Фридом хаус» «Свобода прессы» оценивает систему прессы в Кыргызстане как «не свободную», а доклад той же организации «Свобода в сети» поместил Кыргызстан на 18 место среди 47 оцениваемых стран13. Доклад Айрекс от 2012 года относительно жизнеспособности и устойчивости СМИ в регионе оценивает систему прессы в Кыргызстане как в очень малой степени «приближающуюся к устойчивости» в том, что касается свободы слова, плюрализма источников новостей и факторов, связанных с институтами поддержки, и как «неустойчивую смешанную систему» с точки зрения факторов, связанных с профессионализмом журналистики и управле-нием14. «Репортеры без границ» помещают Кыргызстан на 108 место из 179 стран15.
Разочаровывающая неспособность переходной администрации защитить и расширить свободу печати частично могла объясняться общей неопределенностью обстановки в Кыргызстане сразу после революции, национальной травмой, порожденной межэтническим насилием на юге страны, и сохраняющимся наследием авторитаризма.
Но каковы бы ни были причины тогдашней ситуации, имеет смысл проанализировать события и политику при политически более устойчивой, как предполагается, администрации демократически избранного президента Атамбаева. Таким образом, основной вопрос настоящего исследования звучит следующим образом: Как выглядела ситуация со свободой печати в Кыргызстане в первый год правления Атамбаева — с 1 декабря 2011 года по 30 ноября 2012-го?
Методы исследования
Настоящая статья во многом основывается на 11 подробных интервью с журналистами, преподавателями журналистики и экспертами по средствам массовой информации, проведенными в Бишкеке и Оше в мае 2012 года. Эти города были выбраны потому, что один из них — столица Кыргызстана, а другой — второй по величине город страны — оказался в
11 Cm.: Freedom of the Press 2012 — Kyrgyzstan // Freedom House [http://www.freedomhouse.org].
12 Cm.: OSCE Media Freedom Representative Praises Kyrgyzstan's Media Freedom Progress, Urges Authorities to Ensure Safety of Journalists. Press Release // Organization for Security and Cooperation in Europe [http://www.osce.org/ fom/77788], 19 May 2011.
13 Cm.: Freedom of the Press 2012; Freedom on the Net 2012 // Freedom House [http:www.freedomhouse.org].
14 Cm. : Media Sustainability Index 2012: The Development of Sustainable Independent Media in Europe and Eurasia // International Research & Exchanges Board, 2012. P. 290.
15 Cm.: Press Freedom Index 2011/2012, 2012 // Reporters sans Frontières [http://en.rsf.org/press-freedom-index-2011-2012,1043 .html].
центре вспышки межэтнического насилия в июне 2010 года, через несколько месяцев после революции. Интервьюируемые были отобраны на основании их опыта работы в самых разнообразных печатных, вещательных и сетевых СМИ, включая государственные, независимые и оппозиционные средства информации. Интервью велись по-русски с помощью переводчика или по-английски. Большинство интервью продолжались от сорока пяти до девяноста минут, участников просили подписать документ с подтверждением их информированного согласия на интервью, утвержденный университетом, в котором работает автор данной статьи; участники имели право запретить упоминать их имена в исследовательских публикациях и статьях, и двое воспользовались этим правом.
Всесторонние, подробные интервью как элемент исследования использовались во многих работах, посвященных средствам массовой информации Кыргызстана. В качестве примеров можно указать исследования ситуации в прессе после «революции тюльпанов»16 и ситуации с экологической журналистикой в Кыргызстане и Казахстане17. Диссертация И. Вольф об освещении деятельности партии «Хизб ут-Тахрир» на страницах газет включала интервью с репортерами «Вечернего Бишкека», писавшими о запрещенной исламистской организации18.
Помимо формальных интервью с глазу на глаз автор провел в Оше дискуссию за круглым столом с девятью молодыми радиожурналистами, работающими на двуязычном общественном Радио «Ынтымак», которое было создано базирующейся в США неправительственной организацией «Интерньюз»; название радиостанции и на кыргызском, и на узбекском языке означает «согласие», «гармония». По словам директора «Интерньюз» по Кыргызстану, запланировано также открыть и телевизионную станцию19. Кроме того, статья основывается на докладах и заявлениях, поступающих из международных правозащитных НПО, НПО, занимающихся защитой прав прессы и из других групп гражданского общества; на сообщениях кыр-гызстанских и зарубежных средств массовой информации и на неофициальных беседах с другими экспертами20.
Гранты на проведение полевых исследований были предоставлены Национальным советом евразийских и восточноевропейских исследований и Программой исследований мусульманства и Школой журналистики Университета шт. Мичиган.
Действия, направленные против прессы
Символом общей ситуации со СМИ в изучаемый период могло бы служить положение заключенного в тюрьму журналиста-активиста Азимжана Аскарова. Аскаров — правозащит-
16 См.: FreedmanE. When a Democratic Revolution Isn't Democratic or Revolutionary.
17 См.: Freedman E. Environmental Journalism and Ecological Nongovernmental Organizations in Kyrgyzstan and Kazakhstan: Too Rarely Shall the Twain Meet // Central Eurasian Studies Society, October 2009.
18 См.: Wolf I. Comparative Quantitative and Qualitative Content Analyses of Coverage of «Hizb ut-Tahrir» in German, British and Kyrgyz Quality Newspapers in 2002—2007. Dissertation for a Ph.D. in Psychology. Germany: University of Constance, 2011, 362 pp.
19 Интервью с Марком Уолшем, 22 ноября 2012, Бишкек.
20 В числе СМИ, международных организаций и НПО, чьи сообщения послужили в качестве источников данной статьи, можно назвать Комитет защиты журналистов; Институт по освещению войны и мира; «Фергана — Международное агентство новостей»; EurasiaNet; Служба новостей организации «Форум 18»; Международную группу по предотвращению кризисов; Совет по международным исследованиям и обменам; Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»; Государственный департамент США; «Эмнисти интернэшнл»; «Репортеры без границ»; Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе; Международную ассоциацию по защите свободы слова (IFEX) и «Хьюман райтс вотч».
ник и журналист, писавший для базирующегося в Москве Международного агентства новостей «Фергана», веб-сайта «Голос Свободы» и других СМИ. Сейчас он отбывает пожизненное заключение в результате сфабрикованных обвинений в организации массовых беспорядков, владении экстремистской литературой и боеприпасами, попытке похищения и соучастии в убийстве полицейского21. «Эмнисти интернэшнл» признала его узником совести; ему были заочно вручены правозащитная премия Московской Хельсинкской группы и премия чешской НПО «Нуждающиеся люди» («People in Need»).
В ходе событий, как бы обрамлявших исследуемый год, защитники прав прессы с жаром требовали освободить Аскарова. Эти требования раздавались в период, когда Атамбаев готовился вступить в должность; конец первого года его президентства также был отмечен всплеском внимания к этой проблеме. Однако призывы к освобождению Аскарова стали звучать еще раньше: можно упомянуть, в частности, обращение Комитета защиты журналистов к президенту переходного периода Отунбаевой от 14 июня 2011 года с призывом выпустить Аска-рова на свободу. Вскоре после того, как Атамбаев вступил в должность, Комитет выступил с критикой постановления Верховного Суда от 30 декабря, оставившего приговор в силе. Ближе к концу исследуемого периода, 12 ноября 2012 года, Правовая инициатива «Открытое общество» и кыргызстанский адвокат подали от его имени жалобу в Комитет по правам человека ООН. В жалобе утверждалось, что власти преследовали Аскарова по причине его статуса как правозащитника и принадлежности к узбекскому этническому меньшинству и что власти подвергли его пыткам, незаконному содержанию под стражей и несправедливому судебному раз-бирательству22. А 21 ноября 2012 года он заочно получил международную премию Комитета защиты журналистов «За свободу прессы». Узнав о награждении от узбекской службы «Голоса Америки», Азимжан Аскаров направил в Комитет письмо, где выражал благодарность за признание его деятельности и резко критиковал то, что он называл предвзятым освещением событий «трагических дней июня 2010 года». В письме говорилось: «В Базар-Коргоне я выполнял свою работу: документировал факты насилия и помогал при опознании жертв. Были застрелены двадцать три мирных жителя, больше пятидесяти были ранены, 205 домов, принадлежащих этническим узбекам, были сожжены дотла. Но ни об одном из этих фактов не сообщалось в общедоступных кыргызских СМИ, и власти продолжают хранить молчание о массовых убийствах, грабежах и поджогах в Базар-Коргоне»23.
Дело Аскарова привлекло международное внимание, однако нарушения прав прессы в исследуемый период отнюдь не ограничиваются тяжелым положением одного-единственно-го журналиста. Они проявлялись в действиях властей по целому ряду направлений. Например, в феврале 2012 года крупнейший в стране интернет-провайдер, обслуживающий половину всех пользователей Интернета в Кыргызстане, блокировал внутри страны доступ к действующему в Москве независимому веб-сайту Международного агентства новостей «Фергана». Это было сделано по распоряжению премьер-министра Омурбека Бабанова. В сообщениях СМИ цитировались приводившиеся властями в оправдание этой меры утверждения одного из депутатов парламента о том, что «Фергана» опубликовала материал, разжигающий межконфессиональную и межэтническую вражду24. В сентябре 2012 года суд Бишкека запретил демонстрировать на Международном фестивале документальных фильмов по правам че-
21 Cm.: SuleymanovM. Otunbayeva Must Put Words into Action in Askarov Case // Committee to Protect Journalists [http://cpj.org/blog/2011/03/otunbayeva-must-put-words-into-action-in-askarov-c.php], 11 March 2011.
22 Cm.: Human Rights Azimjan Askarov Takes His Torture and Unfair Trial in Kyrgyzstan to Human Rights Committee // Ferghana News [http://enews.fergananews.com/articles/2792], 13 November 2012.
23 Cm.: A Letter of Thanks from Askarov // Committee to Protect Journalists [www.cpj.org/awards/2012/a-letter-of-thanks-from-askarov.php], 2012.
24 Cm.: Kyrgyz Government Blocks Access to News Website // Committee to Protect Journalists [http://cpj.org/2012/02/ kyrgyz-government-blocks-access-to-news-website.php], 23 February, 2012.
ловека ленту «Я — гей и мусульманин»; суд действовал по указанию Государственного комитета по делам религий25.
Результаты: главные проблемы, с которыми сталкивается пресса
Среди журналистов нет единого мнения в вопросе о том, улучшились ли при Атамбаеве условия для работы СМИ. Даже те, кто утверждал, что ситуация в целом стала лучше, с беспокойством говорили о принципиальных недостатках системы, в том числе об официальных и неофициальных ограничениях, о политически мотивированном вмешательстве в работу прессы и отсутствии независимости СМИ, о недостаточной их экономической устойчивости и жизнеспособности, о нежелании заниматься «горячими» проблемами, вызывающими споры и противоречия, и журналистскими расследованиями.
Наблюдались различия во мнениях и по географическому признаку. Журналисты на юге страны утверждали, что вследствие насилия на этнической почве в июне 2010 года положение СМИ у них в регионе более ненадежно и уязвимо, чем на севере. В обоснование этого они говорили, в частности, о самоцензуре, вызванной опасениями, что в случае новой вспышки насилия между этническими узбеками и этническими кыргызами обвинять в ней будут прессу. Эта разница в оценках полностью соответствует результатам, представленным Айрекс в его последнем «Индексе устойчивости СМИ». «Индекс» охватывает одиннадцать месяцев, непосредственно предшествовавших вступлению Атамбаева в должность, и первый месяц его пребывания на посту президента. «В целом в 2011 году оценки состояния дел со свободой слова в Кыргызстане были очень противоречивыми: некоторые участники обсуждений в экспертной группе считали, что никогда еще за 20 лет независимости в стране не было такой свободы, другие же полагали, что в 2011 году произошло множество событий, задушивших свободу»26.
Система прессы «до революции пребывала в кризисе», но после нее «в целом улучшилась». «Так обычно и происходит в Кыргызстане», — утверждает руководитель факультета журналистики и массовых коммуникаций Американского университета в Центральной Азии. «Власти дают определенную свободу писать правду», и отдельные журналисты начинают «скромные по масштабу расследования и чувствуют определенную свободу бросить вызов правительству и парламенту»27. Журналист Радио «Азаттык» (кыргызская служба Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». — Перев.) в Бишкеке отмечал: «Прежде трудно было найти информацию, и мы испытывали куда более сильное давление. Прежде [журналист] знал, кто недоволен материалом и от кого можно ждать возмущения и преследований». Теперь, продолжал он, «открытости больше, но иногда журналисты все еще чувствуют давление»28. Директор программы поддержки средств массовой информации фонда «Сорос — Кыргызстан», рассматривавшая ситуацию с точки зрения донора мероприятий по развитию СМИ, уподобила нынешнее положение дел ситуации, сложившейся после «революции тюльпанов». По ее мнению, при новом правительстве произошли определенные изменения и «в течение некото-
25 См.: TrillingD. Kyrgyzstan: Rights Activists Condemn Ban on Gay Muslim Documentary // EurasiaNet [http://www. eurasianet.org/node/65986], 1 October 2012.
26 См.: Media Sustainability Index 2012: The Development of Sustainable Independent Media in Europe and Eurasia,
P. 289.
27 Интервью с Г. Торалиевой, 15 мая 2012 года, Бишкек.
28 Интервью с З. Кубоничем, 15 мая 2012 года, Бишкек.
рого времени осуществлялись преобразования собственности», но продолжалось это, «как и в 2005 году, очень недолго». «Единственное преимущество» новой парламентской системы по сравнению со старой президентской моделью она видит в росте разнообразия на рынке СМИ, «особенно если рассматривать ресурсы Интернета», на которые не распространяется закон о средствах массовой информации. «Но отношения между СМИ и теми, кто находится у власти, не слишком изменились»29.
А работающий в Оше корреспондент международного агентства печати заметил: «В нашей стране журналистику трудно отделить от пиара. После июньских [2010 г.] событий положение все время меняется. Все повторяется и повторяется вновь. Сохраняется политический кризис... сохраняется положение, при котором журналисты посылают свои статьи на предварительный просмотр, чтобы гарантировать, что то или иное лицо будет выглядеть как надо. Это не журналистика, а пиар»30.
Далее мы приведем замечания интервьюируемых о ключевых элементах обстановки, в которой приходилось действовать СМИ в течение изучаемого периода.
Юридические и внеюридические ограничения
Ограничения на свободу печати могут исходить из множества источников, включая национальных, региональных и местных начальников и бюрократов, конкретных политиков, политические партии, а также коммерческие фирмы, неправительственные организации и другие структуры, обладающие властью — или представляющиеся таковыми. Владельцы СМИ также могут по экономическим, политическим или личным причинам ограничивать возможность своих сотрудников публиковать те или иные материалы.
Ограничения могут бросаться в глаза — законы, иски о клевете, уголовные обвинения и физические нападения. Они могут быть и не столь явными — мелкие преследования, налоговые проверки, лишение лицензий, давление на рекламодателей. Серьезным препятствием для независимого освещения событий является и самоцензура. На вопрос об опасностях, с которыми сталкиваются в Кыргызстане журналисты и редакторы, лидер общественного объединения «Журналисты» ответил: «В этой сфере мы привыкли работать в условиях чрезвычайной ситуации»31. Журналист, работающий в одной международной службе новостей, сказал: «СМИ у нас в стране заслуживают всяческого уважения, но кое-кто не повинуется законам и нормам: мне угрожают, а то и избивают меня»32.
Для иллюстрации того, о чем они говорили, интервьюируемые чаще всего ссылались на три события. Одно из них — блокирование властями действующего в Москве новостного вебсайта «Фергана — Международное агентство новостей»33. Второе — заочное осуждение прежних владельцев двух вещавших на узбекском языке телевизионных станций в Оше по сфабрикованным обвинениям в разжигании межэтнической вражды. Джавлон Мирзаходжаев из телекомпании «Мезон ТВ» и Халил Худайбердиев из «Ош ТВ» предпочли добровольное изгнание длительному тюремному сроку; судебный процесс состоялся как раз в период между президентскими выборами и вступлением Атамбаева в должность34. Третье событие — осуждение
29 Интервью с Е. Каракуловой, 14 мая 2012 года, Бишкек.
30 Интервью со 2-м интервьюируемым, пожелавшим остаться неизвестным, 18 мая 2012 года, Ош.
31 Интервью с Б. Ибраимовым, 18 мая 2012 года, Ош.
32 Интервью с 1-м интервьюируемым, пожелавшим остаться неизвестным, 16 мая 2012 года, Ош.
33 Историю вопроса см.: Kyrgyzstan: News Agency Sues Government Over «Illegal» Ban // EurasiaNet [http://www. eurasianet.org/node/66292], 12 December 2012.
34 Историю вопроса см.: Two Media Owners Sentenced in Absentia // IFEX [http://ifex.org/kyrgyzstan/2011Z11/16/ media_owners_sentenced_absentia], 16 November 2011.
журналиста Владимира Фарафонова, русского по национальности, по обвинению в разжигании расовой ненависти, в соответствии с законом, запрещающим «разжигание неприязни по национальному, расовому, религиозному или региональному признаку»35. Журналист был оштрафован на 50 тыс. сомов (около 1 100 долл. США), но суд не удовлетворил требование обвинения о приговоре к лишению свободы36.
Дело Фарафонова, в частности, стало лакмусовой бумажкой, позволяющей выявить пределы терпимости властей к непопулярной и потенциально взрывоопасной журналистике. Легко понять возмущение большинства населения его утверждением на страницах газеты «Белый парус», что «только 20% этнических кыргызов являются «людьми современной эпохи», а 80% их «тупо застряли в азиатском средневековье»37. Как говорится по этому поводу в материале одного из международных электронных СМИ, «мало кто станет спорить с тем, что статья Фа-рафонова содержит отталкивающие и оскорбительные для кыргызов выпады, тем не менее для системы правосудия Кыргызстана дело [Фарафонова] представляет собой проверку на справедливость: ведь в ситуации всплеска националистической риторики, последовавшего за вспышкой этнического насилия между кыргызами и узбеками в июне 2010 года, ни один этнический кыргыз не представал перед судом по обвинению, сравнимому с тем, что было предъявлено Фарафонову»38. А западный эксперт по СМИ, работающий в Бишкеке, заметил: «Дела такого рода — вещь очень серьезная. Это верный способ спровоцировать всплеск этнической ненависти — и все же журналистам предъявляют обвинения в суде»39.
Помимо этих событий интервьюируемые упоминали иск о клевете против сетевого издания «24^» и неудавшееся давление на экономического обозревателя «Вечернего Бишкека» Дину Маслову, чтобы побудить ее покинуть страну из-за написанной ею статьи о конфликте на юге страны. «Национальная комиссия по развитию государственного языка при президенте Кыргызской Республики сочла, что статья оскорбила чувства кыргызов, поскольку в материале Дины [Масловой] в отношении тех, кто проявляет нетерпимость к представителям других национальностей, прозвучали слова: «интеллектуально ограниченные люди»... Члены Комиссии связались с Масловой и высказали ей свое мнение по поводу написанной ею статьи. Тогда Маслова опубликовала еще одну статью, в которой рассказала, что члены Комиссии инициировали сбор подписей с целью объявить ее персоной нон грата и заставить покинуть страну»40.
Чтобы проиллюстрировать более тонкие методы давления, которое могут оказывать на прессу влиятельные лица, причастные к формированию политики, можно упомянуть случай, когда российский дипломат настоятельно рекомендовал радиожурналисту не развивать тему об американской военной базе в Кыргызстане, утверждая, что освещение этой проблемы может повредить отношениям между Россией и Кыргызстаном. Журналист цитировал слова дипломата: «Идет большая игра. Держитесь от нее подальше». Это замечание было сделано «по-хорошему», вспоминал журналист, и дипломат не требовал удалить материал, «но побуждал меня быть осторожнее в будущем. Конечно, это меня не остановило. То, как они со мной говорили, взбесило меня»41.
35 Историю вопроса см.: Trilling D. Kyrgyzstan: «Political Reporting is Not a Crime»—Watchdog // EurasiaNet [http://www.eurasianet.org/node/65067], 1 March 2012.
36 См.:MuratbekovA. Kyrgyzstan: Caught between Nationalists, Court Fines Journalist // Global Voices Online [http:// globalvoicesonline.org/2012/07/10/kyrgyzstan-caught-between-nationalists-court-fines-journalist], 10 July 2012.
37 Цит. по: Rickleton C. Kyrgyzstan: Prosecution of Russian Journalist Tests Ethnic Enmity Laws // EurasiaNet [http:// www.eurasianet.org/node/65130], 14 March 2012.
38 Ibidem.
39 Интервью с Ф. Стайерсом, 14 мая 2012 года, Бишкек.
40 Электронное письмо автору от Г. Торалиевой, 26 февраля 2013.
41 Интервью с З. Кубоничем, 15 мая 2012 года, Бишкек.
Отсутствие доступа к информации и к должностным лицам
Трудности получения информации как от государственных органов и должностных лиц, так и из неофициальных источников остаются серьезным препятствием к эффективному освещению событий. Хотя администрация Атамбаева пытается повысить прозрачность, «правительство меняется, но игроки все те же», — говорит эксперт по СМИ о министерских чиновниках. «За окнами все те же люди. Они все так же враждебно относятся к прессе, что побуждает их чинить помехи»42.
Вдалеке от столицы доступ к официальной информации может быть труднее, чем в Бишкеке. Молодой журналист, работающий на Радио «Ынтымак» в Оше, заметил: «Для нас действительно большая проблема получить какую-то информацию от государственных органов или чиновников». Многое зависит от «известности того или иного СМИ» и от личности жур-налиста43. Журналист из газеты «Ош Шамы» (Ошская свеча) сказал в ответ на наши вопросы: «Общество недостаточно открыто для того, чтобы журналистам давали интервью о стоящих перед нами проблемах... Такой в Оше настрой: каждый слишком беспокоится о том, что подумают другие, что они скажут о нем». К тому же, по его словам, бюрократические процедуры могут быть очень медленными. Так, муниципальные чиновники, которых попросили дать интервью по проблеме ВИЧ/СПИД, должны были обращаться за разрешением говорить с прессой к мэру и в Бишкек. «Это долгий процесс, который отнимает много времени»44. Координатор ошского ресурсного центра СМИ жаловался, что журналисты получают «кашу» или «смесь» из истинной и ложной информации, особенно после межэтнических насилий в июне 2010 года45.
Непрозрачная собственность и недостаток экономической устойчивости
Как замечают Т. Ханич и Р. Берганза, «журналисты действуют не в вакууме, но в весьма сложно организованной и структурированной среде, прежде всего в условиях, накладываемых обстановкой в отделе новостей и в их СМИ. В частности, с давних пор очень важным, если не главным фактором, определяющим весь процесс производства новостей в том или ином информационном органе, считается собственность на данное СМИ»46. Таким образом, ситуация с собственностью на СМИ — одно из наиболее опасных препятствий для независимости прессы в Кыргызстане.
«У каждого парламентария, у каждой партии, у каждой политической организации есть своя собственная газета или газета, находящаяся под их влиянием», притом, что структура собственности на СМИ непрозрачна, поскольку реальный владелец часто прячется под вывеской акционерной компании. «О подлинной повестке того или иного СМИ можно судить по его содержанию», — говорит исследователь СМИ47. «Чтобы огласить свои политические мне-
42 Интервью с Ф. Стайерсом, 14 мая 2012 года, Бишкек.
43 «Круглый стол» на Радио «Ынтымак», 17 мая 2012 года, Ош.
44 Интервью с Т. Айдакуновым, 18 мая 2012 года, Ош.
45 Интервью с А. Пятибратовой, 17 мая 2012 года, Ош.
46 См.: Hanitzch T., Berganza R. Explaining Journalists' Trust in Public Institutions across 20 Countries: Media Freedom, Corruption, and Ownership Matter Most // Journal of Communication, 2012, Vol. 62, No. 5. P. 794—814.
47 Интервью с Ф. Стайерсом, 14 мая 2012, Бишкек.
ния и подходы, политики создают газету, которая прекращает выход после двух или трех номеров», — сказал защитник прав прессы48.
«Часто у политика есть своя собственная газета, которая, как и работающие в ней журналисты, разделяет его интересы и пристрастия. Работающие в ней журналисты стараются писать то, что понравится их шефу»49.
Руководящий работник одного из НПО гражданской направленности утверждает: «Проблема собственности на СМИ остается в стране нерешенной. Все и каждый знают, кому принадлежат многие из так называемых «независимых» СМИ». Она отметила отсутствие системы рейтингов для телевизионных станций и непрозрачность методов подсчета тиражей газет и отсутствие поддающихся проверке данных об их величине. По ее мнению, пройдет немало времени, прежде чем доходы от рекламы станут достаточными для того, чтобы обеспечивать СМИ экономическую устойчивость; она предсказывает, что некоторые газеты в ближайшее десятилетие станут собственностью крупных компаний, принадлежащих инвесторам, и смогут жить на доходы от рекламы50.
Экономическая неустойчивость СМИ тесно связана с вопросами о собственности. Все согласны в том, что владение негосударственными СМИ — за возможным исключением «Вечернего Бишкека» — не приносит финансовой выгоды, но выгода их владельцев состоит в другом: в пиаре и политическом влиянии. Среди независимых газет в настоящее время экономической устойчивостью может похвастаться только «Вечерний Бишкек», считает исследователь СМИ, но, предостерегает он, через некоторое время этот статус газеты «испарится. поскольку все свои деньги та делает на тематических объявлениях, а их сегодня предпочитают публиковать и читать в онлайне и с этой целью обращаются к веб-сайту «Diesel.kg». В стране имеется всего с десяток крупных рекламодателей. Это банки, компании, производящие напитки, и телекоммуникационные компании», — заметил он и добавил: «Для развития рынка рекламы потребуются долгие годы»51.
Профессиональные умения и профессиональная этика журналистов
Многие из интервьюируемых весьма невысоко отзывались о профессиональном уровне журналистов, об их профессиональной этике или о том и другом вместе. Так, редактор Радио «Свободная Европа/Радио «Свобода» говорил об «отсутствии в стране квалифицированных журналистов» за исключением работающих в таких международных службах новостей, как РСЕ/РС и Би-би-си. «Даже на государственных телевизионных каналах в тех случаях, когда они все-таки обращаются к этим [являющимся предметом споров и конфликтов] проблемам, качество освещения бывает очень низким»52. Широкое распространение взяток он объясняет низким уровнем зарплат: по его словам, в региональных СМИ журналисты могут заработать всего 100—150 долл. в месяц, а в бишкекских — 300—500 долл. «в зависимости от профессионального уровня», хотя международные службы новостей платят больше. «Поэтому, — продолжал он, — журналисты охотно принимают взятки деньгами или товарами»53. По словам директора ошского ресурсного центра СМИ, студенты, изучающие журналистику, не полу-
48 Интервью с Б. Ибраимовым, 18 мая 2012 года, Ош.
49 «Круглый стол» на Радио «Ынтымак», 17 мая 2012 года, Ош.
50 Интервью с Е. Каракуловой, 14 мая 2012 года, Бишкек.
51 Интервью с Ф. Стайерсом, 14 мая 2012 года, Бишкек.
52 Интервью с Т. Умаралиевым, 14 мая 2012 года, Бишкек.
53 Там же.
чают даже элементарных знаний о том, как нужно выстраивать материал, чего требуют от них законодательство и нормы этики, какова структура правительства, и не представляют, какие именно последствия могут вызвать их публикации. А когда новоиспеченные журналисты приходят в СМИ, они сталкиваются с тем, что «в организации нет никаких правил редактирования материалов и никакой конкретной политики, которой они должны следовать. Им говорят, куда пойти, с кем встретиться, что написать — результаты работы известны заранее»54.
К тому же самые способные выпускники университетов все чаще предпочитают заниматься не журналистикой, а пиаром или искать себе работу в международных неправительственных организациях, потому что возможности и зарплата в местных СМИ их не устраива-ют55. Один журналист прямо говорит: «Молодым людям это не нужно», имея в виду зарплату, недостаточную для того, чтобы содержать семью, и возможность физического нападения или гибели56. Однако настроенный более оптимистично молодой репортер из Радио «Ынтымак» сказал: «У каждого журналиста должна быть мечта расти на работе, занять более высокое положение»57.
Ликвидация узбекоязычных СМИ
Межэтнические столкновения июня 2010 года в Южном Кыргызстане остаются одной из самых разрушительных помех для развития независимых СМИ, которые могли бы служить надежным источником информации. Мало того, что в период пребывания у власти временной администрации Отунбаевой в Оше были закрыты две телевизионные станции, вещавшие на узбекском языке, еще и многие журналисты-узбеки перебрались с юга в Бишкек или покинули страну. Этнические кыргызы завладели также двумя газетами, выходившими на узбекском языке. «СМИ на узбекском языке оказались полностью стерты с панорамы СМИ Кыргызстана. На юге осталась одна-единственная газета с тиражом 1 000 экземпляров, но она финансируется государством и, как отметила руководящий сотрудник гражданской НПО, «балансирует на грани выживания». А «на телевидении дела обстоят еще хуже»58. По сообщению на юге страны три муниципалитета издают еженедельные газеты на узбекском языке — все три малотиражные59, и, «возможно, самой яркой надеждой на возрождения средств массовой информации на узбекском языке является сегодня Радио «Ынтымак»60.
Дальнейшие результаты: общий эффект освещения новостей в СМИ
В своей совокупности эти факторы дают два бросающихся в глаза взаимосвязанных эффекта: стремление избегать «горячих», вызывающих острые разногласия тем — в первую очередь это межэтнический конфликт, — а также отсутствие журналистских расследований.
54 Интервью с М. Айтиевой, 15 мая 2012 года, Бишкек.
55 Интервью с Г. Торалиевой, 15 мая 2012 года, Бишкек.
56 Интервью с 1-м интервьюируемым, пожелавшим остаться неизвестным, 16 мая 2012 года, Ош.
57 «Круглый стол» на Радио «Ынтымак», 17 мая 2012 года, Ош.
58 Интервью с Е. Каракуловой, 14 мая 2012 года, Бишкек.
59 См.: Kyrgyzstan: Language and Media Still Sensitive Subjects in Southern Regions // EurasiaNet [http://www. eurasianet.org/node/66068], 18 October 2012.
60 См.: Ibidem.
М. Эсенов в комплексном многоаспектном обзоре освещения этнических конфликтов в международных СМИ говорит не только о важной роли освещения этих конфликтов, но и о том, что пристрастная журналистика, солидаризирующаяся с какой-либо одной из сторон, может подливать масла в огонь насилия, как это, по мнению некоторых аналитиков, происходило в Чечне и в ходе событий июня 2010 года в Кыргызстане. О первом он пишет: «Такие материалы не только информируют людей, но и формируют массовые представления и настроения. И очень важно, каким образом средства массовой информации преподносят и интерпретируют те или иные факты, связанные с этничностью»61. Что касается второго аспекта, Эсенов цитирует Д. Атыканову, изучавшую освещение этнического конфликта в газетах на протяжении 2010 года. «Она приходит к выводу, что многие статьи на этнические темы в рассматриваемый период выражали гнев и осуждение по отношению к тому или другому этносу и тем самым способствовали обострению конфликта»62.
В интервью, данном после его заочного осуждения, прежний владелец ошского телеканала, эмигрировавший из страны, обсуждал этническую ситуацию с точки зрения профессионализма СМИ. Он утверждал, что нарастание национализма, наблюдавшееся при режиме Ба-киева, еще усилилось после беспорядков, в том числе и «погромов» против этнических курдов и турок в деревнях близ Бишкека весной 2010 года. И продолжал: «В период правления Баки-ева происходило усиление националистических тенденций в обществе, которые усилились после его изгнания в апреле 2010 года. Это видно на примерах погромов против проживающих за пределами Бишкека этнических турок и курдов, происходивших весной 2010 года. В этот же период на юге Кыргызстана, куда Бакиев бежал из Бишкека, начали распространяться слухи о стычках на национальной почве. Журналисты Ош ТВ выезжали на места для выяснения обстоятельств и освещения всех конфликтных ситуаций. Как они выяснили, данные конфликты не носили националистического характера — это была борьба за власть, но напряжение в обществе все же порождало такие слухи.
Понимая роль и влияние средств массовой информации, мы, журналисты, старались нейтрализовать эти слухи, называя вещи своими именами. И когда в мае до нас дошла информация о митинге протеста в Джалал-Абаде с участием лидера узбекской общины Кадыржана Батырова и губернатора области Бектура Асанова — этнического кыргыза, мы решили сделать об этом репортаж. Мы поняли, что это очень хороший материал для нейтрализации слухов о конфликте — два лидера, этнический узбек и этнический кыргыз, проводили совместный митинг, и мы его выдали в эфир. И мы так работали до 11 июня 2010 года — дня начала конфликта, выдавая в эфир по пять выпусков новостей в день. 11 июня мэр г. Оша Мелис Мырзакматов распорядился прекратить эфир»63.
Реальность такова, что больше 80% всех арестованных по подозрению в причастности к насилию в июне 2010 года являются этническими узбеками, хотя именно узбеки составляют более 70% процентов среди жертв64.
СМИ избегают прямо обращаться к теме этнических конфликтов — возможно, из боязни, а может быть, потому, что, как сказала работник гражданской неправительственной организации, не существует «никакой экономической необходимости работать на многоязычное общество». «Это возвращает нас к вопросу о собственности: если бы СМИ зависели от рейтингов,
61 См.: Эсенов М. Роль СМИ в освещении этнической тематики // Центральная Азия и Кавказ, 2012, Том 15, Выпуск 2. С. 7.
62 См.: Там же. С. 8.
63 См.: Интервью с Халилом Худайбердиевым о «правосудии» и свободе прессы [http://cpj.org/ru/2011/12/---1.
php].
64 См.: Country Reports on Human Rights Practices for 2011: Kyrgyz Republic // U.S. Department of State [http://www. state.gov/documents/organization/186678.pdf].
они боролись бы за каждого читателя и каждого зрителя»65. Координатор ошского ресурсного центра СМИ отметила: «Не принято писать о проблемах, относящихся к конкретным национальностям»66.
По поводу другой «горячей» темы, считающейся в значительной степени запретной, один из руководящих сотрудников общественного объединения «Журналисты» заявил: «Поднимать проблемы коррупции в связи с политическими деятелями по-настоящему опасно», добавив, что «ответственным журналистам» необходимы источники сбалансированной и точной информации, которые в Кыргызстане нелегко найти67. В том, что коррупция остается серьезной проблемой, сомневаться не приходится. Последний доклад «Транспаренси интернэшнл» о восприятии коррупции в публичной сфере помещает Кыргызстан в 13-ю процентиль среди 154 стран; он набрал 24 из 100 возможных пунктов на шкале, где 0 соответствует «высокой степени коррупции», а 100 — «высокой степени неподкупности»68. В июле 2012 года Верховный комиссар ООН по правам человека охарактеризовал коррупцию как серьезное препятствие для верховенства права и соблюдения прав человека69. Отдельные случаи, о которых сообщалось в течение первого года пребывания Атамбаева на посту, свидетельствуют, что коррупция никуда не исчезла, и лишний раз демонстрируют необходимость бдительной, активной и независимой прессы, которая могла бы сообщать о таких фактах. Например, в июне 2012 года был арестован депутат парламента от оппозиции, ранее занимавший пост мэра Бишкека, а в следующем месяце власти обвинили министра социального развития в попытке вымогательства денег у международного агентства по усыновлению70. В ноябре в Кыргызстане по обвинению в злоупотреблении служебным положением, подделке и мошенничестве была арестована высокопоставленная чиновница из Министерства энергетики. Как утверждают, она выдала лицензию фиктивной компании, которая закупала энергию по заниженным ценам и перепродавала ее потребителям по искусственно завышенным тарифам71.
Что касается журналистских расследований, то, по словам руководящего сотрудника гражданской неправительственной организации, «система владения средствами массовой информации должна измениться... Собственность препятствует проведению журналистских расследований. В отделах информации проводится только та политика и практика, которая не идет вразрез с желаниями владельца, и журналистам приходится мириться с этим», хотя вслух об этом не говорят72. Другими словами, тесные экономические и политические союзы между отельными политиками и партиями, с одной стороны, и владельцами СМИ — с другой, препятствуют независимому освещению событий, сообщению новостей и анализу. Называют три основных фактора, подрывающих возможность независимых журналистских расследований и освещения материала.
■ Во-первых, журналистам и редакторам мешают или прямо запрещают собирать материалы для возможных публикаций, способных создать какие-то неудобства для
65 Интервью с Е. Каракуловой, 14 мая 2012 года, Бишкек.
66 Интервью с А. Пятибратовой, 17 мая 2012 года, Ош.
67 Интервью с Б. Ибраимовым, 18 мая 2012 года, Ош.
68 См.: Corruption Perceptions Index 2012 // Transparency International [http://www.transparency.0rg/c0untry#KGZ], 5 December 2012.
69 См.: Kim S.U. UN Rights Chief Urges Kyrgyzstan to Address Corruption, Discrimination // Jurist [http://jurist.org/ paperchase/2012/07/un-rights-chief-urges-kyrgyzstan-to-address-corruption-discrimination.php], 10 July 2012.
70 См.: Rickleton C. Kyrgyzstan: Is Corruption Controversy and Sign of Political Trouble Ahead? // EurasiaNet [http:// www.eurasianet.org/node/65715], 26 July 2012.
71 См.: Sultankulova A. Kyrgyzstan Energy Official Faces Corruption Charges // RIA Novosti [http://en.rian.ru/ news/20121112/177388448.html], 12 November, 2012; русский текст см., в частности: Еще один высокопоставленный чиновник обвиняется в коррупции [http://rus.azattyk.org/archive/ky_news_in_russian_ru/20121112/4795/4795. html?id=24768103].
72 Интервью с Е. Каракуловой, 14 мая 2012 года, Бишкек.
покровителей или спонсоров данного СМИ или поставить под угрозу продолжение финансовой поддержки.
■ Во-вторых, репортерам и редакторам приказывают раскапывать истории, порочащие противников покровителей и спонсоров данного СМИ, включая слухи и инсинуации.
■ В-третьих, столь очевидное отсутствие честности и независимости ставит под угрозу общественное доверие к прессе как институту гражданского общества, стремящемуся к прозрачности деятельности и ответственности правительства и других органов власти и центров влияния.
Выводы
Положение дел с правами прессы в Кыргызстане следует рассматривать в более широком контексте нарушения личных и политических прав на протяжении тех же двенадцати месяцев. Ставшие известными нарушения прав человека в течение изучаемого периода можно разбить на следующие категории.
Религиозные права. Правоохранительные органы и другие государственные институты «не препятствовали актам насилия против людей, пытавшихся воспользоваться правом на свободу религии или вероисповедания, и даже проявляли сочувствие к таким действиям», включавшим поджог молитвенного дома Свидетелей Иеговы в Джалалабадской области и нападения на протестантов в Нарынской области73.
Права заключенных. По сообщениям правозащитной группы «Справедливость», полиция избила лиц, содержащихся под стражей в центре временного задержания в Джалал-Абаде 6 ноября. Некоторых из задержанных при поиске мобильных телефонов и другой «контрабанды» раздевали догола и подвергали унижениям74.
Права инвалидов. Кыргызстан до сих пор не ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов, что лишает большинство детей с особыми потребностями многих возможностей для получения образования75.
Следует также понимать, что права прессы установлены не только для того, чтобы защитить СМИ и журналистов. Напротив, эти права — краеугольный камень прозрачного и откликающегося на требования общества демократического правления. Из-за нарушения этих прав страна не обеспечивает ее жителям возможность принимать информированные решения, касающиеся публичной политики и должностных лиц. Бросается в глаза, насколько результаты данного исследования в части, касающейся препятствий в отношении доступа к информации, совпадают с замечанием Дж.Е. Релли о взаимосвязи между доступом к информации и свободой выражения мнений. Авторы, пишущие на эту тему, отмечают, что доступ к информации «неотделим от свободы печати, поскольку печать — важнейшее средство, позволяющее следить за информацией о действиях власти. Теория демократии предполагает, что информированный электорат не может существовать без свободных средств массовой информации и без доступа к информации по общественным вопросам, обеспечивающих в конечном результате обратную связь между правительством и гражданами. Эта модель базируется на предположении, что граждане — самостоятельно или с помощью материалов СМИ — пользуются
73 См.: BayramM. Kyrgyzstan: We Need to Protect the Rights of the Majority // Forum 18 News Service [http://www. forum 18. org/ Archive.php?article_id=1712], 15 June 2012.
74 См.: Human Rights Watch, Kyrgyzstan: Investigate, Prosecute Police Abuse, statement, [http://www.hrw.org/ news/2012/11/14/kyrgyzstan-investigate-prosecute-police-abuse], 14 November 2012.
75 См.: Kyrgyzstan: Schools Wrestle with Equal Access Issue // EurasiaNet.org [http://www.eurasianet.org/node/66102], 24 October 2012.
доступом к той информации, которой располагают органы власти, и в конечном счете контролируют власти через свободные и справедливые выборы»76.
Так насколько же привержено сегодня правительство Атамбаева к свободе печати? Как выразился представитель общественного объединения «Журналисты», «если правительство прозрачно без темных мест, то почему оно так боится сайтов, подобных Ferghana.ru?»77 Исследователь СМИ заметила, что даже хорошие журналисты «всегда вынуждены подчиняться какому-то редактору, который в свою очередь подчиняется кому-то еще. Всегда есть политическая повестка дня». Но и при всем том, считает она, исследования показывают, что доверие к прессе остается «довольно сильным» и, хотя «люди могут сколько угодно жаловаться, они хотят видеть в СМИ хороший образ Кыргызстана»78. Все же директор ошского ресурсного центра СМИ добавляет: «Никто не доверяет государственным СМИ»79.
Отзывы отдельных журналистов и экспертов по СМИ подтверждают вывод защитников прав прессы о том, что в первый год пребывания Атамбаева в должности обещания защитить свободу печати так и не были выполнены. Журналисты также согласны, что путь к этой цели не будет ни быстрым, ни гладким, хотя требования перемен будут продолжаться. Остается вопрос, насколько молодая еще президентская администрация и наделенный по Конституции большими полномочиями Жогорку Кенеш готовы принять законы и проводить политику и практику, направленные на соблюдение и защиту прав прессы. И даже если национальные власти предпримут инициативы по защите прессы, поставив это в качестве приоритетной задачи, остаются сомнения в том, что должностные лица на местах будут готовы следовать подобным инициативам. Сохраняется также неуверенность в том, насколько граждане готовы будут поддержать права прессы, и в том, хватит ли у владельцев СМИ храбрости бросить вызов официальным и квазиофициальным ограничениям, а также в финансовой устойчивости тех независимых СМИ, которые не станут обслуживать правительство, политические партии, а также отдельных политиков или не будут у них на содержании.
Исследователям важно не ограничиваться анализом официальных заявлений и информации и идти дальше, расспрашивая самих действующих журналистов о том, как в реальности обстоит дело со свободой печати и как реальная ситуация отражается на их способности исполнять свои профессиональные обязанности. Негативные эффекты, такие как самоцензура, получение взяток, конфликт интересов, угрозы и преследования, подрывают способность добиться общественного доверия к этичности и надежности сообщений в прессе и к способности прессы быть основополагающим институтом демократического общества, создавать действенные каналы для участия граждан в управлении и для защиты личных и политических прав. Важным предметом для исследования являются также отношения, восприятие ситуации и методы преподавателей журналистики, ведь их студенты — это будущие журналисты и профессиональные коммуникаторы.
Но тогда в заключение следует задаться вопросом: Как же выглядит прогноз ситуации со свободой печати на ближайшие пять лет? «События в Кыргызстане учат нас не строить планы на будущее. Я ничего не могу сказать о будущем», — отвечает координатор ошского ресурсного центра СМИ»80.
76 См.: Relly J.E. Do Journalists Have Information Access? Exploring News Media Freedom and Colonial Heritage in 42 Nations. Paper presented to the Association for Education in Journalism and Mass Communication, 2010.
77 Интервью с Б. Ибраимовым, 18 мая 2012 года, Ош.
78 Интервью с Ф. Стайерсом, 14 мая 2012 года, Бишкек.
79 Интервью с М. Айтиевой, 15 мая 2012 года, Бишкек.
80 Интервью с А. Пятибратовой, 17 мая 2012 года, Ош.